Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все больше сырья -поступает я а заводы в обогащенном виде (кон­ центрат, окатыш). Доменные печи работают на агломерате. На всех новых заводах -проектируются и строятся рудоусреднительные установ­ ки, агломерационные -фабрики. Основные склады -сырья выносятся на периферию завода, в район ЗСС.

Шихтовые дворы мартеновских цехов еще остаются, но и туда мас­ совые сыпучие -грузы -поступают конвейерным транспортом. Количество грузов, -перевозимых железнодорожным транспортом внутри завода, значительно сокращается. Разгрузочная работа сосредоточена на сырье­ вых постах, которые часто объединяются в одну сырьевую станцию, оборудованную ватоноо-прокидывателями. Хотя разгрузочная работа сконцентрирована, но она -все еще отделена от ЗСС. Только в послед­ них схемах вагоноопрокидыватели с парками путей стали располагать непосредственно на ЗСС. На Западно-Сибирском заводе -на сортировоч­ ной станции расположены и рудные, и угольные вагоноопрокидыватели. Здесь же находятся прирельсовые склады и выгрузочные устройства для некоторых видов сырья. Таким образом, уже не только сортировочная работа, но частично и выгрузочная сосредоточиваются на ЗСС.

Внутризаводских железнодорожных станций в новых схемах почти нет. Остаются лишь -ст. «(Прокат» для обслуживания погрузки готовой продукции в два-три поста, обеспечивающих .межцеховые перевозки, и ст. «Мартен». В этих условиях при значительной концентрации манев­ ровой работы, увеличении объемов перевозок ЗСС оборудуются, как правило, горочными устройствами.

При формировании промышленного района учитываются принципы зонирования, проводится широкое кооперирование железнодорожного транспорта, ликвидируются железнодорожные цехи мелких предприя­ тий. ЗСС становится центром транспортной -сети -промышленного райо­ на, перерастает в районную сортировочную станцию. Современные виды безрельсового транспорта, особенно автомобильного, подготовили усло­ вия для ликвидации малодеятельных подъездных железнодорожных путей.

-В -промышленных районах стали создавать централизованные ме­ ханизированные выгрузочные базы. Последние рационально распола­ гать возле ЗСС, что, естественно, в определенной мере повлияет на ее работу и, следовательно, на путевое развитие.

Получает дальнейшее развитие и принцип единого технологическо­ го процесса, т. е. комплексной, согласованной работы железнодорожной сети общего пользования и промышленных предприятий.

В промышленном районе -создается единая технология работы транспорта всего узла, обслуживающего ряд крупных предприятий, особенно если -они связаны еще -и -взаимной корреспонденцией. Разра­ батываются и внедряются единые технологические -процессы работы транспорта от момента погрузки до выгрузки у потребителя.

Как уже было указано, на ЗОС сосредоточивается не только манев­ ровая, но и разгрузочная работа. Большинство вагонов с сырьем не за­ ходит на территорию завода. На заводские пути подаются лишь ваго­ ны под погрузку готовой продукции и с оборудованием, мелкими гру-

261


Рис. 142. Схема генплана метал­ лургического заво­ да •

2 — эстакада домен* ного цеха; 6 — стале­ плавильные цехи (остальные обозначе­ ния см. рис. 141)

Рис. 143. Схема сортировочной станции 'металлур­ гического завода

X 9

зами, передача которых безрельсовыми видами транспорта пока еще затруднена. Приемо-сдаточные операции с вагонами в этих условиях производятся или в сортировочном парке, или в парке перед вагоноопрокидывателями. Появляется возможность передавать 3GC Министер­ ству путей сообщения. iB дальнейшем, с широким развитием контейнер­ ных перевозок, появится возможность полностью изолировать внешние перевозки от межцеховых. ЗСС будут находиться в ведении МПС, и со­ вершенно отпадает потребность в приемо-сдаточных операциях.

