Файл: Чупахин, В. М. Оборудование рыбоперерабатывающих предприятий учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(рис. 69) выполняет следующие операции: отрезает голову дис­ ковым ножом, удаляет внутренности с помощью вакуума, моет внутреннюю полость рыбы и отрезает хвостовой плавник.

Машина состоит из станины 1, кассетного 2 и головного 3 транспортеров, прижимных роликов 4, дискового ножа 5, ваку­

ум-насадки 6,

механизма для отрезания

хвостового

плавника

(дискового 8 и плоского 9 ножей), вакуум-насоса

10,

насадок 7

 

 

 

и 11,

загрузочного

 

 

 

лотка 12 и водоси-

 

 

 

стемы

13,

предна­

 

 

 

значенной для

уда­

 

 

 

ления отходов и под­

 

 

 

держания

чистоты

 

 

 

рабочих органов ма­

 

 

 

шины.

 

 

 

 

 

 

 

Кассетный транс­

 

 

 

портер

смонтирован

 

 

 

на двух бесконечных

 

 

 

втулочно-роликовых

 

 

 

цепях. Кассета пред­

 

 

 

ставляет

 

 

собой

 

 

 

штампованную

ко­

 

 

 

рытообразную

де­

 

 

 

таль (из нержавею­

 

 

 

щей стали) с про­

 

 

 

дольной

прорезью

 

 

 

в днище. С одной

 

 

 

стороны она

откры­

 

 

 

та, с другой имеется

 

 

 

стенка,

образующая

Рис. 68. Схема установки головоотсекающего

с днищем

щель для

фиксации хвостового

стола при ручном способе выемки ястыков

плавника.

 

 

 

 

икры:

 

 

 

 

1 — операционный

барабан; 2 —рабочее место;

3

Головной

транс­

загрузочный лоток;

4 — ленточный транспортер;

5 —

портер

состоит из

головоотсекающий стол.

 

кассет

с

вертикаль­

Прижимные ролики представляют

собой

ными

 

стенками.

металлические

диски

срезиновыми ободами. Ролики обеспечивают фиксацию рыбы

ивместе с тем не деформируют ее.

Дисковый нож 5 для отрезания головы расположен между транспортерами 2 и 3. Вакуум-насадка 6 расположена за диско­ вым ножом 5 по ходу движения транспортера. Дисковый 8 и плоский 9 ножи установлены так, что вершина образованного ими угла находится на уровне щелей кассет. Насадки 7 и 11 предназначены для гидравлического перемещения рыбы перед удалением головы и хвостового плавника.

78


13

Рис. 69. М аш ина для разделки кильки:

а — общий вид; б - принципиальная схема основных узлов.


Станина / состоит из тумбы и консольной рамы транспорте­ ров. Внутри тумбы размещены электродвигатель 14, редукто­

ры 15, 16 и вакуум-насос 10.

На переднем конце вала электродвигателя имеется два шки­ ва клиноременных передач, при помощи которых движение пе­ редается редуктору и дисковым ножам, а на заднем конце ва­ ла — шкив клиноременной передачи 17, передающей движение насосу 10. Редуктор 15 соединен упругой муфтой с коническим

редуктором 16. От звез­ дочки конического редук­ тора приводятся в дви­ жение кассетный и голов­ ной транспортеры.

Машину обслуживают двое рабочих, которые укладывают кильку в кас­ сеты транспортера.

При движении транс­ портеров рыба струей во­ ды, поступающей из на­ садки 7, подается до упорной планки и фикси­ руется роликом 4 перед ножом 5. Отрезанные го­ ловы падают вниз, а туш­ ка рыбы подходит к ва­ куум-насадке 6 и касает­ ся ее срезом; под дейст­ вием вакуума внутренно­ сти отсасываются из брюшной полости в ва­ куум-бачок. После удале­

ния внутренностей

рыба

с помощью

струи воды,

поступающей

через

на­

садку 11, перемещается

в противоположную

сто­

рону, при этом ножами 8 и 9 отрезается хвостовой плавник. Обработанная рыба в конце транспортера выбрасывается из кассет.

