Файл: Корочкина, Л. С. Технология и оборудование рыбообрабатывающих предприятий учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
Деревянные садки имеют вид ящиков, сколоченных из реек древесины несмолистых пород с просветом 2—3 см и закрытых сверху крышкой. Садки устанавливают на кольях у дна или на плаву. Размеры садков могут быть 2 x 1 X 1 или 3 X 2 X 1 м в зави симости от количества рыбы. Садок имеет отсеки для размещения живой рыбы разных видов. Садки устанавливают на участках с проточной водой, чистым и твердым грунтом. Нельзя устраивать садки вблизи мест стока канализационных вод, на участках, за грязненных нефтепродуктами, и на илистом грунте. Рыбу хищ ную, с колючими плавниками и без них следует хранить в садках отдельно. Посадка рыбы в деревянные садки проводится плотнее,
чем в земляные. Например, |
в деревянный садок объемом 5 х 5 х |
Х 2 м отсаживают 0,5—0,7 |
ц рыбы на 1 м3 воды, а в земляной — |
1—2 кг на 1 м3 воды. |
|
ТРАНСПОРТИРОВКА
Способ транспортировки живой рыбы с мест промысла до по требителя определяется не только его экономической целесооб разностью, но и характером связи между местами заготовки и по требления рыбы. Живую рыбу доставляют с мест лова водным, железнодорожным, автогужевым, воздушным транспортом.
Водный транспорт. Водным транспортом живую рыбу перево зят в прорезях или в живорыбных изотермических судах. Проре зи — это специальные лодки длиной от 7 до 14 м, шириной 2—4 м и глубиной до 1,5 м. В носовой и кормовой частях прорези имеют ся водонепроницаемые отсеки, являющиеся «поплавками», за грузкой которых регулируется осадка прорези. Средняя часть прорези между водонепроницаемыми отсеками — собственно са док — имеет объем от 7 до 30 м3. В бортах и дне садка сделаны продольные щели шириной 2 см, обеспечивающие циркуляцию и смену воды. Поперечными перегородками прорезь делится на не сколько отсеков, в которые раздельно помещают рыбу разных ви дов и размеров. Для защиты от солнечных лучей сверху прорезь покрывают стланью из досок. Полезная грузоподъемность обыч но около 15 ц. Перемещаются прорези буксирами.
Живорыбное изотермическое судно (рис. 10) имеет грузоподъ емность 30 т живой рыбы (по карпу). Для охлаждения забортной воды до заданной температуры используются установленные по бортам трюма холодильные установки. Температура воды в отсе ках поддерживается автоматически. Обогащение воды кислоро дом воздуха проводится с помощью водораспылительных форсу нок, расположенных в верхней части отсеков, и воздухораспы лительных шлангов, проложенных по днищу отсеков.
Погрузка и выгрузка живой рыбы осуществляются передвиж ным электрогидравлическим краном. Взвешивают рыбу в контей нерах емкостью не более 70—80 кг. Перед погрузкой рыбы воду в отсеках охлаждают в течение 1 ч и пропускают через форсунки
50
воздух для обогащения ее кислородом. Перепад температуры во ды в водоеме, из которого взята живая рыба, и в баках не должен превышать 4° С. В пути следования аэрационная система рабо тает круглосуточно, а водообмен осуществляется, как правило, один раз в сутки. Температура воды, поступающей в отсек при водообмене, должна быть ниже температуры воды в отсеках на 3—4°. Норма загрузки рыбы в отсеки составляет от 250 до 1250 кг
Рис. 10. Живорыбное судно
/ — рефрижераторный трюм; 2 — живорыбные отсеки; 3 — компрессорное от деление.
в зависимости от вида рыбы. При расчете норм посадки учитыва ют биологию рыб, так как одни из них (донные рыбы) держатся только у дна, а другие (пелагические) — во всей толще воды. В связи с этим нормы посадки рассчитывают на площадь или на объем резервуара.
Из живорыбного судна рыбу выгружают в садки насосом или портальным краном (контейнерами).
Отход рыбы при транспортировке водным транспортом и нор мы естественной убыли такие же, как при транспортировке по железной дороге.
