Файл: Соколов, В. С. Механизация складских работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II сорта. При перемещении тяжеловесных грузов исполь­ зуют слеги большего диаметра. К верхним концам слег при помощи болтов крепят крючки для захвата за двер­ ной рельс вагона. Слеги могут быть одинарными и двой­ ными. Одинарные слеги устанавливают при перемещении длинномерных грузов, двойные — при перемещении ко­ роткомерных.

Приспособление для закрывания люков полувагонов

(рис. 18, а) состоит из коленчатого рычага 1, упорного валика 2 диаметром 40 мм и длиной 150 мм, двух крюков 3 и 4, выполненных из стального прута диаметром 12 мм, и кольца 5. Короткий крюк 4 используют для закрывания крайних люков полувагона, а длинный 3 — для всех остальных. В том или другом случае один из крюков накидывают на планку люкового запора, после чего упор­ ный валик 2 подводят под низ открытого люка. Нажав на конец второго плеча, рычаг 1 поднимают, а затем за­ крывают люк. Закрытие люков этим приспособлением происходит сверху вниз, что дает возможность дополни­ тельно использовать для подъема люка вес человека. Подъем люков может быть осуществлен даже в случае завала габаритного размера.

Если произошел перекос или изгиб люка, его за­ крывают при помощи приспособления (рис. 18,6), со­ стоящего из лапы 6, скобы 8 и гайки 7. Приспособление навешивают лапой на запорную планку и регулируют общую длину подвески за счет вращения скобы вокруг хвостовика лапы. Затем в скобу пропускают лом и нажи­ мают на свободный конец лома сверху вниз. Если пере­ кос люка значительный, эту операцию повторяют снова, но с другой стороны люка.

Ручные тали и полиспасты применяют для подъема и опускания тяжеловесных грузов. Они представляют собой соединение нескольких подвижных и неподвижных блоков, огибаемых канатом или цепью.

Тали бывают с червячной и шестеренчатой передача­ ми. Таль с червячной передачей или червячная таль (рис. 19) состоит из обоймы 1, в которой помещены чер­ вяк 4 Ti червячное колесо 2, отлитое заодно с цепной звездочкой 8, подвешенное на цепи подвижного блока 6 с крюком, тормоза 7 и двух цепей (тяговой и грузовой). Тяговая цепь 5 находится в зацеплении с колесом 3, по­ саженным на конце червяка.

69



Рис. 18. Приспособление для закрывания люков:

а — исправных; б — деформированных; 1 — коленчатый рычаг; 2 — упорный валик; 3, 4 — крюк; 5 — кольцо; 6 — лапа; 7 — гайка; 8 — скоба.

Подвижной блок с крюком поднимают вращением тя­ говой цепи колеса с червяком; при этом одновременно вращается червячное колесо с цепной звездочкой и грузо­ вая цепь, находящаяся в зацеплении с этой звездочкой,

70

Рис. 19. Червячная таль:

1 — обойма; 2 — червячное колесо 3 — колесо; 4 — червяк; 5 — тяго вая цепь; 6 — подвижный блок; 7 — тормоз; 8 — цепная звездочка.

перетягивается и поднимает блок с крюком. Груз удерживается в поднятом положении фрикционным тормозом и храповым ме­ ханизмом с собачкой. Спуск груза обеспечива­ ется вращением червяка в сторону, противополож­ ную подъему.

Червячные тали изго-.

тавливают

грузоподъем­

ностью до

10

т,

высотой 7

подъема груза

3 м.

Ско­

рость подъема груза со­

ставляет

0,12—0,6 м/мин,

а вес талей колеблется от

40 до 410 кг.

 

 

тали

Шестеренчатые

выпускают

грузоподъем­

ностью

от

0,1 до 20 т.

Они

имеют

меньший вес

и более высокую скорость

подъема

 

(от

 

0,15

до

3,15 м/мин).

 

 

 

Принцип действия шес­

теренчатой

тали

аналоги­

чен

рассматриваемому

выше. При

помощи

тяго­

вой цепи вращают тяго­ вое колесо, расположен­ ное на конце вала; на другом конце этого вала имеется шестерня, нахо­ дящаяся в зацеплении с двумя одинаковыми шес­ тернями планетарной пе-


редачи. Грузовая цепная звездочка, вращаясь, перетяги­ вает грузовую цепь и поднимает или опускает подвешен­ ный на этой цепи блок с крюком.

Червячные и шестеренчатые тали подвешивают к коз­ лам, балке и т. п. Для горизонтального перемещения гру­ за таль подвешивают к передвигающейся по монорельсу тележке. Грузоподъемность выпускаемых тележек не превышает 5 т.

