Файл: Ваганов, Г. И. Эксплуатация секционных составов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

необходимые для расчета основные характеристики циркуляци­ онного движения толкаемого баржевого или секционного соста­

ва (угол дрейфа, угловая скорость вращения,

радиус

циркуля­

ции и поступательная

скорость в процессе

циркуляционного

движения) зависят от

этого соотношения.

Поэтому

прежде

всего рассмотрим силы, действующие иа толкаемый состав, дви­ жущийся по криволинейной траектории. С целью упрощения решения это рассмотрение сил сделаем сначала па примере дви­ жения судов и составов в каналах и на некоторых участках водохранилищ, где отсутствует течение. В указанных условиях задача сводится в основном к исследованию криволинейного движения состава па повороте судового хода под действием рулевого органа.

Одними из основных сил, действующих иа состав при его криволинейном движении, являются так же, как и при движении на прямом курсе, гидродинамические силы, возникающие па корпусах состава. Но поскольку состав на повороте судового хода движется не только поступательно, но еще и вращается, то результирующая гидродинамических сил будет отличаться от результирующей сил давления воды, возникающих на кор­ пусах состава при движении па прямом курсе как без угла дрейфа, так и при его наличии.

Для одиночных судов с острыми образованиями гидроди­ намические силы, действующие на смоченную поверхность со­

става, а также

их

момент с достаточной

точностью

могут

быть определены

с

помощью

номограмм

Р. Я. Першица. а

для грузовых теплоходов — по

графикам

ЛИВТа. Для

бар­

жевых и секционных толкаемых составов, сформированных из нескольких судов и в силу этого имеющих специфические формы смоченной поверхности, эти номограммы применять нельзя. К тому же они и не охватывают собой весь диапазон изменения соотношений главных размерений составов, так как эти соотношения у одиночных судов изменяются в более огра­ ниченных размерах. Получение для толкаемых составов гид­ родинамических сил и моментов, обусловленных силами вяз­ кости воды, путем модельного эксперимента также затрудни­ тельно вследствие очень малых (относительно длины) осадок ■барж или секций в составе, особенно при движении порожнем. Во избежание серьезного влияния масштабного эффекта моде­ ли пришлось бы изготовлять очень крупными, требующими опытовых бассейнов весьма больших размеров.

В этих условиях большой интерес представляют исследова­ ния Л. М. Рыжова по определению гидродинамических сил и моментов по данным натурных испытаний циркуляционного движения толкаемых составов.

Как известно, в общем случае продольная Х к и поперечная Кк составляющие главного вектора гидромеханических сил, действу­ ющих на состав, и их момент М к относительно оси Gz являются

58


функциями числа

Фруда

Fr = ~^== , числа Рейнольдса R e= — ,

 

 

IgL

 

 

числа Струхаля St =

угла дрейфа

3 и безразмерной угловой

u\L

 

 

 

 

скорости со = — .

 

 

 

 

В упомянутых выражениях обозначено:

м/с;

v — скорость

движения состава на

циркуляции,

£ —ускорение силы тяжести, м/с2;

 

 

I —длина состава, м;

 

м2/с:

•' - кинематический

коэффициент вязкости воды,

i — время, с;

 

 

 

 

ю —угловая скорость состава.

Полагая правильной для составов введенную К. К. Федя-

евским

и А. М. Басиным гипотезу

стационарности сил и мо­

ментов

при одинаковых элементах

циркуляции в установив­

шийся

и неустановившийся

периоды

и

считая (3 и со относи­

тельно малыми, можем написать следующие уравнения:

 

А'к = /(Р , i^Fr),

J

 

F k =

/ i (?,<.o, Fr),

(1 )

 

М к =

/ 2 d3, w, Fr)-

J

При этом считаем, что зависимость от числа Струхаля ис­ ключается введением гипотезы стационарности, а от числа Рейнольдса — тем, что углы дрейфа толкаемых составов срав­ нительно невелики и, как правило, в центре тяжести не превы­ шают 20—30°.

Эти же уравнения могут быть написаны и в следующем ви-

ТТО*

А'к = Kx \ F

dv \

 

Y к = К у

Fdv \

(2)

м к = К „г4 - Fd Ы .

