Файл: Дисциплина Анализ финансовохозяйственной деятельности является особенной для всех экономических специальностей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1.1 Научные основы экономического анализа
Тема 1.2 Роль и перспективы развития экономического анализа в условиях рыночной экономики
1.3.1 Предмет и задачи экономического анализа
1.3.2 Приемы и методы экономического анализа
Тема 1.4 Информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности
Тема 1.5 Виды экономического анализа
Тема 1.5 Виды экономического анализа
Тема 2.1 Анализ технико-организационного уровня производства
2.2.1 Анализ эффективности использования основных средств организаций
2.2.2 Анализ эффективности использования материальных ресурсов организаций
2.2.3 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов организаций
Тема 2.3 Анализ производства и реализации продукции
2.4.1 Анализ себестоимости продукции и ее структуры
2.4.2 Анализ затрат с делением на постоянные и переменные
2.4.3 Анализ себестоимости с делением затрат на прямые и косвенные
Тема 2.5 Факторы, резервы повышения эффективности производства
Классификация факторов для анализа результатов деятельности предприятия
Тема 2.6 Анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия
2.6.2 Анализ рентабельности предприятия
2.6.3 Основные принципы формирования рациональной структуры финансов предприятия
Дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» является особенной для всех экономических специальностей.
Введение.
Динамично развивающаяся коммерческая организация является объектом многих экономических наук. Связано это с многообразием представления о деятельности коммерческой организации как системы рисков, как объекта системы управления, как совокупности бизнес-процессов.
В этом ряду экономический анализ занимает особое место, являясь сквозной функцией управления, которая присутствует при постановке целей развития предприятия, выборе программы реализации поставленной цели, при анализе хода выполнения задач, которые стоят перед предприятием в целом и перед отдельными его подразделениями и при оценке результатов, достигнутых после реализации выбранной программы.
Для успешности функционирования в условиях рынка менеджмент должен уметь оценивать деятельность коммерческой организации в прошедшем периоде и предсказать будущее, основываясь на планах тактического и стратегического развития.
Наиболее полным и системным проявлением методологии экономического анализа является методика комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия, которая предполагает изучение организации как системы взаимосвязанных показателей, отражающей особенности его деятельности.
Прежде всего, определяются показатели производства и реализации продукции (работ, услуг), ресурсный потенциала, показатели производственной себестоимости и расходы, показатели прибыли и финансового состояния.
Методика комплексного экономического анализа используется как для всесторонней оценки деятельности коммерческой организации, так и для оценки деятельности отдельных звеньев в зависимости от поставленной задачи, целей и направлений исследования.
С развитием рыночных отношений возрастает роль экономического анализа, который является основой составления бизнес-плана, маркетинговых исследований
, разработки финансовой политики хозяйствующего субъекта в целях расчета финансовой эффективности и рентабельности деятельности.
Аналитическая работа традиционно проводится планово-экономическим и финансовыми службами в составе организации, однако может также являться предметом аутсорсинга. В любом случае аналитики следуют общим требованиям проведения аналитических исследований и придерживаются принципов экономического анализа.
Данное учебно-методическое пособие раскрывает основы комплексного экономического анализа.
Тема 1.1 Научные основы экономического анализа
Суть анализа любого явления сводится к разделению его на составные части (факторы) и последующему синтезу этих составных частей с целью более детального изучения данного явления. Анализ является основой научного подхода к изучению любой сферы бытия. Его конечным результатом являются выводы, которые помогают накопить определённый опыт в данной области исследований и в дальнейшем использовать его во благо развития.
Наряду с другими науками анализ применяется и в экономике.
Экономический анализ, как и любая другая наука, имеет свою историю развития. Она неразрывно связана с состоянием экономики той или иной формации. Все происходящие изменения являлись следствием совершенствования экономических отношений и развития экономической науки в целом, история которой уходит в древние века: учение мыслителей Древнего Востока (Конфуций); Древней Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель); Древнего Рима (Варрон, Сенека).
