Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Рис. 124. Схема узла лесопредцриятия с выходом на сплав и на железно дорожную сеть общего пользования
Рис. |
125. |
Схема |
На станцию примыкания |
|
На верхний склад |
|
|||
нижнего |
склада |
Ш |
Д .Е П Г З |
|
лесодобывающего |
||||
предприятия |
|
|
||
1— штабеля |
дрезе- |
|
|
|
сины; |
2—транспортер |
|
|
|
для сортировки; 3 — |
ш |
а |
||
бревносвалы; |
4 — |
|||
эстакады для |
раскря |
|
|
|
жевки; 5 — локомо |
|
|
||
тивное |
хозяйство; |
|
|
|
6 — поселок |
|
|
|
242
Рис. 126. Схема Ерцовокого железнодорожного подъездного пути для вывоза древеси ны на сеть МПС
Рис. 127. Схема, разъездов Боровое.
Пути: / — главный; 2 — обгонный; 3 —тупик конторы ширяотраба; 4 — тупик кирпичного завода
Рас. 128. Схем,а станции Давьщовское.
Пути: 1 — главный; 2, 3 — приемо-отправочные; 4, 6 — кирпичного завода; 6—9 — пути |
вагоно-ре |
монтного завода; 10, 13 — пути службы пути; 11, 12 — пути склада топлива |
|
9* В. Н. Дегтяренко |
243 |
Пути МПС
Рис. 129. Фрагмент схемы станции примыкания (МПС)
Пути: I, II, 3, 4—приемо-отправочные парка МПС; 5—7—приемо-отправочные лесопредприятия; 8—по грузочно-выгрузочный; 9 — экипировочный; 10 — гаражный, 11—13 — деповские; 14 — тупиковый путь АХО; 15 — погрузочно-выгрузочный тупиковый путь
ти и имеет развитое локомотивно-вагонное хозяйство. Станцией примы кания подъездного пути является ст. Ерцево (рис. 129). Поезда, сле дующие на подъездной путь и с подъездного пути, выставляются на пути приемо-отправочно-го парка. Здесь же устроены гараж для мото возов и локомотивное депо.
3.СОСТАВ ПРОМЫШЛЕННЫХ УЗЛОВ
ИОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК
Открытым способом разрабатываются полезные ископаемые (уголь, руда) и мастные строительные материалы (камень, гравий, песок, из вестняк). Местные строительные материалы транспортировать на боль шое расстояние нецелесообразно. Обычно их вывозят на объекты, рас положенные в пределах области, а (чаще района. Производительность карьеров местных строительных материалов относительно невелика, до 1 СЮ—150 тыс. м3 в год.
Промышленная зона состоит из карьера, завода первичной перера ботки сырья, мастерских, подсобных и вспомогательных зданий и транс портных сооружений. Транспортирование материала из карьера до за вода первичной переработки сырья или места погрузки в железнодо рожный подвижной состав производится конвейерами или автотранс портом. Выбор вида транспорта зависит от производительности карье ра, расстояния возки, условий залегания материала и его вида. Кон вейеры применяются для сыпучих и комковатых материалов (песок, гравий, глина). Транспортирование (конвейерами камня нерационально, так как требует предварительного его дробления.
Применение железнодорожного транспорта затруднено из-за боль ших уклонов на въезде в карьеры. Его можно использовать при поверх ностной разработке материалов, не требующих первичной переработки и отправляемых на значительное расстояние (более 100 км).
244
Завод первичной |
обработки карьерного материала представляет |
собой: на каменных |
карьерах — дробильно-сортировочный завод, на |
гравийных и песчаных — сортировочную и .моечную установку для раз деления материала по крупности и промывки с целью удаления глини стых включений.
На рис. 130 показана схема расположения сооружений одного из каменных карьеров. Камень подается на щебеночный завод автомобиль ным транспортом через (Оклад. Погрузка щебня производится из бунке ров, камня — краном с грейферным захватом. Путевое развитие желез нодорожной станции карьера состоит из погрузочных и одного-двух приемо-отправочных путей.
Карьер со всеми обслуживающими его установками и производст венными зданиями является лишь частью промышленного узла. Его нельзя рассматривать самостоятельно, в отрыве от других карьеров, предприятий строительной индустрии: кирпичных, железобетонных за водов, растворобетонных узлов, известково-обжигательных печей, по требляющих карьерный материал.
