Файл: Дорожные условия и организация движения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ипоэтому надежность водителя можно оценивать лишь ориентиро­ вочно, используя опыт изучения фундаментальных основ психоло­ гии и физиологии человека и результаты исследований надежности

•операторов в условиях, сходных с условиями труда водителей. Высшая нервная деятельность человека проходит по строгим психофизиологическим законам и определяется информацией, поступающей через органы чувств. Поскольку скорость и объем поступления информации носят вероятностный характер, различные психофизиологические показатели работы человека можно оцени­ вать через законы распределения. Это обстоятельство особенно важно для инженерной психологии, так как позволяет целый ряд практических задач решать эмпирически с помощью массовых об­ следований. При этом, учитывая различие в применяемых методах

исредствах исследований, необходимо использование единой клас­

сификации психофизиологической информации, методик ее сбора и обобщения.

Численные значения многих психофизиологических характерис­ тик, влияющих на надежность водителя, изучены еще очень мало. Так, например, для одной из важнейших характеристик надежно­ сти — пропускной способности органов чувств — еще не установлено численной величины. Разные исследователи получали для зритель­ ного информационного канала при различных видах информации пропускную способность от 4 бит/сек (при переработке сложной ин­ формации) до 50—70 (при приеме элементарной информации).

В реальных условиях движения по дороге водителю приходится иметь дело с информацией самых разных видов. Поэтому структур­ ный анализ его деятельности, затрат времени на выполнение разных операций с определением закономерных связей между поступившим количеством информации и временем для ее приема, переработки и формирования ответного действия, имеет особую ценность.

Под надежностью водителя обычно понимают его способность выполнять требуемые функции с заданной точностью в течение за­ данного времени в конкретных условиях. Надежность определяется тремя группами факторов — квалификацией водителя, его индиви­ дуальными качествами, характеристиками восприятия информации и изменением их.во времени и под влиянием окружающей среды.

Квалификация водителя определяется стажем работы, опытом, уровнем профессиональных знаний. Проводившиеся в СССР и за рубежом исследования показали, что с возрастом водителей сни­ жается не только количество дорожно-транспортных происшествий, но и травм при обслуживании автомобиля. Здесь играет роль не только повышение профессионального уровня, но и происходящая с возрастом замена юношеской опрометчивости и импульсивности чувством ответственности, рассудительности и сдержанности.

Зарубежные [12] и отечественные исследования последних лет по­ казали, что надежность водителя характеризуется его личными ка­ чествами и, в частности, продолжительностью простой и сложной реакции, устойчивостью внимания и скоростью восприятия и пере­ работки информации. Водители, имеющие более высокие психофи­

27


зиологические показатели,, реже попадали в дорожно-транспортные происшествия.

Водители, не имеющие дорожно-транспортных происшествий, характеризуются дисциплинированностью, уравновешенностью, бо­ лее широким кругозором. Анализ данных отечественной статисти­ ки показывает также, что водители, склонные к антиобществен­ ным поступкам, чаще других совершают дорожно-транспортные происшествия.

Повышение надежности водителя может достигаться путем тех­ нической учебы и тренировок для совершенствования его профес­ сиональных навыков. Это является задачей организации профотбо­ ра и профобучения. Однако, учитывая, что при интенсивной автомо­ билизации общества, когда право на вождение автомобиля может получить любой человек, возможности этого весьма ограничены. Следовательно, особое значение приобретает организующая роль дороги. Сама дорога своими геометрическими элементами и проложением в плане должна создавать условия, исключающие воз­ можность нарушений правил движения или возникновения аварий­ ных ситуаций. Так, например, дисциплина движения на пересече­ ниях может быть достигнута за счет канализирования движения, безопасность обгонов на дороге с тремя полосами движения — при обеспечении видимости и соответствующей разметке проезжей час­ ти, а в некоторых случаях и сигнализации и др.

Характеристиками восприятия информации водителями являют­ ся пороги восприятия (минимальная воспринимаемая величина раздражителя), продолжительность восприятия единицы информа­ ции (пропускная способность органов чувств), продолжительность переработки информации и формирование ответного действия. Чем меньше величина порога восприятия, тем раньше водитель замеча­ ет опасность и тем выше надежность его работы. Пороги восприятия изменяются в течение рабочего дня (табл. 3).

Все три -группы факторов, влияющих на надежность водителя, имеют одинаково важное значение в решении проблемы безопасно­ сти движения. Однако при проектировании дорог и организации движения возможности автомобиля пока еще учитываются значи­ тельно глубже и детальнее, чем возможности водителя. Продоль­ ный профиль и план трассы проектируют на основе положений тео­ рии автомобиля, чем, кстати, и обеспечивается высокая надежность дороги и автомобиля в общем комплексе. Дорожные условия часто диктуют водителю очень высокий или очень низкий (что одинаково опасно) темп работы. При этом из-за тяжелых последствий он не имеет права на ошибку.

