II
V
III
4230
Рис. 130. Типовые сечения подходных выработок
ходных выработок к основным подземным сооружениям при без рельсовом транспорте.
Разработано пять типовых сечений — четыре для двухпутного движения и одно — для однопутного. Форма поперечного сечения подходных выработок принята на основании положений, изложен ных в § 7 и с учетом специальных исследований, проведенных на моделях методом фотоупругости.
Основными типовыми сечениями позволяющими пропустить круп ное оборудование (гидроподъемник МШТС-2ТП, экскаватор ЭП-1, самоходные буровые установки СБУ-4, автосамосвалы БелАЗ-540, автопогрузчик 4006, пневмоколесный кран К-102 и др.), являются I и IV (рис. 130), рассчитаны они на проходку с применением погру зочной машины ПНБ-Зк. Тип I предусматривает двухпутное дви жение автотранспорта, тип IV — однопутное. Площадь попереч ного сечения выработки по внутреннему контуру крепи составляет для типа I 34,4 м2, для типа IV — 20,8 м2. Коэффициент использо вания площади поперечного сечения 0,90—0,92.
Остальные три типа сечений рассчитаны на применение экскава торной погрузки при проходке подходных выработок и допускаются к применению только в особых случаях, например при необходимости пропуска в основное сооружение крупногабаритного оборудова ния и деталей.
Выполненная типизация проектов подходных выработок, как показывают подсчеты, позволяет получить значительную экономию
(100 тыс. руб. в год) из-за более полного использования площади поперечного сечения, широкого внедрения облегченных временных крепей и сокращения объема проектных работ.
Тем не менее, высокая стоимость подходных выработок требует разработки таких решений, при которых число их было бы мини мальным (1—2 выработки) для обеспечения заданного срока строительства.
Опыт показывает, что подземные работы в отличие от иногда практикуемых решений следует начинать лишь после готовности жилых поселков, мастерских, материальных складов, душевых комбинатов, компрессорных станций, линий электропередач и транс форматорных подстанций, подъездных дорог и других временных сооружений на строительных площадках.
Раскрытие каждого забоя целесообразно производить только после завершения плана организационно-технической подготовки (наличие проходчиков требуемой квалификации, проектной доку ментации, комплексов оборудования для проходческих и бетонных работ, запасных частей, строительных материалов, двух надежных независимых источников энергии, а также технического водоснаб жения непосредственно у порталов подземных сооружений или под
ходных выработок). Все |
эти мероприятия, естественно, |
требуют |
на каждом строительном |
участке определенных затрат |
времени |
и средств, что также подтверждает необходимость сохранения мини мального числа подходных выработок.
Требуемое число забоев в туннеле установим на основании дан ных практики и расчетных предпосылок. Анализ передового опыта проходки туннелей большого сечения позволяет определить факти ческие сроки строительства, а также принимаемое на практике число забоев и их длины в зависимости от протяженности туннелей (табл. 48) при условии обеспечения достаточно высоких темпов проходческих и бетонных работ. Отсутствие этих условий и необхо димость выдержать заданные сроки строительства привели к боль шому числу забоев в некоторых отечественных туннелях различного
Таблица 48
Значение показателей для туннелей протяженностью,
Показатели |
|
км |
|
|
|
|
|
|
ДО 0,5 |
0,5 -2,0 |
2 ,0 -4 ,0 |
0 1 —1 О
|
7 и более |
Число заб о ев ....................... |
1 |
1 - 2 |
2 - 3 |
Длина забоя, км ................ |
До 0,5 |
0,4-1,4 |
1,0-1,7 |
Продолжительность |
строи |
|
|
тельства туннеля при про |
|
|
ходке: |
|
|
|
сплошным забоем (без об- |
1,0-2,0 |
1,5—2,5 |
делки), г о д ....................... |
0,5-1,0 |
нижним уступом (с об- |
1,5—3,0 |
2,5-4,0 |
делкой), г о д ................... |
1,0—1,5 |
4 и более
1,5 и более
2,5-4,0
4,0-7,0
назначения, что существенно повысило стоимость объекта. Так, например, в туннеле I яруса Нурекской ГЭС стоимость подходных выработок составила 9%, а в строительном туннеле Токтогульской ГЭС — 18% общей стоимости туннеля.