Открытые горные разработки. В последние годы широкое распро странение получил открытый способ добычи руды и особенно угля, что связано с выпуском нашей промышленностью мощной землеройной транспортной техники, позволяющей удалять вскрышу толщиной до не скольких десятков и даже сотен метров при относительно набольших затратах. Это перегрузочные мосты производительностью до 5000 м3</ч, экскаваторы с вылетом стрелы до 100 м и емкостью ковша 16—45 ж3, тяжелые карьерные самосвалы с мощностью двигателя до 1200 л. с., грузоподъемностью до 120 т при коэффициенте тары, не превышающем
0,65—(0,67.
В.настоящее время глубина разработки в некоторых разрезах у нас
иза рубежом достигает 250 м, а коэффициент вскрыши (отношение объема вскрыши в кубических (метрах к добываемому полезному иско
паемому в тоннах) достигает 15 и более.
Добыча угля открытым способом но сравнению с шахтным в Куз бассе, например, в два раза дешевле. Планы развития угольной и гор норудной промышленности предусматривают дальнейшее развитие от крытого способа добычи.
Предприятия открытого способа добычи полезных ископаемых яв ляются центрами, вокруг которых формируются промышленные узлы с густой транспортной .сетью. В качестве примера на рис. ,131 приведена схема промышленного узла одного из крупных железорудных карье ров с горно-обогатительным комбинатом (ГОК).
Как видно из схемы, основными элементами промышленного узла являются два действующих карьера 8, ГОК 7, многочисленные отвалы вскрышных пород 4 и чернозема 3, хранилище «хвостов» 10, получаю щихся при обогащении железистых кварцитов. Производительность карьеров 10 млн. г кварцитов в год, производительность ГОК 9,5 мля. т обогащенной аглоруды. В состав промышленного узла входят также несколько населенных пунктов для рабочих 2 и комбинат подсобных предприятий 6.
245
автодороги |
1__[ |
|
|
|
железные дороги |
|
г— 1 |
||
граница |
рудной |
|
||
|
1 |
1 |
||
з а л е ж и |
|
1 3 1 |
||
граница |
проекти |
1 |
1 |
|
руемого |
карьера |
|
L-J |
|
граница |
отвала |
|
||
|
|
|
Рис. 130. Схема каменного карьера
1 — торцовая |
погру- |
|||
зочно |
- |
выгрузочная |
||
площадка; |
2 — склад |
|||
горюче |
- смазочных |
|||
материалов; |
|
3— |
||
склад |
нефтепродук |
|||
тов; |
4 — навес срам- |
|||
пой; |
|
5 — вагонные |
||
весы; |
6 — склад |
кам |
||
ня; 7 — механические |
||||
мастерские; |
8 — ма |
|||
териальный |
склад; |
|||
9 — контора; |
|
/0 — |
||
подсобно-вспомога |
||||
тельные |
здания; |
// — |
стоянка на шесть ав томобилей
Рис. 131. Промыш ленный узел железнодорожного карьера и горнообогатительного комбината
1 — базовый |
|
склад |
||
взрывчатых |
материа |
|||
лов; |
2 — населенные |
|||
пункты; |
3 — отвалы |
|||
чернозема; |
|
4 — отва |
||
лы |
породы; |
5 — дам |
||
бы, |
плотины; |
6 — |
||
комбинат |
подсобных |
|||
предприятий; |
7 — гор- |
|||
яообогатительный |
||||
комбинат; |
|
8 — карь |
||
еры |
железной |
руды; |
9 — проектируемые карьеры; 10 — хвостохранилище
246
В состав железорудного карьера в свою очередь входят дробиль но-сортировочная фабрика, центральные ремонтно-механическ>ие (ма стерские, электровозотепловозовагонное депо, материально-техническая база, пароводогрейная котельная, электростанция, административно бытовой комбинат и другие, более мелкие объекты.
Горно-обогатительный комбинат включает в себя: дробильно-обо гатительную фабрику, фабрику окомкования, площадку радиальных сгустителей, лабораторный корпус, электроподстанцию, котельную, ма териально-техническую базу, административно-бытовой комбинат и дру гие, более мелкие сооружения.
