Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 124. Схема узла лесопредцриятия с выходом на сплав и на железно­ дорожную сеть общего пользования

Рис.

125.

Схема

На станцию примыкания

На верхний склад

 

нижнего

склада

Ш

Д .Е П Г З

лесодобывающего

предприятия

 

 

1— штабеля

дрезе-

 

 

сины;

2—транспортер

 

 

для сортировки; 3

ш

а

бревносвалы;

4

эстакады для

раскря­

 

 

жевки; 5 — локомо­

 

 

тивное

хозяйство;

 

 

6 — поселок

 

 

 

242

Рис. 126. Схема Ерцовокого железнодорожного подъездного пути для вывоза древеси­ ны на сеть МПС

Рис. 127. Схема, разъездов Боровое.

Пути: / — главный; 2 — обгонный; 3 —тупик конторы ширяотраба; 4 — тупик кирпичного завода

Рас. 128. Схем,а станции Давьщовское.

Пути: 1 — главный; 2, 3 — приемо-отправочные; 4, 6 — кирпичного завода; 6—9 — пути

вагоно-ре­

монтного завода; 10, 13 — пути службы пути; 11, 12 — пути склада топлива

 

9* В. Н. Дегтяренко

243


Пути МПС

Рис. 129. Фрагмент схемы станции примыкания (МПС)

Пути: I, II, 3, 4—приемо-отправочные парка МПС; 5—7—приемо-отправочные лесопредприятия; 8—по­ грузочно-выгрузочный; 9 — экипировочный; 10 — гаражный, 11—13 — деповские; 14 — тупиковый путь АХО; 15 — погрузочно-выгрузочный тупиковый путь

ти и имеет развитое локомотивно-вагонное хозяйство. Станцией примы­ кания подъездного пути является ст. Ерцево (рис. 129). Поезда, сле­ дующие на подъездной путь и с подъездного пути, выставляются на пути приемо-отправочно-го парка. Здесь же устроены гараж для мото­ возов и локомотивное депо.

3.СОСТАВ ПРОМЫШЛЕННЫХ УЗЛОВ

ИОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК

Открытым способом разрабатываются полезные ископаемые (уголь, руда) и мастные строительные материалы (камень, гравий, песок, из­ вестняк). Местные строительные материалы транспортировать на боль­ шое расстояние нецелесообразно. Обычно их вывозят на объекты, рас­ положенные в пределах области, а (чаще района. Производительность карьеров местных строительных материалов относительно невелика, до 1 СЮ—150 тыс. м3 в год.

Промышленная зона состоит из карьера, завода первичной перера­ ботки сырья, мастерских, подсобных и вспомогательных зданий и транс­ портных сооружений. Транспортирование материала из карьера до за­ вода первичной переработки сырья или места погрузки в железнодо­ рожный подвижной состав производится конвейерами или автотранс­ портом. Выбор вида транспорта зависит от производительности карье­ ра, расстояния возки, условий залегания материала и его вида. Кон­ вейеры применяются для сыпучих и комковатых материалов (песок, гравий, глина). Транспортирование (конвейерами камня нерационально, так как требует предварительного его дробления.

Применение железнодорожного транспорта затруднено из-за боль­ ших уклонов на въезде в карьеры. Его можно использовать при поверх­ ностной разработке материалов, не требующих первичной переработки и отправляемых на значительное расстояние (более 100 км).

244

Завод первичной

обработки карьерного материала представляет

собой: на каменных

карьерах — дробильно-сортировочный завод, на

гравийных и песчаных — сортировочную и .моечную установку для раз­ деления материала по крупности и промывки с целью удаления глини­ стых включений.

На рис. 130 показана схема расположения сооружений одного из каменных карьеров. Камень подается на щебеночный завод автомобиль­ ным транспортом через (Оклад. Погрузка щебня производится из бунке­ ров, камня — краном с грейферным захватом. Путевое развитие желез­ нодорожной станции карьера состоит из погрузочных и одного-двух приемо-отправочных путей.

