Файл: Ваганов, Г. И. Эксплуатация секционных составов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Благодаря широкому внедрению секционных составов общая грузоподъемность несамоходного речного флота Франции с 1961 г. стала расти более интенсивно, чем тоннаж самоходного грузового флота, т. е. удельный вес несамоходного грузового тоннажа стал неуклонно повышаться. II если в 1960 г. доля не­ самоходного тоннажа в общем речном грузовом тоннаже Фран­ ции равнялась лишь 24,4%, то в 1965 г. она достигла 36,5%.

Высокая экономическая эффективность французских сек­ ционных составов послужила поводом для создания секционных составов в ФРГ. Первые секционные составы появились на верхнем и среднем Рейне.

Секции немецких составов имеют различные очертания. У концевых секций одна оконечность обтекаемой формы, дру­ гая — транцевой. Промежуточные секции ящпкообразпые. Применяются также составы из двух секций с асимметричны­ ми формами образования, углубленным кормовым транцем и составы из барж-полусекций.

Баржи-секции на Рейне снабжаются якорями. Строятся они с одинарным и двойным дном и бортами, причем грузоподъем­

ность

барж с двойными бортами примерно

на 200

т

(около

15%)

меньше, чем однобортных.

«Ганза»,

примерно

Постройка секций, по данным журнала

па 40% дешевле постройки буксируемой баржи той же

грузо­

подъемности со сложными формами образования оконечностей. Форма счала составов весьма различна. Так, например, тол­ кач «Насхорн» при движении вверх водит четыре секции, уча­

ленные в два счала и два пыжа,

а вниз — две секции,

учален­

ные в два пыжа и две секции под

крылом. Благодаря

такой

форме счала при движении вниз состав имеет хорошую управ­ ляемость. Состав счаливают из четырех секций с помощью ле­ бедок за 30 мин, а расчаливают — за 5 мин.

Интересна конструкция эксплуатируемого в ФРГ секцион­ ного состава, толкаемого теплоходом «Геркулес». Его секции грузоподъемностью по 500 т и размерами L x B — 15X15 м каждая представляют собой понтоны, сваренные из труб диа­ метром 3 м и днища. Для учалки секций применяют тросы.

Следует отметить, что процент ходового времени рейнских секционных составов довольно высок. Так. состав с толкачом (■Видаль» общей грузоподъемностью 3800 т на участке Рур — Страсбург в навигацию совершает до 49 круговых рейсов, при­ чем в ходу находится 58% времени рейса. Остальное время рас­ пределяется так: формирование состава и простои в портах — 16%, остановки из-за тумана и слишком густого движения — 8%, замедленное движение под мостами и остановки для опла­ ты пошлин — 5%, ремонт — 7% и прочие задержки в пути —• 6%- На секционном составе «Видаль» в течение 14 сут. в пути постоянно работают две команды, а третья отдыхает па берегу. В каждую смену входят: капитан, рулевой, 2 машиниста и

42


2 матроса. Кроме того, на судне находится кок. Специалисты ФРГ отмечают, что для буксируемого состава той же грузо­ подъемности требуется 40 человек команды.

В портах секции выгружаются в один слой от кормы к но­ су. Секционный состав грузоподъемностью 6000 т разгружается

двумя кранами в течение 20—21 ч;

погрузка каждой секции

грузоподъемностью 1200 т производится в течение 1—2 ч.

В крупные нефтеналивные составы ФРГ включают по четы­

ре секции

грузоподъемностью

по

1700 т,

размерами

LXBX,H = 72ХПХ 2,8 м. Секции учаливают в два пыжа и два счала. Мощность толкача 2400 л. с. Для движения такого со­ става по узким и извилистым фарватерам Рейна на секциях предусмотрены подруливающие устройства.

Секционные составы проводят не только по рекам, но и по каналам. Испытания немецкого секционного состава «Вассербюфель» в канале Амстердам—Рейн показали, что его вожде­ ние по этому каналу также возможно, хотя ширина канала по дну в некоторых местах составляет всего 50 м.

На немецких узких каналах толкание вообще считают ме­ нее эффективным, так как толкать баржи или секции в два пы­ жа не позволяет ширина судового хода. Тем не менее прове­ денные в 1961 и 1962 гг. натурные испытания состава, специаль­ но построенного для Дортмунд-Эмского канала, .показали его хорошие эксплуатационные качества. Опытный состав имел че­ тыре секции общей длиной 162 м и общей грузоподъемностью 3000 т. Средние секции ящикообразные. На учалку секции в состав тратится 10 мин, на разъединение 7 мин. В немецкой печати отмечается, что такой состав может заменить три эксп­ луатируемых па канале типовых судна грузоподъемностью по 1000 т, причем строительная стоимость состава примерно на 25% меньше.

