Файл: Дисциплина Анализ финансовохозяйственной деятельности является особенной для всех экономических специальностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» является особенной для всех экономических специальностей.

Тема 1.1 Научные основы экономического анализа

Тема 1.2 Роль и перспективы развития экономического анализа в условиях рыночной экономики

1.3.1 Предмет и задачи экономического анализа

1.3.2 Приемы и методы экономического анализа

Тема 1.4 Информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности

Тема 1.5 Виды экономического анализа

Тема 1.5 Виды экономического анализа

Тема 2.1 Анализ технико-организационного уровня производства

2.2.1 Анализ эффективности использования основных средств организаций

2.2.2 Анализ эффективности использования материальных ресурсов организаций

2.2.3 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов организаций

Тема 2.3 Анализ производства и реализации продукции

2.4.1 Анализ себестоимости продукции и ее структуры

2.4.2 Анализ затрат с делением на постоянные и переменные

2.4.3 Анализ себестоимости с делением затрат на прямые и косвенные

Тема 2.5 Факторы, резервы повышения эффективности производства

Классификация факторов для анализа результатов деятельности предприятия

Тема 2.6 Анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия

Значение анализа

2.6.1 Анализ прибыли

2.6.2 Анализ рентабельности предприятия

2.6.3 Основные принципы формирования рациональной структуры финансов предприятия

Тема 2.7 Оценка деловой активности организации



  1. Проверка информации на доброкачественность по полноте данных, правильности их оформления, правильности арифметических подсчётов, соответствие плановых показателей в отчёте плановой документации.

  2. Проверка всех данных по существу. В процессе её определяют, соответствует ли тот или иной показатель допустимым пределам значений. Требует логического осмысления данных.

  3. Приведение показателей в сопоставимый вид.

  4. Упрощение данных. Например, некоторые показатели можно считать в тысячах рублей, без десятичных знаков. Однако, это не всегда целесообразно.

  5. Аналитическая обработка данных – это уже непосредственно анализ.

Ознакомившись с источниками информации для АХД и этапами работы с ней рассмотрим виды экономического анализа.

Тема 1.5 Виды экономического анализа


Для понимания сущности и многообразия комплексного экономического анализа используется его классификация по различным признакам.

1. По отраслевому признаку:

отраслевой – учитывает специфику определенных отраслей экономики;

межотраслевой – универсальный.

2. По временному признаку:

предварительный (прогнозный) – проводится до начала хозяйственной деятельности для разработки плановых заданий, управленческих решений и прогнозирования;

последующий (ретроспективный) – проводится по истечении определенного периода хозяйственной деятельности для контроля за выполнением плана, оценки результатов и выявления резервов

3. По пространственному признаку:

внутрихозяйственный – внутри одного предприятия;

межхозяйственный – одновременно анализируется и сравнивается деятельность нескольких предприятий.

4. По объектам управления:

технико-экономический – изучает влияние технических процессов на экономику предприятия, им занимается служба главного инженера, технолога, механика;

финансово-экономический – изучает выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заёмного капитала, анализирует финансовые результаты, выявляет резервы для увеличения прибыли и рентабельности, улучшения платежеспособности и финансовой состоятельности, им занимается финансовая служба, а так же финансовые и кредитные органы;


аудиторский (бухгалтерский) анализ – проводится с целью оценки и прогнозирования финансовой устойчивости;

социально-экономический – изучает влияние социальных процессов на экономику предприятий, им занимаются экономические службы управления, социологические лаборатории;

маркетинговый анализ – изучает внешнюю среду, в которой работает предприятие, рынки сырья и сбыта, конкурентоспособность продукции, объёмы спроса и предложения, коммерческий риск, формирует ценовую политику, им занимается служба маркетинга.

5. По охвату изучаемых объектов:

сплошной;

выборочный.

6. По содержанию программы:

комплексный;

тематический.

7. По методике изучения объектов:

сравнительный – заключается в сравнении отчётных результатов АХД с плановыми данными отчётного периода, с данными прошлых отчётных периодов, с передовыми предприятиями.

факторный анализ – заключается в выявлении размеров влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

диагностический (экспресс-анализ) – устанавливает характер нарушения нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков.

маржинальный анализ – заключается в обосновании управленческих решений на основе изучения причинно-следственных связей между объёмом продаж, себестоимостью и прибылью путём деления затрат на постоянные и переменные.

стохастический анализ – используется для изучения корреляционных связей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности.

7. По объекту контроля:

1) Управленческий анализ, проводимый в целях контроля эффективности управления производством и сбытом, включает в себя:

-Анализ обоснованности и реализации бизнес-планов.

-Анализ в системе маркетинга.

-Комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности.

--Анализ технико-организационного уровня и других условий производства.

