Файл: Ваганов, Г. И. Эксплуатация секционных составов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первые секционные составы Болгарин вступили в эксплуата­ цию в 1964 г. Толкачи «Бенковки» и «П. Хитов» мощностью по 600 л. с. толкали по Дунаю по две-три секции грузоподъемно­

стью 1275 т. К «онцу

1965

г. Болгарское

речное

пароходство

располагало уже

четырьмя

толкачами

общей

мощностью

2400 л. с. и двадцатью

восемью секциями общей

грузоподъ­

емностью 40000

т.

Грузоподъемность

секций

в основном

1148 п 1553 т. Болгарские специалисты отмечают высокую эко­

номическую

эффективность применения

секционных соста­

вов.

 

 

В связи с большим увеличением объема перевозок массо­

вых грузов

на восточных грузовых линиях

Дуная в Болгарии

в 1965 г. был разработан технический проект нового толкача мощностью 1600 л. с., предназначенного для вождения составов из четырех секций общей грузоподъемностью около 6000 т. Эксплуатация таких составов-, по мнению болгарских специали­ стов, будет более эффективной.

Интересный толкаемый состав из шести секций в 1967 г. был испытан в Австрии. Секции этого состава общей грузоподъ­ емностью 5400 т учалены в два пыжа и три счала. Две задние секции снабжены двигателями мощностью по 870 л. с. и явля­ ются одновременно и грузовыми единицами и толкачами. В пути весь состав обслуживается лишь тремя членами коман­ ды. При этом управление осуществляется из рубки одной зад­ ней секции. Длина задних секций 80,25 м, средних — 74,35 м

и передних — 70 м. Ширина всех секций 9 м. По

данным ав-

1стрийски.х специалистов, применение секционных

толкаемых

составов позволит примерно на 50%

увеличить

пропускную

способность шлюзов и уменьшить

потребность

в плав­

составе.

 

 

В Чехословакии в 1966—1967 гг. разработан проект дунай­ ского секционного состава из шести секций общей грузоподъем­

ностью 6000 т и толкача-катамарана мощностью 2800

л.

с. Раз­

меры

секции

LXBXT—71,66Х 11,01X2,4

м,

 

 

толкача

LX,B'XT=4l,38X17,66X1,8 м. Экипаж

толкача

состоит из

13 чел.

 

 

 

 

 

составы

 

также

на

реках

Эксплуатируются секционные

 

ГДР, Польши и Англии. Так, в

1958

г. в ГДР

был

введен в

эксплуатацию секционный

состав

из

пяти

грузовых

секций

размерами LyiB =

33X8,2

м

и

носовой

и кормовой

секций

длинами,

соответственно равными

18 и 10 м. Общая грузоподъ­

емность состава 1850 т,

длина

193 м соответствуют

 

габаритам

шлюзов.

Себестоимость

перевозок

грузов

в

этом

составе, по

данным журнала «Судоходство»,

оказалась

почти

в

3 раза

меньше, чем в буксируемых составах из одной баржи

грузо­

подъемностью 650

г с

буксировщиком мощностью

 

180 л. с.,

и почти в 2 раза меньше,

чем в грузовых теплоходах грузоподъ­

емностью 550 т и мощностью 300 л. с.

 

 

 

 

 

 

4S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В 1962 г. грузовой флот ГДР пополнился новым секционным составом из четырех асимметричных секций размерами L X B X H X T = 31,5 X 8,2X2,25X2 м и грузоподъемностью 415т каждая. Секции учаливаются в два пыжа и два счала. Мощ­ ность толкача 180 л. с. Состав эксплуатировался на линии Кёнигсвустерхаузен — Берлин протяженностью 28 км при зак­ реплении тяги за тоннажем на отдельные рейсы.

В последующие годы мощность толкачей для секционных составов была увеличена до 400 л. с., а составы для таких тол­ качей формировались из двух или четырех секций грузоподъ­ емностью 425 т каждая. Для улучшения управляемости при прохождении узких извилистых мест на реках Эльба и Одер были разработаны устройства для принудительного изгиба состава в местах сцепления секций.

