Файл: Дисциплина Анализ финансовохозяйственной деятельности является особенной для всех экономических специальностей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1.1 Научные основы экономического анализа
Тема 1.2 Роль и перспективы развития экономического анализа в условиях рыночной экономики
1.3.1 Предмет и задачи экономического анализа
1.3.2 Приемы и методы экономического анализа
Тема 1.4 Информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности
Тема 1.5 Виды экономического анализа
Тема 1.5 Виды экономического анализа
Тема 2.1 Анализ технико-организационного уровня производства
2.2.1 Анализ эффективности использования основных средств организаций
2.2.2 Анализ эффективности использования материальных ресурсов организаций
2.2.3 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов организаций
Тема 2.3 Анализ производства и реализации продукции
2.4.1 Анализ себестоимости продукции и ее структуры
2.4.2 Анализ затрат с делением на постоянные и переменные
2.4.3 Анализ себестоимости с делением затрат на прямые и косвенные
Тема 2.5 Факторы, резервы повышения эффективности производства
Классификация факторов для анализа результатов деятельности предприятия
Тема 2.6 Анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия
2.6.2 Анализ рентабельности предприятия
2.6.3 Основные принципы формирования рациональной структуры финансов предприятия
Современная экономическая ситуация требует изучения новых методов управления и предполагает постоянный контроль за всеми слагаемыми производственной себестоимости, глубокого анализа затрат по элементам и статьям расходов, анализа непроизводительных расходов и потерь, что повышает экономическую эффективность производства, увеличивает величину чистой прибыли и возможности материального стимулирования.
Для того, что бы на уровне предприятия, все принимаемые управленческие решения были оптимальными, мотивированными и обоснованными, необходимо проводить оперативный, текущий и перспективный анализ, каждый из которых связан с определенной функцией планирования и управления.
Принятие решений требует разработки нескольких вариантов решения хозяйственных ситуаций, их обоснование путем проведения экономического анализа, выбора наилучшего варианта управленческого решения.
Экономический анализ помогает оптимизировать ценовую политику предприятия. Цена является одним из определяющих конкурентных преимуществ в условиях выживаемости, поэтому проблема минимизации затрат живого и овеществленного труда является главным моментом в ценообразовании.
В каком направлении будет дальше развиваться экономический анализ?
Катализатором развития экономического анализа в совершенно новом аспекте стал мировой финансовый кризис.
Результаты проведенных исследований показывают, что сегодня российские организации нуждаются в:
-
объективной оценке стоимости компании; -
точном прогнозировании проявления финансового и экономического кризиса и всех возможных последствий; -
разработке различных вариантов выхода из кризиса; -
эффективном управлении активами и капиталом; -
расчете упущенной экономической выгоды и оценочных резервов.
Экономический анализ будет направлен не столько на отражение ошибок и их устранение, сколько на разработку мер по мобилизации резервов, возможного их ресурсного и финансового обеспечения на основе научной обоснованности принимаемых решений.
Отдельным направлением экономического анализа в ближайшие годы будет изучение преимуществ развития экономики развитых стран, механизмов государственно-частного партнерства, финансовых инструментов, социальных и технологических факторов. Аналитические исследования уже затрагивают изучение деривативов финансового и экономического кризисов, разработку
сценарных прогнозов развития российской экономики, определение детерминантов финансовой политики.
В перспективе объектом экономического анализа будут как сами организации, так и все виды производимой ими продукции, оказываемых работ, услуг, все этапы жизненного цикла товаров, все факторы производства и виды хозяйственной деятельности, поставщики, потребители, конкуренты, экономика развитых стран, политика. Будущее экономического анализа связанно именно с многогранным инновационным развитием конкурентоспособной экономики России.
Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время, современное предприятие ставит перед собой цель выживания, получения наибольшей прибыли в совокупности с уменьшением затрат. В этом ему помогает экономический анализ, общая цель которого заключается в оценке достигнутых результатов, выявлении резервов для повышения эффективности производства хозяйствующего субъекта и точном прогнозировании проявления финансового и экономического кризиса и всех возможных последствий.
1.3.1 Предмет и задачи экономического анализа
Предметом экономического анализа является причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Иначе говоря, экономический анализ изучает причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности. Главное внимание уделяется выяснению причин, которые вызвали отклонения от плановых (нормативных) показателей или же препятствовали мобилизации имеющихся резервов.
Объектом анализа хозяйственной деятельности (АХД) является хозяйственная деятельность предприятия в целом, включая оценку таких её сторон, как:
1) экономические результаты производственной деятельности,
2) финансовое состояние,
3) результаты использования трудовых и материальных ресурсов,
4) затраты на производство и реализацию продукции,
5) состояние основных средств и др.
Основных пользователей информации об АХД можно разделить на внутренних (руководство и аналитические службы крупных предприятия) и внешних (государственные органы, возможные инвесторы, средства массовой информации, банки, налоговая служба, потенциальные экономические партнёры).
Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана
, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
Главная особенность метода экономического анализа – изучение внутренних противоречий, плюсов и минусов каждого явления, учет взаимосвязей.
Совокупность конкретных аналитических способов, правил и инструментов исследования экономики предприятия, подчиненных достижению целей анализа, называется методикой экономического анализа.
Основными задачами экономического анализа деятельности предприятия являются:
1. Повышение научно-экономической обоснованности текущих и перспективных планов, которое на практике достигается путем проведения глубокого анализа результатов деятельности за прошедшие периоды и построении обоснованных прогнозов на перспективу.
2. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за эффективностью использования основных фондов, материальных и трудовых ресурсов.
3. Поиск резервов повышения эффективности деятельности предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.
4. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, диагностика положения предприятия на рынке и выявление всех видов резервов.
5. Разработка оптимальных управленческих решений по использованию всех выявленных резервов.
Исходя из указанных задач, проведение экономического анализа впрактической деятельности включает следующие этапы:
1. Уточнение объектов, целей и задач анализа, составление плана аналитической работы.
2. Разработка системы синтетических и аналитических показателей, с помощью которых будет наиболее полно охарактеризован объект анализа.
3. Сбор и подготовка к анализу всей совокупности исходной информации (плановых показателей, данных бухгалтерского учета, статистической отчетности).
4. Сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана, с фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий отрасли и т.д.
5. Факторный анализ, то есть определение количественного влияния факторов на конечный результат.
6. Выявление неиспользованных и перспективных резервов эффективности производства.
7. Оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов, выявление неиспользованных резервов и разработка практических мероприятий по их мобилизации.
1.3.2 Приемы и методы экономического анализа
Способы и приемы экономического анализа условно подразделяют на две группы: традиционные и математические.
К первой относятся такие способы и приемы, которые находили применение почти с момента возникновения экономического анализа как обособленной отрасли специальных знаний, как самостоятельного учебного курса. Многие математические способы и приемы вошли в круг аналитических разработок значительно позже, когда был налажен выпуск быстродействующих ЭВМ.
В число основных традиционных способов и приемов экономического анализа можно включить:
- использование абсолютных, относительных и средних величин;
- применение сравнения,
- группировку,
- индексный метод,
- метод цепных подстановок,
- балансовый метод,
- графический метод.
Применение математических приемов необходимо для количественных измерений свойств, содержания и структуры экономических явлений. Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.
Метод абсолютных, относительных и средних величин в АХД
Экономические процессы и явления выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютные показатели демонстрируют количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, объёма, веса, продолжительности, площади, стоимости и т.д.
Например: объём выпуска продукции в штуках, тоннах или рублях, объем рабочего времени в году в днях, прибыль в рублях и т. д.
Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с:
1) величиной какого-либо другого явления
2) с величиной этого же самого явления, но взятой за другой период времени или по другому объекту.
Их получают путём деления одной величины на другую, которую принимают за базу сравнения. Это могут быть данные плана, другого (базисного) года, другого предприятия. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе = 1) или % (при базе = 100%).
Таким образом, относительные величины представляет собой отношение между двумя абсолютными величинами, и служат в основном для оценки экономической эффективности.
Средние величины используются для обобщения количественной характеристики совокупности однородных экономических явлений по какому-либо признаку. Они дают возможность сравнивать экономические показатели по различным объектам. Пример: средняя зарплата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой группы рабочих.
В АХД используются разные типы средних величин: средние арифметические, средние геометрические, средние взвешенные и т.д., которые рассматриваются в теории статистики.
Метод сравнения в АХД
Сущность метода состоит в сопоставлении однородных экономических объектов для нахождения черт сходства или различия между ними. С его помощью устанавливаются изменения в уровне изучаемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития.
В АХД применяются следующие типы сравнений:
-
Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов (по годам, кварталам, месяцам). При этом период, с которым мы сравниваем текущие результаты, называется базисным. Такое сравнение даёт возможность оценить темпы изменения показателей, выявить тенденции и закономерности их изменения. -
Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми. Позволяет оценить степень выполнения плана и определить неиспользованные резервы предприятия. -
Сравнение с утверждёнными нормами расходы ресурсов (материалов, сырья, топлива, энергии, воды и т.д.). Такое сравнение необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов, для оценки эффективности использования ресурсов и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения её себестоимости. -
Сравнение с лучшими результатами, т.е. лучшими образцами труда, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники. Проводится внутри предприятия по цехам, бригадам, рабочим. Особенное значение имеет межхозяйственный анализ – сравнение различных предприятий, работающих в аналогичных условиях хозяйствования. -
Сравнение показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми данными или средними данными по министерству, ведомству, концерну.
-
Сравнение разных вариантов решения экономических задач. Позволяет выбрать наиболее оптимальный из всех способов решения и тем самым обосновать управленческое решение. -
Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора или производственной ситуации.
Важное условие при использовании метода сравнения – сопоставимость показателей, поскольку сравнивать можно только однородные величины.
Несопоставимость показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа.
Причины несопоставимости показателей и способы их нейтрализации: