ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
Благодаря широкому внедрению секционных составов общая грузоподъемность несамоходного речного флота Франции с 1961 г. стала расти более интенсивно, чем тоннаж самоходного грузового флота, т. е. удельный вес несамоходного грузового тоннажа стал неуклонно повышаться. II если в 1960 г. доля не самоходного тоннажа в общем речном грузовом тоннаже Фран ции равнялась лишь 24,4%, то в 1965 г. она достигла 36,5%.
Высокая экономическая эффективность французских сек ционных составов послужила поводом для создания секционных составов в ФРГ. Первые секционные составы появились на верхнем и среднем Рейне.
Секции немецких составов имеют различные очертания. У концевых секций одна оконечность обтекаемой формы, дру гая — транцевой. Промежуточные секции ящпкообразпые. Применяются также составы из двух секций с асимметричны ми формами образования, углубленным кормовым транцем и составы из барж-полусекций.
Баржи-секции на Рейне снабжаются якорями. Строятся они с одинарным и двойным дном и бортами, причем грузоподъем
ность |
барж с двойными бортами примерно |
на 200 |
т |
(около |
15%) |
меньше, чем однобортных. |
«Ганза», |
примерно |
|
Постройка секций, по данным журнала |
||||
па 40% дешевле постройки буксируемой баржи той же |
грузо |
подъемности со сложными формами образования оконечностей. Форма счала составов весьма различна. Так, например, тол кач «Насхорн» при движении вверх водит четыре секции, уча
ленные в два счала и два пыжа, |
а вниз — две секции, |
учален |
ные в два пыжа и две секции под |
крылом. Благодаря |
такой |
форме счала при движении вниз состав имеет хорошую управ ляемость. Состав счаливают из четырех секций с помощью ле бедок за 30 мин, а расчаливают — за 5 мин.
Интересна конструкция эксплуатируемого в ФРГ секцион ного состава, толкаемого теплоходом «Геркулес». Его секции грузоподъемностью по 500 т и размерами L x B — 15X15 м каждая представляют собой понтоны, сваренные из труб диа метром 3 м и днища. Для учалки секций применяют тросы.
Следует отметить, что процент ходового времени рейнских секционных составов довольно высок. Так. состав с толкачом (■Видаль» общей грузоподъемностью 3800 т на участке Рур — Страсбург в навигацию совершает до 49 круговых рейсов, при чем в ходу находится 58% времени рейса. Остальное время рас пределяется так: формирование состава и простои в портах — 16%, остановки из-за тумана и слишком густого движения — 8%, замедленное движение под мостами и остановки для опла ты пошлин — 5%, ремонт — 7% и прочие задержки в пути —• 6%- На секционном составе «Видаль» в течение 14 сут. в пути постоянно работают две команды, а третья отдыхает па берегу. В каждую смену входят: капитан, рулевой, 2 машиниста и
42
2 матроса. Кроме того, на судне находится кок. Специалисты ФРГ отмечают, что для буксируемого состава той же грузо подъемности требуется 40 человек команды.
В портах секции выгружаются в один слой от кормы к но су. Секционный состав грузоподъемностью 6000 т разгружается
двумя кранами в течение 20—21 ч; |
погрузка каждой секции |
|||
грузоподъемностью 1200 т производится в течение 1—2 ч. |
||||
В крупные нефтеналивные составы ФРГ включают по четы |
||||
ре секции |
грузоподъемностью |
по |
1700 т, |
размерами |
LXBX,H = 72ХПХ 2,8 м. Секции учаливают в два пыжа и два счала. Мощность толкача 2400 л. с. Для движения такого со става по узким и извилистым фарватерам Рейна на секциях предусмотрены подруливающие устройства.
Секционные составы проводят не только по рекам, но и по каналам. Испытания немецкого секционного состава «Вассербюфель» в канале Амстердам—Рейн показали, что его вожде ние по этому каналу также возможно, хотя ширина канала по дну в некоторых местах составляет всего 50 м.
На немецких узких каналах толкание вообще считают ме нее эффективным, так как толкать баржи или секции в два пы жа не позволяет ширина судового хода. Тем не менее прове денные в 1961 и 1962 гг. натурные испытания состава, специаль но построенного для Дортмунд-Эмского канала, .показали его хорошие эксплуатационные качества. Опытный состав имел че тыре секции общей длиной 162 м и общей грузоподъемностью 3000 т. Средние секции ящикообразные. На учалку секции в состав тратится 10 мин, на разъединение 7 мин. В немецкой печати отмечается, что такой состав может заменить три эксп луатируемых па канале типовых судна грузоподъемностью по 1000 т, причем строительная стоимость состава примерно на 25% меньше.
