Файл: Ваганов, Г. И. Эксплуатация секционных составов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава II

Секционные составы за рубежом

§ 4. Применение секционных

составов в США

Появление секционных составов — следствие

широкого разви­

тия метода толкания несамоходных судов, а толкание судов в Соединенных Штатах Америки стало внедряться в практику ра­ боты речного флота более 100 лет назад. В настоящее время почти все перевозки грузов по рекам США осуществляются ме­ тодом толкания. Естественно при этом, что США раньше других стран начали внедрять и секционные толкаемые составы.

Первый секционный состав появился па р. Миссисипи в 1945 г. Он состоял из двух секций. Его эксплуатация осущест­ влялась компанией «Анграм бадж компами» («Ungram Barge Company»). В 1948 г. нар. Миссисипи был введен в эксплуатацию

секционный

состав для

перевозки сухогрузов из

одиннадцати

секций. Из

них девять секций

были грузовыми, одна служила

обтекателем

и одну

секцию

заменял

толкач

мощностью

3200 л. с. Общая грузоподъемность состава равнялась 12 тыс. т при длине 307 м. Скорость движения достигла 20,9 км/ч, что на 44% больше, чем у аналогичного баржевого состава. При дви­ жении вверх техническая скорость этого состава, согласно испы­ таниям, оказалась на 811% выше скорости баржевого состава такой же грузоподъемности, а при движении вниз — на 26%. Эксплуатационные расходы на содержание секционного состава были на 39% меньше, чем баржевого состава.

Вскоре в бассейне рек Миссисипи и Огайо были построены и введены в эксплуатацию нефтеналивные секционные составы.

Опыт эксплуатации первых секционных составов в США оказался весьма положительным, вследствие чего они получили широкое распространение. В настоящее время на реках США эксплуатируется большое количество секционных составов для перевозок сухогрузов (в основном минерально-строительных материалов), нефтепродуктов и других грузов. В состав включа­ ется от двух до двенадцати и более секций общей грузоподъемно­ стью до 40—50 тыс. т. Для толкания секционных составов при­ меняются толкачи мощностью 600—9000 л. с.

30


В зависимости от условий плавания, грузооборота, перево­ зимого груза п места установки главные размерения секций в составе и их архитектурное оформление различны. Длина сек­

ций колеблется

в пределах

35—89 м, а их грузоподъемность —

1200-4250 т.

баржи

ни

рулевого,

ни

якорного

устройств

Как правило,

не имеют и эксплуатируются без ремонта

даже при

наличии

мелких повреждений, не

угрожающих

плавучести.

Трюмные

угольные секции в обратном направлении иногда используются для перевозок зерна; грузовые трюмы при этом покрываются полиэтиленовой пленкой. Отдельные типовые секции, предназ­ наченные для перевозки специальных грузов, показаны на рис. 8.

Характеристика некоторых секционных толкаемых составов США приведена в табл. 10.

Типичный современный секционный состав США, предназна­ ченный для перевозок сухогрузов на р. Миссисипи, — состав из четырех секций общей грузоподъемностью 17 тыс. т с толкачом мощностью 3200 л. с. Скорость движения состава 18,5 км/ч. На р. Огайо толкачи мощностью 3200 л. с. водят до 15 секций и барж общей грузоподъемностью до 20 тыс. т. Секции учали­ ваются в два-три-четыре пыжа и несколько счалов.

Нефтеналивные секционные составы США из двух—восьми секций имеют общую грузоподъемность до 34 тыс. т.

>3

 

­

О

Размеры

 

н „

Грузо­ подъем­ ностьсо става, т

и

 

2 ?

—Я

состава

 

J U Q

Длина Ширина

=j 5 и

 

 

 

в плане, м

 

 

 

~ с»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

540

6 000

8—10

150

18,3

 

1280

5

324*

9

 

1800

5 000

4

157

15,2

 

7 070

3

322

16,2

2000

14 500*

9

230

22,1

 

3200

12 000

8

 

2400

13 100

4

320

15,8

 

3200

18 000

6

260

30,4

 

3200

12 000

9

316

16,5

 

3200

17 000

4

357

 

3200

20 300

До 15

 

4320

10 250

4

315

15,85

 

4320

20000

4—5

 

4800

28 000

8

311

32,0

 

4800—

34 000

8

357

 

—6500

39 300

12

320

47,7

 

8500

 

Таблица 10

Р 5

 

 

О =

Название перевози­

 

о о

рапой плавания

^ -5 ?

мого груза

 

О ° £

 

 

19,5

Песок, гравий

 

Нефтегрузы

Химикаты

р. Миссисипи

 

Сжиженный газ

и Огайо

То же

14,8

Сухогрузы

»

21,0

Нефтегрузы

р. Миссисипи

То же

То же

»

20,9

Сухогрузы

»

18,5

Нефтегрузы

»

17,2

Сухогрузы

р. Огайо

Расплавленная сера

■---

Жидкий асфальт

р. Миссисипи

14,5

Нефть

То же

То же

»

* Указано водоизмещение.

31


ной серы. Каждый состав имеет четыре секции общей грузо­ подъемностью 10250 т при осадке 2,74 м. Длина головной секции состава 89,9 м, двух средних 89,9 и 67,05 м и концевой 67,05 м-. Мощность толкача 3280 л. с. Общая длина состава вместе с тол­ качом 357 м. Она выбрана с учетом того, чтобы состав проходилшлюз без расчалки. Состав эксплуатируется между портом Салфер, расположенным близ химического завода в штате Луи­ зиана, и причалами на реках Иллинойс и Огайо (Джоллнэт, Ил­ линойс, Уэлсвнлл).

