Файл: Программа магистерской подготовки Москва 2018 2 Содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

37
На практике организациям часто приходится сталкиваться с проблемой пополнения оборотных средств путем временного заимствования сырья, материалов и иных материально–
производственных запасов. Для этих целей одна компания (кредитор) может передать другому предприятию (заемщику) материальные ценности в натуральном виде в рамках договора товарного кредита.
Порядок заключения договора товарного кредита регулируется ст. 822 ГК
РФ, на него распространяются общие правила кредитного договора и, в частности, его заключение в письменной форме любыми субъектами. Помимо этого, договор товарного кредита сочетает в себе признаки двух гражданско- правовых обязательств: купли-продажи и кредита.
На практике договор товарного кредита предоставляет значительные преимущества: покупатель получает товар в собственность с момента передачи ему товара и имеет право его продавать, передавать на реализацию другим компаниям, то есть совершать с товаром любые действия, предусмотренные законом. Кроме того, покупатель не должен сразу уплачивать полную стоимость товара, полученного в кредит.
Товарный кредит следует отличать от других видов кредитования, которые в современных условиях получили достаточно широкое распространение. Рассмотрим отличия товарного кредита от коммерческого кредита (табл. 5).
Таблица 5.
Отличительные особенности договора товарного кредита от
договора коммерческого кредита
Договор товарного кредита
Договор коммерческого кредита
1. Самостоятельная форма договора.
2. Цена товара, сроки его оплаты и размер платежей не являются существенными условиями договора.
Указание цены носит рекомендательный характер.
1. Является условием какого-либо договора (купли- продажи, оказания услуг и др.), а не самостоятельной формой договора.
2. Цена товара, сроки его оплаты, размер платежей – существенные условия договора.

38
Вексельные займы.
На сегодняшний день вексельные и облигационные займы как альтернатива банковским кредитам являются эффективными инструментами привлечения денежных ресурсов для оперативного поддержания ликвидности и пополнения оборотных средств, которые позволяют одновременно решать такие задачи, как:
 привлечение финансирования на средне- и долгосрочной основе;
 диверсификация ресурсной базы;
 формирование публичной кредитной истории;
 снижение стоимости заимствования.
Часто компании организуют вексельные займы, если невозможно выпустить облигации или на этапе, предшествующем выпуску облигаций, для подготовки и «разведки» рынка.
Выпуск векселей дает компании-эмитенту целый ряд важных
преимуществ перед другими инструментами финансирования:
1. Позволяет увеличить привлекаемые суммы за счет большего числа инвесторов (выпуская векселя, компания может привлекать финансирование не только от банков и других профессиональных участников финансового рынка, но и от компаний, имеющих временно свободные денежные средства. Это позволяет снизить зависимость от крупных кредиторов).
2. Позволяет компании-эмитенту самостоятельно управлять структурой долга (в частности, выпуская векселя, компания может заменить более дорогие кредиты и займы, снижая тем самым средневзвешенную стоимость капитала, что способствует росту стоимости самой компании. Кроме того, компания может выкупать собственные векселя у инвесторов до наступления срока платежа, снижая тем самым долговую нагрузку и повышая свою финансовую устойчивость).
3. Позволяет компании-эмитенту снизить расходы по обслуживанию долга в текущем периоде (выпуская векселя, компания несет расходы по обслуживанию долга в конце срока заимствования при их погашении и не платит проценты ежемесячно, как это обычно предусматривается условиями банковских кредитов или купонных облигаций. При этом в конце срока размещения компания может разнести сроки погашения во времени, ориентируясь, например, на собственную среднедневную выручку, что делает процесс погашения более безболезненным и не отвлекает значительный капитал из оборота).


