Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для улучшения видимости и, следовательно, повышения безопас­ ности движения станции в плане проектируются на прямых участках. В трудных условиях разрешается устройство станций на кривых, на­ правленных в одну сторону, а в особо трудных условиях, при, соответст­ вующем обосновании,— на обратных кривых. Радиусы кривых должны быть не менее 500 м, в особо трудных условиях — не менее 400 м.

Это обеспечивает хорошее вписывание подвижного состава и су­ щественно не увеличивает сопротивления движению в кривых. Внутри­ заводские станции можно проектировать на кривых радиусом 300 м, в особо трудных условиях— 150 м, на отвалах— 420 м.

Применение малых радиусов объясняется стесненными условиями на заводских площадках и малыми скоростями движения.

Вытяжные пути должны проектироваться на прямых участках, в трудных условиях могут располагаться на кривых одного направления радиусом не менее 600 м, в особо трудных—500 м. На обратных кривых разрешается проектировать вытяжные пути только в исключительных случаях с обязательным обеспечением видимости сигналов при манев­ ровой работе.

2. СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ВИДЫ ИЗЫСКАНИЙ

Промышленные железнодорожные станции проектируются на осно­ вании задания, выдаваемого заказчиком. Для вновь строящихся пред­ приятий и узлов оно является частью общего задания на проектирова­ ние, при реконструкции может быть самостоятельным.

Задание на проектирование составляется на основе перспективного плана развития промышленного района и перспективных экономиче­ ских изысканий, объединенных в технико-экономический доклад (ТЭД). Задание на проектирование должно содержать следующие данные:

основание для проектирования станции

(узла),

ее постройки

или

реконструкции;

 

 

 

 

 

 

расчетный срок, на который должно быть запроектировано разви­

тие станции;

 

 

 

 

 

сети

пункт примыкания проектируемой станции к существующей

 

железных дорог и перспективы ее развития на расчетный

срок,

связь

с другими видами транспорта, примыкание внутриузловых путей;

 

указания о возможном развитии станции после расчетного

срока;

вид тяги, тип локомотива и весовые нормы предполагаемых к об­

ращению поездов;

 

 

в эксплуатацию и

роль станции, ее назначение на момент ввода

на расчетный год;

 

 

 

 

 

ре­

указания о возможности использования существующей в узле

монтной базы, сетей энерговодоснабжения,

канализации

и т. д.;

 

сроки и стадийность строительства.

 

 

 

 

 

На

основе задания проектная

организация производит экономи­

ческие

и технические изыскания,

материалы

которых

являются

ос­

новой для проектирования станций. Проектирование может быть двух­ стадийным: технический проект — рабочие чертежи или одностадий­

77


ным: технорабочий проект (технический проект, совмещенный с рабо­ чими чертежами).

Решение о разработке проекта в одну или в две стадии принима­ ется министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров со­ юзных республик (или в порядке, ими установленном). При этом по объектам, строительство которых предполагается осуществить по ти­ повым проектам или по повторно применяемым экономичным индиви­ дуальным проектам, а также по технически несложным объектам проектирование должно осуществляться в одну стадию.

Проектирование крупных предприятий (сооружений), строительство которых намечается осуществлять поэтапно, должно -начинаться с разработки схемы генерального плана на полное развитие объекта с разработкой основных проектных решений до стадии, достаточной для определения по укрупненным показателям стоимости строительства.

Эти документы являются неотъемлемой частью технического про­ екта на первую очередь строительства. На последующие очереди техни­ ческие проекты разрабатываются и утверждаются в обычном объеме и порядке.

Для определения сметной стоимости строительства (при одно- и двухстадийном проектировании) составляется сводная смета. Сметная стоимость строительства отдельных объектов и видов работ определя­

ется по прейскурантам, сметам к типовым

и повторно

применяемым

проектам, привязанным к местным условиям строительства, а при

от

сутствии

их — по сметам, составляемым

по рабочим чертежам.

Прей­

скуранты

на строительство транспортных

объектов

устанавливаются

на единицу мощности или другую укрупненную единицу измерения.

 

Объекты со сложными технологическими процессами или

конст­

рукциями могут быть заказаны различным

проектным

организациям

для выбора лучшего решения в порядке конкурса проектов.

 

 

 

При двухстадийном проектировании в техническом проекте прини­

маются основные технические решения на

основе технико-экономиче­

ского сравнения возможных вариантов. Устанавливаются:

 

 

про­

план

путевого развития станции

и отдельных ее

элементов,

дольные профили путей;

 

 

 

 

 

 

 

рабочие отметки, поперечники земляного полотна;

 

 

 

 

тип верхнего строения (рельсы,

шпалы,

стрелочные переводы);

 

устройства СЦБ, связи;

 

 

 

 

 

 

 

тип зданий, состав и номенклатура оборудования;

 

канализации,

тип искусственных сооружений,

сетей

водопровода,

теплофикации, освещения;

 

 

 

 

 

 

 

ведомости расхода материалов, рабочей силы.

 

 

 

 

Разрабатывается проект организации работ.

 

 

 

 

Рабочие чертежи дают конструктивные решения отдельных соору­

жений, привязку типовых проектов.