Основная часть немецких секционных составов в настоящее время эксплуатируется на среднем и нижнем Рейне. Так, по данным центральной комиссии по Рейнскому судоходству от 25 мая 1966 г., флот для толкания на Рейне состоял из 69 тол­ качей общей мощностью 66 965 л. с. и 235 секций общей грузо­ подъемностью 349 779 т. В 1966 г. этим флотом от Роттерда­ ма до немецких металлургических заводов в Рурском бассейне было перевезено 5 млн. т руды. Кроме того, в секционных соста­ вах по р. Рейн перевозится жидкое топливо, калий, шлак и металлоизделия. На среднем Рейне в настоящее время ежегод­ но перевозится в секционных составах около 1,8 млн. т известня­ ка пз Оппенгенма в Нонвпд и из Буденгейма в Оберкассель. Секционные составы на среднем и нижнем Рейне разрешено водить как в дневное, так и в ночное время.

Размеры современных типовых немецких секций приближе­

ны к размерам

французских больших секций ( Ь Х В х Н —

= 76,5X11,2X3,2

м, грузоподъемность 2180 т).

43


На ряде рейнских линий секционные

составы используются

в соответствии с ранее разработанным

графиком движения,

причем тяга отделена от тоннажа. Так, на линиях Оппенгейм — Нойвид и Буденгейм-—Оберкассель .каждый толкач обслуживает по три состава, один из которых находится в пункте погрузки, другой — в пункте выгрузки, третий — в пути. Таким образом, простои толкачей почти исключены. Ежедневно с секциями они проходят расстояние 250—285 км.

В качестве типового толкача ФРГ на нижнем Рейне принят

почти

такой

же толкач как

и французский,

мощностью

1800—2000 л. с.

четырехсекционного состава,

например,

Скорость движения

с толкачом «Франц Ханиль II» мощностью 2000 л. с. равняет­

ся 14—16,5 км/ч (в зависимости

от загрузки секций).

В

последние годы в

ФРГ эксплуатируются на

Рейне не­

сколько толкачей мощностью 3600—6000 л. с.

 

Получение

хороших

экономических показателей работы

секционных составов в последние годы несколько изменило на­ правление развития речного флота ФРГ. Если до 1963 г. в ФРГ для осуществления речных грузовых перевозок строились преимущественно грузовые теплоходы, то с 1963 г. стали широко строиться и несамоходные суда.

§6. Эксплуатация секционных составов

вдругих зарубежных странах

Вслед за

Францией

и ФРГ

секционные составы

появились

в ряде

других

стран

Европы. В частности,

вскоре

после ввода

в

эксплуатацию

первых французских

секцион­

ных составов

на

р.

Рейн появились голландские и бельгийские

секционные составы, характеристики которых незначительно отличались от характеристик французских рейнских составов. Затем были введены в эксплуатацию секционные составы на реках. Дунай, Одер, Эльба, Висла и ряде других, принадлежа­ щих Болгарии, Венгрии, Румынии, Австрии, ГДР, Польше и другим странам.

В Голландии первый секционный состав из четырех сек­ ций общей грузоподъемностью 6100 т и толкача «Оливер ван Нурт» мощностью 1500 л. с. (рис. 12) вступил в эксплуатацию в 1957 г. Толкач построен по американскому образцу, с двумя

рулями переднего хода

и четырьмя рулями заднего хода.

В 1959

г. в Голландии был построен состав из двенадцати

полусекций размерами

70X9,5 м, грузоподъемностью по 1698 т

и толкача

«Вулкан-1»

мощностью 1500 л. с., предназначен­

ный для перевозки руды из Роттердама в Рур. Эксплуатация этого состава организована так, что четыре секции находятся

44


 

 

9270

 

“1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

‘tSo'O

1

 

Ь560

jT

&

 

 

L

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S;

 

 

 

m o

 

 

Ь2<*0

 

 

§

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

Г ______ ___

i

 

 

0

l! 5

 

5655

 

 

 

 

1

 

SOBS

 

 

 

 

 

Рис. 13. Бельгийская секция типа В-20

 

 

 

 

 

Секции состава построены с двумя бортами и имеют авто­

матическую систему

балластировки.

