ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
необходимые для расчета основные характеристики циркуляци онного движения толкаемого баржевого или секционного соста
ва (угол дрейфа, угловая скорость вращения, |
радиус |
циркуля |
|
ции и поступательная |
скорость в процессе |
циркуляционного |
|
движения) зависят от |
этого соотношения. |
Поэтому |
прежде |
всего рассмотрим силы, действующие иа толкаемый состав, дви жущийся по криволинейной траектории. С целью упрощения решения это рассмотрение сил сделаем сначала па примере дви жения судов и составов в каналах и на некоторых участках водохранилищ, где отсутствует течение. В указанных условиях задача сводится в основном к исследованию криволинейного движения состава па повороте судового хода под действием рулевого органа.
Одними из основных сил, действующих иа состав при его криволинейном движении, являются так же, как и при движении на прямом курсе, гидродинамические силы, возникающие па корпусах состава. Но поскольку состав на повороте судового хода движется не только поступательно, но еще и вращается, то результирующая гидродинамических сил будет отличаться от результирующей сил давления воды, возникающих на кор пусах состава при движении па прямом курсе как без угла дрейфа, так и при его наличии.
Для одиночных судов с острыми образованиями гидроди намические силы, действующие на смоченную поверхность со
става, а также |
их |
момент с достаточной |
точностью |
могут |
|
быть определены |
с |
помощью |
номограмм |
Р. Я. Першица. а |
|
для грузовых теплоходов — по |
графикам |
ЛИВТа. Для |
бар |
жевых и секционных толкаемых составов, сформированных из нескольких судов и в силу этого имеющих специфические формы смоченной поверхности, эти номограммы применять нельзя. К тому же они и не охватывают собой весь диапазон изменения соотношений главных размерений составов, так как эти соотношения у одиночных судов изменяются в более огра ниченных размерах. Получение для толкаемых составов гид родинамических сил и моментов, обусловленных силами вяз кости воды, путем модельного эксперимента также затрудни тельно вследствие очень малых (относительно длины) осадок ■барж или секций в составе, особенно при движении порожнем. Во избежание серьезного влияния масштабного эффекта моде ли пришлось бы изготовлять очень крупными, требующими опытовых бассейнов весьма больших размеров.
В этих условиях большой интерес представляют исследова ния Л. М. Рыжова по определению гидродинамических сил и моментов по данным натурных испытаний циркуляционного движения толкаемых составов.
Как известно, в общем случае продольная Х к и поперечная Кк составляющие главного вектора гидромеханических сил, действу ющих на состав, и их момент М к относительно оси Gz являются
58
функциями числа |
Фруда |
Fr = ~^== , числа Рейнольдса R e= — , |
||
|
|
IgL |
|
|
числа Струхаля St = |
угла дрейфа |
3 и безразмерной угловой |
||
— u\L |
|
|
|
|
скорости со = — . |
|
|
|
|
В упомянутых выражениях обозначено: |
м/с; |
|||
v — скорость |
движения состава на |
циркуляции, |
||
£ —ускорение силы тяжести, м/с2; |
|
|
||
I —длина состава, м; |
|
м2/с: |
||
•' - кинематический |
коэффициент вязкости воды, |
|||
i — время, с; |
|
|
|
|
ю —угловая скорость состава.
Полагая правильной для составов введенную К. К. Федя-
евским |
и А. М. Басиным гипотезу |
стационарности сил и мо |
||
ментов |
при одинаковых элементах |
циркуляции в установив |
||
шийся |
и неустановившийся |
периоды |
и |
считая (3 и со относи |
тельно малыми, можем написать следующие уравнения: |
||||
|
А'к = /(Р , i^Fr), |
J |
||
|
F k = |
/ i (?,<.o, Fr), |
(1 ) |
|
|
М к = |
/ 2 d3, w, Fr)- |
J |
При этом считаем, что зависимость от числа Струхаля ис ключается введением гипотезы стационарности, а от числа Рейнольдса — тем, что углы дрейфа толкаемых составов срав нительно невелики и, как правило, в центре тяжести не превы шают 20—30°.
