Файл: Дисциплина Анализ финансовохозяйственной деятельности является особенной для всех экономических специальностей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1.1 Научные основы экономического анализа
Тема 1.2 Роль и перспективы развития экономического анализа в условиях рыночной экономики
1.3.1 Предмет и задачи экономического анализа
1.3.2 Приемы и методы экономического анализа
Тема 1.4 Информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности
Тема 1.5 Виды экономического анализа
Тема 1.5 Виды экономического анализа
Тема 2.1 Анализ технико-организационного уровня производства
2.2.1 Анализ эффективности использования основных средств организаций
2.2.2 Анализ эффективности использования материальных ресурсов организаций
2.2.3 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов организаций
Тема 2.3 Анализ производства и реализации продукции
2.4.1 Анализ себестоимости продукции и ее структуры
2.4.2 Анализ затрат с делением на постоянные и переменные
2.4.3 Анализ себестоимости с делением затрат на прямые и косвенные
Тема 2.5 Факторы, резервы повышения эффективности производства
Классификация факторов для анализа результатов деятельности предприятия
Тема 2.6 Анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия
2.6.2 Анализ рентабельности предприятия
2.6.3 Основные принципы формирования рациональной структуры финансов предприятия
-
Проверка информации на доброкачественность по полноте данных, правильности их оформления, правильности арифметических подсчётов, соответствие плановых показателей в отчёте плановой документации. -
Проверка всех данных по существу. В процессе её определяют, соответствует ли тот или иной показатель допустимым пределам значений. Требует логического осмысления данных. -
Приведение показателей в сопоставимый вид. -
Упрощение данных. Например, некоторые показатели можно считать в тысячах рублей, без десятичных знаков. Однако, это не всегда целесообразно. -
Аналитическая обработка данных – это уже непосредственно анализ.
Ознакомившись с источниками информации для АХД и этапами работы с ней рассмотрим виды экономического анализа.
Тема 1.5 Виды экономического анализа
Для понимания сущности и многообразия комплексного экономического анализа используется его классификация по различным признакам.
1. По отраслевому признаку:
отраслевой – учитывает специфику определенных отраслей экономики;
межотраслевой – универсальный.
2. По временному признаку:
предварительный (прогнозный) – проводится до начала хозяйственной деятельности для разработки плановых заданий, управленческих решений и прогнозирования;
последующий (ретроспективный) – проводится по истечении определенного периода хозяйственной деятельности для контроля за выполнением плана, оценки результатов и выявления резервов
3. По пространственному признаку:
внутрихозяйственный – внутри одного предприятия;
межхозяйственный – одновременно анализируется и сравнивается деятельность нескольких предприятий.
4. По объектам управления:
технико-экономический – изучает влияние технических процессов на экономику предприятия, им занимается служба главного инженера, технолога, механика;
финансово-экономический – изучает выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заёмного капитала, анализирует финансовые результаты, выявляет резервы для увеличения прибыли и рентабельности, улучшения платежеспособности и финансовой состоятельности, им занимается финансовая служба, а так же финансовые и кредитные органы;
аудиторский (бухгалтерский) анализ – проводится с целью оценки и прогнозирования финансовой устойчивости;
социально-экономический – изучает влияние социальных процессов на экономику предприятий, им занимаются экономические службы управления, социологические лаборатории;
маркетинговый анализ – изучает внешнюю среду, в которой работает предприятие, рынки сырья и сбыта, конкурентоспособность продукции, объёмы спроса и предложения, коммерческий риск, формирует ценовую политику, им занимается служба маркетинга.
5. По охвату изучаемых объектов:
сплошной;
выборочный.
6. По содержанию программы:
комплексный;
тематический.
7. По методике изучения объектов:
сравнительный – заключается в сравнении отчётных результатов АХД с плановыми данными отчётного периода, с данными прошлых отчётных периодов, с передовыми предприятиями.
факторный анализ – заключается в выявлении размеров влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.
диагностический (экспресс-анализ) – устанавливает характер нарушения нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков.
маржинальный анализ – заключается в обосновании управленческих решений на основе изучения причинно-следственных связей между объёмом продаж, себестоимостью и прибылью путём деления затрат на постоянные и переменные.
стохастический анализ – используется для изучения корреляционных связей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности.
7. По объекту контроля:
1) Управленческий анализ, проводимый в целях контроля эффективности управления производством и сбытом, включает в себя:
-Анализ обоснованности и реализации бизнес-планов.
-Анализ в системе маркетинга.
-Комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности.
--Анализ технико-организационного уровня и других условий производства.
-Анализ использования производственных ресурсов.
