Файл: Шахнович, А. Р. Математические методы в исследовании биологических систем регулирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выше весьма кратко были рассмотрены основные определения и элементы топологии. Для того чтобы в какой-то мере связать абстрактные положения топологии с проблемами кибернетики, представляется целесообразным рассмотреть конкретный пример применения топологического подхода (Зайденман, 1968).

Существуют различные подходы к оценке сложности той пли иной кибернетической системы в целом, например по количеству информации, требующейся для воспроизведения системы, или по структуре и сложности решаемых системой задач. Эти подходы

Рис. 14. Пример топологических представлений

не дают однозначных количественных оценок, так как они не аде­ кватны друг другу. «Сложная» с точки зрения количества инфор­ мации система может оказаться способной к решению только «не­ сложных» задач, и наоборот. Поэтому необходим новый подход к понятию «сложности», применимый для биологических систем, в частности для мозга как целого.

Любая реальная кибернетическая система имеет свои «кванто­

вые уровни» амплитуд, временных интервалов

и т. п.

Поэтому

всегда

можно считать, что любая

система имеет

только

один век­

торный

«вход», воспринимающий

П-мерные двоичные

векторы

(П — от слова «первичный»), и только один векторный «выход», выдающий B-мерные векторы (В — от слова «вторичный»). При этом выходной B-вектор в момент. tu лежащий во «временном кванте» Atj, зависит, вообще говоря, от всей предыстории системы. Таким образом, любая система рассматриваемая в данной поста­ новке вопроса как некоторый конечный автомат (возможно, «очень сложный» и с «очень большой памятью»), полностью характери­ зуется множеством тех отображений, которые она производит над

последовательностями П-векторов,

отображая

их в последова­

тельности B-векторов. Автор вводит с в о й с т в о

н е п р е р ы в ­

н о с т и: в любой момент времени

ti пространство П-векторов мо­

жет быть разбито на конечное число непересекающихся связных подмножеств, каждое из которых н е п р е р ы в н о отображается в B-пространство в смысле метрики физических пространств П- и В-сигналов.

75


Это свойство биологических систем становится очевидным, если учесть, что границы между указанными подмножествами суть не что иное, как «пороги» соответствующих «раздражителей» по от­ ношению к реакциям данной биологической системы в данный момент при данных условиях, в зависимости от всей предыстории системы.

Возникающие в различные моменты времени разбиения П-про- странства на подмножества (назовем их «П-подмножествами», а их образы — «В-подмножествамп») порождают множество наборов топологических инвариантов всех П-подмножеств. Таким образом, рассматривается топология П-векторов в соответствующем евкли­ довом пространстве физических параметров П-сигналов, где каж­ дому П-вектору поставлен в соответствие содержащий его куб параметров соответствующего числа измерений (то же касается топологии B-векторов). Минимально необходимый для исчерпы­ вающей топологической характеристики П-подмножества набор инвариантов называется «Т-иабором», а для В-подмножества — «Т'-набором».

Таким образом, в каждый момент П-пространство разбито на конечное число непересекающихся связных П-подмпожеств, каждое из которых характеризуется своим Т-иабором и отобра­ жается непрерывно в некоторое связное В-подмпожество, харак­ теризующееся своим Т-иабором.

Утверждается следующее: 1°. Сложность исходной системы должна однозначно определять множества допустимых Т- и Т'- наборов. 2°. Сложность исходной системы должна однозначно определять максимально допустимое количество П-подмножеств. 3°. Сложность исходной системы должна однозначно определять для каждого допустимого Т-набора множество (Т') допустимых Т-наборов образов соответствующих П-подмножеств.

Сложность кибернетической системы определяется сложностью различаемых ею топологических многообразий в пространстве «сигналов» и сложностью их гомеоморфизмов в пространстве «от­ ветов.»

Простейшие по сложности системы (независимо от числа вхо­ дящих в них элементов) отличаются от всех более сложных систем тем, что все различаемые ими П-подмножества суть топологические образы шаров (кубов) соответствующего числа измерений. Следую­ щей ступенью сложности явятся системы, различающие двусвязные области, трехсвязные и т. д. На основании свойств 1°, 2° и 3° автор приходит к выводу: если определять сложность системы по сложности различаемых ею топологических свойств подпрост­ ранств П-пространства, то в конечном счете сложность системы определяется ее собственной топологической структурой.

Например, для того, чтобы система различала простейший, негомеоморфный кубу образ — двусвязное множество (окруж­ ность, т. е. по существу периодический процесс), необходимо на­ личие в ее структуре возможности генерирования периодического

76


процесса, т. е. в данном случае — наличие топологического об­ раза окружности.

Итак, наиболее естественное различие систем по топологиче­ ской структуре различаемых ими подпространств пространства входных сигналов и их преобразований приводит к необходимости различения кибернетических системно их топологической струк­ туре. При этом устанавливается некоторая топологическая иерар­ хия кибернетических систем, которая не укладывается в одно­ мерный ряд, а представляет в общем случае некоторое иерархи­ ческое дерево, в корне которого лежат наиболее простые системы.

Выше был приведен пример применения топологического под­ хода к проблеме оценки сложности кибернетической системы.