Карьер со всеми обслуживающими его установками и производст­ венными зданиями является лишь частью промышленного узла. Его нельзя рассматривать самостоятельно, в отрыве от других карьеров, предприятий строительной индустрии: кирпичных, железобетонных за­ водов, растворобетонных узлов, известково-обжигательных печей, по­ требляющих карьерный материал.

Открытые горные разработки. В последние годы широкое распро­ странение получил открытый способ добычи руды и особенно угля, что связано с выпуском нашей промышленностью мощной землеройной транспортной техники, позволяющей удалять вскрышу толщиной до не­ скольких десятков и даже сотен метров при относительно набольших затратах. Это перегрузочные мосты производительностью до 5000 м3</ч, экскаваторы с вылетом стрелы до 100 м и емкостью ковша 16—45 ж3, тяжелые карьерные самосвалы с мощностью двигателя до 1200 л. с., грузоподъемностью до 120 т при коэффициенте тары, не превышающем

0,65—(0,67.

В.настоящее время глубина разработки в некоторых разрезах у нас

иза рубежом достигает 250 м, а коэффициент вскрыши (отношение объема вскрыши в кубических (метрах к добываемому полезному иско­

паемому в тоннах) достигает 15 и более.

Добыча угля открытым способом но сравнению с шахтным в Куз­ бассе, например, в два раза дешевле. Планы развития угольной и гор­ норудной промышленности предусматривают дальнейшее развитие от­ крытого способа добычи.

Предприятия открытого способа добычи полезных ископаемых яв­ ляются центрами, вокруг которых формируются промышленные узлы с густой транспортной .сетью. В качестве примера на рис. ,131 приведена схема промышленного узла одного из крупных железорудных карье­ ров с горно-обогатительным комбинатом (ГОК).

Как видно из схемы, основными элементами промышленного узла являются два действующих карьера 8, ГОК 7, многочисленные отвалы вскрышных пород 4 и чернозема 3, хранилище «хвостов» 10, получаю­ щихся при обогащении железистых кварцитов. Производительность карьеров 10 млн. г кварцитов в год, производительность ГОК 9,5 мля. т обогащенной аглоруды. В состав промышленного узла входят также несколько населенных пунктов для рабочих 2 и комбинат подсобных предприятий 6.

245


автодороги

1__[

 

 

железные дороги

 

г— 1

граница

рудной

 

 

1

1

з а л е ж и

 

1 3 1

граница

проекти­

1

1

руемого

карьера

 

L-J

граница

отвала

 

 

 

 

Рис. 130. Схема каменного карьера

1 — торцовая

погру-

зочно

-

выгрузочная

площадка;

2 — склад

горюче

- смазочных

материалов;

 

3—

склад

нефтепродук­

тов;

4 — навес срам-

пой;

 

5 — вагонные

весы;

6 — склад

кам­

ня; 7 — механические

мастерские;

8 — ма­

териальный

склад;

9 — контора;

 

/0 —

подсобно-вспомога­

тельные

здания;

// —

стоянка на шесть ав­ томобилей

Рис. 131. Промыш­ ленный узел железнодорожного карьера и горнообогатительного комбината

1 — базовый

 

склад

взрывчатых

материа­

лов;

2 — населенные

пункты;

3 — отвалы

чернозема;

 

4 — отва­

лы

породы;

5 — дам­

бы,

плотины;

6

комбинат

подсобных

предприятий;

7 — гор-

яообогатительный

комбинат;

 

8 — карь­

еры

железной

руды;

9 — проектируемые карьеры; 10 — хвостохранилище

246


В состав железорудного карьера в свою очередь входят дробиль­ но-сортировочная фабрика, центральные ремонтно-механическ>ие (ма­ стерские, электровозотепловозовагонное депо, материально-техническая база, пароводогрейная котельная, электростанция, административно­ бытовой комбинат и другие, более мелкие объекты.

Горно-обогатительный комбинат включает в себя: дробильно-обо­ гатительную фабрику, фабрику окомкования, площадку радиальных сгустителей, лабораторный корпус, электроподстанцию, котельную, ма­ териально-техническую базу, административно-бытовой комбинат и дру­ гие, более мелкие сооружения.