Психофизиологические возможности водителя в приеме и пере­ работке информации велики, но не безграничны. Отказы в его ра­ боте могут появляться как вследствие превышения этих возможно­ стей, так и при развитии утомления. Поскол'ьку в любой момент можно ожидать пропуск водителем какой-либо информации, среди которой может оказаться и жизненно важная, движение в автомо­ биле всегда связано с риском. Этот риск тем выше, чем больше ско-

28


 

 

 

Т а б л и ц а 3

 

Изменения порога зрительного

 

Продолжитель-

восприятия,

угловых минут

 

 

 

Примечание

ность работы,

 

 

ч

в процессе

во время

 

 

движения

остановки

 

0

11,2

10,3

Период врабатывания

1

10,2

8,5

Оптимальные условия восприятия

3

10,0

8,5

Накапливание утомления

8

12,0

10,0

 

12

13,5

10,5

«

рость движения и интенсивнее информационный поток. Задача ин­ женеров, проектирующих дорогу и занимающихся организацией движения, — свести опасность такого риска к минимуму.

Задача рациональной организации движения—создание при проектировании дорог и в процессе их эксплуатации условий, при которых водитель получает достаточное для прогнозирования транспортных ситуаций количество информации и располагает временем для ее переработки и принятия решения.

Ошибки водителя, вызванные дорожными условиями и опреде­ ляющие надежность всего дорожно-транспортного комплекса, мо­ гут быть предотвращены при выполнении следующих требований.

Дорога не должна ставить перед водителем необходимости вы­ бора сразу нескольких решений. Возникновение каждой задачи не должно быть неожиданным и должно подготавливаться самой логи­ кой развития дорожно-транспортной ситуации. Время, предостав­ ляемое при этом водителю, должно быть достаточным для приема и переработки информации в установившемся на данном участке дороги темпе, формировании и реализации ответного действия.

Для выполнения данных требований необходимо при проектиро­ вании дорог и организации движения учитывать не только количе­ ственные показатели работы водителя, но и психофизиологические особенности восприятия им дорожной обстановки.

Таким образом, надежность водителя,— это не одиночный пока­ затель, характеризующий его личные качества, а в конечном итоге показатель работы всего дорожно-транспортного комплекса. По­ скольку отдельные факторы, влияющие на этот показатель, могут меняться в зависимости от дорожных условий, знание закономер­ ности этих изменений и психофизиологических особенностей восприятия водителем дорожной обстановки позволит инженеру при проектировании дорог и выборе методов и средств организации дви­ жения устранить опасные и трудные для ориентировки водителя участки и создать условия движения, при которых характеристики восприятия водителя будут оптимальны, а работа комплекса авто­ мобиль— водитель — дорога надежна.

29



Глава II

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОТОКОВ АВТОМОБИЛЕЙ, ВЫБОР

СРЕДСТВ И МЕТОДОВ

.

ДВИЖЕНИЯ

13003084

 

 

§ 7. Приложение теории транспортны х потоков11141084к движения

Высокие темпы автомобилизации, наблюдающиеся практически во всех странах мира, привели к тому, что для дорог стало харак­ терным движение не отдельных автомобилей, а складывающихся из них транспортных потоков. В странах, которые первые столкнулись с этой проблемой, выбор средств регулирования движения осуще­ ствлялся эмпирически. Накопленный ими опыт успешно использует­ ся при организации движения.

Однако при происходящем росте плотности движения по доро­ гам все настоятельнее возникает потребность в научном подходе к решению этих вопросов на основе теорий движения транспортных потоков.

Всвязи со сложностью процесса движения потоков автомобилей

имногообразия его форм, изменяющихся в зависимости от интен­ сивности движения и дорожных условий, еще не создана единая обобщающая теория, позволяющая описывать движение потока лю­ бой интенсивности.

Сложность процессов, происходящих при движении потоков ав­ томобилей, вызвана не только различием динамических качеств и

технического состояния автомобилей, но и управлением транспорт­ ными'средствами водителями, действия и поведение которых труд­ но прогнозировать. .

В настоящее время наметились три направления разработки тео­ рии движения транспортных потоков [28]: микроскопические, макро­ скопические и стохастические (вероятностные). Первые две группы теорий часто называют динамическими, так как с их помощью описывают динамику взаимодействия автомобилей при движении в потоке.

Микроскопические теории описывают взаимодействие между от­ дельными автомобилями в потоке с учетом управления автомоби­ лем человеком, а выводы распространяют на весь поток. Из их числа наиболее известны упрощенные динамические теории и теория сле­ дования за лидером. Упрощенные динамические теории позволяют описывать изменение расстояний между движущимися друг за дру­ гом автомобилями в зависимости от их средней скорости. Эти тео­ рии основаны на различных гипотезах о торможении переднего и заднего автомобилей и учета пути, проходимого за время реакции водителя. Теория следования за лидером позволяет более точно

ЭО