Файл: Романов, А. А. Механизация производства рыбной продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
наклонном положений плит (рис. 31). Поворачивание плит в го ризонтальное и наклонное положение осуществляется гидрав лическим приводам. При замораживании наклон плит изме няется, противни зажимаются между ними и рыба подпрессоеывается. Блоки получаются без пустот с правильными геометри ческими размерами и ровной поверхностью, что имеет большое значение при дальнейшем их разрезании на порции для мелкой расфасовки.
Наряду с совершенствованием традиционных методов и обо рудования для замораживания рыбы и производства холода разрабатываются новые типы машин. Создана серия турбохолодильных машин различной холодопроизводительнюсти для обес печения холодом морозильных аппаратов пищевой промышлен ности.
В т у р б о х о л о д и л ь н о й м а ш и н е Т ХМ в качестве хладагента используется воздух, не меняющий своего агрегат ного состояния. Удельная холодопроизводительность ТХМ со ставляет 12,5—21,0 М Дж/(kBt • ч) при температуре охлаждае мого воздуха— 110-^— 70 °С.
Основными элементами ТХМ являются (рис. 32) осевой ком прессор, водяной охладитель, турбодетандер, два регенератора и охлаждаемая камера. Воздух из охлаждаемой камеры всасы-. вается компрессором через регенератор, внутри которого для увеличения поверхности теплообмена находятся металлические кольцевые насадки. Воздух сжимается компрессором до давле
ния 0,4—0,5 МПа, при этом температура его |
повышается |
до |
100 °С. Затем воздух нагнетается в водяной |
охладитель, |
где |
при теплообмене с проточной водой его температура понижается
5* |
67 |
до 25 °С. Далее воздух проходит через второй регенератор и по ступает в турбодетандер, при расширении в котором давление снижается до атмосферного, а температура до —80°С и ниже. Увеличение эффективности работы машины достигается за счет двух регенераторов, в которых происходит теплообмен между воздухом, сжатым компрессором, и насадками, охлажденными воздухом, засасываемым компрессором из охлаждаемой каме ры. В процессе работы регенераторы попеременно подключа ются в цикл автоматической системой клапанов.
Рис. 32. Схема турбо-холо- дильной машины:
1 ~ |
турбокомпрессор: 2 |
— водя- |
ноЛ |
охладитель; 3 — регенерате* |
|
.ры; |
4 — турбодетаЕ1дер; |
5 — ох |
лаждаемая камера.
J
Имеется три типа турбохолодильных машин различной про изводительности (табл. 5).
Таблица 5
|
Турбохолодильные машины |
|
Характеристики |
TXM1-25 |
ТХМ1-200 |
ТХМЗ-5 |
Холодапроизводитель- |
21 |
100 |
840 |
||
ность, МДж/ч |
. . . . |
||||
Температура |
охлаждае |
— 175 |
— 50-н— 110 |
- 80 |
|
мого воздуха, |
° С . . . ■ |
||||
Потребляемая |
мощность , |
100 |
75 |
_ |
|
кВт . . . . |
. . . . |
||||
|
|||||
Габариты, м м |
..................... |
7000x2800x3000 |
3900X2200X2300 |
— |
|
Масса, к г ........................... |
' |
7000 |
3500 |
— |
Воздушные турбохолодильные машины при температуре ох лаждаемого воздуха —70°С и ниже превосходят по экономич ности парокомпрессионные машины и при одинаковой холодепроизводительности имеют существенно меньшую массу и га бариты, поэтому ТХМ могут найти применение и в области более высоких температур, когда энергетические затраты не яв
68
I
ляются определяющим фактором, а первостепенным требовани ем является снижение массы и габаритов, в частности в судо вых условиях.
Одним из недостатков ТХМ является высокий уровень собст венных шумов — 90 дБ и выше, что заставляет вводить в их конструкцию шумоизолирующий контур.
Для работы в комплекте с установкой ТХМ1-25 холодопроизводительностью 100 МДж/ч имеется морозильный аппарат шкафного типа, который обеспечивает замораживание 4,5 т продукции в сутки. Замораживание продукции, уложенной в про тивни, производится на стеллажах. Габариты морозильного ап парата 2000ХЮ00Х2800 мм. Средняя температура воздуха в морозильной камере —65 °С. Загружается и выгружается моро зильный аппарат вручную.