 

 

В сентябре 1964 г. в Анвере был испытан новый секцион­

ный состав с толкачом

«Пуш» («Push»)

мощностью

750 л. с.

Размеры толкача L X ^ X Ну^Т= 19X10X2,8X1,8 м, секций —

LX BX 7'=80X 11,2X3,2

м. Секции грузоподъемностью 2250 т

предназначены

для

перевозки

сыпучих грузов (песка,

гравия,

угля

и пр.]Г и

приспособлены

для

гидромеханизации.

Секции

оборудованы носовыми рулями для обеспечения управляемости при ветре до 8 баллов. Стоимость толкача «Пуш» 12 млн. бель­ гийских франков, одной секции — 6 млн. бельгийских фран­ ков.

Бельгийские секционные составы довольно успешно эксплуа­ тируются в условиях густошлюзованных водных систем. В ча­

стности, на канале Альберт (Albert)

протяженностью

88

км

имеется 6 шлюзов, на Брюссельском

канале

длиной 25

км

3 шлюза и пр. В этих условиях секционному

составу

«Сэрк-

лайс» на линии Кампин-— Брюссель — Кампин из общего време­ ни кругового рейса, равного 84 ч, 40 ч приходится тратить на шлюзование и 8 ч — на различные стоянки из-за приливов, отливов, снабжения топливом и пр.

В 1970 г. в Бельгии были введены в эксплуатацию два тол­

кача мощностью по 800

л. с. и двенадцать секций грузоподъ­

емностью по 1680 т.

Толкачи размерами L y , B \ H X T —

46


= 14,2X9,5X2,бХ 1,65 м оборудованы подъемными рулевыми рубками, из которых осуществляется дистанционное управле­ ние главными двигателями, рулями, якорными устройствами. Главные размерения секции L X £ X # = 58,5X11,4ХЗ,5 м. Схе­ матический чертеж секции приведен на рис. 13.

Интенсивно развивается строительство и вождение секцион­ ных составов на Дунае, где толкание обычных барж оказалось недостаточно эффективным. Инициатором применения секци­ онных составов на Дунае среди зарубежных стран выступила Югославия, специалисты которой предварительно подробно оз­ накомились с опытом использования таких составов в США, Франции и ФРГ. Первые опытные рейсы по толканию югослав­ ских секционных составов были проведены в 1962 г. между пор­ тами Прахово (Югославия) и Рени (СССР). Испытания про­ шли удачно. Это послужило толчком для интенсивного строи­ тельства в Югославии толкачей и секционных составов. В ча­ стности, для работы на нижнем Дунае в плесе Сулима — Пра- хово—Белград были введены в эксплуатацию толкачи «Делиград», «Подгора», «Дрвар» и «Таково» мощностью по 1240 л. с., «Космай» (1000 л. с.), «Камник», «Преспа» и «Мамула» (400 л. с. )и т. д. К концу 1965 г. Югославское речное пароход­

ство

располагало

уже

толкачами

общей мощностью

свыше

10 тыс. л. с.

(в том

числе толкачом «Сутеско» мощ­

ностью

2400 л. с.)

и секциями общей

грузоподъемностью

85 тыс. т.

Типовые югославские толкачи мощностью 1240 л. с. имеют

следующие

основные

размеры:

L \ B y ( H X Г=35,5Х9,6Х2,55Х

XI ,5

м.

Экипаж

14

человек.

Секции

грузоподъемностью по

1275

т

и

размерами

А Х ^Х Д Х Т =67Х 10,2X2,6X2,3 м пост­

роены с двойными

бортами

и днищами.

В состав

включаются

по четыре

секции.

Экипаж

толкача работает в три

смены, две

из которых находятся на толкаче, а одна отдыхает на берегу. В каждую смену входят капитан, механик и 2 матроса. На сек­ циях команды нет.

Использование секционных, а не баржевых составов, по мнению югославских специалистов, обеспечивает:

снижение сопротивления воды движению н соответствующее повышение скорости движения;

уменьшение строительной стоимости секций и эксплуатаци­

онных расходов на их содержание

из-за упрощения обводов

и ликвидации ряда устройств, а

также благодаря снятию

команд:

при неблагоприятных усло­

лучшую управляемость состава

виях плавания.

 

Положительный опыт работы югославских секционных со­ ставов послужил поводом для создания таких составов в дру­ гих придунайскнх странах и в том числе в Болгарин, Венгрии, Румынии, Австрии, Чехословакии.

47