Основная часть немецких секционных составов в настоящее время эксплуатируется на среднем и нижнем Рейне. Так, по данным центральной комиссии по Рейнскому судоходству от 25 мая 1966 г., флот для толкания на Рейне состоял из 69 тол качей общей мощностью 66 965 л. с. и 235 секций общей грузо подъемностью 349 779 т. В 1966 г. этим флотом от Роттерда ма до немецких металлургических заводов в Рурском бассейне было перевезено 5 млн. т руды. Кроме того, в секционных соста вах по р. Рейн перевозится жидкое топливо, калий, шлак и металлоизделия. На среднем Рейне в настоящее время ежегод но перевозится в секционных составах около 1,8 млн. т известня ка пз Оппенгенма в Нонвпд и из Буденгейма в Оберкассель. Секционные составы на среднем и нижнем Рейне разрешено водить как в дневное, так и в ночное время.
Размеры современных типовых немецких секций приближе
ны к размерам |
французских больших секций ( Ь Х В х Н — |
= 76,5X11,2X3,2 |
м, грузоподъемность 2180 т). |
43
На ряде рейнских линий секционные |
составы используются |
в соответствии с ранее разработанным |
графиком движения, |
причем тяга отделена от тоннажа. Так, на линиях Оппенгейм — Нойвид и Буденгейм-—Оберкассель .каждый толкач обслуживает по три состава, один из которых находится в пункте погрузки, другой — в пункте выгрузки, третий — в пути. Таким образом, простои толкачей почти исключены. Ежедневно с секциями они проходят расстояние 250—285 км.
В качестве типового толкача ФРГ на нижнем Рейне принят
почти |
такой |
же толкач как |
и французский, |
мощностью |
|
1800—2000 л. с. |
четырехсекционного состава, |
например, |
|||
Скорость движения |
|||||
с толкачом «Франц Ханиль II» мощностью 2000 л. с. равняет |
|||||
ся 14—16,5 км/ч (в зависимости |
от загрузки секций). |
||||
В |
последние годы в |
ФРГ эксплуатируются на |
Рейне не |
||
сколько толкачей мощностью 3600—6000 л. с. |
|
||||
Получение |
хороших |
экономических показателей работы |
секционных составов в последние годы несколько изменило на правление развития речного флота ФРГ. Если до 1963 г. в ФРГ для осуществления речных грузовых перевозок строились преимущественно грузовые теплоходы, то с 1963 г. стали широко строиться и несамоходные суда.
§6. Эксплуатация секционных составов
вдругих зарубежных странах
Вслед за |
Францией |
и ФРГ |
секционные составы |
появились |
||
в ряде |
других |
стран |
Европы. В частности, |
вскоре |
||
после ввода |
в |
эксплуатацию |
первых французских |
секцион |
||
ных составов |
на |
р. |
Рейн появились голландские и бельгийские |
секционные составы, характеристики которых незначительно отличались от характеристик французских рейнских составов. Затем были введены в эксплуатацию секционные составы на реках. Дунай, Одер, Эльба, Висла и ряде других, принадлежа щих Болгарии, Венгрии, Румынии, Австрии, ГДР, Польше и другим странам.
В Голландии первый секционный состав из четырех сек ций общей грузоподъемностью 6100 т и толкача «Оливер ван Нурт» мощностью 1500 л. с. (рис. 12) вступил в эксплуатацию в 1957 г. Толкач построен по американскому образцу, с двумя
рулями переднего хода |
и четырьмя рулями заднего хода. |
|
В 1959 |
г. в Голландии был построен состав из двенадцати |
|
полусекций размерами |
70X9,5 м, грузоподъемностью по 1698 т |
|
и толкача |
«Вулкан-1» |
мощностью 1500 л. с., предназначен |
ный для перевозки руды из Роттердама в Рур. Эксплуатация этого состава организована так, что четыре секции находятся
44
|
|
9270 |
|
“1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г |
‘tSo'O |
1 |
|
Ь560 |
jT |
& |
|
|
|
L |
|
|
|
I |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
£ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S; |
|
|
|
m o |
|
|
Ь2<*0 |
|
|
§ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
V |
Г ______ ___ |
i |
|
|
0 |
l! 5 |
■ |
|
|
5655 |
|
|
|
||||||
|
1 |
|
SOBS |
|
|
|
|
|
|
Рис. 13. Бельгийская секция типа В-20 |
|
|
|
|
|
||||
Секции состава построены с двумя бортами и имеют авто |
|||||||||
матическую систему |
балластировки. |
|
|
||||||
В сентябре 1964 г. в Анвере был испытан новый секцион |
|||||||||
ный состав с толкачом |
«Пуш» («Push») |
мощностью |
750 л. с. |
||||||
Размеры толкача L X ^ X Ну^Т= 19X10X2,8X1,8 м, секций — |
|||||||||
LX BX 7'=80X 11,2X3,2 |
м. Секции грузоподъемностью 2250 т |
||||||||
предназначены |
для |
перевозки |
сыпучих грузов (песка, |
гравия, |
|||||
угля |
и пр.]Г и |
приспособлены |
для |
гидромеханизации. |
Секции |
оборудованы носовыми рулями для обеспечения управляемости при ветре до 8 баллов. Стоимость толкача «Пуш» 12 млн. бель гийских франков, одной секции — 6 млн. бельгийских фран ков.