Ручные лебедки являются грузоподъемными устрой­ ствами, применяемыми как самостоятельные механизмы, а также как составные части более сложных грузоподъемных установок. При помощи лебедок можно вы­ полнять погрузочно-разгрузочные работы с тяжеловес­ ными грузами как при вертикальном подъеме — опуска­ нии, используя для этой цели подвесной блок, так и при горизонтальном или наклонном перемещении груза с устройством трапов.

Лебедка состоит из рамы, барабана с тросом, редукто­ ра и приводной рукоятки.

По количеству барабанов лебедки бывают однобара­ банные и двухбарабанные, а в зависимости от типа ре­ дуктора — червячные и шестеренчатые. Некоторые шес­ теренчатые лебедки имеют фрикционную муфту, которая при прекращении сматывания автоматически включается и затормаживает лебедку; отдельные лебедки вместо тор­ моза имеют стопорное устройство, состоящее из храпови­ ка с собачкой.

На приводной вал насаживают одну или две рукоят­ ки (по одной на каждом конце вала). Длина рукоятки составляет обычно 300 мм. Усилие рабочего момента на рукоятке лебедки не превышает 20 кг. Скорость движе­ ния троса составляет до 1 м/мин.

Наибольшее применение получили однобарабанные лебедки с тяговым усилием на тросе 500—1000 кг, хотя выпускают лебедки грузоподъемностью 3—5 т и более.

Разгрузочные сетки и щиты (рис. 20) предназначены для выгрузки из кузова автомобиля различных навалоч­ ных грузов.

Принцип действия этих простейших приспособлений заключается в следующем. Щит устанавливают перед погрузкой вплотную к переднему борту платформы авто­ мобиля. Сетку до погрузки расстилают по всей площади платформы и закрепляют со стороны заднего борта. На

72

Рис. 20. Разгрузочные щитки а и сетки б.

свободных концах сетки и на щите расположены канаты, которые в местах разгрузки привязывают к надежным упорам.

После закрепления канатов автомобиль с минималь­ ной скоростью передвигается вперед, щит или сетка удер­ живаются упорами и сбрасывают на площадку находя­ щийся в кузове груз.

Вотдельных случаях для натяжения щита или сетки

исбрасывания груза применяют второй автомобиль или трактор.

Время разгрузки автомобиля при помощи таких при­ способлений не превышает 3—5 мин.

73


Консольные ручные краны предназначены для меха­ низации погрузочно-разгрузочных работ со штучными и тяжеловесными грузами в пнуктах с небольшим объемом

работ.

Консольный кран представляет собой двутавровую балку (консоль) с поддерживающей ее тягой, шарнирно закрепленную на стене или колонне здания, в комплексе

сгрузоподъемным приспособлением в виде ручной тали

стележкой, рычажной тали или ручной лебедки. Наибо­ лее распространенными являются консольные краны с ручной талью и тележкой, обеспечивающей горизонталь­ ное перемещение груза вдоль консоли. Вместо ручной тали нередко применяют электротали, подвешиваемые к ручной или электрической тележке.

Консольная стрела крана с тягой вращается вручную

вгоризонтальной плоскости (на шарнирах). Угол враще­ ния стрелы составляет обычно 180°, но при установке кра­ на на свободно стоящей колонне этот угол может быть равным 360°. Вылет стрелы не превышает 5—б м.

Грузоподъемность консольных ручных кранов состав­ ляет 0,5—1,0 т; применяют консольные краны грузо­ подъемностью до 3 г.

Козловые ручные краны используют для выполнения

погрузочно-разгрузочных работ со штучными и тяжело­ весными грузами, а также при монтажно-сборочных опе­ рациях в гаражах и других производственных помеще­ ниях.

Козловой ручной кран состоит из фермы П-образной конструкции, козлы которой, как правило, снабжены кат­ ками, а поперечная часть конструкции выполнена в виде балки, предназначенной для подвешивания и горизон­ тального перемещения грузоподъемного приспособления.

Передвигают кран толканием вручную по гладкой, ровной площадке.

В качестве грузоподъемного приспособления применя­ ют ручную таль с тележкой. Грузоподъемность крана не превышает 3 т. Высота подъема груза достигает 3,5 м. Собственный вес крана составляет 400—600 кг.

К простейшим механизмам и устройствам с рабочим органом, приводимым в действие двигателем, относятся электрические тали, электрические лебедки и др. Эти механизмы работают от электродвигателя сравнительно небольшой мощности, питаемого от внешней сети.

74