Экономический анализ возник в недрах политической экономии в Средние века. Экономические учения получили развитие в трудах У. Петти, Д. Рикардо, А. Смита, С. Сисмонди и др. В дальнейшем средства анализа, а вместе с ним и синтеза стали использоваться для интерпретации фактов хозяйственной деятельности
Становление экономического анализа обусловлено общими объективными требованиями. Аналитико-синтетический процесс, включающий выявление экономических законов, не мог быть основан на простом наблюдении и описании явлений; требовались аналитические исследования, способные проникнуть в суть происходящих процессов и выявить их движущие силы. Это и привело к возникновению экономического анализа как науки
Теория, методология, методики, способы и приемы экономического анализа складывались постепенно, проходя сложные и противоречивые этапы развития. Когда функции экономического анализа были не такими весомыми, то они рассматривались в рамках существовавших в то время дисциплин: балансоведения, статистики, экономики. Постепенно экономический анализ выделился в отдельную отрасль знаний. Некоторые ученые вполне обоснованно считают, что возникновение анализа определено потребностями бухгалтерского учета, исходя из их двухсторонней связи. С одной стороны, аналитические исследования
требовали качественной информационной базы, которая могла быть обеспечена только надлежащим отражением фактов хозяйственной деятельности. С другой стороны, бухгалтерский учет не мог совершенствоваться без глубоких знаний сущности экономических явлений и методик анализа отдельных объектов изучения.
Можно выделить следующие виды экономического анализа
-
общетеоретический экономический анализ, который изучает экономический процессы и явления на макроуровне (мировом, государственном, отраслевом); он получил своё развитие в трудах экономистов конца XΙX века (Маркс); -
прикладной экономический анализ на микроуровне (конкретных предприятий), – анализ хозяйственной деятельности, который выделился сравнительно недавно: в 30-е года XX века.
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на разложении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ – важный промежуточный этап процесса управления предприятием, цель которого:
- дать правильную оценку состояния объекта и показать, насколько это состояние отличается от требуемого
- выявить возможности и пути перевода из фактического состояния в требуемое;
- подготовить материалы для формирования оптимальных управленческих решений.
В процессе управления можно выделить три последовательных этапа:
1. Сбор и обработка исходной информации.
2. Экономический анализ состояния объекта и возможностей его улучшения, заканчивающийся формированием предложений о мерах, необходимых для этого улучшения.
3. Принятие управленческих решений.
Таким образом, в системе управления экономический анализ занимает промежуточное место между сбором информации и принятием решений по оперативному регулированию и долгосрочному планированию деятельности предприятия.
Эффективной организации проведения экономического анализа способствует соблюдение следующих основных принципов:
1. Анализ должен носить научный характер, то есть анализ должен учитывать требования экономических законов развития предприятия как системы, использовать достижения научно-технического процесса и новейшие методы экономических исследований.
2. Анализ должен быть комплексным, то есть охватывать все звенья и стороны деятельности предприятия и изучать причинные зависимости в экономике предприятия.
3. Анализ должен обеспечивать системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой.
4. Анализ должен быть эффективным, то есть затраты на его проведение должны давать многократный эффект.
5. Анализ должен проводиться систематически, то есть аналитическая работа на предприятии должна планироваться.
6. Анализ должен быть оперативным, то есть результаты должны быть своевременными.
7. Анализ должен быть объективным, конкретным и точным, то есть основываться на достоверной информации, а выводы должны быть обоснованы точными аналитическими выкладками.
Тема 1.2 Роль и перспективы развития экономического анализа в условиях рыночной экономики
В условиях рыночных отношений, финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта обеспечивают множество факторов, включающих в себя не только правильно выработанную хозяйственную стратегию, но и учетную политику, систему управления и экономического анализа и оптимально составленного плана экономического развития. Результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений является финансовая устойчивость и, следовательно, определяется совокупностью всех производственно-хозяйственных и финансовых факторов. Основными задачами деятельности хозяйствующего субъекта являются рост доходности и снижение затрат, т.е. эффективное использование всех видов ресурсов. Ключевая роль в реализации данных задач принадлежит экономическому анализу.
Роль экономического анализа в управлении производством возрастает вследствие того, что меняются принципы и методы управления, механизм хозяйствования. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора заставляют руководителей постоянно проводить исследования в области рынков сбыта, источников сырья, изучения спроса, ценообразования, что должно обеспечить повышение эффективности производства и увеличение прибыли.
Особенность анализа коммерческой деятельности в условиях рынка – это существенное изменение его задач и функций, что повлекло изменение его методологии и методики. Анализ стали рассматривать как функцию маркетинга и в то же время как функцию управления маркетинговой деятельностью.
Особая роль принадлежит операционному, или ситуационному, анализу. Его сущность заключается в комплексности изучаемых вопросов, что позволяет по состоянию на определенную дату оценить характер изменений на рынке, позитивные и негативные результаты финансовой деятельности, своевременно сформулировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия. При этом значительно повышаются требования к информационному обеспечению, большинство которых приобрело коммерческую тайну.
Одна из главных задач экономического анализа на современном этапе – оценка предпринимательского риска, требующая детального изучения целого комплекса вопросов различных сфер деятельности и прежде всего условий внешней бизнес-среды.