Перевозка расплавленной серы в настоящее время широко осуществляется компанией «Фрнпот Салферк» («Freeport Sulp­ hur Со»), В частности, в навигацию 1964 г. на таких перевозках этой компанией использовались 13 несамоходных судов грузо­

подъемностью по 600—3000 т, которыми было

перевезено

2 770 000 т серы. Флот этой компании для перевозки

серы про­

должает пополняться. В 1965 г. для этой цели были построены еще две секции грузоподъемностью по 3000 т. Грузовые танки на них изолируются стекловолокном.

На реках США успешно эксплуатируются также специали­ зированные составы для перевозки автомобилей, каустической соды, жидкого асфальта, жидкого аммиака, пропана, хлора, ме­ тана и других сжиженных газов. Строятся также сухогрузно-на­ ливные секции. Так, для эксплуатации на р. Колумбия создана серия несамоходных судов, приспособленных для перевозки 2500 т сухогрузов в одном направлении и 1500 т наливных грузов (патоки) — в обратном. Размеры судна LXB = 76,0X12,8 м. Имеются секции, предназначенные для 3000 т сухогрузов или 2400 т наливных грузов.

В последнее десятилетие в США внедряют секционные соста­ вы из секций и полусекций, у которых одна оконечность тран­ цевая, а другая обтекаемой формы. Две такие секции, состав­ ленные вместе, образуют как бы одно хорошо обтекаемое судно длиной 120—177 м.

Большие секционные составы формируют из четырех, шести, восьми таких секций, учаленных в два-три пыжа и два, три, четыре счала. Число секций в составе всегда четное. Сопротив­ ление такого состава примерно на 15—20% меньше, чем соста­ ва из обычных обтекаемых барж, по на 10—15% больше, чем у полностью секционного состава той же грузоподъемности, обра­ зованного только из секций (без полусекций). Широкое исполь­ зование подобных составов объясняется лучшими условиями их эксплуатации, а именно, возможностью вычалки пары секций в любом промежуточном пункте. При этом вычаленные секции и оставшаяся часть состава сохраняют хорошие ходовые ка­ чества.

Применение средних ящикообразных секций в составах в LLLIA сохранено лишь на маршрутных линиях с мощными ус­ тойчивыми грузопотоками.

2* 35


В среднем на каждый толкач в США имеется пять барж; в некоторых же судоходных компаниях — до 30—40 барж.

В1966 г. на каждую 1 л. с. тяги приходилось 6,5 т тоннажа. Вместе с увеличением мощности толкачей и грузоподъемно­

сти составов в США в последние 20 лет был взят курс на сокра­ щение судовой команды. В настоящее время на толкачах мощно­

стью 3000—6600 л. с. штат .команды состоит из

11 —15 человек,

на толкачах мощностью 8000—9000 л. с. — из

17 человек. Бар­

жи и секции эксплуатируются без команды. Команда транзит­ ного толкача обычно делится пополам: одна половина в течение месяца работает на судне по 12 ч в сутки, а другая отдыхает на берегу. Затем производится смена команд. Численность команды сокращена благодаря внедрению автоматизации управления ра­ ботой судовой силовой установки и судна в целом.

В США баржи и секции, как правило, за толкачами и опреде­ ленными грузопотоками не закрепляются, что дает возможность формировать из них большегрузные составы для мощных тол­ качей. Ходовое время толкачей с составами достигает 85—90% эксплуатационного периода, а в некоторых компаниях даже до 95%. Такой высокий показатель использования времени на ход с составами получается благодаря хорошей технической надеж­ ности толкачей и барж, обслуживанию составов на ходу, заблаго­ временной подготовке составов к отправлению и т. п.

Широкое .внедрение в практику работы речного флота США большегрузных секционных составов позволило судовладельцам вести успешную конкурентную борьбу с железнодорожным тран­ спортом и неуклонно повышать объем перевозок речным транс­ портом.

Себестоимость перевозок по речным путям США на различ­ ных направлениях в 2—5 раз ниже, чем по железным дорогам, а на перевозках нефтепродуктов в большегрузных секционных со­ ставах равна 0,1—0,15 цента за 1 ткм.

В США считают, что перевозка даже светлых нефтепродук­ тов в секционных составах может обойтись дешевле, чем по тру­ бопроводам, так как последние обычно рассчитываются на про­ изводительность больше 1000 т в сутки. При этом себестоимость перекачки нефти по ним составляет 0,06—0,24 цента за 1 ткм. Кроме того, по трубопроводам транспортируются лишь один-два сорта груза. В секционных же составах можно перевозить сразу несколько сортов нефтепродуктов, выделяя для этого от­ дельные грузовые отсеки. Кроме того, различные сорта смазоч­ ных масел перевозятся на палубах нефтеналивных секций, име­ ющих для этой цели специальные цистерны, похожие на же­ лезнодорожные. В частности, на палубе одного из секционных составов, работающих на линии Батон Руж — Луисвилл, уста­ новлено 12 таких цистерн.

Значительное снижение стоимости речных перевозок грузов привлекло на речной транспорт новые массовые грузопотоки.

36