В состав строительного треста входят заводы железобетонных конструкций, шлаковаты, керамзитовый, асфальтобетонный, деревообде­ лочный и домостроительный комбинат. Кроме того, в населенных пунктах построены хлебозавод, мясокомбинат, молокозавод и ряд мел­ ких предприятий бытового обслуживания.

Как видно из этого далеко не полного перечня только наиболее крупных предприятий, промышленный узел представляет собой слож­ ный комплекс различных предприятий и сооружений.

При проектировании промышленного узла учитываются климати­ ческие, топографические особенности местности, наличие транспортных коммуникаций. По .возможности соблюдается принцип зонирования. В данном случае, например, положение горно-обогатительного комбината определилось возможностью устройства хвостохранилища в пойме реки и расположения обогатительной фабрики на отметках, превышающих отметку зеркала хранилища на весь период его эксплуатации. Отвалы располагаются по периметру в непосредственной близости от карьеров. Положение карьеров определяется контурами залегания рудного тела.

'Схема промышленного узла во многом зависит от применяющегося транспорта. В данном случае предусмотрена смешанная схема. Вскры­ ша вывозится в отвал автомобильным транспортом, кварциты от экска­

ваторов до промежуточной

площадки — автомобилями, а оттуда

до

ГОК — железнодорожным

транспортом. Вариант подачи кварцитов

до

ГОК конвейерами потребовал устройства .на промежуточной площадке в карьере дробильной установки и оказался экономически нецелесооб­ разным.

В настоящее время автомобилями производится около 38% всех карьерных перевозок, в том числе 40% горной массы на рудных и 12% на угольных разрезах. Об общем объеме .можно судить по тому, что только в карьерах предприятий цветной металлургии в год выво­ зится около 480 млн. г горной массы.

На рис. 132 дана общая схема одного из угольных разрезов. Вскры­ ша толщиной до 100—120 м разрабатывается экскаваторами, и грунт отвозится в отвалы железнодорожным транспортом. Подача вагонов под погрузку и в отвал производится вагонами вперед. Перемена места локомотива происходит на ст. Породная.

Уголь добывается экскаваторами и вывозится на поверхность же­ лезнодорожным транспортом через центральную угольную выездную траншею. Углесборочная станция является распорядительной. Здесь

24?


уголь выгружается и поступает на обогатительную фабрику, а после обогащения грузится в железнодорожные вагоны сети общего пользо­ вания.

Как видно на рис. 132, ко всем основным объектам узла подведе­ ны автомобильные дорога, составляющие вместе с железнодорожными путями хорошо развитую мобильную транспортную сеть. Характерной особенностью приведенной транспортной схемы является четкое раз­ граничение угольных и породных перевозок с пересечением путей в раз­ ных уровнях.

Такое же четкое разграничение угольных и породных перевозок ха­ рактерно для схемы угольного разреза, путевое развитие которого при­ ведено на рис. 133. Распределение порожних вагонов по уступам вскры­ ши производится на ст. Вскрыша. Ст. Породная является тупиковой, на которой происходит перемена направления движения породных верту­ шек. Поэтому перецепка локомотива не производится. Этим же объяс­ няется относительная простота горловин станций Вскрыша и Породная.

Распределение порожних вагонов по уступам под погрузку угля производится на ст. Траншейная. Распорядительной является ст. Уголь­ ная, где формируются поезда ,на ГРЭС. Здесь же размещено локомо­ тивное хозяйство, необходимость которого определяется тем, что все пе­ ревозки внутри узла и на ГРЭС осуществляются собственным подвиж­ ным составом.

На рис. 134 приведена схема карьера, полностью обслуживаемого автомобильным транспортом. На двух вскрышных и двух добычных горизонтах разработка ведется одноковшовыми экскаваторами 4. Вскрыша и уголь вывозятся по .пологому спуску в виде змейки (север-

2 4 8

Рис. 133. Схема путевого развития угольного раз­ реза

/

Рис. 134. Схема карьера, обслуживаемого автомо­ бильным транспортом

1 — приемный бункер; 2 — ленточный транспортер; 3

погрузочные бункера;

4

ковшовый

экскаватор;

5 —

автомобильные дороги;

А —

вскрыша;

Б — полезное

ис­

копаемое;

В — отвал

 

249