-Анализ объёма выпуска и реализации продукции.
-Анализ взаимосвязи себестоимости, объёма продукции и прибыли.
2) Финансовый анализ, с помощью которого можно сделать выводы об эффективности работы с финансовыми потоками, включает в себя
-Анализ эффективности заёмного капитала.
-Анализ показателей прибыли и рентабельности.
-Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости.
-Анализ эффективности использования собственного капитала.
-Рейтинговая оценка предприятия в отрасли.
Таким образом, экономический анализ представляет собой совокупность различных видов и способов комплексного изучения деятельности предприятия.
Тема 1.5 Виды экономического анализа
Для понимания сущности и многообразия комплексного экономического анализа используется его классификация по различным признакам.
1. По отраслевому признаку:
отраслевой – учитывает специфику определенных отраслей экономики;
межотраслевой – универсальный.
2. По временному признаку:
предварительный (прогнозный) – проводится до начала хозяйственной деятельности для разработки плановых заданий, управленческих решений и прогнозирования;
последующий (ретроспективный) – проводится по истечении определенного периода хозяйственной деятельности для контроля за выполнением плана, оценки результатов и выявления резервов.
3. По пространственному признаку:
внутрихозяйственный – внутри одного предприятия;
межхозяйственный – одновременно анализируется и сравнивается деятельность нескольких предприятий.
4. По объектам управления:
технико-экономический – изучает влияние технических процессов на экономику предприятия, им занимается служба главного инженера, технолога, механика;
финансово-экономический – изучает выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заёмного капитала, анализирует финансовые результаты, выявляет резервы для увеличения прибыли и рентабельности, улучшения платежеспособности и финансовой состоятельности, им занимается финансовая служба, а так же финансовые и кредитные органы;
аудиторский (бухгалтерский) анализ – проводится с целью оценки и прогнозирования финансовой устойчивости;
социально-экономический – изучает влияние социальных процессов на экономику предприятий, им занимаются экономические службы управления, социологические лаборатории;
маркетинговый анализ – изучает внешнюю среду, в которой работает предприятие, рынки сырья и сбыта, конкурентоспособность продукции, объёмы спроса и предложения, коммерческий риск, формирует ценовую политику, им занимается служба маркетинга.
5. По охвату изучаемых объектов:
сплошной;
выборочный.
6. По содержанию программы:
комплексный;
тематический.
7. По методике изучения объектов:
сравнительный – заключается в сравнении отчётных результатов АХД с плановыми данными отчётного периода, с данными прошлых отчётных периодов, с передовыми предприятиями.
факторный анализ – заключается в выявлении размеров влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.
диагностический (экспресс-анализ) – устанавливает характер нарушения нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков.
маржинальный анализ – заключается в обосновании управленческих решений на основе изучения причинно-следственных связей между объёмом продаж, себестоимостью и прибылью путём деления затрат на постоянные и переменные.
стохастический анализ – используется для изучения корреляционных связей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности.
7. По объекту контроля:
1) Управленческий анализ, проводимый в целях контроля эффективности управления производством и сбытом, включает в себя:
-
Анализ обоснованности и реализации бизнес-планов. -
Анализ в системе маркетинга. -
Комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности. -
Анализ технико-организационного уровня и других условий производства. -
Анализ использования производственных ресурсов. -
Анализ объёма выпуска и реализации продукции. -
Анализ взаимосвязи себестоимости, объёма продукции и прибыли.
2) Финансовый анализ, с помощью которого можно сделать выводы об эффективности работы с финансовыми потоками, включает в себя:
-
Анализ эффективности заёмного капитала. -
Анализ показателей прибыли и рентабельности. -
Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости. -
Анализ эффективности использования собственного капитала. -
Рейтинговая оценка предприятия в отрасли.
Таким образом, экономический анализ представляет собой совокупность различных видов и способов комплексного изучения деятельности предприятия.
Тема 2.1 Анализ технико-организационного уровня производства
Возможности любого субъекта хозяйствования определяются состоянием его ресурсов, т.е. наличием у него машин и оборудования, производственных площадей, кадров специалистов и рабочих и возможностью получения материально-энергетических ресурсов, т.е. состоянием его материально-технической базы.
В настоящее время в литературе имеют хождение два термина: технико-организационный и организационно-технический уровень производства. Не вдаваясь в широкую полемику, отметим, что первый термин более предпочтителен, поскольку в раскрытии его сущности «техника» есть первичное, а «организация» вторичное звено. Понятие «организация» и производные от него составляют арсенал «менеджмента организации», который всегда разрабатывается в привязке к конкретному материальному основанию: персоналу, технике, финансам, инновациям и т.д.