Определим потребное число забоев при заданном сроке стро ительства и длине туннеля. В первую очередь рассмотрим туннель, проходимый сплошным забоем без возведения постоянной крепи. Анализ календарных графиков показывает, что продолжительность проходки туннеля
+т*+т‘ + Т [•т~- (:Т*Т-+ Т’ т)]' мес, (181)
где Т — продолжительность строительства туннеля, мес; L — длина туннеля, м;
п — число забоев;
V — проектная скорость проходки туннеля с одного забоя, м/мес;
Тх — продолжительность подготовительных работ до выхода на трассу, мес;
Т2 — продолжительность проходки начальных участков туннеля (от порталов или рассечек) с замедленными скоростями, вызванная раскрытием забоев и освоением технологии, мес;
Тз — продолжительность проходки с замедленными скоростями,
вызванная |
осуществлением сбойки между |
забоями |
или |
выходом к порталу, мес. |
течение продолжительностей |
Т 2 |
Практика показывает, что в |
и Тj скорость проходки составляет 0,5 ѵ. |
|
|
Из выражения (181) для п забоев получим |
|
|
|
|
мес’ |
(182) |
а для одного забоя (п = 1) |
|
|
|
|
Т = 2 Ті + Т0, мес, |
(183) |
где Т Q— продолжительность проходки туннеля с одного забоя, |
|
|
Т 0= ~ |
» мес; |
(184) |
.2 |
7’‘=7,і + т (^ |
+ Г з)’ мес- |
(185) |
При проходке туннеля способом нижнего уступа с возведением постоянной крепи из бетона формулы (182)—(184) остаются неизмен
ными, а формула (185) приобретает |
вид: |
|
2 3 г, = Г1 + Г2 + Г8 |
+ 37,4-1-2,в,мес, |
(186) |
где Т4 — продолжительность бетонирования после окончания |
про |
ходческих работ (свод, стены, лоток), мес; |
|
Ть — продолжительность |
работ, |
требуемых |
после |
окончания |
проходки верхней части сечения на переход к |
разработке |
нижнего уступа (вывоз оборудования, |
перекладка ряда |
коммуникаций, понижение подошвы подходной выработки |
и др.), мес. |
формуле |
(184) |
приведенную скорость |
Для этого же случая в |
проходки следует определять по выражению |
(158) |
|
|
и = |
L'xV-— м/мес. |
|
|
|
|
V I - | - Г о |
|
|
|
|
При наличии на трассе туннеля участков со слабыми породами скорость V определяют по формуле (159), в которой ѵг — скорость проходки верхней части сечения туннеля, а ѵ2 — скорость проходки нижнего уступа туннеля. В выражении (186) принято, что
т2+ т3= т6+ тъ
где Tf. и Т.j — продолжительность работ с замедленными скоростями (проходка уступа и бетонирование стен и лотка), вызванная теми же причинами, что и продолжитель ность Т 2 и Тъ.
Кроме того, при сооружении туннеля нижним уступом принято, что скорости бетонирования равны скоростям проходки и что эти процессы осуществляются параллельно и с отставанием друг от друга (проходка верхней части и бетонирование свода, проходка уступа и бетонирование стен и лотка).
Из формул (182) и (183) получаем искомое выражение для опре
|
деления требуемого числа забоев |
|
|
п |
То |
(187) |
|
Т - ^ Т і |
|
|
|
|
и формулу для вычисления величины уменьшения срока |
строитель |
|
ства туннеля в зависимости от числа забоев |
|
|
ф = ( і — 5г-5-') 10°, %, |
(188) |
где Тп = Т — продолжительность строительства туннеля при числе забоев, равном п.
По формулам (187) и (188) построены графики (рис. 131 и 132) для проходки туннеля сплошным забоем (без обделки) и нижним уступом (с обделкой). Для графиков были приняты следующие значения продолжительностей, соответствующие данным практики: 711 = 6 мес; Т 2 = 2 мес; Т 3 = 1 мес; Т4 = 2 мес; Тъ = 1 мес. Гра фиками рекомендуется пользоваться на предварительных стадиях проектирования.
Из анализа графиков следует, что для достижения заданного срока строительства туннеля длиной L требуемое число забоев при проходке нижним уступом, как правило, больше, чем при проходке