Испытания морозильного аппарата с непосредственной пода чей охлажденного воздуха в камеру показали, что поверхност ная влага замораживаемого продукта уносится воздухом в реге нераторы и намораживается на насадках, резко ухудшая рабо ту всего комплекса. Осушителей воздуха в комплексе не имеется. Следовательно, возникает необходимость в разработке новых типов морозильных аппаратов, исключающих непосред ственный контакт охлаждающего воздуха с замораживаемым
продуктом. Например, турбохолодильная машина ТХМ1-200 име ет теплообменник, в котором охлаждается промежуточный хлад агент— фреон. Такая схема позволяет предотвратить намерза ние влаги в регенераторах.
ТХМ можно применять и в других процессах, например для бланшировки рыбы и Последующего ее охлаждения. Из машины выводится горячий воздух температурой 100—120°С, который может быть использован для бланшировки, а холодный — для охлаждения рыбы, выходящей из бланширователя.
В совершенствовании техники замораживания и конструк ции морозильных аппаратов можно отметить следующие тен денции.
Равноправно существует два типа морозильных аппаратов— воздушные конвейерные и плиточные. Производится совершен
ствование конструкций этих морозильных аппаратов, направ ленное на повышение их удельных показателей, надежности и скорости замораживания. Повышается степень механизации опе раций по обслуживанию морозильных аппаратов. Современные морозильные аппараты имеют устройства для дозировки рыбы в блок-формы, автоматического закрывания и открывания кры
шек, загрузки и выгрузки блок-форм из морозильного контура, оттаивания блоков и пр. Все эти устройства уже являются штат ными в составе аппаратов.
Появление морозильного аппарата с периодическим движе нием блок-форм между морозильными плитами означает объ единение конструктивных особенностей конвейерных воздушных
69
иплиточных аппаратов. Такие аппараты перспективны, так как сочетают положительные качества двух типов аппаратов — высо кие удельные показатели и экономичность плиточных аппаратов
ивысокую степень механизации конвейерных.
В с п о м о г а т е л ь н о е о б о р у д о |
в а н и е . - Механизация |
вспомогательных, или сопутствующих, |
операций — глазировки |
блоков, упаковки их в ящики, в пленку, расфасовки свежей ры бы для замораживания и мороженой в мелкую потребительскую картонную тару и др.— имеет особенно большое значение при замораживании рыбы на судах. Известно, что более 90% всей мороженой рыбы производится на судах рыбопромыслового фло та и мехаиизащия сопутствующих операций позволит сократить численность судовых команд и, следовательно, снизить себесто
имость рыбной продукции при сохранении ее высокого качест ва.
Рис. 33. Машина ИГЗ-А для глазировки рыбы: |
*' |
/ — ванна с водой; 2 — душ для оттаивания; 3 — площадка; 4 — каретка; 5 — батарейный охладитель; 6 — загрузочный стол.
Особое значение придается глазировке, так как она предо храняет рыбу от усушки и окисления жира. При упаковке бло
ков в пленку необходимость в глазировке отпадает. |
г л а з и р о - |
|
В П И Н Р О р а з р а б о т а н а |
с у д о в а я |
|
в о ч н а я м а ш и н а ИГ3-А производительностью |
300 блоков |
в час. Образование глазури на блоках мороженой рыбы дости гается путем трехкратного погружения блока в холодную воду с промежуточными выдержками его в охлажденном воздухе.
Машина (рис. 33) имеет загрузочный стол, ванну с водой температурой 1—2°С, механизмы перемещения блоков, изотер
70
мическую камеру с батареей рассольных охладителей. Проти вень с замороженной рыбой вручную укладывают дном вверх на загрузочный стол. Над столом закреплено душирующее уст ройство, с помощью которого производится оттаивание противня от блока рыбы. Затем противень снимается, а блок мороженой рыбы подается в загрузочное устройство.
Ванна машины разделена перегородками-направляющими на три сообщающихся отсека, постоянный уровень воды в ней под-* держивается автоматически. Из загрузочного гнезда блок за бирается специальной кареткой, циклично перемещающейся воз вратно-поступательно в горизонтальной плоскости. В ванне име ется горизонтальная решетчатая площадка, совершающая цик личные возвратно-поступательные движения в вертикальной плоскости.