Железнодорожный транспорт. Основная масса живой рыбы перевозится в живорыбных вагонах без принудительной аэрации воды в баках с рыбой и в вагонах, снабженных аэрационной си
стемой. Живорыбный |
вагон |
типа |
В-20 |
(рис. |
11) |
используется |
|
// |
5 9 |
6 |
15 В |
2 |
7 |
8 |
12 16 |
Рис. 11. Вагон для перевозки живой рыбы
1 — большой резервуар; |
2 — малый |
резервуар; |
3 — волнорезы; |
4 — сливные |
||||||||
торцовые краны; 5 |
—ящик для |
льда; |
6 — контрольная |
трубка |
с |
краном; |
7 — |
|||||
водозаборный люк; |
8 — насос; |
9 — труба |
аэрационной |
системы |
с |
форсунками; |
||||||
10 — краны для разъединения |
секций |
аэрационной системы; |
11 — краны |
аэра |
||||||||
ционной системы; |
12 — щит |
освещения; |
13 — силовой |
щит; |
14 — распредели |
|||||||
тельный |
щит; |
15 |
— грузовые |
двери; |
16 — входные |
двери. |
|
51
для транспортировки рыбы, пробывшей в садках не менее 24 ч. В баки перед загрузкой рыбы наливают около 20 м3 воды тем пературой 4—5° С. В пути следования рыбу осматривают, удаляя уснувшую рыбу в отсек со льдом. Рекомендуется транспортиро вать живую рыбу зимой не более шести суток, летом при нали чии льда не более четырех суток. Не рекомендуется транспорти
ровать рыбу без льда при температуре воды выше 10° С. Отходы рыбы и нормы естественной ее убыли при транспорти
ровке по железной дороге приведены в табл. 12 и 13.
Т а б л и ц а 12
|
|
|
Отходы |
(в % к |
массе |
отгру |
|
|
|
жаемой рыбы) в квартале |
|||
|
Рыба |
|
|
|
ш |
|
|
|
|
I |
II |
IV |
|
Карп, |
са за н ................................................................... |
. |
10 |
12 |
10 |
10 |
Сом, карась, налим, стерлядь........................... |
10 |
12 |
15 |
10 |
||
Сиги, |
ф ор ел ь ............................................................... |
|
20 |
20 |
20 |
20 |
Щука, |
лещ, прочие виды ........................................ |
|
15 |
20 |
22 |
15 |
С удак |
............................................................................... |
т е нормируется |
|
||
П р и м е ч а н и е . При продолжительности |
перевозки по |
железной |
дороге |
||
более трех суток отходы увеличиваются на 20 %. |
|
|
|
||
|
|
|
|
Т а б л и ц а 13 |
|
|
|
Естественная убыль массы (в |
|||
|
|
% от массы отгружаемой ры |
|||
|
Рыоа |
бы) |
в квартале |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
II |
III |
IV |
Карп, |
карась ............................................................... |
1,2 |
1,2 |
1,4 |
1,2 |
С о м ................................................................................... |
|
1,3 |
1,8 |
1,8 |
1,3 |
С а за н ............................................................................... |
1,1 |
1,8 |
1,8 |
0,9 |
|
Сиги, |
ф о р ел ь ............................................................... |
5,0 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
Судак, |
стерлядь ........................................................... |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
Щука (кроме нерестовой)........................................... |
1,5 |
1,8 |
1,8 |
1,4 |
|
Щука нерестовая........................................................... |
---• |
3,5 |
■--- |
— |
|
Лещ и прочие виды промысловых рыб.................... |
1,0 |
1,8 |
1,8 |
1,0 |
Автотранспорт. Для транспортировки рыбы используют также автомашины (изотермические автоцистерны). На шасси ЗИЛ-150 устанавливают цистерну с четырьмя герметическими люками для
52
заливки воды, погрузки и выгрузки рыбы (рис. 12). Внутри цис терны имеется неполная перегородка — волнорез, делящий цис терну на два отсека. В нижней части перегородки устроен вырез для перехода рыбы из одного отсека в другой. На дне проложены резиновые распылительные шланги, по которым в цистерну нагне тается воздух. Условия транспортировки те же, что и при пере возке рыбы железнодорожным путем. Продолжительность пере возки при доставке рыбы с мест лова до садков или торговой се ти 5—17 ч со сменой воды через каждые 3—4 ч. Норма загрузки рыбы в цистерны зависит от ее вида и температуры воды.