Бельгийские секционные составы довольно успешно эксплуа тируются в условиях густошлюзованных водных систем. В ча
стности, на канале Альберт (Albert) |
протяженностью |
88 |
км |
|
имеется 6 шлюзов, на Брюссельском |
канале |
длиной 25 |
км |
— |
3 шлюза и пр. В этих условиях секционному |
составу |
«Сэрк- |
лайс» на линии Кампин-— Брюссель — Кампин из общего време ни кругового рейса, равного 84 ч, 40 ч приходится тратить на шлюзование и 8 ч — на различные стоянки из-за приливов, отливов, снабжения топливом и пр.
В 1970 г. в Бельгии были введены в эксплуатацию два тол
кача мощностью по 800 |
л. с. и двенадцать секций грузоподъ |
емностью по 1680 т. |
Толкачи размерами L y , B \ H X T — |
46
= 14,2X9,5X2,бХ 1,65 м оборудованы подъемными рулевыми рубками, из которых осуществляется дистанционное управле ние главными двигателями, рулями, якорными устройствами. Главные размерения секции L X £ X # = 58,5X11,4ХЗ,5 м. Схе матический чертеж секции приведен на рис. 13.
Интенсивно развивается строительство и вождение секцион ных составов на Дунае, где толкание обычных барж оказалось недостаточно эффективным. Инициатором применения секци онных составов на Дунае среди зарубежных стран выступила Югославия, специалисты которой предварительно подробно оз накомились с опытом использования таких составов в США, Франции и ФРГ. Первые опытные рейсы по толканию югослав ских секционных составов были проведены в 1962 г. между пор тами Прахово (Югославия) и Рени (СССР). Испытания про шли удачно. Это послужило толчком для интенсивного строи тельства в Югославии толкачей и секционных составов. В ча стности, для работы на нижнем Дунае в плесе Сулима — Пра- хово—Белград были введены в эксплуатацию толкачи «Делиград», «Подгора», «Дрвар» и «Таково» мощностью по 1240 л. с., «Космай» (1000 л. с.), «Камник», «Преспа» и «Мамула» (400 л. с. )и т. д. К концу 1965 г. Югославское речное пароход
ство |
располагало |
уже |
толкачами |
общей мощностью |
свыше |
10 тыс. л. с. |
(в том |
числе толкачом «Сутеско» мощ |
|
ностью |
2400 л. с.) |
и секциями общей |
грузоподъемностью |
85 тыс. т.
Типовые югославские толкачи мощностью 1240 л. с. имеют
следующие |
основные |
размеры: |
L \ B y ( H X Г=35,5Х9,6Х2,55Х |
||||||
XI ,5 |
м. |
Экипаж |
14 |
человек. |
Секции |
грузоподъемностью по |
|||
1275 |
т |
и |
размерами |
А Х ^Х Д Х Т =67Х 10,2X2,6X2,3 м пост |
|||||
роены с двойными |
бортами |
и днищами. |
В состав |
включаются |
|||||
по четыре |
секции. |
Экипаж |
толкача работает в три |
смены, две |
из которых находятся на толкаче, а одна отдыхает на берегу. В каждую смену входят капитан, механик и 2 матроса. На сек циях команды нет.
Использование секционных, а не баржевых составов, по мнению югославских специалистов, обеспечивает:
снижение сопротивления воды движению н соответствующее повышение скорости движения;
уменьшение строительной стоимости секций и эксплуатаци
онных расходов на их содержание |
из-за упрощения обводов |
и ликвидации ряда устройств, а |
также благодаря снятию |
команд: |
при неблагоприятных усло |
лучшую управляемость состава |
|
виях плавания. |
|
Положительный опыт работы югославских секционных со ставов послужил поводом для создания таких составов в дру гих придунайскнх странах и в том числе в Болгарин, Венгрии, Румынии, Австрии, Чехословакии.
47