Характерными для третьего этапа развития проектирования явля­ ются транспортные схемы и заводские сортировочные етанции: Кара­

262

гандинского, Западно-Сибирского, Тайшетского, Новоли,пецкого, Новотульского и других заводов (рис. 142). Сортировочные станции этих заводов многопарковые, с большим путевым развитием и механизиро­ ванными сортировочными горками. На рис. 143 приведена схема ЗСС металлургического завода, спроектированная в последние годы.

Анализ условий работы и схем путевого развития ЗСС с учетом взаимосвязи их с генеральными планами и транспортом завода, пред­ приятий промышленного района, механизацией погрузочно-разгрузоч­ ных работ и т. д., произведенный по рассмотренным этапам проектиро­ вания, дает возможность установить определенные закономерности в проектировании и ЗСС.

4. О С О Б Е Н Н О С Т И Р А Б О Т Ы З С С

Отдельные технологические операции выполняются на ЗСС так же, как и на станциях общей сети железных дорог, но имеют определенную специфику, зависящую от особенностей, присущих только промышлен­ ным станциям.

ЗСС является стыковым пунктом внутризаводских (технологиче­ ских), внутриузловых и внешних перевозок. Будучи теоно связанной с технологическими перевозками, ЗСС должна обеспечить их ритмич­ ность и удовлетворять требования основного производственного процес­ са. Вместе с тем, являясь основной станцией промышленного транспорт­ ного узла, ЗСС должна организовать и переработать внутриузловые по­ токи, отличающиеся своей спецификой. Наконец, ЗСС подъездным пу­ тем связана со станцией примыкания и через нее с сетью дорог МПС. График движения и план маршрутизации на дороге МПС также су­ щественно влияют на работу и схему ЗСС.

ЗСС является распорядительной станцией; здесь находится основ­ ная диспетчерская служба, командующая всеми маневровыми операция­ ми промышленного железнодорожного узла.

На работу ЗОС и их схемы оказывают влияние и следующие фак­ торы:

схема генерального плана промышленного узла; схема генерального плана металлургического завода; объем сортировочной работы; топография местности;

механизация и технология разгрузки основного сырья; требования маршрутизации готовой продукции;

место производства приемо-сдаточных операций;

транспорта и др.

виды и степень применения непрерывных видов

Не все из них в одинаковой степени влияют на работу и схемы ЗОС.

Если требования маршрутизации готовой продукции

и выбор места

производства приемо-сдаточных операций влияют лишь на число путей в соответствующих парках, то объем сортировочной работы и схема ге­ нерального плана совершенно меняют принципиальную схему станции.

263


Основные .особенности работы ЗСС, оказывающие существенное влияние на ее схему, могут быть кратко сформулированы следующим образом:

1)ЗСС являются, как правило, пунктами зарождения и погашения ■грузопотоков. Транзитная работа их незначительна, поэтому парк от­ правления ,в сторону завода отсутствует;

2)на ЗСС четко разграничены зоны поездной и маневровой рабо­

ты. (Выходная (заводская) горловина, через которую проходят на за­ вод и на предприятия промышленного узла маневровые подачи, загру­ жена больше входной. Она часто не имеет четко выраженной границы

ипереходит непосредственно во внутризаводские и внутриузловыепути;

3)значительный объем работы ЗСС составляет обслуживание

внутризаводских и внутриузловых потоков, что вызывает необходимость устройства выставочных парков для накопления вагонов;

4) большое число прибывающих на ЗСС вагонов разгружается в специальных разгрузочных парках станции, оборудованных вагоноопрокидывателями и разгрузочными площадками.

5. О С О Б Е Н Н О С Т И О П Р Е Д Е Л Е Н И Я О Б Ъ Е М О В Р А Б О Т Ы З С С

И В Ы Б О Р А Е Е П Р И Н Ц И П И А Л Ь Н О Й С Х Е М Ы

Методика расчета .объемов работы промышленных станций приве­ дена в главе 4 раздела один, но применительно к ЗСС металлургиче­ ских заводов она имеет некоторые особенности.