39 4. Не требует залогового обеспечения заимствования (выпуская векселя, компания не предоставляет кредиторам (инвесторам) обязательного в обычных случаях обеспечения, то есть не закладывает ликвидное имущество или собственные акции, не снижает величину своего рабочего капитала).
5. Позволяет компании-эмитенту привлекать долгосрочное финансирование ввиду сформированной положительной кредитной истории и кредитного рейтинга (неоднократный выпуск векселей и успешное их погашение способствуют росту доверия к компании со стороны инвесторов, что позволяет не только снижать стоимость заимствований, но и увеличивать сроки привлечения. Таким образом, с помощью векселей компания может решать задачи, связанные не только с пополнением оборотных средств, сглаживанием сезонных колебаний денежного потока, но и с финансированием капитального строительства и инвестиционных проектов).
6. Простая процедура выпуска векселей не требует регистрации
(выпуск векселей, в отличие от выпуска облигаций, не требует регистрации, что позволяет ускорить процесс привлечения денежных средств в компанию; по объему выпуска векселей отсутствуют ограничения (вместе с тем сумма, на которую выпускают облигации, не должна превышать размер уставного капитала или компания должна предоставить соответствующее обеспечение); нет жестких требований по раскрытию информации эмитентом векселей (вместе с тем, выпуск облигаций предполагает подготовку и раскрытие достаточно большого объема информации для прохождения процедуры листинга на бирже); наконец, выпуск векселей не облагается налогом на операции с ценными бумагами), отсутствует необходимость выплаты комиссионных вознаграждений депозитарию и бирже.
7. Позволяет компании-эмитенту привлекать денежные средства, минуя обычную процедуру сбора и подготовки документов для рассмотрения банком вопроса кредитования, без открытия ссудных и других счетов в банке-кредиторе.
8. Позволяет получить различные дополнительные возможности, в частности, использовать векселя в качестве расчетного средства или инструмента залога (это становится возможным при попадании векселей на вторичный рынок).
9. Позволяет укрепить публичный имидж векселедателя на финансовом рынке (в результате размещения векселей у участников рынка формируется мнение, что компания, способная занимать денежные средства публично, имеет хорошую кредитоспособность, использует современные финансовые и управленческие технологии, что позволяет сделать торговую марку компании более узнаваемой среди широкого круга участников рынка и способствует увеличению ее стоимости).


40
Вместе с тем, принимая решение об использовании векселей в качестве инструментов финансирования, необходимо принимать во внимание и ряд недостатков, которые им присущи:
1. Необходимость публичного раскрытия информации перед инвесторами. При этом от степени открытости компании будут зависеть стоимость и объем привлеченных средств.
2. Поскольку векселя распространяются среди широкого круга инвесторов, предприятию, помимо процентных выплат, скорее всего придется нести дополнительные расходы на привлечение финансового консультанта, который поможет правильно оценить возможности векселедателя и разместить выпущенные векселя среди инвесторов, а затем создать условия для обращения этих векселей на вторичном рынке. Вознаграждение финансового консультанта, как правило, составляет 0,2–0,3% от объема выпуска векселей.
3. Бумажная форма векселя. Компании-владельцы векселей вынуждены нести расходы по их хранению и транспортировке (для погашения векселя необходимо доставить его векселедателю).
4. Нередки случаи подделки векселей, что провоцирует недоверие к ним со стороны участников рынка.
5. При утере векселя владелец лишается всех прав на причитающиеся по векселю деньги.
6. Вексель традиционно используется для финансирования оборотного капитала и выпускается обычно на срок до шести месяцев.
Как правило, выпускать векселя на более длительный срок могут позволить себе лишь крупные компании, имеющие публичную кредитную историю.
7. Компаниям, впервые выходящим на вексельный рынок, необходимо составить вексельную программу, с помощью которой они смогут довести до потенциальных инвесторов информацию о планах по развитию своего бизнеса. Первый выпуск следует размещать на очень выгодных для инвесторов условиях. Если компания зарекомендует себя как хороший заемщик, не нарушающий сроков платежей, то при следующих выпусках можно будет привлекать вексельные займы под более низкие проценты.

41 8. В случае отказа эмитента платить по векселю, инвестору проще вернуть деньги. Если вексель не погашен в срок, инвестор заверяет у нотариуса, что вексель не оплачен и после этого обращается в суд общей юрисдикции за судебным приказом. Судебный приказ выдается без судебного разбирательства и является исполнительным документом, на основании которого можно обращать взыскание на имущество должника. Порядок упрощенного взыскания денег по неоплаченным векселям дисциплинирует векселедателя и укрепляет надежность векселя в глазах инвестора. Вексель, являясь ценной бумагой, может быть передан другому лицу или выставлен на торги на вторичном рынке ценных бумаг, что делает его в глазах инвестора более ликвидным чем, к примеру, кредит.
Выпуск векселей позволяет сформировать публичную кредитную историю компании и может быть использован компанией как подготовительный этап перед началом работы на фондовом рынке. Следующей ступенью является выпуск облигаций. При этом успешное размещение облигаций может быть обусловлено как раз предварительной работой по формированию публичности и прозрачности компании при выпуске векселей.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Облигационные займы.
Облигация – ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права
11
Решение о выпуске облигаций должно приниматься исходя из долгосрочной программы развития компании. Следовательно, прежде чем осуществить эмиссию, компания должно определить ее цели (рис.
8).
11
Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ), от 26.01.1996 №14-ФЗ, (с изм. и доп.), Часть
2, статья 816