В настоящее время на р. Эльба эксплуатируются составы грузоподъемностью до 2600 т, а на р. Одер — до 1600 т.

Согласно утвержденной правительством ГДР программе, до 1970 г. было построено 50 толкачей мощностью 440—600 л. с. и 350 секций для них грузоподъемностью по 440 т. Кроме того, еще в навигацию 1966 г. на каналах работали 78 толкачей и 330 барж и секций с ними. Секционные толкаемые составы ока­ зались также высокоэффективными.

В Польше в 1962 г. в г. Тчеве и Кракове были построены два секционных состава для перевозки руды по р. Одер. Толка­ чи типа «Тур» мощностью 240 л. с. водят по две-три секции водоизмещением 350 т каждая. Самые длинные концевые сек­

ции состава имеют

размеры L X B X H = 35,0X8,7X1,4 м.

 

В районе Варшавы для перевозки

гравия и песка использу­

ются составы

из двух секций общей

грузоподъемностью

583 т

и размерами

БХ 7?Х//ХГ=31,0Х8,5Х1,7Х 1,4 м. Толкач

типа

«Зубр» мощностью

180 л. с. имеет

размеры L X B X H X T =

20,7x5,82X1.65X0,75 м. Общая длина состава вместе с толка­ чом 82,7 м. Скорость движения таких составов относительно воды 10 км/ч. Секции эксплуатируются без команд. В портах они обслуживаются береговыми бригадами в составе шкипера, боцмана, матроса и юнги. На линии р. Нарев—Варшава рабо­ тают по расписанию на перевозке гравия девять таких соста­ вов.

С 1965 г. на р. Одер эксплуатируется также более крупный польский состав из двух секций общей грузоподъемностью 1160 т с толкачом типа «Бизон» мощностью 320 л. с. Намечено построить большую серию таких составов.

И, наконец, самый крупный польский толкач «Носорог» мощностью 800 л. с. водит составы из двух секций общей грузо­ подъемностью 2000 т.

Число толкачей в Польше к концу 1970 г. планировалось до­ вести до 195 общей мощностью 49,5 тыс. л. с., а число несамо­ ходных единиц флота (в основном секций )для них — до 590

49



общей грузоподъемностью 256'тыс. т. Это составляет примерно одну треть общей мощности и половину грузоподъемности всего речного флота Польши. К концу 1970 г. было намечено перевоз­ ки грузов в основных направлениях вместо буксировки судов полностью осуществлять в секционных составах.

Определенный интерес к секционным составам в 60-х годах был проявлен также в Англии, где компания «Малтппакет тран­ спорт компани» («Multipacket Transport Company») в Ливерпу­ ле спроектировала состав из пяти секций, три промежуточ­ ные секции которого имеют ящнкообразную форму. Длина но­ совой секции 4,8 м, кормовой — 6,4 м, средних — 13,7 м; ши­ рина секции 4,6 м, грузоподъемность средней секции 120 т.

В 1966 г. в составах из двадцати секций общей грузоподъ­ емностью 700 т в Англин было перевезено более полумиллиона тонн угля по каналам Эйр в Кальдер и в районах Шеффилда и Южного йоркшира.

Секционные составы грузоподъемностью до 1000 т эксплуа­ тируются в Италии на р. По.

В 50-х годах секционные составы появились также на реках Африки. Так, в 1957 г. на реках Нигер и Бенуа между порта­

ми Буруту (Нигерия) и Гаруа (Камерун) начал

эксплуатиро­

ваться секционный состав из восьми секций

общей

длиной

192 м и толкача «Гонгола» мощностью 1020

л. с.

Грузоподъ­

емность состава 3600 т. В состав входят две

ведущие

секции,

четыре промежуточные ящикообразной формы и две концевые секции.

Сравнительно давно

толкание судов

стало

осуществляться

на другой африканской

реке — Конго.

