Файл: Дисциплина Анализ финансовохозяйственной деятельности является особенной для всех экономических специальностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» является особенной для всех экономических специальностей.

Тема 1.1 Научные основы экономического анализа

Тема 1.2 Роль и перспективы развития экономического анализа в условиях рыночной экономики

1.3.1 Предмет и задачи экономического анализа

1.3.2 Приемы и методы экономического анализа

Тема 1.4 Информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности

Тема 1.5 Виды экономического анализа

Тема 1.5 Виды экономического анализа

Тема 2.1 Анализ технико-организационного уровня производства

2.2.1 Анализ эффективности использования основных средств организаций

2.2.2 Анализ эффективности использования материальных ресурсов организаций

2.2.3 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов организаций

Тема 2.3 Анализ производства и реализации продукции

2.4.1 Анализ себестоимости продукции и ее структуры

2.4.2 Анализ затрат с делением на постоянные и переменные

2.4.3 Анализ себестоимости с делением затрат на прямые и косвенные

Тема 2.5 Факторы, резервы повышения эффективности производства

Классификация факторов для анализа результатов деятельности предприятия

Тема 2.6 Анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия

Значение анализа

2.6.1 Анализ прибыли

2.6.2 Анализ рентабельности предприятия

2.6.3 Основные принципы формирования рациональной структуры финансов предприятия

Тема 2.7 Оценка деловой активности организации



В процессе анализа необходимо тщательно изучить причины, вызвавшие увеличение или уменьшение коэффициента текучести и разработать мероприятия по его снижению на перспективу и довести до оптимальной величины, поскольку чрезмерная текучесть кадров способствует снижению эффективности работы предприятия.

Также тщательному изучению должно подвергнуться выбытие работников за нарушение трудовой дисциплины, так как это связано с нерешенными социальными проблемами и в первую очередь с таким социальным злом, как пьянство, хищение и т.п.

Итак, были рассмотрены вопросы, связанные с показателями обеспеченности предприятия работниками, но они еще не характеризуют степень их использования и, естественно, не могут быть факторами, непосредственно влияющими на объем выпускаемой продукции. Выпуск продукции зависит не столько от численности работников, сколько от количества затраченного на производство труда, определяемого количеством рабочего времени, от эффективности общественного труда, его производительности.

В процессе анализа использования рабочего времени на предприятии следует проверить обоснованность производственных заданий, изучить уровень их выполнения, установить целесообразность выполнения отдельных видов работ, выявить потери рабочего времени, установить их причины, наметить пути дальнейшего улучшения использования рабочего времени и разработать необходимые мероприятия.

Для анализа использования рабочего времени привлекаются данные формы №П-4 и аналитическая таблица (см. практическое занятие (Пример 3)).

После изучения потерь рабочего времени необходимо определить непроизводительные затраты рабочего времени, которые складываются из потерь рабочего времени вследствие изготовления забракованных изделий и их исправления, а также затрат рабочего времени, связанных с отклонениями от технологического процесса (дополнительные затраты рабочего времени). Расчет непроизводительных затрат рабочего времени осуществляется на основании данных о потерях от брака (данные счета 28), отражаемых в журнале ордере № 10. На основании этих данных составляется аналитическая таблица (см. практическое занятие (Пример 4)).

В завершении анализа использования рабочего времени весьма важным является установить, какие из причин, вызвавшие потери рабочего времени, являются зависимыми от трудового коллектива (прогулы, простои оборудования по вине рабочих и т.п.) и какие не обусловлены его деятельностью (отпуска по беременности и родам, отпуска на время учебы, болезни и т.д.). Уменьшение потерь рабочего времени по причинам, зависящим от трудового коллектива до полного их устранения, являются резервом, не требующим капитальных вложений, но позволяющими быстро получить отдачу. Из всех потерь рабочего времени особое внимание должно уделяться потерям рабочего времени по массовым невыходам на работу (забастовкам). А поэтому потери рабочего времени по этой причине следует рассматривать во взаимосвязи с социальными вопросами (уровень оплаты труда, цен и т.д.).


Достижение какого-либо результата в процессе производства может быть получено с различной степенью эффективности труда. Мера эффективности труда людей получила название производительности труда, под которой понимается результативность труда или способность человека производить за единицу рабочего времени определенный объем продукции.

Показатель производительности труда является важным качественным показателем работы предприятия, его рост является одним из главных условий повышения эффективности производства, увеличения объема выпуска продукции и снижения ее себестоимости. Основным показателем производительности труда является среднегодовая (квартальная, месячная) выработка продукции на одного работника. Используются также и такие показатели как: среднегодовая (квартальная, месячная) выработка продукции на одного рабочего, среднедневная выработка на одного работника, среднечасовая выработка на одного работника.