Все .массовые грузы (железная руда, уголь, известняк), как пра­ вило, прибывают (маршрутными поездами. В зависимости от схемы ге­ нерального плана завода и места выгрузки они принимаются или на пути .парка приема с последующей передачей на сырьевой пост, или не­ посредственно на пути вагоноопрокидывателей при размещении послед­ них на ЗСС. Если железная руда, коксующийся уголь прибывают отсор­ тированными по классами маркам в отдельные группы вагоновшли пред­ варительно обогащенными (окатыш, концентрат), то расформирование в сортировочном парке таких маршрутов не производится. Маршруты целиком подаются под разгрузку на пути вагоноопрокидывателей. Если вагоны в маршруте не отсортированы в группы по классам или маркам сырья, то они предварительно расформировываются на сортировочных устройствах ЗСС.

Вагоны с немассовыми грузами поступают на ЗСС со станции при­ мыкания сборными или передаточными поездами. Эти составы прохо­ дят расформирование по сортам, видам грузов, местам разгрузки. В сторону металлургического завода, предприятий промышленного уз­ ла или районной .механизированной выгрузочной базы формируются многогруп,новые передаточные поезда, где последовательность располо­ жения групп вагонов соответствует требованиям разгрузочных фронтов.

В зависимости от схемы генерального плана завода и промышлен­ ного узла на ЗСС могут производиться распределение и отбор под по­ грузку порожних вагонов, переработка вагонов собственного парка ме­ таллургического завода или внутриузловых подач.

264


Рис. 144. Схемы двухпарковых заводских сортировочных станций

Рис. 145. Схемы трехпарковых заводских сортировочных станций

а. — сортировочный парк со стороны парка приема; б — сортировочный парк между парками прие­ ма и отправления

3GC металлургического завода является районной сортировочной станцией, поэтому значительный объем ее работы составляют вагоны, следующие в адрес промышленных предприятий и строительных орга­ низаций узла. Общий объем работы 3GC я ее парков может быть опре­ делен только после детального исследования 'влияющих на него 'фак­ торон:

объема работы всех предприятий промышленного узла;

265

'схемы генерального плана и транспортных связей предприятий, вхо­ дящих в промышленный узел;

технологии переработки различных категорий поездов с учетом рас­ пределения этой работы между станциями узла;

плана отправительской, ступенчатой и других видов маршрутиза­ ции, принятой для продукции, отправляемой предприятиями промыш­ ленного узла на внешнюю сеть.

■При определении объема работы ЭСС необходимо предусмотреть максимальное разделение потоков вагонов МПС от собственных путем специализации для их обработки разных станций узла.

В промышленном узле 3GC располагается рядом с металлургиче­ ским заводом, параллельно ему или последовательно с ним. Выбор рас­ положения станции и взаимного расположения ее парков зависит от схемы генерального плана металлургического завода, топографии мест­ ности и схемы промышленного транспортного узла. В последнее время чаще применяется параллельное расположение ЗОС и завода, более от­ вечающее современным схемам генеральных планов. При выборе схемы станции следует прежде всего руководствоваться общими требования­ ми, предъявляемыми к проектированию в соответствии с их эксплуата­ ционными особенностями (см. главу 4 раздела один).

Необходимо отметить, что часть требований противоречит друг дру­ гу. Например, уменьшение числа пересечений станционных маршрутов влечет за собой увеличение путевого развития, увеличение числа пар­ ков и соединительных путей, что в свою очередь увеличивает маневро­ вые пробеги и противоречит требованию минимального времени нахож­ дения вагона на станции. © каждом конкретном случае следует стре­ миться к уменьшению числа пересечений станционных маршрутов за счет лучшего взаимного расположения парков станции, не увеличивая путевого развития, определенного расчетом. Окончательный вариант выбирается путем технико-экономического сравнения.

