Файл: 2. Изучение организации образовательного процесса в начальной школе.doc
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
4.2Изучение особенностей работы учителя начальных классов с электронным дневником учащегося.
Окружающий мир. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.Автор: Лютина И.Ю.
Педагогическая копилка физминуток разного вида для уроков в начальной школе.
Карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс
Анализ:
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Задачи урока соответствуют теме и типу урока. Цель урока: формирование представления деления на трехзначные числа;
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию. Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. Специфика урока в использовании групповой, парной работы. Применяются развивающие технологии. Тип урока- введение нового материала. Учебный и дополнительный материал полностью соответствует программным требованиям.
Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, подводящая к теме и задачам урока, «добывание» знаний путём практических действий, обобщение, рефлексия) была рациональны для решения задач.
Для закрепления материала использовались следующие формы работы: индивидуальная и групповая, работа в парах, самооценка и самоанализ рефлексия обобщение. На уроке использовались разнообразные приёмы и формы работы учителя и учеников. Создавались ситуации для самостоятельного открытия детьми знаний, через высказывания собственных суждений. Учащиеся самостоятельно определиляют тему урока, подводят итог, делают вывод.
Конспект урока построен на принципах реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частой сменой деятельности, ученики в каждой группе сталкиваются с познавательной трудностью, которая и активизировала поисковую деятельность в группах. На протяжении всего урока ведется работа над развитием речи учащихся.
Считаю, учителю удалось достичь цели и задачи урока в полном объёме.
Окружающий мир
Класс: 4 класс
Тема урока: Россия вступает в ХХ век
Цель урока:сформировать представление о событиях в России в начале ХХ века.
Планируемые результаты урока:знать понятия - Первая мировая война, революция, Гражданская война. Какие важные события, изменившие судьбу России, произошли в стране в начале XX века.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов.
Оборудование:
интерактивная доска;
меловая доска;
Плешаков А.А. Окружающий мир, 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях, часть 2;
Плешаков А.А, Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2 частях, часть 2;
наглядный материал (эталон к опросу по прошлой теме; лента времени, таблички с датой и событием (1913 - 300 лет со дня избрания Романовых на царство; 1914 – начало Первой мировой войны; 1917 – Февральская и Октябрьская революция; 1917 – начало Гражданской войны), слайды с темой урока, портретами Николая II и В.И. Ленина, кадрами Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революции, Гражданской войны, пунктами плана для пересказа);
раздаточный материал (карточки с опросом по прошлой теме; свитки; карточки для групп с темами и планом).
Ход урока
ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |
Организацион-ный момент | Приветствует обучающихся. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. Самопроверка готовности к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности | Предлагает цитату для обсуждения: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». - Как вы понимаете данное высказывание Михаила Васильевича Ломоносова? - Правильно, ребята. Сегодня мы продолжим изучение истории нашего Отечества. | Слушают учителя. - Люди должны знать историю своего народа, своей страны, чтобы не допускать ошибок прошлого и строить правильное будущее. |
Актуализация и пробное учебное действие | - Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. - У вас на партах лежат карточки с опросом по прошлой теме. У вас есть несколько минут на выполнение данного задания. Предлагает эталон для самопроверки. Оценивает результаты. | Вспоминают материал прошлого урока («Страницы истории XIX века»). Письменный опрос на листочках по прошлой теме Самопроверка. |
Выявление места и причины затруднения | Предлагает расшифровать послание-свиток «Россия вступает в ХХ век» в парах: 1 ряд – «Россия»; 2 ряд – «вступает»; 3 ряд – «в ХХ век». - Ребята, давайте теперь соединим полученную информацию. | Расшифровывают письмо-свиток в парах по рядам. - Россия вступает в ХХ век. |
Целеполагание и построение учебного проекта выхода из затруднения | - Правильно. какая тема нашего сегодняшнего урока? - Какую цель поставим? - Что нужно сделать, чтобы достигнуть цели? - Отлично. | - Россия вступает в ХХ век. - Узнать об истории России в начале ХХ века. - Узнать о значимых людях и событиях начала ХХ века, научиться отмечать на ленте времени даты важных событий. |