На рис. 70 представлена водо-вакуумная система. Из водо­ проводной магистрали 1 вода под давлением подается в нако­ нечники 2—7, которые обеспечивают продольное перемещение рыбок в кассетах, а также омывают рабочие инструменты.

Наконечники с водопроводной магистралью соединяются ре­ зиновыми трубками диаметром 12 мм. Вакуум-насадка 8 слу­ жит для отсасывания внутренностей из тушек рыб. Насадка соединяется с вакуум-бачком 9. С помощью вакуум-насоса 10

80


марки КВН-4 в вакуум-бачке создается вакуум и как следствие этого внутренности стекают в него и периодически удаляются. Разрежение в бачке контролируется вакуумметром 11.

Производительность машины до 200 рыб в минуту, мощность электродвигателя 2,8 кВт, длина обрабатываемых рыб 80— 120 мм. Габариты машины 2400X960X1120 мм, масса 750 кг.

Машина для разделки рыбы на фарш. Машина (рис. 71)

предназначена для приготовления пищевого фарша из рыбысырца различных пород и выполняет следующие операции: пред-

Рис. 71. М аш ина для разделки рыбы на фарш:

а — общий вид; б — технологическая схема.

варительное измельчение рыбы, протирку измельченной рыбы, отделение костей, шкуры и прожилок, отвод рыбного фарша, отвод отходов.

В станине 1 машины размещен привод, состоящий из элект­ родвигателя и редуктора; перфорированный рабочий барабан 2 с лотком 3 приема готового продукта, узел подачи рыбы к пер­ форированному рабочему барабану, который состоит из привод­ ного барабана 4, ведомого барабана 5, поджимных роликов 6 и резиновой ленты 7, барабана предварительного измельчения 8; узел загрузочного устройства, состоящий из лотка загрузки 9 и досылателя рыбы 10\ лоток отходов 11 и узел ножевого уст­ ройства очистки барабана 12.

Мясо рыбы вдавливается и протирается через отверстия пер­ форированного рабочего барабана. Вдавливание происходит под действием давления на рыбу резиновой ленты транспорте­ ра. Усилие этого давления регулируется прижимными валиками.

6 В. М. Чупахин

81

V

Протирание мяса или отрыв его от кожи и костей рыбы проис­ ходит вследствие разности скоростей движения перфорирован­ ного рабочего барабана и резинового транспортера, подающего рыбу.

Машина работает следующим образом. Работница вручную загружает рыбу в загрузочный лоток приголовком вперед. Ры­ ба попадает в промежуток между барабаном предварительного измельчения 8 и перфорированным рабочим барабаном 2 .

Рис. 72. Кинематическая схема машины для разделки рыбы на фарш.

Двигаясь между барабанами, рыба предварительно измель­ чается на куски, одновременно частично отделяется мясо рыбы от кожи и костей.

Измельченные куски рыбы захватываются резиновой лен­ той 7 транспортера и при прохождении ленты на участке рас­ положения перфорированного рабочего барабана мясо рыбы продавливается через отверстия, имеющиеся в этом барабане.

Готовый фарш собирается внутри перфорированного бара­ бана 2 и постепенно выталкивается на лоток приема 3, а с него сбрасывается в тару для готового продукта или на транспортер, отводящий фарш на дальнейшую обработку.

Кусочки кожи, кости, прожилки, остающиеся на транспорте­ ре, отводятся к лотку сброса отходов 11.

Кинематическая схема машины представлена на рис. 72. Производительность 120—150 кг/ч, виды обрабатываемой

рыбы — разделанная, охлажденная

или дефростированная ры­

ба всех пород длиной тушки до

350 мм. Габариты машины

780Х720ХП00 мм, масса 425 кг.

 

S2

 


Аналогичной конструкции освоена машина для разделки ры­ бы на фарш марки «Фарш-500», производительность 500 кг/ч, длина обрабатываемых тушек до 400 мм, мощность электродви'

гателя 4 кВт. Габариты машины 990X670X1185 мм, масса

490 кг.