Эти же уравнения могут быть написаны и в следующем ви-
ТТО*
А'к = Kx \ F |
dv \ |
|
Y к = К у -у |
Fdv \ |
(2) |
м к = К „г4 - Fd Ы . |
J |
|
2 |
|
Коэффициенты гидродинамических сил Х к, Ук и момента М к можно определить, пользуясь следующими исходными уравнения ми А. В. Васильева:
Кх = kwcos3 р + /е13 sin213cos |3,
К у = ^21 sin Р -г-^22 0)+ ^26 sin3 Р+А07 со sin2 р,
К т — |
^ 3 i s2 ijn3 + &32 ш - { -&зб s i n( 3 3 + |
А37 со s i n 2 2 р . |
59
При малых углах дрейфа |3 эти выражения могут быть упро щены следующим образом:
Л л- — *ю f 1 |
г,- ?2) + *13 ?2, |
|
|
|
К у — /о-л \j -г k»2 10 т *:g З3 4- k-yj \->~ю, |
(4) |
|||
|
||||
К т |
— *31 Р - г * 3 > ш "Г * 3 5 i^3 + ^3 7 |
,^2Ч>- . |
|
|
В уравнениях |
(1) — (4) |
обозначено: |
|
|
? — угол дрейфа по центру тяжести состава, рад; |
|
|||
р — плотность воды, кг-с2/м4; |
в воду диаметральной |
|||
Fd — приведенная площадь погруженной |
||||
плоскости корпусов состава, м2; |
|
|
||
|
Fd —Зд.с LT, |
|
(5) |
где зд.с — среднее значение приведенного коэффициента полноты
погруженной части диаметральной плоскости судов со- _ става;
Г— средняя осадка судов состава, м, определяемая как'средневзвешенная величина по длине судна;
*10 — безразмерный коэффициент, зависящий от сопротивления воды движению состава на прямом курсе и определяе мый по выражению
|
|
|
|
'2К* |
|
|
|
|
|
*ю— |
|
|
(б) |
||
|
|
|
|
?Fd 1’5 |
|
|
|
где |
Re — сопротивление воды движению состава на прямом кур |
||||||
|
се, кг; |
|
|
|
|
|
м/с; |
|
ц0 — скорость движения состава на прямом курсе, |
||||||
|
*,3 — безразмерный |
крэффициент, |
учитывающий |
увеличение |
|||
|
сопротивления воды движению состава с углом дрейфа |
||||||
|
3 и определяемый по формуле |
|
|
||||
|
*1 3 _ |
- |
д - Р * |
— *21 4 |
о” *10> |
|
|
здесь |
рК = / ( 4 - , -у-, |
?) |
— коэффициент, определяемый |
по но |
|||
|
|
|
|
мограмме Р. Я- Першица; |
|
||
k n , * 22, *%, *27, *зп * 3з, .*3s, *37 |
безразмерные коэффициенты, |
завися- |
|||||
|
|
|
|
щие от отношений L |
Т |
а также |
коэффициентов ?м.ш, ад.с и отноше
на ния у - •
(60
При этом
|
|
|
■^гзп |
|
|
“ а - |
1 |
к21 — - |
|
___t |
|
4\ к , - к л)-Я |
т 3/гзе, |
||
кг, — |
________^3 |
|
|
|
2 |
V |
|
|
2(АЯ— *,) у |
- кц |
|
|
F , L |
|
(7)
(8)
(9)
здесь kx— безразмерный коэффициент присоединенной массы воды при движении состава прямым курсом;
ко — то же, при движении лагом.
Значения коэффициентов кл и ко определяются с помощью гра фиков, построенных М. И. Гуревичем и И. С. Риманом,
V — водоизмещение состава, м3;
л'б — расстояние от центра бокового сопротивления (центра тяжести площади Fa) до центра тяжести состава, м.
Среднее значение приведенного коэффициента полноты по груженной части диаметральной плоскости судов состава при
ближенно может быть определено по формуле
П
y i (T: — Ti)Li+ (n ~ \)lT l
Од.С — |
1=1 |
|
( 10) |
Од •-------------------- Л |
|||
_ |
|
2 Li Т , |
|
|
г=1 |
|
|
где ал — средний приведенный |
коэффициент полноты диаметрзль* |
||
ных батоксов судов, входящих |
в состав. |
|
|
|
|
П |
од/ L. |
|
|
V |
|
Сд1 |
П + СД/1 Z.2+ • • -+ад„ кп |
(И ) |
|
|
L\ + Z . 2 + . . . |
||
|
h |
||
|
|
2 |
|
|
|
1=1 |
Рис. 15. К определению среднего приведенного коэффициента полноты погру женной части диаметральной плоскости судов состава:
—водные пространства, не учтенные формулой Р. Я. Першнца;
—водные пространства, учтенные формулой Р. Я. Першнца.
61