6. С Х Е М Ы З С С П Р И П О С Л Е Д О В А Т Е Л Ь Н О М Р А С П О Л О Ж Е Н И И С Т А Н Ц И И И З А В О Д А

Четкая технология работы станции, поточность, отсутствие угловых потоков — достоинства последовательного расположения станции и за­ вода. Станцию можно разделить на две четко выраженные части: вход­ ную горловину и приемо-отправочные парки, обслуживаемые поездны­ ми локомотивами, и заводскую горловину с сортировочными и выста­ вочными парками, обслуживаемыми промышленными локомотивами.

Недостатком последовательного расположения можно считать за­ груженность, а следовательно, и сложность путевого развития завод­ ской горловины и потребность в особо благоприятных топографических

условиях (площадка длиной 7—8 км), позволяющих последовательно расположить станцию и завод.

ЗСС может быть двух-, трех- и многояарковая с последовательным или параллельным расположением парков. Основными парками являют­ ся: приемочный, отправочный, сортировочный, выставочные, разгрузоч­

266


ные, погрузочные. В зависимости от конкретных условий часть парков может быть совмещена или отсутствовать.

Небольшие станции имеют, как правило, параллельное расположе­ ние парков, только на станциях с переработкой значительного числа вагонов парки приема и сортировочный могут располагаться последо­ вательно. Рассмотрим более подробно схемы 3GC, расположенных по­ следовательно заводу и имеющих параллельно расположенные парки, которые проектируются для небольших металлургических заводов или в стесненных топографических условиях.

На рис. 144 изображены схемы двухпарковых 3GC. Станции имеют приемо-отправочный и сортировочный парки, расположенные по одну сторону (рис. 144,а) или по обе стороны главного пути (рис. 144,6). Путевое развитие и перерабатывающая способность двухпарковых станций невелики. Производство основного объема сортировочной рабо­ ты предусматривается на внутризаводских и внутриузловых станциях. Часто основная сортировочная работа и формирование отправляемых поездов выполняются на близлежащей сортировочной станции МПС.

Если потребная перерабатывающая способность превышает воз­ можности двухпарковой станции, применяются трех- и четырехпар­ ковые.

Трехпарковые станции состоят обычно из парков приема, отправ­ ления и сортировочного. Примеры схем таких станций даны на рис. 145. Сортировочный парк на схеме рис. 145расположен со стороны парка приема и соединен с ним вытяжным путем. Применение такой схемы це­ лесообразно, если сортировочный парк в основном работает по направ­ лению на завод. На схеме рис. 145,6 сортировочный парк расположен между парками приема и отправления. В сортировочном парке перера­ батываются главным образом поезда, прибывающие с внешней сети. Для формирования отправляемых поездов устроена формировочная «вилка» с вытяжным путем, имеющим выход в парк отправления.

Чаще сортировочный парк располагают между приемочным и от­ правочным в случаях, когда сортировочная работа на завод и формо­

вочная на внешнюю сеть приблизительно равны.

Для больших ЗСС, имеющих суточное прибытие порядка 700 физи­ ческих вагонов и более, возможно проектирование четырехпарковых схем. Четвертым парком обычно является выставочный, предназначен­ ный для укрупнения подач, следующих с завода. На таких станциях целесообразно применение сортировочных полуторок или горок малой мощности. Пример подобной схемы приведен на рис. 446.

Станция имеет расположенные рядам парки приема и отправления, что удобно для производства приемо-сдаточных операций. Выставочный парк не имеет выхода в парк отправления, что затрудняет работу с вагонами, не требующими формирования на сортировочной горке. Эти вагоны подаются непосредственно в парк отправления, где и накапли­ ваются. В выставочный парк можно подавать только вагоны, из кото­ рых формируются поезда через сортировочную горку. Схема удобна при работе сортировочного парка в основном на завод и при большем удель­ ном весе маршрутизации отправления.

267