Реализация построенного проекта | Предлагает открыть учебник на странице 127 (начало темы). - Посчитайте, сколько страниц в учебнике отведено на нашу сегодняшнюю тему. - Сегодня нам предстоит изучить большой объём материала, поэтому я предлагаю сделать это в группах. Учитель делит обучающихся на группы по 4 человека. - Прежде чем приступить к групповой работе, давайте вспомним правила. - Хорошо. Учитель раздаёт каждой группе карточки с темой и планом: 1. Последний русский император 2. Партия большевиков 3. Россия в первой мировой войне 4. Февральская революция 5. Октябрьская революция 6. Гражданская война - Ребята, обратите внимание, на карточках написаны обязательные вопросы, на которые вы должны ответить. Для этого используйте учебник (стр. 127-133). Не забудьте, чтобы понять весь смысл, вам необходимо несколько раз перечитать весь параграф. Проверяет выполненные работы, сопровождает ответы обучающихся слайдами: 1. Портрет Николая II 2. Портрет Ленина 3-4. Фото событий | Открывают учебник на стр. 127. - 7 страниц. Обучающиеся поворачиваются друг к другу для совместной работы. - Слушать своих товарищей, выражать своё мнение спокойно и аргументировано, принимать решения совместно. Работают в группах по 4 человека. Обучающиеся представляют выполненные ра |
Физминутка | - Вы хорошо поработали, давайте теперь отдохнём. Проводит физминутку: -Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. | Делают физминутку |
Первичное закрепление с комментирова-нием во внешней речи | Предлагает составить план рассказа о событиях начала ХХ века. Спрашивает по плану отдельных обучающихся. | Совместно с учителем составляют план рассказа о событиях начала ХХ века. Отдельные обучающиеся рассказывают о событиях начала ХХ века по плану. |
Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону | - Ребята, откройте рабочие тетради. Сейчас вы самостоятельно выполняете 1 и 2 задание. Выводит эталон на доску. | Самостоятельно выполняют 1 и 2 задание. Самопроверка по эталону. |
Включение в систему знаний и повторение | - Давайте вернёмся к нашей ленте времени. Какие важные даты мы изучили на сегодняшнем уроке? - Отлично, давайте отметим эти даты на нашей ленте времени. | - 1913 - 300 лет со дня избрания Романовых на царство. - 1914 – начало Первой мировой войны. - 1917 – Февральская и Октябрьская революция. - 1917 – начало Гражданской войны. Отдельные обучающиеся по поднятой руке выходят к доске и подписывают даты. |
Домашнее задание | Объясняет, как выполнить задание: учебник, стр. 133, задание 2; рабочая тетрадь, стр. 47, задание 5. | Записывают домашнее задание |
Рефлексия учебной деятельности | - Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока. - Достигли её? Предлагает приём рефлексии «Цветные карандаши» (дети выбирают соответствующие их деятельности на уроке карандаши: зелёный – всё было понятно, интересно; жёлтый – информация была частично непонятна, возникли некоторые трудности; красный – материал не понят, очень много ошибок). - На этом наш урок окончен! | - Узнать об истории России начала ХХ века. - Да Анализируют свою деятельность на уроке, поднимают соответствующие ка |
Анализ:
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Задачи урока соответствуют теме и типу урока. Сохранена смысловая логика построения урока, содержание урока в полной мере отражает тему урока. В урок заложены теоретические знания, патриотическое воспитание. Урок имеет четкую структуру и включает следующие этапы: Этап самоопределения к деятельности. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с проверкой. Включение в систему знаний. Рефлексия деятельности. Тип урока: урок изучения нового материала. На протяжении урока сохраняется логика построения урока. Виды учебных заданий используемы на уроке: работа с учебником, работа в парах.
Выбранные методы соответствуют задачам урока, содержанию темы, уровню знаний, умений и навыков детей. Методы, используемые на уроке: словесный, наглядный, практический: выполнение в рабочей тетради. Формы работы: фронтальная, групповая.
Учитель учитывал индивидуальные особенности детей. Учащиеся принимали активное участие в беседе с учителем, выполняли все упражнения. Активность детей на разных этапах урока была высокой. В основу построения данного урока положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи воспитания и обучения: активизация творческого начала у учащихся путем воображения и фантазии. Психологическая атмосфера на игре была доброжелательной.
Урок прошёл на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Считаю, что учителю удалось достигнуть поставленной цели. Удалось вовлечь в работу практически всех детей, и они эмоционально погрузились в тему урока. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать.
Литературное чтение
Класс: 4 класс
Тема урока:А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Образ Родины в поэтическом тексте.
Цель урока: создать условия для ознакомления с основными сведениями биографии и творчества А.В. Жигулина, познакомить со стихотворением
«О, Родина! В неярком блеске»
Планируемые результаты урока: - сформировать представление о личности и творчестве А.В. Жигулина;
- сформировать умение определять настроение (эмоциональный характер) произведения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть.
- толковые словари, раздаточный материал.
