Файл: Шахнович, А. Р. Математические методы в исследовании биологических систем регулирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ние пирувата в цикле Кребса. Освобождающаяся при этом энер­ гия преобразуется в энергию макроэргнческих фосфатных связей креотинфосфата и аденозинтрифосфата (АТФ). Наибольшее коли­ чество митохондрий сосредоточено в апикальных деидритах нервных клеток, где происходит иаиболее интенсивный окислительный обмен. В аксонах митохондрии сосредоточены вблизи синапсов, где потребление энергии усилено в связи с передачей импуль­ сов.

Таким образом, митохондрии сосредоточены в тех участках нервных клеток, функциональная активность которых особепно велика. Такое расположение митохондрий биологически оправда­ но в связи с ограниченными возможностями диффузии молекул АТФ. Скорость такой диффузии составляет приблизительно 100 Â за 0,001 сек. При небольших расстояниях — это достаточно эффективный способ транспорта энергии.

Однако большое расстояние, например-от наружной мембраны до центра нейрона, составляющее приблизительно 10 мк, моле­ кула АТФ пройдет в гомогенной сфере за 1 сек. В связи с нали­ чием в клетке мембран это время будет еще большим.

Особенно большие трудности для диффузии молекул АТФ воз­ никают при недостатке кислорода. В этих условиях синтез моле­ кул АТФ в митохондриях тормозится, а усиливается в гиалоплазме, где сосредоточены ферменты анаэробного гликолиза.

Однако отдаленность гиалоплазмы от функционально активных участков нейрона затрудняет использование энергии, аккумули­ рованной в молекулах АТФ, образовавшихся в условиях анаэроб­ ного гликолиза.

Вот почему при недостатке кислорода в мозгу может сохра­ няться нормальное количество макроэргов и вместе с тем возни­ кают симптомы кислородной недостаточности и даже наблюдается гибель нервных клеток.

Процессы метаболизма в нервной системе обнаруживают за­ висимость от различных химических веществ и эндокринных пре­ паратов. Так, например, цианиды нарушают окислительный об­ мен, инактивируя фермент цитохромоксидазу. В основе этого яв­ ления лежит образование комплексного соединения между груп­ пой циана и уже окисленным железом цитохромоксидазы.

Другие вещества, например азид, динитрофенол, препятствуют образованию макроэргнческих связей и поэтому называются ра­ зобщающими агентами.

При этом на другие стадии кислородного обмена эти вещества не оказывают влияния (Brink et al., 1952). Вместе с тем различ­ ные анестетики снижают скорость окислительного обмена в нерв­ ной ткани.

Определенную роль в таком ослаблении окислительного обме­ на играет депрессия окислительного фосфорилирования.

Несмотря на ослабление окислительного обмена в мозгу во время анестезии, увеличивается количество богатых энергией сое-

85


диненіій — аденозинтрифосфорной кислоты и креатиифосфата (Sokoloi'f, 1960).

Эти данные могут указывать на уменьшение потребления моз­ гом энергии при анестезии, которое обусловлено, по-видимому, блокадой сииаптических образований. Из гормональных препара­ тов особенно четкое влияние на процессы метаболизма в голов­ ном мозгу оказывает адреналин. Внутривенное введение этого пре­ парата значительно увеличивает скорость потребления кислорода мозгом. Выделением адреналина в кровь можно объяснить увели­ чение скорости потребления кислорода при эмоциональном воз­ буждении. Вместе с тем норадреналпн, а также кортизон, адреиокортикотрошшй гормон п тиреоидин не оказывают какоголибо заметного влияния на скорость потребления кислорода моз­ гом.

Энергия макроэргнческих связей аденозпнтрифосфорной кис­ лоты и креатинфосфата обеспечивает функциональную активность нервных клеток, которая в значительной степени определяется работой калий-натриевого насоса.

Концентрация ионов патрия внутри клетки ниже, чем в меж­ клеточной жидкости. Обратные соотношения характерны для ио­ нов калпя. Разница в концентрации ионов натрия и калия внутри клетки и вне ее достаточно велика.