 

технорабочий

проект

 

сов­

При

одностадийном проектировании

 

мещает обе стадии проектирования в одной путем широкого примене­ ния типовых проектов, повторных экономичных индивидуальных проек­ тов, альбомов типовых конструкций, узлов, деталей. При этом состав­

78


ление рабочих чертежей должно сводиться к монтажным планам и разрезам со ссылкой на альбомы типовых конструкций и узлов.

Проектирование ведется на основе изысканий, которые делятся на экономические и технические.

Экономические изыскания включают:

комплексные экономические обследования, целями которых явля­ ются установление народнохозяйственного эффекта капиталовложений, определение снижения транспортных издержек производсвва. Изыска­ ния проводятся в объеме всего промышленного района;

титульные экономические изыскания, относящиеся к данному ■объекту проектирования с установлением грузооборота на перспективу,

анализом его по сезонам года, состава перевозок

по типам грузов

и т. д.

и дополнительными.

Технические изыскания бывают подробными

Особое место занимают послепостроечные изыскания, на основании ко­ торых составляется исполнительный проект объекта.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА РАБОТЫ СТАНЦИИ

Объем работы станции складывается из обслуживания транзитно­ го и местного движения. Транзитное движение, как правило, на про­ мышленных станциях невелико. Его размеры определяются экономи­ ческими изысканиями при решении вопроса распределения работы ме­ жду станциями узла. В основном промышленные станции обслужива­ ют предприятия, и объем их работы зависит от производительности, характера производства и грузопотоков.

Для действующих предприятий грузопотоки определяются по отчет­ ным данным с учетом роста производства на расчетный год эксплуа­ тации, для проектируемых — по заданию технологов, расходным коэф­ фициентам или укрупненным расходным коэффициентам.

Расчет грузооборота по заданию технологов производится при про­ ектировании генерального плана и транспорта завода, а также отдель­ ных крупных цехов.

Расчет грузооборота по расходным коэффициентам осуществляется в проектных соображениях, при сравнении вариантов генеральных пла­ нов и выборе площадок строительства на первоначальной стадии проек­ тирования, при типовых решениях генерального плана и транспорта, при выдаче задания на проектирование, в случаях отсутствия задания технологов.

Расчет грузооборота по укрупненным расходным коэффициентам производится для общих решений вопросов перспективного развития транспорта.

Различают внешний, внутризаводской и межцеховой грузооборот. Внешним грузооборотом называется объем перевозок (прибытие и от­ правление) грузов между данным заводом и другими предприятиями. Внутризаводской грузооборот складывается из внешних перевозок, про­ долженных внутри завода и учитываемых по прибытию и отправлению, и межцеховых (собственных) перевозок, учитываемых обычно только

97



по отправлению. Таким образом, если перевозка одного вида груза производится как вне завода, так и внутри него, она учитывается два раза: во внешнем и внутреннем грузообороте. Грузооборот с указанием направления следования груза называется грузопотоком.

Если грузооборот задается технологами по отдельным цехам, обра­ ботка его ведется следующим образом:

отмечается режим работы цехов; выявляются перевозочные характеристики отдельных видов груза;

устанавливается характеристика условий погрузки и выгрузки; на плане цеха размечаются фронты погрузки-выгрузки, их грузо­

оборот и характер (бункера, траншеи и т. д.), возможная длина фронта; в целях выявления железнодорожных перевозок и проектирования стыка железнодорожного и других видов транспорта подбираются виды

транспорта, сравниваются возможные варианты.

При расчете по расходным коэффициентам соблюдается последова­ тельность:

уточняется состав завода; производится взаимная увязка производительности основных цехов;

на основе расходных коэффициентов при уточненной производи­ тельности определяется грузооборот по прибытию и отправлению;

полученный грузооборот подразделяется на внешний, внутренний и межцеховой.

Расходные коэффициенты определяются на основании анализа ра­ боты однотипных предприятий с учетом местных особенностей. Коэффи­ циенты указывают расход сырья, необходимого для выпуска 1 т или 1 шт. готовой продукции цеха (завода), а по отправлению — количество отходов, полуфабрикатов, сопутствующей продукции, приходящейся на единицу основной. Для вспомогательных цехов расходные коэффициен­ ты даются на единицу продукции завода.

Полученные тем или иным методом грузообороты цехов оформляют­

ся в виде шахматной (косой)

таблицы внутризаводских перевозок

(рис. 46). Если проектируемая

промышленная станция обслуживает

несколько предприятий, составляется шахматная таблица межзаводских перевозок. В сложных узлах для наглядности грузооборот может быть оформлен в виде диаграммы грузопотоков (рис. 47).

В зависимости от того, какую станцию предстоит проектировать (внутризаводскую или внезаводскую — входную, внутриузловую, примы­ кания), составляется соответствующая ведомость грузопотоков. Из ве­ домостей грузопотоков выбираются грузы, которые будут проходить че­ рез проектируемую станцию, и составляется водомость прибытия и от­ правления грузов. Для упрощения расчетов грузы могут быть объедине­ ны в укрупненные группы с аналогичными транспортными характерис­

тиками ( наливное горючее, наливные

химпродукты,

лесоматериалы и

т. д.).

 

 

Суточный грузооборот определяется по формуле

 

QcyT=

Т!СУТ>

(24)

где k — коэффициент неравномерности прибытия (отправления).

80