Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
Г т я н д и з при иь,цания
Рис. 135. Схема карьера, об служиваемого железнодо рожным и конвейерным транш ортом
1 — гараж; 2 — контора; |
3 — ко |
||||
тельная; |
4 — склады; |
5 — элект |
|||
рическая подстанция; |
6 — погру |
||||
зочный |
бункер; |
7 — конвейер; |
|||
8 — железнодорожные |
|
пути |
|||
вскрышного |
горизонта; |
9 — де |
|||
по; 10 — базовый |
склад |
взрыв |
|||
чатых |
веществ; |
А —вскрыша; |
|||
Б — полезное |
ископаемое; В — |
выездная траншея; Г — отвал
Рис. 136. Схема карьера, об служиваемого железнодо рожным « конвейерным транспортом
1 — роторный экскаватор; |
2 — |
||
забойный |
конвейер; |
3 — соеди |
|
нительный |
конвейер; |
4 — пере |
|
гружатель; |
5 — отвальный |
кон |
вейер; 6 — отвалообразователь;
7 — магистральный |
конвейер; |
|
8 — подъемный конвейер; |
9 — |
|
железнодорожный |
путь; А, Б, |
|
В, Г — то же, что |
на рис. |
136 |
2 5 0
ная часть карьера). Для погрузки угля в железнодорожные вагоны на ст. Погрузочная устроен приемный бункер 1, соединенный ленточным транспортером. 2 с погрузочными бункерами 3. Кольцевая дорога на от вале обеспечивает поточное движение автомобилей в .месте выгрузки породы. Применение автомобилей для карьерных работ имеет то преи мущество, что возможны уклоны дорог 100%о и более. Это позволяет значительно сократить величину и объемы земляных работ на устройст ве въездной траншеи. Отпадает необходимость в непрерывной пере кладке погрузочных путей. Однако себестоимость автомобильной воз ки все еще велика, что несколько сдерживает применение автомобиль ного транспорта.
Значительно чаще в карьерах применяются комбинированные (сме шанные) транспортные схемы. Один из возможных вариантов описан выше при характеристике карьера, схема которого дана на рис. 131.
На рис. 135 приведена схема карьера с другим вариантом смешан ной транспортной схемы. Вскрыша вывозится железнодорожным транс
портом |
8. Уголь конвейерам |
из карьера подается на |
промышленную' |
|
площадку, где грузится в железнодорожные |
вагоны |
через бункер 6. |
||
Работу |
железнодорожного |
транспорта ,по |
вывозу |
угля регулирует |
ст. Угольная, соединенная подъездным путем со станцией примыкания. Породные перевозки регулирует ст. Породная, где производится пере цепка локомотива перед подачей вагонов на отвал. Возле ст. Породная размещено ремонтное депо 9. Восточнее карьера располагается произ водственно-административная группа зданий: электрическая подстан ция, котельная, гараж, склады; юго-восточнее карьера, с подветренной стороны, находится рабочий поселок.
В карьере, изображенном на рис. 136, уголь вывозится железно дорожным транспортом, вскрыша — конвейерами. Роторные экскавато ры 1, работающие на вскрышных горизонтах, грузят породу через спе циальные воронки на ленты забойных конвейеров 2. Соединительный конвейер 3 подает грунт к подъемному конвейеру 8 и далее по магист ральному конвейеру 7 порода идет в отвал. Формируется отвал через специальные отвалообразователи 6.
Приведенные схемы, конечно, не исчерпывают всех возможных ва риантов компоновки промышленных узлов открытых разработок полез ных ископаемых и транспортных сетей, но дают некоторое представле ние об этой быстро развивающейся отрасли народного хозяйства.
Г л а в а 4
ПРОМЫШЛЕННЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ
СМЕТАЛЛУРГИЧЕСКИМИ ЗАВОДАМИ
1.СОСТАВ И СХЕМЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ УЗЛОВ
Особенностями металлургического производства являются огром ные внешние грузопотоки, достигающие 35—40 млн. т в год, большой объем отходов в виде шлака и мусоров, нередко превышающий 10—■ 15 млн. т в год, потребность в широкой номенклатуре вспомогательных материалов и оборудования, большое количество сопутствующих про дуктов, нуждающихся в дополнительной переработке, значительное за сорение воздуха газом и дымом, что предъявляет особые санитарные требования к размещению предприятий. Естественно поэтому, что про мышленные узлы, в состав которых входит металлургический завод, а точнее узлы, возникшие вокруг металлургических заводов, имеют ха рактерные для них особенности.