42
Рис. 8. Возможные цели и задачи выпуска облигаций
Разделение на прямые и косвенные цели, объясняется приоритетностью поставленных задач для высшего руководства компании. Компания, планируя эмиссию облигаций, в первую очередь руководствуется целью привлечения дополнительных источников финансирования для покрытия текущего, а так же предстоящего дефицита денежных ресурсов, увеличения капитализации.
Но выпуск облигаций может преследовать и другие цели
(косвенные): возможность реструктуризации бизнеса путем расширения
(поглощения компаний конкурентов и пр.), финансовое реструктурирование (реструктурирование долгов и пр.), а также цель повышения известности в определенных кругах (PR, маркетинг, позиционирование на товарном и финансовом рынках, повышение заемного потенциала и пр.). Критерием эффективности в данном случае можно считать расширение круга инвесторов, доверяющих и сотрудничающих с данным эмитентом. Отнесение целей к данной группе, обусловлено их косвенным влиянием на повышение капитализации компании, ввиду повышения известности компании среди круга инвесторов.

43
При подготовке и размещении облигаций, эмитент опирается на определенную технологическую схему организации облигационного займа. Представленный ниже рисунок (рис. 9) не является безусловным и строгим порядком действия при размещении облигаций, поскольку не учитывает особенностей конкретного эмитента, параметров конкретного облигационного займа и другие факторы.
Преимущества облигационного финансирования.
1. Возможность привлекать значительные объемы
финансирования.
Выпуск облигаций позволяет эмитенту получать значительные объемы денежных средств (от 100 млн руб. до 1,5 млрд руб.), реализовывать масштабные инвестиционные программы, увеличивать темпы развития бизнеса.
2. Увеличение сроков заимствования.
Облигационный заем позволяет привлекать средства на срок 3–5 лет, что можно реализовать только в рамках инвестиционного и синдицированного кредитования.
3. Отсутствие залогового обеспечения заимствования.
Выпуск облигаций, в отличие от кредита, не требует залога в обязательном порядке: эмитент может выпускать облигации без обеспечения в размере, не превышающем размера собственного уставного капитала, – в случае же его недостаточности эмитент может осуществить выпуск облигаций под обеспечение в виде поручительства третьего лица (лиц), а также банковскую, государственную или муниципальную гарантию (при этом жестких требований к поручителям законодательством не установлено).
4. Низкая себестоимость заимствования по отношению к
объему привлекаемых средств:
 минимальный размер государственных пошлин за действия, связанные с государственной регистрацией выпуска (совокупный размер не превышает 112 тыс. рублей);
 длительный срок заимствования минимизирует накладные расходы эмитента по организации эмиссии;
 за счет отнесения процентных платежей по облигационному займу и затрат, связанных с его организацией на внереализационные расходы снижается налогооблагаемая прибыль эмитента.


44 5. Независимость от отдельно взятого кредитора.
Владельцы облигаций не вправе оказывать давление на эмитента и требовать изменения ставки за пользование привлеченными средствами, досрочного исполнения обязательств, увеличения размера обеспечения, а также изменения других параметров, отраженных в эмиссионных документах (даже в случае ухудшения финансового положения эмитента), в отличие от кредита, где банк-кредитор может воздействовать на компанию с целью переведения расчетного обслуживания в банк, обеспечения кредита ликвидным залогом по заниженной цене, запрещения получения кредита в другом банке и т.д.
6. Привлечение широкого круга инвесторов.
Публичное размещении облигаций на организованном рынке ценных бумаг позволяет привлекать широкий круг инвесторов, что, в свою очередь, обеспечивает ликвидность ценных бумаг эмитента.

46
Мероприятие
Сроки до размещения (недель)
25
24
23
22
21
20
19
18
17
16
15
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Подготовка проекта бизнес- плана
Рассмотрение возможности привлечения финансирования инвестиционного проекта путем выпуска облигационного займа
Выбор и заключение договора с инвестиционным банком, правовыми и аудиторскими компаниями
Проведение инвестиционным банком фондовой инвентаризации эмитента
Составление окончательного варианта бизнес- плана
Составление
Концепции выпуска облигаций

47
Поиск и переговоры с потенциальными инвесторами, поручителями
Принятие
уполномоченным
органом
управления
компании
решения о
размещении
облигаций
Заключение андеррайтингового соглашения по размещению облигаций.
Переговоры с платежным агентом, депозитарием, биржей, реестродержателем
Подготовка документов для гос. регистрации выпуска облигаций. Уплата налога на операции с ценными бумагами

48
Утверждение
уполномоченным
органом
управления
компании
решения о
выпуске
облигаций и
проспекта
эмиссий
Государственная
регистрация
выпусков
облигаций
Изготовление бланков сертификатов облигаций
Организация андеррайтером встречи топ- менеджмента компании с инвесторами.
Заключение договора с инвесторами в ходе первичного размещения облигаций.
Размещение
облигаций