Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г т я н д и з при иь,цания

Рис. 135. Схема карьера, об­ служиваемого железнодо­ рожным и конвейерным транш ортом

1 — гараж; 2 — контора;

3 — ко­

тельная;

4 — склады;

5 — элект­

рическая подстанция;

6 — погру­

зочный

бункер;

7 — конвейер;

8 — железнодорожные

 

пути

вскрышного

горизонта;

9 — де­

по; 10 — базовый

склад

взрыв­

чатых

веществ;

А —вскрыша;

Б — полезное

ископаемое; В —

выездная траншея; Г — отвал

Рис. 136. Схема карьера, об­ служиваемого железнодо­ рожным « конвейерным транспортом

1 — роторный экскаватор;

2 —

забойный

конвейер;

3 — соеди­

нительный

конвейер;

4 — пере­

гружатель;

5 — отвальный

кон­

вейер; 6 — отвалообразователь;

7 — магистральный

конвейер;

8 — подъемный конвейер;

9 —

железнодорожный

путь; А, Б,

В, Г — то же, что

на рис.

136

2 5 0


ная часть карьера). Для погрузки угля в железнодорожные вагоны на ст. Погрузочная устроен приемный бункер 1, соединенный ленточным транспортером. 2 с погрузочными бункерами 3. Кольцевая дорога на от­ вале обеспечивает поточное движение автомобилей в .месте выгрузки породы. Применение автомобилей для карьерных работ имеет то преи­ мущество, что возможны уклоны дорог 100%о и более. Это позволяет значительно сократить величину и объемы земляных работ на устройст­ ве въездной траншеи. Отпадает необходимость в непрерывной пере­ кладке погрузочных путей. Однако себестоимость автомобильной воз­ ки все еще велика, что несколько сдерживает применение автомобиль­ ного транспорта.

Значительно чаще в карьерах применяются комбинированные (сме­ шанные) транспортные схемы. Один из возможных вариантов описан выше при характеристике карьера, схема которого дана на рис. 131.

На рис. 135 приведена схема карьера с другим вариантом смешан­ ной транспортной схемы. Вскрыша вывозится железнодорожным транс­

портом

8. Уголь конвейерам

из карьера подается на

промышленную'

площадку, где грузится в железнодорожные

вагоны

через бункер 6.

Работу

железнодорожного

транспорта ,по

вывозу

угля регулирует

ст. Угольная, соединенная подъездным путем со станцией примыкания. Породные перевозки регулирует ст. Породная, где производится пере­ цепка локомотива перед подачей вагонов на отвал. Возле ст. Породная размещено ремонтное депо 9. Восточнее карьера располагается произ­ водственно-административная группа зданий: электрическая подстан­ ция, котельная, гараж, склады; юго-восточнее карьера, с подветренной стороны, находится рабочий поселок.

В карьере, изображенном на рис. 136, уголь вывозится железно­ дорожным транспортом, вскрыша — конвейерами. Роторные экскавато­ ры 1, работающие на вскрышных горизонтах, грузят породу через спе­ циальные воронки на ленты забойных конвейеров 2. Соединительный конвейер 3 подает грунт к подъемному конвейеру 8 и далее по магист­ ральному конвейеру 7 порода идет в отвал. Формируется отвал через специальные отвалообразователи 6.

Приведенные схемы, конечно, не исчерпывают всех возможных ва­ риантов компоновки промышленных узлов открытых разработок полез­ ных ископаемых и транспортных сетей, но дают некоторое представле­ ние об этой быстро развивающейся отрасли народного хозяйства.


Г л а в а 4

ПРОМЫШЛЕННЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ

СМЕТАЛЛУРГИЧЕСКИМИ ЗАВОДАМИ

1.СОСТАВ И СХЕМЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ УЗЛОВ

Особенностями металлургического производства являются огром­ ные внешние грузопотоки, достигающие 35—40 млн. т в год, большой объем отходов в виде шлака и мусоров, нередко превышающий 10—■ 15 млн. т в год, потребность в широкой номенклатуре вспомогательных материалов и оборудования, большое количество сопутствующих про­ дуктов, нуждающихся в дополнительной переработке, значительное за­ сорение воздуха газом и дымом, что предъявляет особые санитарные требования к размещению предприятий. Естественно поэтому, что про­ мышленные узлы, в состав которых входит металлургический завод, а точнее узлы, возникшие вокруг металлургических заводов, имеют ха­ рактерные для них особенности.