В состав строительного треста входят заводы железобетонных конструкций, шлаковаты, керамзитовый, асфальтобетонный, деревообде лочный и домостроительный комбинат. Кроме того, в населенных пунктах построены хлебозавод, мясокомбинат, молокозавод и ряд мел ких предприятий бытового обслуживания.
Как видно из этого далеко не полного перечня только наиболее крупных предприятий, промышленный узел представляет собой слож ный комплекс различных предприятий и сооружений.
При проектировании промышленного узла учитываются климати ческие, топографические особенности местности, наличие транспортных коммуникаций. По .возможности соблюдается принцип зонирования. В данном случае, например, положение горно-обогатительного комбината определилось возможностью устройства хвостохранилища в пойме реки и расположения обогатительной фабрики на отметках, превышающих отметку зеркала хранилища на весь период его эксплуатации. Отвалы располагаются по периметру в непосредственной близости от карьеров. Положение карьеров определяется контурами залегания рудного тела.
'Схема промышленного узла во многом зависит от применяющегося транспорта. В данном случае предусмотрена смешанная схема. Вскры ша вывозится в отвал автомобильным транспортом, кварциты от экска
ваторов до промежуточной |
площадки — автомобилями, а оттуда |
до |
ГОК — железнодорожным |
транспортом. Вариант подачи кварцитов |
до |
ГОК конвейерами потребовал устройства .на промежуточной площадке в карьере дробильной установки и оказался экономически нецелесооб разным.
В настоящее время автомобилями производится около 38% всех карьерных перевозок, в том числе 40% горной массы на рудных и 12% на угольных разрезах. Об общем объеме .можно судить по тому, что только в карьерах предприятий цветной металлургии в год выво зится около 480 млн. г горной массы.
На рис. 132 дана общая схема одного из угольных разрезов. Вскры ша толщиной до 100—120 м разрабатывается экскаваторами, и грунт отвозится в отвалы железнодорожным транспортом. Подача вагонов под погрузку и в отвал производится вагонами вперед. Перемена места локомотива происходит на ст. Породная.
Уголь добывается экскаваторами и вывозится на поверхность же лезнодорожным транспортом через центральную угольную выездную траншею. Углесборочная станция является распорядительной. Здесь
24?
уголь выгружается и поступает на обогатительную фабрику, а после обогащения грузится в железнодорожные вагоны сети общего пользо вания.
Как видно на рис. 132, ко всем основным объектам узла подведе ны автомобильные дорога, составляющие вместе с железнодорожными путями хорошо развитую мобильную транспортную сеть. Характерной особенностью приведенной транспортной схемы является четкое раз граничение угольных и породных перевозок с пересечением путей в раз ных уровнях.
Такое же четкое разграничение угольных и породных перевозок ха рактерно для схемы угольного разреза, путевое развитие которого при ведено на рис. 133. Распределение порожних вагонов по уступам вскры ши производится на ст. Вскрыша. Ст. Породная является тупиковой, на которой происходит перемена направления движения породных верту шек. Поэтому перецепка локомотива не производится. Этим же объяс няется относительная простота горловин станций Вскрыша и Породная.
Распределение порожних вагонов по уступам под погрузку угля производится на ст. Траншейная. Распорядительной является ст. Уголь ная, где формируются поезда ,на ГРЭС. Здесь же размещено локомо тивное хозяйство, необходимость которого определяется тем, что все пе ревозки внутри узла и на ГРЭС осуществляются собственным подвиж ным составом.
На рис. 134 приведена схема карьера, полностью обслуживаемого автомобильным транспортом. На двух вскрышных и двух добычных горизонтах разработка ведется одноковшовыми экскаваторами 4. Вскрыша и уголь вывозятся по .пологому спуску в виде змейки (север-
2 4 8
Рис. 133. Схема путевого развития угольного раз реза
/
Рис. 134. Схема карьера, обслуживаемого автомо бильным транспортом
1 — приемный бункер; 2 — ленточный транспортер; 3—
погрузочные бункера; |
4 — |
|
ковшовый |
экскаватор; |
5 — |
автомобильные дороги; |
А — |
|
вскрыша; |
Б — полезное |
ис |
копаемое; |
В — отвал |
|
249