Рис. 12. Автоцистерна
1 — Л Ю К .
На грузовой машине грузоподъемностью б—7 т устанавливает ся деревянный или металлический контейнер емкостью до 1000 кг рыбы.
Авиатранспорт. На самолетах живую рыбу транспортируют только при необходимости срочной доставки ее на большие рас стояния. Для этого на грузовом самолете устанавливают брезен товые чаны на деревянном или металлическом каркасе. Воду пе ред загрузкой рыбы следует охлаждать льдом, чтобы перепад температуры был не больше 6°. Нормы посадки в зависимости от температуры воды и вида рыбы колеблются в пределах от 700 до 1400 кг. Продолжительность перевозки не должна превышать
3 ч.
Нормы посадки, правила перевозки. При расчете норм посад ки учитывают биологию рыб, так как донные рыбы держатся только у дна, а пелагические — во всей толще воды. В связи с этим нормы посадки рассчитывают на площадь или на объем ем кости. Большое значение имеет содержание кислорода в воде и температура воды. Часовой расход кислорода при температуре воды 10° С составляет 25—150 мг на 1 кг массы рыбы в зависи мости от ее вида. Наиболее благоприятной температурой для транспортировки рыбы считают 5° С.
Ниже приведены нормы загрузки живой рыбы.
53
Рыба |
Количество загружаемой |
|
рыбы, кг на П00 кг воды |
Линь, угорь, карась, сом, с а з а н ................ |
1250 |
Щ у к а .......................................................................... |
900 |
Осетр, севрюга, амур ........................................... |
800 |
Л ещ .............................................................................. |
720 |
С удак .......................................................................... |
570 |
Стерлядь, толстолобик ........................................... |
560 |
Форель, с и г ............................................................... |
300 |
Р и п у с ........................................................................... |
250 |
В пути следования живую рыбу необходимо осматривать, ус нувшую рыбу удалять и хранить во льду, измерять температуру и кислородный режим.
При транспортировке живой рыбы вода загрязняется органи ческими веществами (экскременты, слизь и т. п.), что сильно снижает степень насыщения ее кислородом. Если кислорода в во де оказывается недостаточно (рыба появляется на поверхности воды и усиленно захватывает воздух), то независимо от охлаж дения и усиленной аэрации часть ее необходимо заменить.
На месте сдачи рыба должна находиться в воде, температур ный и газовый режимы которой соответствуют таковым в живо рыбных садках, предназначенных для хранения рыбы. Через 6 ч в садках рыбу осматривают, уснувшую и.слабую рыбу направля ют в торговую сеть, а живую (бодрую) оставляют на хранение.
ХРАНЕНИЕ В МЕСТАХ РЕАЛИЗАЦИИ
На торговых базах живую рыбу хранят в стационарных дере вянных плавучих садках с естественной циркуляцией воды и же лезобетонных наземных с принудительной циркуляцией воды и обогащением ее кислородом. Рыба может храниться от несколь ких суток до шести месяцев. Для длительного хранения пригодна выносливая рыба (карп, сазан, сом, щука, стерлядь). Лещ, судак, карась рекомендуется хранить не более месяца. В садки на хра нение направляют только бодрую рыбу, а слабую реализуют. Ре жим хранения поддерживают с учетом технологической инструк ции на хранение живой рыбы.
Живую рыбу подразделяют по длине и массе в соответствии с ГОСТом. Наименьшая длина рыбы, допускаемой к вылову, ус танавливается правилами рыболовства. Взвешивают каждый эк земпляр рыбы отдельно.
Г л а в а III. ХРАНЕНИЕ СВЕЖЕЙ РЫБЫ НА МЕСТАХ ЛОВА, ТРАНСПОРТИРОВКА ЕЕ С МЕСТ ЛОВА И ВЫГРУЗКА
НА РЫБООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Сохранение качества выловленной рыбы зависит от способа лова, продолжительности и условий транспортировки ее на рыбо обрабатывающие предприятия. Свежая рыба быстро портится.
54