Так, в мотонейронах концентрация ионов натрия составляет 15 мкмолей, а в межклеточной жидкости — 150 мкмолей. Обрат­ ные соотношения имеются между концентрациями ионов калия (150 и 5,5 мкмолей) (Экклс, 1959).

Такое асимметричное расположение ионов по отношению' к клеточной мембране определяет потенциал покоя и потенциал действия нервной клетки.

Процессы диффузии стремятся уравнять концентрацию ионов по обе стороны клеточной мембраны. Этим процессам активно противодействует калий-натриевый насос, работа которого свя­ зана с затратой большого количества энергии.

Это количество в значительной степени определяется актив­ ностью нейрона. В состоянии покоя нерв поглощает вдвое мень­ ше кислорода, чем в период активности (Gerard, 1932).

Вработе калий-натриевого насоса важную роль играют макроэргические фосфатные связи АТФ.

Вопытах на гигантском аксоне было доказано, что добавле­ ние к омывающей нерв жидкости метаболических ядов (цианидов, азида, 2,4-динитрофеиола) тормозит работу натриевого насоса (Hodgkin, Keynes, 1955).

Выхождение Na + из ' аксона при этом падает на протяжении

100 мин. По возвращении аксона в обычную среду выхождение Na + достигает прежнего уровня. Таким образом, имеются все ос­ нования считать, что энергия, освобождающаяся в процессе мета­ болизма и аккумулированная в виде макроэргнческих фосфатных связей, идет на работу калий-натриевого насоса.

86


Учитывая зависимость импульсной активности нервной клетки от энергетических ресурсов, необходимо принимать во внимание, что в период возникновения потенциала действия потребление кислорода резко увеличивается, а его напряжение, следователь­ но, должно упасть. Поэтому интервал времени между двумя им­ пульсами, возникающими в нервной клетке, не может быть меньше некоторой критической величины, которая определяется скоро­ стью диффузии кислорода, восстанавливающей его концентрацию после каждого импульса.

К сожалению, гипотеза о ритмическом дыхании нервной клет­ ки еще не доказана, так как измерение напряжения кислорода в

клетке связано с большими методическими трудностями

(потен­

циал 0,6F, необходимый для полярографического

измерения нап­

ряжения

кислорода, значительно

превышает

мембранный по­

тенциал

клетки — 70тѴ).

 

 

 

 

Имеются все основания считать,

что работа натриевого

насоса

в значительной степени зависит от той энергии, которая

аккуму­

лирована в макроэргических фосфатных связях.

 

 

Блокада натриевого насоса при помещении гигантских

аксо­

нов в раствор, к которому добавлен цианид, сопровождается

так­

же уменьшением. количества аденозинтрифосфорной кислоты не­ посредственно в волокне (Caldwell, I960; Caldwell et al., 1960; Keynes 1960). Вместе с тем введение АТФ на несколько часов вос­ станавливает выхождение Na+ . Эти факты свидетельствуют о том, что АТФ имеет прямое отношение к работе натриевого насоса.

Освобождение энергии из АТФ, необходимое для работы нат­ риевого насоса, происходит под влиянием фермента АТФ-азы, ко­ торый гидролизует АТФ до АДФ, с выделением фосфата. Этот фермент активируется ионами Mg+ + (Abood, Gerard, 1954).

Имеется основание считать, что АТФ-аза является носителем Na + или по крайней мере связана с механизмами его переноса (Macllwaïn, 1963; Skou, 1961). Паралич «натриевого насоса» при торможении активности АТФ-азы триэтилоловом может привести к отеку мозга (Гурвич, 1969). Для отека мозга характерно прежде всего набухание клеток астроглии. Транспортные механизмы мем­

бран астроглии

получают

свое энергетическое обеспечение за

счет анаэробного

гликолиза.

