Файл: Ваганов, Г. И. Эксплуатация секционных составов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Удельный объем перевозок грузов на внутренних водных путях США только за 17 послевоенных лет возрос более чем в 4 раза. II если в довоенное время удельный вес речного транспорта в грузообороте США составлял только 2,31%, то в 1964 г. он дос­ тиг 9,6j%. Таким образом, широкое внедрение в практику судо­ вождения большегрузных секционных составов оказало весьма положительное влияние на работу всего внутреннего водного транспорта США.

§ 5. Составы Франции и ФРГ

Положительные результаты эксплуатации секционных составов в США послужили поводом для строительства секционных со­ ставов в ряде стран Западной Европы. Достаточно широкое распространение они получили, в частности во Франции и ФРГ.

Первый французский секционный

состав «Пусса» появился

в 1955 г. на р. Сена н использовался

для перевозок гравия п

песка в Париж. Его общая длина

105 м, грузоподъемность

1200 т, мощность толкача 460 л. с. Вскоре, в 1956 г., для этих

же целей был построен секционный состав из четырех

откры­

тых секций

общей

грузоподъемностью

2800

т с

толкачом

«Таурвнлл»

(«Tourville») мощностью 520 л. с. Размеры

секций

1Х В Х ?’=50Х5,7Х2,8 м,

толкача —

L X B X T = 23,0Х5,7Х

X I,68 м. Вслед за ним во Франции был введен в эксплуатацию

секционный

состав

грузоподъемностью

3000

т для

перевозки

нефти из Гавра в

Париж,

состоящий

из толкача

мощностью

800 л. с. п трех секций.

Много внимания вопросам развития метода толкания и при­ менения секционных составов на Рейне и его притоках уделяла с половины 50-х годов французская фирма КНФР («Коммюноте де Навигасьон Франсез Рэнан»), В навигацию 1957 г. этой фирмой было начато толкание барж-песочниц с помощью буксира «Президент Херреншмндт», а в 1958 г. для этой цели уже были переоборудованы двадцать барж и три буксирных суд­ на. В 1959 р. фирма КНФР построила первые четыре секции ('размерами L X В = 72,5 X 9,5 м) и с этого времени продолжает интенсивно строить в качестве несамоходных единиц только секции различных размеров и типов. Так, в 1960 г. было пост­ роено восемь секций, в 1961 г. — двадцать и т. д., а к началу 1963 г. эта фирма уже имела половину толкаемых барж и тол­ качей, эксплуатирующихся на Рейне. Суда этой фирмы с успе­ хом обслуживают порты Антверпен, Слуискил, Роттердам, Дуйсбург, порты на каналах Рейн-Херне, Даттельн-Хамм и др.

Вместе со строительством секций фирма КНФР интенсивно строит и толкачи новых типов мощностью 300, 400, 550, 700, I860, 1900, 2000, 3600—4800 л. с.

37


 

 

 

 

 

Т а о л и ц а I I

МОЩНОСТЬ»

 

Размеры, м

Количество

Примечание

 

 

 

л. с.

Длина

Ширина

Осадка

пиитов

4 8 0 0

3 2 , 0

1 3 , 0

1 , 6 5

3

Имеются радиолокаторы

2 7 0 0 - 3 2 0 0

3 2 , 0

1 1 , 4

1 , 7 5 — 1 , 5 5

2

1 8 0 0 — 2 0 0 0

3 2 , 0

1 1 , 4

1 , 4 5

2

Рубка телескопическая

1 9 0 0

3 2 , 0

1 1 , 4

1 , 3 0

2

10 0 0

1 9 , 0

1 0 , 5

1 , 7 0

2

Рубка телескопическая

4 0 0 — 5 5 0

1 5 , 0

8 , 5

1 , 4 0

2

То же

Толкачи малой мощности предназначены, для работы на ка- ■налах и притоках Рейна, большой — на самом Рейне. Все они в основном имеют небольшую осадку и оснащены современ­ ными радионавигационными приборами. Характеристика строя­

щихся и намеченных

к строительству толкачей приведена в

табл. 11.

«Пьер-Брус» мощностью 4800 л. с. вве­

Крупный толкач

ден .в эксплуатацию во Франции в 1970 г. В его машинном отде­ лении установлено электрическое табло, с помощью которого автоматически контролируется работа двигателей посредством световой и звуковой сигнализации. Относительно небольшая длина даже самых мощных толкачей Франции стала возможной благодаря использованию в судостроении быстроходных двига­ телей.

Секции этой фирмой строятся в основном двух типов: стан­ дартные и большие. Стандартные секции имеют грузоподъем­ ность 1580 т при следующих размерах: L xB X 7'=70X 9,5X 3 м, а большие — грузоподъемность 2200 т при размерах Ь'ХВ'ХТ— = 76,5X11,4X3,3 м. Длина больших секций выбрана исходя из условий эксплуатации двухсекционных составов на Рейне, где полезная длина камер шлюзов 185 м. Ширина секций счи­ тается допустимой для эксплуатации в шлюзах с шириной ка­ меры 12 м. Все секции имеют одну оконечность обтекаемой формы, другую — транцевой; трюм один без переборок. Часть секций, предназначенных для перевозки зерна, поташа и гене­ ральных грузов, оборудована люковыми накатными крышками. Через шлюзы на Рейне и Большом Эльзасском канале могут проходить составы, учаленные в два пыжа и два счала, общей грузоподъемностью 6300 т или 8900 т*. На каналах Мозель, Майн и Голландском участке канала Маас допустимая длина секционного состава 172 м. В связи с этим для вождения сек­

ционных составов из двух или четырех больших секций

фран­

цузская фирма КНФР в 1965 г. построила

четыре

толкача —

«Метз» («Metz»), «Малхауз»

(«Mulhouse»), «Пеней»

(«Nancy»)

* Первое число соответствует

перевозкам грузов

в стандартных

секци­

ях, второе — в больших секциях.