•Сам металлургический завод, включающий в себя до 60—70 раз­ личных цехов, является своего рода промышленным узлом с развитой сетью железных и автомобильных дорог, межцеховыми перевозками, достигающими 70 млн. г в год, собственным подвижным составом. Пе­ ревозки крупного металлургического завода обслуживаются нескольки­ ми десятками локомотивов, более чем тысячей вагонов собственного парка. Территория такого завода составляет 600—700 га, протяженность его железных дорог достигает 100 км, а автомобильных — 30 км. Ме­ таллургический завод обслуживается большой группой промышленных предприятий первичной переработки сырья (коксохимический, ферро­ сплавный заводы, агломерационная фабрика), строительной индустрии (заводы железобетонных конструкций, кирпичные, силикатные, асфаль­ тобетонные, деревообделочные, домостроительные). На переработке от­ ходов и сопутствующей продукции металлургического завода работает группа предприятий, в состав которых входят заводы шлакоцемента, минеральных удобрений, химические предприятия, заводы метизные, металлоконструкций и т. д.

На рис. 137 приведена схема одного из промышленных узлов с (ме­ таллургическим заводом. Промышленные предприятия сгруппированы к востоку от города 9 и отделены от него зеленой зоной 14. Отвалы зо­ лы и шлака 6— 8 размещены с подветренной стороны по отношению к

металлургическому заводу. Кроме него в состав промышленной зоны входят предприятия строительной индустрии 2, цементный завод, рабо­

тающий на металлургических шлаках 3, база металлообыта 4. На тер­ ритории города размещены предприятия пищевой и легкой промышлен­ ности, не указанные на схеме.

На реке расположены водозабор с насосными станциями 12 и ниже <по течению очистные сооружения и водосброс 13.

2 5 2


Рис. 137. Схема промышленного узла с металлургическим производством

1 — металлургический

завод;

2 — предприятия

строительной индустрии;

3 — цемент­

ный завод;

4 — база

металлосбыта; 5 — заводская сортировочная

станция;

6 — отвал

шлака и мусора; 7 — отвал

шлаков;

8 — отвал

золы;

9 — город;

10— завод железо­

бетонных

конструкций;

11 — поселки;

12 — водозабор;

13 — очистные сооружения и

водосброс;

14 — зеленые

насаждения

 

 

 

 

 

Рис. 138. Схема зонирования промышленного узла с металлургическим за­ водом

253

Обслуживается промышленный узел густой сетью железных .и ав­ томобильных дорог. Основной сортировочной станцией узла является станция 5, имеющая три выхода -на внешнюю сеть через станции В, Г, Д. Станция оборудована сортировочной -горкой малой мощности. Вок­ руг завода размещено несколько рабочих поселков 11.

Приведенная схема упрощена, -на ней представлен узел с метал­ лургическим заводом небольшой производительности. В ряде узлов число предприятий (кроме металлургических) достигает нескольких де­ сятков.

При проектировании узлов с металлургическими заводами необхо­ димо, выполнять ряд требований, основными из которых являются:

1)увязка с планом районной планировки;

2)зонирование территории, которое распространяется и на разме­ щение основных цехов завода; цехи повышенной загазованности и пыль-

ности (доменный, коксохимический, сталеплавильный) должны разме- лцать-ся е подветренной -стороны от остальных цехов;

3)создание между металлургическим заводом и населенными -пунктами зеленых санитарных з-он, открытых водоемов; обеспечение до­ ставки рабочих на предприятие скоростным городским или заводским транспортом;

4)расположение водозабора выше завода по течению реки, а во­ досброса и очистных сооружений сбросовых вод — ниже по течению по отношению к -городу и заводу;

5)расположение предприятий строительной индустрии и строитель­ ных организаций между городом и -заводом;

6)вынос отвалов мусора, особенно шлака, за территорию промыш­ ленных предприятий, как можно дальше от города;

7)резервирование территории, которое должно производиться для всех -предприятий узла, особенно для металлургического завода, отва­ лов и населенного пункта. Отсутствие зарезервированных площадей

приводит к неоправданным затратам, связанным со сносом строений, к нерациональному размещению новых цехов, усложняющему межцехо­ вые перевозки, а -в отдельных -случаях делает расширение невозможным.

При резервировании территории следует стремиться к тому, чтобы цехи первой -очереди располагались компактно, с последующим расши­ рением за счет периферии -площадки. Следует предусмотреть возмож­ ность развития транспортных коммуникаций без нарушения основных технологических потоков.

Необходимый резерв должен быть заложен при проектировании сортировочных станций, ремонтных баз и т. д. -Статистические данные показывают, что прирост производства на 100% требует расширения территории завода на 15—20%.

На рис. 138 представлена схема зонирования территории промыш­ ленного узла с металлургическим заводом. Заводской поселок хорошо прикрыт зеленой зоной от металлургического завода, правильно раз­ мещены водозабор, очистные сооружения и другие элементы узла.

254