С производительностью труда тесно связан показатель трудоемкости продукции, который характеризует затраты рабочего времени на производство определенной потребительной стоимости или на выполнение определенной технологической операции. Мерой измерения трудоемкости продукции является рабочее время или нормативная заработная плата

Для расчета производительности труда рабочих и работников используются данные форм №П-1 и №П-4, а также данные из регистров бухгалтерского учета

Среднегодовая выработка одного работающего зависит от среднегодовой выработки одного рабочего, а также от соотношения между численностью рабочих и других, работающих на предприятии. Так, при сравнении темпов роста выработки одного рабочего и одного работающего можно установить, как повлияло изменение структуры персонала на производительность труда одного работающего.

Между показателями среднегодовой и среднедневной выработки продукции одного работающего существует тесная взаимосвязь. По разнице в их темпах роста можно судить о продолжительности рабочего периода, т.е. если темпы годовой выработки обгоняют темпы роста дневной выработки, то это свидетельствует об увеличении продолжительности рабочего периода, и наоборот, если рост дневной выработки выше роста годовой выработки, то это говорит о наличии целодневных потерь рабочего времени. На анализируемом предприятии разница в темпах роста этих показателей составляет 0,92% в пользу дневной выработки продукции одного работающего. В свою очередь на уровень дневной выработки оказывает влияние уровень часовой выработки продукции одного работающего. Если дневная выработка растет медленнее часовой, то это свидетельствует о наличии внутрисменных потерь рабочего времени, а если наоборот, то, соответственно – об увеличении продолжительности рабочего дня (смены). В нашем примере разница в уровнях этих показателей составляет 1,47% в пользу роста часовой выработки, соответственно предприятие несет внутрисменные потери рабочего времени.



На показатель производительности труда и объем выпуска продукции влияют различные трудовые факторы, степень воздействия которых в процессе анализа необходимо установить. Так, на среднегодовую выработку продукции одного работающего оказывают влияние продолжительность рабочего периода, продолжительность рабочего дня и часовая выработка продукции одного работающего. На изменение объема выпуска продукции влияют эти же факторы и также изменение численности работающих на предприятии.

Эти зависимости можно представить следующими формулами:



Влияние этих факторов можно рассчитать методом цепных подстановок (Практическое занятие, пример 6).

Тема 2.3 Анализ производства и реализации продукции


Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:

1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;

1.1. Анализ объема продукции;

1.2. Анализ ассортимента продукции;

1.3. Анализ структуры продукции;

2. Анализ качества продукции;

3. Анализ ритмичности производства;

4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Источники информации:

- плановые и оперативные планы-графики,

- данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции,

- Форма № 1 «Баланс предприятия»

- Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

- данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция – стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Анализ формирования и выполнения производственной программы производится по результатам отчетного периода (месяц, квартал, год) и в оперативном порядке.


Анализ реализации продукции тесно связан с выполнением договорных обязательств по поставкам продукции. Срыв графика поставок грозит предприятию потерей рынков сбыта и последующим спадом производства.

Каждый товар должен производиться при наличии платежеспособного спроса на него, подкрепленного договорами и заявками на его поставку.

В процессе анализа объема выпуска и реализации продукции необходимо так же оценить риск невостребованной продукции вследствие падения спроса на неё.

Причины могут быть следующие:

1) Внутренние: неправильно составленный службой маркетинга прогноз спроса, неправильная ценовая политика на рынках сбыта, снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, несовременной технологии, неквалифицированных кадров, неэффективная работа службы сбыта, плохая реклама.

2) Внешние: неплатежеспособность покупателей, высокий инвестиционный спрос (рост ставок по вкладам), демографические, социально-экономические, политические причины.

Риск невостребованной продукции считается преодолимым, если необходимые дополнительные затраты, связанные с продвижением её на рынок (на улучшение её качества, упаковку и рекламу и т.д.), покрываются последующим ростом выручки.

Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим. При этом экономический ущерб будут составлять расходы на исследование рынка и разработку изделия.

Если риск обнаружен на производственной стадии, целесообразно внести изменения в дизайн, конструкцию или цену изделия и за счёт этого продвинуть его на рынок.

Если риск обнаружен на после производственной стадии, нужно искать способы избежать банкротства.

Ассортимент и структура продукции оказывают влияние на стоимость выпуска продукции и прибыль.

Ассортимент – перечень наименований продукции.

Структура – объём выпуска по каждому виду изделий.

При формировании плана по ассортименту и структуре продукции учитываются данные спроса, конъюнктура рынка и максимальная эффективность использования всех ресурсов предприятия.



Изменение структуры продукции происходит при изменении объема производства изделий по ассортименту.

Структура продукции является фактором, влияющим на ряд экономических показателей: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, трудоёмкость, себестоимость товарной продукции, прибыль и рентабельность.