Лабори (1969) считает, что отек гли-

альных клеток развивается вследствие паралича механизма вы­

ведения

Na + из клетки, обеспечиваемой

редокс-системой,

работа

которой

связана

с окислением Н А Д - Н 3

при обратной

реакции

восстановления

пирувата в лактат: пируват + Н А Д - Н 2

г± лак-

тат -f Н А Д (НАД-никотинамидадениндинуклеотид; Н А Д - Н 2

его восстановленная форма). Любое торможение этой реакции мо­

жет привести к отеку глиальных клеток

вследствие торможения

выведения Na+ , а усиление

окисления

Н А Д - Н 2 противодейст­

вует возникновению отека.

 

 

Увеличение содержания

лактата в тканях (например, при ги­

поксии и усилении анаэробного гликолиза в нейронах) сдвигает

87


вышеприведенную реакцию влево и тормозит анаэробный глико­ лиз в глиальных клетках. При этом нарушается транспорт ионов Na + из глиальных клеток во внеклеточное пространство, что со­ провождается задержкой в этих клетках воды и их набуханием.

По данным Лаборп, для того чтобы гипоксия могла привести к отеку мозга, возникающая при ней лактацидемия должна дос­ тигнуть определенного уровня — 80 мг/100 мл.

Вместе с тем гиперкапния приводит к возникновению отека мозга не в результате непосредственного влияния углекислоты на клеточные мембраны, а опосредованно в результате увеличения количества адреаналина в крови, который активизирует анаэроб­ ный гликолиз в нейронах. Накапливающийся при этом лактат пе­ реходит в глию и тормозит в ней глпколитические процессы.

Возникающее при этом затруднение транспорта ионов Na + из глиальных клеток приводит к их набуханию.

Вместе с тем вещества, которые устраняют лактацидемию или способствуют окислению Н А Д . Н 2 , предотвращают возиикповепие отека мозга (к ним относятся барбитураты, пируват, кортизон, резерпин, ГОМК).

Таким образом, в борьбе с отеком мозга могут быть использова­ ны не только дегидратирующие препараты, но также средства, оказывающие влияние па энергетические процессы в нервных и

глиальных

клетках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

 

 

 

Гурвич

А.

М.

Послесловие,

стр. 159—183.— В кн. Л. Бакаіі,

Д. Ли.

Отек

мозга.

М., «Медицина»,

1969.

 

 

 

 

 

 

Иванов

К.

П. Кислородное голодание и температура тела. Л., «Наука»,

1968.

Каасик

А.

Э. А. Внеклеточный ацидоз головного мозга п его патофизиоло­

гическое значение. Докт. дисс, 1972.

 

 

 

 

 

Лабори.

Регуляция обмешшх процессов. М., «Медицина», 1970.

 

Мак-Илъвейн

Г- Биохимия и центральная нервная система. М.. ИЛ, 1962.

Промыслов

М.Ш.,

Тигранян

P.A.

Влияние

различных

функциональных

состояний центральной нервной системы на дыхание и окислительное

фосфорпллрованпе ткани мозга

при острой закрытой

черепно-мозговой

травме.— Вопр. мед. химии, 1964, 10.

 

 

 

 

 

Промыслов

М. Ш.,

Тигранян

Р. А.,

Евсина Н. Ю. Некоторые стороны угле­

водного обмена мозга при закрытой черепно-мозговой травме.— Вопр.

мед. химии, 1967, 13, 3.

 

 

 

 

 

 

Экклс

Дж.

Физиология нервных клеток. М.,

«Мир»,

1959.

 

 

АЪооа

L . <?., Gerard R. W. Enzyme distribution in isolated

particulates of rat

peripheral nerve.— J . Cell and

Compar. Physiol.,

1954,

43.

 

Brink

F. J., Bronk

D. W., Carlson F. D., Connelly С. M. The oxygen uptake

öf

active

axons.— Cold

Spring Harbor Sympos. Quand. Biol., 1952, 17.

Caldwell P. C. The phosphorus metabolism of squid axons and its relationschip

to the active transport of sodium.— J .

Physiol., 1960,

152.

Caldwell P. C,

Hogdkin A. L . , Keynes R. D.,

Shaw T. J. Partial inhibitions

of the active transport of sodium.— J .