Первые

секционные со­

ставы там появились еще в 1953 г. Длина составов на р. Кон­ го достигает 110 м при грузоподъемности 3100 т, мощность крупных толкачей 1000 л. с. В конце 50-х годов в Анголе вве­ дены в эксплуатацию два секционных состава, предназначенные для одновременной перевозки по р. Кубанго пассажиров, скота и грузов. При этом на одной секции перевозятся пассажиры, на

другой — генеральный груз и на нескольких

секциях — скот.

В настоящее время толкачами и секционными

составами

интенсивно пополняется флот Арабской Республики

Египет

(АРЕ) для использования на р. Нил.

Так до

1964

г.

в ФРГ

было построено для АРЕ 25 толкачей

мощностью

по 300—350

л. с. и 35 секций грузоподъемностью

по 500

т каждая. Кроме

того, 15 толкачей и 15 секций для АРЕ

было построено в Вен­

грии.

 

 

 

 

В начале 60-х годов первые секционные составы появились на р. Замбези в Родезии и Мозамбике.

Из краткого обзора видно, что секционные составы успеш­ но эксплуатируются уже во многих странах. Можно предпо­ лагать, что в ближайшие годы они получат еще более широ­ кое распространение.

50


тш все более высоких прибылей в условиях жестокой конку­ ренции с железными дорогами.

Современные толкачи мощностью 6000—9000 л. с. водят секционные и баржевые составы общей грузоподъемностью до

50 000 т, т.

е.

в 3—4

раза

больше, чем

толкачи

мощностью

2000—3200

л.

с. При

этом

количество

команды

на толкачах

почти одинаковое. Вождение большегрузных составов толка­ чом «Соединенные Штаты» позволило получить рекордную про­ изводительность судна, равную 5 870 000 ткм/сут при движении вверх и 12 500 000 ткм/сут при движении вниз.

Однако в американской печати отмечается, что мощные толкачи оказываются высокоэффективными лишь на линиях с массовыми перевозками грузов при условии отсутствия в пути большого количества расчалок для прохождения шлюзов и дру­ гих затруднительных участков.

Средняя мощность толкачей США достигла 800 л. с. в 1967 г. вместо 676 л. с. в 1963 г.

В 1965 г. 200 толкачей США, или 38% их общей мощности, имели мощность свыше 2000 л. с. каждый, а в последующие го­ ды число толкачей мощностью свыше 3000 л. с. увеличивалось

на 6—10 судов ежегодно. Толкачи

мощностью менее 500 л. с.

в последние годы в США не строятся.

 

 

и на

ев­

Сравнительно мощные толкачи

эксплуатируются

ропейских реках, хотя габариты последних,

как

известно,

не

позволяют водить очень большие

составы.

Так,

в

Голландии

па внутренних водных путях эксплуатируются толкачи мощно­

стью до 2250 л. с.,

в ФРГ — до 6000, во Франции — до 4800,

в Югославии — до

2400, в Австрии — до 1740 л. с. Опыт экс-

сплуатации мощных судов показал, что они обеспечивают на­ дежную управляемость при прохождении узких и извилистых европейских рек. Вместе с тем отмечается их экономическая эф­ фективность только при толкании большегрузных составов грузоподъемностью 5000—6000 т и более. Составы меньшей грузоподъемности считается целесообразным толкать менее мощными толкачами.

В последние годы крупнейшие судостроительные фирмы США построили серии толкачей мощностью 5000—7500 л. с. и, в частности, толкачи типа «Сити ов Сент Луис»-— 5000 л. с. для транспортировки алюминия по р. Огайо, типа «Мейбе Келсе»—

6450 л. с., типа «Херриэт Энн» — 7200 л. с. и

типа «Марта

Линн» — 7500

л. с. для

эксплуатации на р. Миссисипи. Рас­

сматривается

вопрос о

строительстве толкачей

мощностью

10—12 тыс. л. с. Вместе с тем в США в значительных размерах строятся толкачи и меньшей мощности (от 500 до 4000 л. с.), что видно из приведенной ниже табл. 13.

Наиболее оптимальными для р. Миссисипи большинство' американских специалистов считают толкачи мощностью

3000—6000 л. с.

52