 

 

 

 

38



В 1963 г. во Франции был построен нефтеналивной трехсек­ ционный состав, предназначенный для эксплуатации на р. Ро­

на. Общая емкость трюмов 2873

м3, размеры

секций

L X £ X #= 38,85X 10,15X3 м, мощность

толкача 1600

л. с. На

толкаче установлен паровой котел для подогрева перевозимого жидкого топлива. Носовая секция оборудована подруливающим устройством. Несколько позднее, в 1964 г., был спроектирован новый трехсекционный состав для перевозки нефтепродуктов по р. Сена. Грузоподъемность состава 4332 т, мощность толка­ ча 1530 л. е. Также в 1964 г. вступили в эксплуатацию три спе­ циализированных секционных состава для перевозки автомоби­ лей по р. Сена из Бнйянкура во Флнн. Составы двухсекционные, размеры секций L X S X L =67X 11,48X1,2 м. На каждый со­ став грузятся 520—550 автомашин. В год этими составами пе­ ревозится 120 000 автомобилей.

Характеристика основной части секционных составов Фран­ ции и ФРГ приведена в табл. 12.

Для проводки секций в некоторые порты во Франции ис­ пользуются специальные малогабаритные толкачи размерами

LX 6

= 9,5X10

м,

оборудованные двумя двигателями

мощно­

стью

по 175 л.

с.

Такая мощность рейдовых (.портовых)

толка-

Грузо­ Мощность подъем­

тол-кача, л. с. ность сос­ тава, т

сек­

сос­ %

Число

ций в таве

 

 

Таблица 12

размеры состава

 

 

в плане без тол­

Скорость

Район

кача, м

•движения,

Род груза

Длина | Ширина

км/ч

плавания

 

 

 

 

 

Франция

 

460

1200

2

105

____

____

800

3000

3

109,5

11,40

2000

6072

4

520

2800

4

100

11,40

1200

520—550

2

134

11,48

15

1000

3200—4000

9

172

11,40

1800—2000

До 8800

4

185

22,80

1600

2500

3

149

10,15

1530

4332

3

1100—1200

4285

2

128

11,40

14

1200

3570

2

128

11,40

14,5

(1600)

 

 

 

 

(16)

МСР

р.

Сема

Нефть

То же

 

мсг

р.

Сена

Автомобили

То же

Разные

р.

Мозель

То же

р.

Рейн

Нефть

р.

Рона

То же

р.

Сена

»

То же

»

 

»

 

Федеративная

Республика Германия

 

1260

5240

4

128

18,4

Железная

р. Рейн

1260

6260

4

140

19,0

 

руда

То же

Каменный

1260

5000

10

150

15,0

 

Зтоль

»

Руда

2000

6000—8800

4

153

11,2

То же

»

Минерально-строительные

грузы.

 

 

 

 

40


чей вполне достаточна для .подводки к причалу одной баржи-сек­ ции грузоподъемностью 1000—1500 т.

Затруднительные путевые условия на французских реках вызвали необходимость создания изгибаемых составов в ме­ стах сцепки секции друг с другом. Первый изгибаемый состав из толкача «Вайян» и двух нефтеналивных секций был введен в эксплуатацию в 1961 г. Преимущества изгибаемых составов, по мнению технического директора Объединенной франко-бель­ гийской компании «Шантье Иоваль» А. Мельхиора, заключаются в следующем:

уменьшается потребная ширина судового, хода'для прохож­ дения заданного состава;

повышается безопасность судовождения; более совершенны ходовые характеристики составов благо­

даря уменьшению сопротивления воды движению на поворотах судового хода;

улучшаются маневренные качества состава, в особенности при прохождении шлюзов, а также на привалах, отвалах и т. д.

В 1971 г. нефтеперевозки на р. Сена осуществлялись в 12 изгибаемых составах с толкачами мощностью 1200. и 1600 л. с.

Размеры носовой

секции L x£X T p = 66Xl 1,4X3

м при грузо­

подъемности 1845

т, кормовой L xB X P p= 62X l 1,4X3

м при

грузоподъемности

1725

т.

Главные

размерения

толкача

L xB X Pp:=22X9,4X2,5

м.

Толкач за

составом

не закреплен.

Время кругового рейса равняется 2 сут. В 1971 г. этими соста­ вами было перевезено свыше 4,5 млн. т нефтегрузов.

Эксплуатация' секционных составов во Франции оказалась эффективной. Французские специалисты отмечают, что приме­ нение секционных составов позволяет:

высвободить значительное количество плавсостава за счет

снятия

команды с барж

(на

каждой буксируемой барже

средней

грузоподъемностью

1000

т имелось по 3 человека

команды);

 

 

в 3—4 раза сократить время на шлюзование состава; сократить капиталозатраты на строительство (затраты на

строительство секционного состава примерно на 30% меньше затрат на строительство баржевого состава такой же грузо­ подъемности) ;.

получить выигрыш в буксировочной мощности в размере

30—40%.

Указанные преимущества применения толкаемых составов обусловили довольно интенсивный рост числа толкачей, барж и секций, предназначенных для толкания. Так, только за 1961 г. количество толкачей увеличилось с 28 до 34 (при общей мощно­

сти

23 482 л. с.), а количество толкаемых

барж

и секций — со

120

до 159 (при общей грузоподъемности

146 300

т). В 1965 г.

во

Франции было уже 115 толкачей

общей

мощностью

71 тыс. л. с.

41