Physiol., 1960,

152.

Dawson M. E.,

Greville G. D.

Biochemistry,

Electroencephalography. Hill.

(Ed.)

2nd. ed. London,

Macdonald, 1963.

 

Garard R.

W. Nerve metabolism.— Physiol. Rev., 1932, 12,

469—592.

Heymans

C. Survival and revival of nervous tissues after arrest of circulation.—

Physiol. Rev., 1950, 30,

375-393.

 

 

88


Himwich ff. E., Himwich W. A.

Anoxia and cerebral metabolism.— Internal

 

J . Neurol., 1962, 3, 2, 413—427.

 

 

Hodgkin A.

L . , Keynes R. D. Active transport of cations in giant axons from

 

Sepia and Soligo.— J . Physiol.,

1955, 128, 28—60.

 

Kaasik

A. E., Nilsson

L . , Siesjo

В. K. The effect of asphyxia upon the lactate

 

pyruvate and bicarbonate concentration of brain tissue and cisternal CSF,

 

and upon the tissue concentrations of phosphocreatine and adenine nucleo­

 

tides in anesthetized rats.— Acta

physiol. scand., 78, 1970.

Kety

S. S. In «Metabolism of the nervous system*. D. Richter (Ed.) Pergamon

 

Press,

1957.

 

 

 

 

 

 

Kety

S. S. General metabolism of the brain in vivo.— In «Metabolism of the

 

nervous system*. D. Richter (Ed). N. Y . , Pergamon Press,

1957, p. 221—

 

237.

 

 

 

 

 

 

 

Keynes

R. D. The effect of complete and partial inhibition of metabolism on

 

active transport in nerve and muscle. Regulation of the inorganic Ion Con­

 

tent of

Cells,

Ciba Foundation Study Group, 5. Böston,

1960.

Lambertsen

C. J.,

Rough R. H.,

Cooper D. Y., Schmidt

C. F. Oxygen toxi-

 

dity.— J . Appl. Physiol., 1953, 5, 9.

 

 

Macllwain H. Chemical exploration of the brain., Amsterdam, 1963.

Mangold R., Sokoloff

L . , Conner E., Kleinermann G., Therman

P., Kety S. S.

 

Effects of sleep and lack of sleep on cerebral circulation and metabolism of

 

normal

young men.J . Clin. Invest., 1955, 1092.

 

 

Rosomoff H. S., Holaday D.A.

Cerebral blood flow and cerebral oxygen con­

 

sumption during hypothermia.— Amer. J . Physiol.,

1954,

179, 1.

Rossen R.,

Kabat

H.,

Anderson

I. P. Acute arrest of cerebral

circulation in

 

man.— Arch.

Neurol. Psychiat.,

1943, 50, 510—529.

 

Skoy

J. C. The relationship of a (Mg2 +

- j - Na+ ) activated, K + , across the mem­

 

brane. Membrane Transport and Metabolism. Kleinzeller,

Kotyk (Eds).

 

N. Y . , Acad. Press, 1961, p. 228—236.

 

 

Sokoloff

S. Metabolism of the central nervous system in vivo.— In «Handbook

 

of

Physiology*. Neurophysiology,

v. I l l , 1960.

 

 

Глава II-3

КРОВОСНАБЖЕНИЕ МОЗГА

Энергетические запросы мозга и других тканей удовлетворя­ ются благодаря кровоснабжению, причем величина тканевого кровотока находится в соответствии с этими энергетическими за­ просами. Такое соответствие кровотока и метаболизма является результатом сложного взаимодействия различных регулирующих механизмов, причем особенно совершенными являются механизмы, регулирующие кровоток в головном мозгу.

Еще сравнительно недавно (вплоть до 20—30-х годов X X в.) общепризнанной была концепция Monro-Kellie, в соответствии с которой калибр мозговых сосудов не меняется и основным фак­ тором, определяющим скорость мозгового кровотока, являются из ­ менения системного артериального давления. Таким образом, в

89