-Анализ использования производственных ресурсов.

-Анализ объёма выпуска и реализации продукции.

-Анализ взаимосвязи себестоимости, объёма продукции и прибыли.

2) Финансовый анализ, с помощью которого можно сделать выводы об эффективности работы с финансовыми потоками, включает в себя



-Анализ эффективности заёмного капитала.

-Анализ показателей прибыли и рентабельности.

-Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости.

-Анализ эффективности использования собственного капитала.

-Рейтинговая оценка предприятия в отрасли.

Таким образом, экономический анализ представляет собой совокупность различных видов и способов комплексного изучения деятельности предприятия.

Тема 1.5 Виды экономического анализа


Для понимания сущности и многообразия комплексного экономического анализа используется его классификация по различным признакам.

1. По отраслевому признаку:

отраслевой – учитывает специфику определенных отраслей экономики;

межотраслевой – универсальный.

2. По временному признаку:

предварительный (прогнозный) – проводится до начала хозяйственной деятельности для разработки плановых заданий, управленческих решений и прогнозирования;

последующий (ретроспективный) – проводится по истечении определенного периода хозяйственной деятельности для контроля за выполнением плана, оценки результатов и выявления резервов.

3. По пространственному признаку:

внутрихозяйственный – внутри одного предприятия;

межхозяйственный – одновременно анализируется и сравнивается деятельность нескольких предприятий.

4. По объектам управления:

технико-экономический – изучает влияние технических процессов на экономику предприятия, им занимается служба главного инженера, технолога, механика;

финансово-экономический – изучает выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заёмного капитала, анализирует финансовые результаты, выявляет резервы для увеличения прибыли и рентабельности, улучшения платежеспособности и финансовой состоятельности, им занимается финансовая служба, а так же финансовые и кредитные органы;

аудиторский (бухгалтерский) анализ – проводится с целью оценки и прогнозирования финансовой устойчивости;

социально-экономический – изучает влияние социальных процессов на экономику предприятий, им занимаются экономические службы управления, социологические лаборатории;

маркетинговый анализ – изучает внешнюю среду, в которой работает предприятие, рынки сырья и сбыта, конкурентоспособность продукции, объёмы спроса и предложения, коммерческий риск, формирует ценовую политику, им занимается служба маркетинга.

5. По охвату изучаемых объектов:

сплошной;

выборочный.

6. По содержанию программы:

комплексный;

тематический.

7. По методике изучения объектов:

сравнительный – заключается в сравнении отчётных результатов АХД с плановыми данными отчётного периода, с данными прошлых отчётных периодов, с передовыми предприятиями.

факторный анализ – заключается в выявлении размеров влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.


диагностический (экспресс-анализ) – устанавливает характер нарушения нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков.

маржинальный анализ – заключается в обосновании управленческих решений на основе изучения причинно-следственных связей между объёмом продаж, себестоимостью и прибылью путём деления затрат на постоянные и переменные.

стохастический анализ – используется для изучения корреляционных связей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности.

7. По объекту контроля:

1) Управленческий анализ, проводимый в целях контроля эффективности управления производством и сбытом, включает в себя:

  • Анализ обоснованности и реализации бизнес-планов.

  • Анализ в системе маркетинга.

  • Комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности.

  • Анализ технико-организационного уровня и других условий производства.

  • Анализ использования производственных ресурсов.

  • Анализ объёма выпуска и реализации продукции.

  • Анализ взаимосвязи себестоимости, объёма продукции и прибыли.

2) Финансовый анализ, с помощью которого можно сделать выводы об эффективности работы с финансовыми потоками, включает в себя:

  • Анализ эффективности заёмного капитала.

  • Анализ показателей прибыли и рентабельности.

  • Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости.

  • Анализ эффективности использования собственного капитала.

  • Рейтинговая оценка предприятия в отрасли.

Таким образом, экономический анализ представляет собой совокупность различных видов и способов комплексного изучения деятельности предприятия.

Тема 2.1 Анализ технико-организационного уровня производства


Возможности любого субъекта хозяйствования определяются состоянием его ресурсов, т.е. наличием у него машин и оборудования, производственных площадей, кадров специалистов и рабочих и возможностью получения материально-энергетических ресурсов, т.е. состоянием его материально-технической базы.

В настоящее время в литературе имеют хождение два термина: технико-организационный и организационно-технический уровень производства. Не вдаваясь в широкую полемику, отметим, что первый термин более предпочтителен, поскольку в раскрытии его сущности «техника» есть первичное, а «организация» вторичное звено. Понятие «организация» и производные от него составляют арсенал «менеджмента организации», который всегда разрабатывается в привязке к конкретному материальному основанию: персоналу, технике, финансам, инновациям и т.д.