Топологический подход может быть применен, как показал В. И. Арнольд (1971), к анализу динамических систем. В част­ ности, введено понятие топологического инварианта системы, рассматриваются условия гомеоморфизма двух дифференциаль­ ных уравнений и др.

 

 

 

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

 

 

Александров

П. С,

Ефремович

В. А.

Очерки основных понятий топологии.

М.,

1936.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Арнольд

В. И.

Обыкновенные

дифференциальные уравнения. М.,

«Наука»,

1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бернштейн

И. А.

Очерки по физиологии движений и физиологии

активно­

сти.

М.,

«Медицина»,

1966.

 

 

 

 

 

 

Болтянский

В. Г.,

Ефремович

В. А.

Очерки основных идей

топологии.—

Математическое просвещение,

1957,

вып. 2; 1958,

вып. 3;

1959,

вып. 4.

Бурбаки

Н.

Топология.

М.,

ИЛ,

 

1963.

 

кибернетических сис­

Зайденман

И. А.

Топологическая

иерархия сложных

тем.— Тезисы

докл.

IV

Сими,

по кибернетике.

Тбилиси,

1968.

Куратовский

 

К. Топология.

М.,

«Мир»,

1968.

 

 

 


Раздел второй

РЕГУЛЯТОРНЫЕ ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Основная функция нервной системы — обеспечение постоян­ ства внутренней среды организма, а также его взаимодействия с окружающим миром. В настоящем разделе изложены только не­ которые основные, самые элементарные сведения о регуляторных функциях нервной системы. При этом авторы стремились пред­ ставить те данные экспериментальных исследований, которые мо­ гут быть использованы для математического моделирования регу­ ляторных функций нервной системы (раздел I I I ) .

Главы 2 и 3 (метаболизм и кровоснабжение мозга) отличаются более подробным изложением материала, чем другие главы. Цель

такого подробного изложения

— привлечение внимания

чита­

телей к регуляции метаболизма

и кровоснабжения мозга,

борьба

с нарушениями которых имеет крайне важное значение для прак­ тической медицины. И все же представленный обзор не претендует на полноту. Для более детального ознакомления с проблемой ре­ гуляции физиологических функций читателю рекомендуются со­ ответствующие руководства: Руководство по физиологии (1969— 1972); С. Оке (1969); Handbook of Physiology (1959-1961).

Глава I I - l

НЕЙРОН

Нейрон является функциональной единицей нервной системы. Основной вид активности нейрона — формирование и распро­ странение электрических импульсов — потенциалов действия. Последовательное возбуждение отдельных нейронов благодаря

их импульсной активности лежит в основе координирующей и итегрирующей деятельности нервной системы.

78

Значительную роль для возникновения импульсной актив­ ности нейрона имеют особые свойства его полупроницаемой мемб­ раны. Эта мембрана на электронных микрофотографиях выглядит как пленка толщиной 75—80 Ä. Химическими и физико-химиче­ скими исследованиями установлено, что мембрана состоит из бел­ ков и липидов. Через мембрану могут проходить молекулы водо­ растворимых и жирорастворимых веществ.

Жирорастворимые вещества перед проникновением внутрь клетки растворяются в липидном слое мембраны. В то же время для прохождения водорастворимых веществ служат поры и кана­ лы (Davson, Daniells, 1952). Поры — это узкие трубочки, к кото­ рым применим закон диффузии Пуазейля. Радиус поры равен 4 Â

(Solomon,

1961). Особым свойством

этих пор является

их опре­

деленное

«выпрямляющее» действие. Так, например,

ионы К т

проходят снаружи внутрь клетки в

100 раз легче, чем в

обратном

направлении (Hodgkin, Horowitz,

1959).

 

«Выпрямляющее» действие — это только одна из причин асим­ метричной концентрации ионов по обе стороны мембраны.

Концентрация ионов К + внутри клетки и аксона в 30 раз вы­ ше, чем снаружи, что лежит в основе возникновения химической движущей силы, изгоняющей К + из клетки.

Когда же часть К + покидает клетку, содержимое ее заряжа­ ется отрицательно по отношению к внешней среде. Величина за­ ряда зависит от количества ионов К + , вышедших из клетки. Дви­ жение ионов К + прекращается, когда разность потенциалов на мембране увеличивается настолько, что внутренняя среда клетки благодаря отрицательному заряду начинает притягивать ионы К + . Эта электродвижущая сила уравнивается при достижении рав­ новесия с выхождением К + из клетки под действием химической движущей силы. Асимметрия в распределении ионов по обе сто­ роны мембраны является причиной возникновения трансмембран­ ной разности потенциалов.

N ernst (1908), изучая на физических моделях с полупроницае­ мой мембраной зависимость между разностью концентраций ионов и разностью потенциалов на мембране, установил, что эта зави­ симость может быть выражена формулой

F

R T in C l

где Е — напряжение в вольтах, R — универсальная газовая пос­

тоянная; Т — абсолютная

температура; z — валентность иона;

F — число Фарадея; Сх и

С 2 — концентрации данного иона по

обе стороны мембраны.

 

Подставив в это уравнение численные значения констант, по­ лучим для раствора одновалентных ионов при 20°:

£ = 5 8 1 g § ,

где Е — напряжение в милливольтах.

79