Машина для разделки сельди на филе. Машина (рис. 73)

предназначена для разделки мелкой и средней сельди на филе и выполняет следующие технологические операции: отрезает

Рис. 73. М аш ина для разделки сельди на филе.

хвостовой плавник, голову, вскрывает брюшную полость путем вырезки узкой полосы брюшка, удаляет внутренности, зачищает брюшную полость, вырезает филейчщш и отделяет хребтовую кость.

Машина передвижная и снабжена четырьмя ходовыми пово­ ротными колесами.

Станина 1 сварная из углового железа. Все рабочие части машины закрыты нержавеющими листами. На столе 2 перед рабочим местом укреплен механизм 3 для обрезания хвостового плавника. Этот механизм состоит из дискового ножа, выступаю­ щего через прорезь в столе, и винта для регулирования длины отделяемой части хвостового плавника. У дискового ножа диа­ метром 125 мм имеется двусторонняя заточка, по режущей кром­ ке его расположены по восемь вырезов. Окружная скорость ножа

6,87 м/с.

Узел 4, подающий сельдь без хвостового плавника под диско­ вый нож для удаления головы, смонтирован в центре стола и выполнен в виде вращающейся четырехлопастной звезды. Дли­

6*

83

на лопасти 275 мм. На столе машины слева от ножа для удале­ ния хвостового плавника смонтирован механизм 5, отрезающий головы. Он состоит из дискового ножа, выступающего из про­ рези, подвижного упора, регулирующего длину реза, прижимной ленточной пружины, резинового прижима-досылателя. Диско­ вый нож диаметром 125 мм вращается с окружной скоростью

8,25 м/с.

В столе машины за подающей звездой вырезано загрузочное окно 6. Для подачи сельди к рабочим инструментам предусмот­ рен двухлинейный транспортер, который движется со скоростью 16,7 м/мин. Расстояние между ремнями регулируют специальным маховичком, с помощью которого сводят или разводят ведомые шкивы транспортера.

Киль брюшка тушки срезается двумя горизонтальными дис­ ковыми ножами с односторонней заточкой и одинаковым диа­ метром, равным 100 мм. Они вращаются в противоположных направлениях с окружной скоростью 4,13 м/с. Удаление внутрен­ ностей и зачистка брюшной полости осуществляются крылаткой. Филетирующий узел представляет собой два дисковых ножа, за­ крепленных на консольных валиках, которые смонтированы в конце машины. Филейные и дисковые ножи диаметром 200 мм приводятся в движение индивидуальными приводными шкивами, окружная скорость которых 13,65 м/с.

Рабочий, обслуживающий машину, берет сельдь за голову и подает ее брюшком от себя под дисковый нож 1 (рис. 74) для обрезания хвостового плавника. Затем левой рукой ориентирует рыбу по голове на подвижном упоре. Из этого положения лопа­ сти звезды 2 механически подают сельдь под дисковый нож 3, который обрезает голову. Далее тушка лопастью звезды 2 по­ дается в загрузочное окно 4, где она брюшком вниз зажимается между транспортерами 5 и подается сначала к дисковым но­ жам 6 для срезания киля брюшка, а затем к крылатке 7, уда­ ляющей внутренности и зачищающей брюшную полость. Диско­ вые ножи 8, вырезая хребтовую кость, разделяют тушку на два филейчика. Хвостовые плавники и головы попадают в сборник, расположенный под столом машины. Все внутренности, срез киля и хребтовая кость направляются в другой сборник, откуда по лотку 9 спускаются в бачок. Филейчики по наклонному лот­ ку 10 выносятся из машины и попадают в бачок с перфориро­ ванным дном.

У машины имеется два электродвигателя. Ножи для отреза­ ния хвостового плавника и головы, а также четырехлопастная звезда приводятся в движение от электродвигателя 11 мощно­ стью 0,37 кВт, частота вращения которого 1350 об/мин. Узлы разделки сельди приводятся в движение двигателем 12 мощ­ ностью 0,75 кВт, частота вращения которого 1400 об/мин.

Для нормальной работы машины необходимо рассортиро­ вать сельдь по толщине спинки с погрешностью в пределах

84