Ход урока:
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Выразительно читают стихотворение С. Д. Дрожжина «Родине» и мини-сочинения на заданные темы, устраивают выставку рисунков | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А. В. Жигулина | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Познакомиться с новыми произведениями, научиться читать их выразительно через анализ языковых средств и построение партитуры произведения. – Развивать умение сравнивать, рассуждать, развивать познавательную активность. – Воспитывать любовь к малой и большой Родине, формировать активную жизненную позицию в качестве гражданина своего Отечества | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией А. В. Жигу- лина | Рассказывает о творчестве поэта, свой рассказ сопровождает показом портрета Жигулина. В 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. После окончания средней школы поступил в Воронежский сельскохозяйственный институт. Стихи начал писать еще в школе. Первые стихи его были напечатаны в 1949 г. Произведения поэта воссоздают эпизоды довоенного детства, кажущиеся уже бесконечно далекими, обыденные пейзажи, воплощающие для поэта образ родины. В 1948 году Жигулин был репрессирован как член нелегальной организации Коммунистической партии молодежи, был осужден на 10 лет лагерей, срок отбывал на Колыме. В 1954 году был полностью оправдан. Годы, проведенные в лагере, нашли свое отражение в поэзии | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет А. В. Жигулина. Задают вопросы о его творчестве | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произ-ведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – О чем вы думаете, что вам вспоминается, когда слышите слово «родина»? – Да, услышав это такое родное и близкое слово, каждый вспоминает что-то свое, дорогое и понятное ему: укромные уголки, любимые места, друзей, родителей и многое-многое другое. – С годами детские воспоминания становятся еще ярче, еще острее. – О большой и малой Родине сложено немало стихов, песен. Одно из них написал поэт Анатолий Жигулин. Учитель читает стихотворение А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…». – Какой вам представилась родина в стихотворении А. В. Жигулина? – Какое настроение создает это стихотворение? – Какими чувствами оно наполнено? – Какие строки показались вам особенно душевными, проникновенными? Прочитайте их. – В каких словах заключена главная мысль стихотворения? – Как вы их понимаете? Далее следует упражнение в чтении стихотворения | Работают с толковым словарем. Жнивье – поле, на котором сжат хлеб или другие зерновые. Взор – взгляд. Трепетный – волнующий. Любить без памяти – любить очень сильно. Проселок – грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами. Перелесок – небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков. Исцеление – душевное излечение. Утешение – успокоение. Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте |
Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь к чтению вслух. – Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? – Как вы об этом догадались? Что любит автор? Найдите в первой строфе. Что такое пролески, перелески? – Найдите первую строчку. Как понимать выражение «в неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчки первой строфы. Прочитайте. – Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать, о чем говорится во второй строфе? – Назовите, что он любит? – О какой белоствольной роще идет речь? – О чем говорит слово «шорох», что автор хотел показать этим словом? – Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идет речь? – Что еще волнует автора? – Почему ржавый крест? – Прочитайте четвертую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? – Перечислите еще раз своими словами, что особенно дорого автору. – Почитайте третью строфу. Какие слова вам непо- нятны? – Как вы понимаете первые две строчки этой строфы? – А почему обиды и прощения пройдут? – Что видит в своей Родине поэт? Почему? – Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения. – Чем является Родина для автора этого стихотво- рения? | Читают произведение про себя. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Автор обращается к Родине. – Автор любит пролески, перелески. – В первой строфе говорится о любви к Ро- дине. – Во второй строфе говорится о том, что любит автор. – Поэт любит шорох рощи белоствольной. – Речь идет о березовой роще. – Автор показывает, что погода тихая, спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут что-то друг другу. – Говорит о дыме – о тумане. – Автора волнует ржавый крест над коло- кольней. – Церковь старая, заброшенная. – Холмик со звездой – могила солдата. – Родина для поэта – утешение и исцеление. На доске записывают слова: родина, исцеление, утешение | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…». По желанию выучить стихотворение | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать, сохранять учебные задачи |
Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Какие чувства пробудил в вас урок? О чем заставил вспомнить, задуматься? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Составляют пожелания друг другу при изучении литературных произведений: О – оптимизма; Т – трудолюбия; Ч – чуткости; И – интереса; З – знаний; Н – находчивости; А – аккуратности | Осуществлять самоконтроль учебной деятел |
Анализ:
Цель, задачи урока: создать условия для ознакомления с основными сведениями биографии и творчества А.В. Жигулина, познакомить со стихотворением
«О, Родина! В неярком блеске». Цель и задачи урока реализованы в полном объеме. Цель урока обсуждается, согласуется с учащимися, задается учителем, ставится проблема. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Задачи урока соответствуют теме и типу урока. С целью реализации задач урока, большое внимание уделялось ознакомлению с произведенмем.
Сохранена смысловая логика построения урока, содержание урока в полной мере отражает тему урока. Урок начался с обращения, они рассказывают о произведениях. Объем учебного материала на уроке соответствовал теме, возрастным особенностям учащихся. В урок заложены теоретические знания, направленные на художественно-эстетическое, гражданское, патриотическое воспитание.
Урок имеет четкую структуру и включает следующие этапы: этап самоопределения к деятельности, актуализация знаний, постановка учебной задачи, открытие нового знания, первичное закрепление, самостоятельная работа с проверкой, включение в систему знаний, рефлексия деятельности. Тип урока: урок изучения нового материала. На протяжении урока сохраняется логика построения урока. Выбранные методы соответствуют задачам урока, содержанию темы, уровню знаний, умений и навыков детей. Формы и методы были выбраны исходя из объёма и сложности материала. На уроке применялись фронтальная и индивидуальные формы. На протяжении всего урока осуществлялся контроль знаний в форме беседы, индивидуальных ответов. Учитель не использовал ИКТ в ходе урока, весь урок был построен на анализе произведения. Считаю, учителю удалось достичь цели и задачи урока в полном объёме.
ИЗО
Класс:4
Тема урока: Мудрость старости.
Цель: формирование представления о красоте древнегреческого человека.
Задачи:
формирование представлений о образе пожилого человека, его главных черт лица;
развитие умений создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с целью передачи определённой художественной информации, решать конструкторско-технологические задачи на практике.