Каретка передает блок рыбы на площадку, на которой он опускается в воду на первой позиции. Одновременно с подачей блока на первую позицию каретка перемещает предыдущий блок,с первой позиции на вторую, третий блок — со второй по зиции на третью, а четвертый блок выводится из машины. Пос ле окунания блока в холодную воду площадка поднимается и выносит его в изотермическую камеру, в верхней части которой находятся воздухоохладительные батареи. После выдержива ния в холодном воздухе течение 8 с блок передвигается карет кой на следующую позицию и цикл повторяется.
Привод рабочих органов машины— гидравлический. Специ альное устройство автоматически включает гидропривод маши ны при загрузке блока рыбы и выключает при выгрузке послед него блока.
Масса наносимой глазури не превышает 4% от массьг блока размером 800X250X60 мм при его температуре не выше —15°С "Габариты машины 2675X1360X1635 мм, масса 2092 кг.
Машина обеспечивает глазировку рыбы, замороженной ап паратами производительностью около 60 т/сутки.
Для работы в морозильных линиях меньшей производитель ности применяются другие глазировочные машины.
М а ш и н а И Г А Б производительностью 180 блоков в час предназначена для установки на БМРТ и обслуживает два мо розильных аппарата общей производительностью до 40 т/сутки.
Принцип глазировки мороженой рыбы тот же, что и у преды дущей машины — трехкратное погружение в воду с выдержкой в воздушной среде. Конструкция машины также подобна первой. Блок после оттаивания на нижнем столе передается на верхний и сталкивается специальной тележкой в ванну на площадку, 'Совершающую цикличные возвратно-поступательные движения в вертикальной плоскости. Передвигаемый с позиции на пози цию блок трижды погружается в воду, выдерживается на воз духе и затем выводится из машины.
71
Обслуживает машину |
один рабочий, габариты ее 1410Х |
Х970Х1320 мм, масса 600 кг. |
|
Г л а з и р о в о ч и ы й |
а п п а р а т ГБ-1 предназначен для |
установки на средних траулерах типа СРТМ и имеет произво дительность 120 блоков в час. Он обслуживает морозильные ап параты производительностью до 25 т/сутки. Глазировка осуще ствляется однократным погружением блока в воду.
Противень с замороженной рыбой вверх дном вручную за гружают на стол аппарата и передвигают на подъемную пло щадку, находящуюся в ванне с водой. При опускании площадки' с противнем в воду его ручки попадают на специальную рам ку, причем опорная площадка уходит вниз из-под блока. При выдерживании противня в воде производится его оттаивание и отделение от него блока рыбы. Затем рамка с пустым против нем поднимается из ванны, и противень убирается. Блок рыбы остается в воде, удерживаемый от всплывания специальными защелками. После определенной выдержки подъемная площад ка выносит его из воды и блок удаляется из машины.
Обслуживает глазировочный аппарат один рабочей, габари ты его 1186X650X1215 мм, масса 298 кг.
Для обслуживания морозильных аппаратов небольшой про изводительности (до 17 т/сутки) имеется глазировочный аппа рат производительностью 80 блоков в час. В аппарате осу ществляется трехкратное погружение блока рыбы и выдержива ние его на воздухе. Технологический процесс в этом аппарате Долее совершенен, чем в предыдущем, и обеспечивает более ка
чественную |
глазировку. |
Габариты аппарата 1454Х1330Х |
X I196 мм, |
масса 570 кг, |
обслуживает его один рабочий. |
Все рассмотренные аппараты предназначены для установки в линиях замораживания рыбы различной производительности. Наиболее совершенную технологию глазировки и конструкцию имеет машина ИГЗ-А.
В последние годы большое развитие получила упаковка мо роженой рыбы, особенно филе, в мелкую потребительскую та ру — картонные коробки емкостью 0,5 и 1 кг. Упаковка рыбы в коробки может производиться по различным схемам с примене нием разного по конструкции оборудования. Лучший вариант — это упаковка свежего филе в коробочки и замораживание его в расфасованном виде. Однако введение дополнительного про цесса на судах может вызвать увеличение численности коман
ды, что не всегда возможно. Кроме того, замораживание в ко робочках уменьшает производительность морозильных аппара тов из-за увеличения продолжительности замораживания, так как картон имеет низкий коэффициент теплопроводности. На бор порций филе на существующих весовых устройствах также представляет большую сложность.
Другой вариант производства рыбы в мелкой расфасовке предусматривает разрезание замороженного блока на порции
72