J

2

 

Коэффициенты гидродинамических сил Х к, Ук и момента М к можно определить, пользуясь следующими исходными уравнения­ ми А. В. Васильева:

Кх = kwcos3 р + /е13 sin213cos |3,

К у = ^21 sin Р -г-^22 0)+ ^26 sin3 Р+А07 со sin2 р,

К т —

^ 3 i s2 ijn3 + &32 ш - { -&зб s i n( 3 3 +

А37 со s i n 2 2 р .

59



При малых углах дрейфа |3 эти выражения могут быть упро­ щены следующим образом:

Л л- — *ю f 1

г,- ?2) + *13 ?2,

 

 

К у — /о-л \j 2 10 т *:g З3 4- k-yj \->~ю,

(4)

 

К т

*31 Р - г * 3 > ш "Г * 3 5 i^3 + ^3 7

,^2Ч>- .

 

В уравнениях

(1) — (4)

обозначено:

 

 

? — угол дрейфа по центру тяжести состава, рад;

 

р — плотность воды, кг-с2/м4;

в воду диаметральной

Fd — приведенная площадь погруженной

плоскости корпусов состава, м2;

 

 

 

Fd —Зд.с LT,

 

(5)

где зд.с — среднее значение приведенного коэффициента полноты

погруженной части диаметральной плоскости судов со- _ става;

Г— средняя осадка судов состава, м, определяемая как'средневзвешенная величина по длине судна;

*10 — безразмерный коэффициент, зависящий от сопротивления воды движению состава на прямом курсе и определяе­ мый по выражению

 

 

 

 

'2К*

 

 

 

 

 

*ю—

 

 

(б)

 

 

 

 

?Fd 1’5

 

 

 

где

Re — сопротивление воды движению состава на прямом кур­

 

се, кг;

 

 

 

 

 

м/с;

 

ц0 — скорость движения состава на прямом курсе,

 

*,3 — безразмерный

крэффициент,

учитывающий

увеличение

 

сопротивления воды движению состава с углом дрейфа

 

3 и определяемый по формуле

 

 

 

*1 3 _

-

д - Р *

— *21 4

о” *10>

 

 

здесь

рК = / ( 4 - , -у-,

?)

— коэффициент, определяемый

по но­

 

 

 

 

мограмме Р. Я- Першица;

 

k n , * 22, *%, *27, *зп * 3з, .*3s, *37

безразмерные коэффициенты,

завися-

 

 

 

 

щие от отношений L

Т

а также

коэффициентов ?м.ш, ад.с и отноше­

на ния у - •

(60


При этом

 

 

 

■^гзп

 

 

“ а -

1

к21 — -

 

___t

4\ к , - к л)-Я

т 3/гзе,

кг, —

________^3

 

 

 

2

V

 

 

2(АЯ— *,) у

- кц

 

F , L

 

(7)

(8)

(9)

здесь kx— безразмерный коэффициент присоединенной массы воды при движении состава прямым курсом;

ко — то же, при движении лагом.

Значения коэффициентов кл и ко определяются с помощью гра­ фиков, построенных М. И. Гуревичем и И. С. Риманом,

V — водоизмещение состава, м3;

л'б — расстояние от центра бокового сопротивления (центра тяжести площади Fa) до центра тяжести состава, м.

Среднее значение приведенного коэффициента полноты по­ груженной части диаметральной плоскости судов состава при­

ближенно может быть определено по формуле

П

y i (T: — Ti)Li+ (n ~ \)lT l

Од.С —

1=1

 

( 10)

Од •-------------------- Л

_

 

2 Li Т ,

 

 

г=1

 

где ал — средний приведенный

коэффициент полноты диаметрзль*

ных батоксов судов, входящих

в состав.

 

 

 

П

од/ L.

 

 

V

Сд1

П + СД/1 Z.2+ • • -+ад„ кп

(И )

 

L\ + Z . 2 + . . .

 

h

 

 

2

 

 

1=1

Рис. 15. К определению среднего приведенного коэффициента полноты погру­ женной части диаметральной плоскости судов состава:

водные пространства, не учтенные формулой Р. Я. Першнца;

водные пространства, учтенные формулой Р. Я. Першнца.

61