•Сам металлургический завод, включающий в себя до 60—70 раз личных цехов, является своего рода промышленным узлом с развитой сетью железных и автомобильных дорог, межцеховыми перевозками, достигающими 70 млн. г в год, собственным подвижным составом. Пе ревозки крупного металлургического завода обслуживаются нескольки ми десятками локомотивов, более чем тысячей вагонов собственного парка. Территория такого завода составляет 600—700 га, протяженность его железных дорог достигает 100 км, а автомобильных — 30 км. Ме таллургический завод обслуживается большой группой промышленных предприятий первичной переработки сырья (коксохимический, ферро сплавный заводы, агломерационная фабрика), строительной индустрии (заводы железобетонных конструкций, кирпичные, силикатные, асфаль тобетонные, деревообделочные, домостроительные). На переработке от ходов и сопутствующей продукции металлургического завода работает группа предприятий, в состав которых входят заводы шлакоцемента, минеральных удобрений, химические предприятия, заводы метизные, металлоконструкций и т. д.
На рис. 137 приведена схема одного из промышленных узлов с (ме таллургическим заводом. Промышленные предприятия сгруппированы к востоку от города 9 и отделены от него зеленой зоной 14. Отвалы зо лы и шлака 6— 8 размещены с подветренной стороны по отношению к
металлургическому заводу. Кроме него в состав промышленной зоны входят предприятия строительной индустрии 2, цементный завод, рабо
тающий на металлургических шлаках 3, база металлообыта 4. На тер ритории города размещены предприятия пищевой и легкой промышлен ности, не указанные на схеме.
На реке расположены водозабор с насосными станциями 12 и ниже <по течению очистные сооружения и водосброс 13.
2 5 2
Рис. 137. Схема промышленного узла с металлургическим производством
1 — металлургический |
завод; |
2 — предприятия |
строительной индустрии; |
3 — цемент |
|||||
ный завод; |
4 — база |
металлосбыта; 5 — заводская сортировочная |
станция; |
6 — отвал |
|||||
шлака и мусора; 7 — отвал |
шлаков; |
8 — отвал |
золы; |
9 — город; |
10— завод железо |
||||
бетонных |
конструкций; |
11 — поселки; |
12 — водозабор; |
13 — очистные сооружения и |
|||||
водосброс; |
14 — зеленые |
насаждения |
|
|
|
|
|
Рис. 138. Схема зонирования промышленного узла с металлургическим за водом
253
Обслуживается промышленный узел густой сетью железных .и ав томобильных дорог. Основной сортировочной станцией узла является станция 5, имеющая три выхода -на внешнюю сеть через станции В, Г, Д. Станция оборудована сортировочной -горкой малой мощности. Вок руг завода размещено несколько рабочих поселков 11.
Приведенная схема упрощена, -на ней представлен узел с метал лургическим заводом небольшой производительности. В ряде узлов число предприятий (кроме металлургических) достигает нескольких де сятков.
При проектировании узлов с металлургическими заводами необхо димо, выполнять ряд требований, основными из которых являются:
1)увязка с планом районной планировки;
2)зонирование территории, которое распространяется и на разме щение основных цехов завода; цехи повышенной загазованности и пыль-
ности (доменный, коксохимический, сталеплавильный) должны разме- лцать-ся е подветренной -стороны от остальных цехов;
3)создание между металлургическим заводом и населенными -пунктами зеленых санитарных з-он, открытых водоемов; обеспечение до ставки рабочих на предприятие скоростным городским или заводским транспортом;
4)расположение водозабора выше завода по течению реки, а во досброса и очистных сооружений сбросовых вод — ниже по течению по отношению к -городу и заводу;
5)расположение предприятий строительной индустрии и строитель ных организаций между городом и -заводом;
6)вынос отвалов мусора, особенно шлака, за территорию промыш ленных предприятий, как можно дальше от города;
7)резервирование территории, которое должно производиться для всех -предприятий узла, особенно для металлургического завода, отва лов и населенного пункта. Отсутствие зарезервированных площадей
приводит к неоправданным затратам, связанным со сносом строений, к нерациональному размещению новых цехов, усложняющему межцехо вые перевозки, а -в отдельных -случаях делает расширение невозможным.
При резервировании территории следует стремиться к тому, чтобы цехи первой -очереди располагались компактно, с последующим расши рением за счет периферии -площадки. Следует предусмотреть возмож ность развития транспортных коммуникаций без нарушения основных технологических потоков.
Необходимый резерв должен быть заложен при проектировании сортировочных станций, ремонтных баз и т. д. -Статистические данные показывают, что прирост производства на 100% требует расширения территории завода на 15—20%.
На рис. 138 представлена схема зонирования территории промыш ленного узла с металлургическим заводом. Заводской поселок хорошо прикрыт зеленой зоной от металлургического завода, правильно раз мещены водозабор, очистные сооружения и другие элементы узла.
254