Файл: Романов, А. А. Механизация производства рыбной продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наклонном положений плит (рис. 31). Поворачивание плит в го­ ризонтальное и наклонное положение осуществляется гидрав­ лическим приводам. При замораживании наклон плит изме­ няется, противни зажимаются между ними и рыба подпрессоеывается. Блоки получаются без пустот с правильными геометри­ ческими размерами и ровной поверхностью, что имеет большое значение при дальнейшем их разрезании на порции для мелкой расфасовки.

Наряду с совершенствованием традиционных методов и обо­ рудования для замораживания рыбы и производства холода разрабатываются новые типы машин. Создана серия турбохолодильных машин различной холодопроизводительнюсти для обес­ печения холодом морозильных аппаратов пищевой промышлен­ ности.

В т у р б о х о л о д и л ь н о й м а ш и н е Т ХМ в качестве хладагента используется воздух, не меняющий своего агрегат­ ного состояния. Удельная холодопроизводительность ТХМ со­ ставляет 12,5—21,0 М Дж/(kBt • ч) при температуре охлаждае­ мого воздуха— 110-^— 70 °С.

Основными элементами ТХМ являются (рис. 32) осевой ком­ прессор, водяной охладитель, турбодетандер, два регенератора и охлаждаемая камера. Воздух из охлаждаемой камеры всасы-. вается компрессором через регенератор, внутри которого для увеличения поверхности теплообмена находятся металлические кольцевые насадки. Воздух сжимается компрессором до давле­

ния 0,4—0,5 МПа, при этом температура его

повышается

до

100 °С. Затем воздух нагнетается в водяной

охладитель,

где

при теплообмене с проточной водой его температура понижается

5*

67

до 25 °С. Далее воздух проходит через второй регенератор и по­ ступает в турбодетандер, при расширении в котором давление снижается до атмосферного, а температура до —80°С и ниже. Увеличение эффективности работы машины достигается за счет двух регенераторов, в которых происходит теплообмен между воздухом, сжатым компрессором, и насадками, охлажденными воздухом, засасываемым компрессором из охлаждаемой каме­ ры. В процессе работы регенераторы попеременно подключа­ ются в цикл автоматической системой клапанов.

Рис. 32. Схема турбо-холо- дильной машины:

1 ~

турбокомпрессор: 2

— водя-

ноЛ

охладитель; 3 — регенерате*

.ры;

4 — турбодетаЕ1дер;

5 — ох­

лаждаемая камера.

J

Имеется три типа турбохолодильных машин различной про­ изводительности (табл. 5).

Таблица 5

 

Турбохолодильные машины

 

Характеристики

TXM1-25

ТХМ1-200

ТХМЗ-5

Холодапроизводитель-

21

100

840

ность, МДж/ч

. . . .

Температура

охлаждае ­

— 175

— 50-н— 110

- 80

мого воздуха,

° С . . . ■

Потребляемая

мощность ,

100

75

_

кВт . . . .

. . . .

 

Габариты, м м

.....................

7000x2800x3000

3900X2200X2300

Масса, к г ...........................

'

7000

3500

Воздушные турбохолодильные машины при температуре ох­ лаждаемого воздуха —70°С и ниже превосходят по экономич­ ности парокомпрессионные машины и при одинаковой холодепроизводительности имеют существенно меньшую массу и га­ бариты, поэтому ТХМ могут найти применение и в области более высоких температур, когда энергетические затраты не яв­

68

I


ляются определяющим фактором, а первостепенным требовани­ ем является снижение массы и габаритов, в частности в судо­ вых условиях.

Одним из недостатков ТХМ является высокий уровень собст­ венных шумов — 90 дБ и выше, что заставляет вводить в их конструкцию шумоизолирующий контур.

Для работы в комплекте с установкой ТХМ1-25 холодопроизводительностью 100 МДж/ч имеется морозильный аппарат шкафного типа, который обеспечивает замораживание 4,5 т продукции в сутки. Замораживание продукции, уложенной в про­ тивни, производится на стеллажах. Габариты морозильного ап­ парата 2000ХЮ00Х2800 мм. Средняя температура воздуха в морозильной камере —65 °С. Загружается и выгружается моро­ зильный аппарат вручную.

Испытания морозильного аппарата с непосредственной пода­ чей охлажденного воздуха в камеру показали, что поверхност­ ная влага замораживаемого продукта уносится воздухом в реге­ нераторы и намораживается на насадках, резко ухудшая рабо­ ту всего комплекса. Осушителей воздуха в комплексе не имеется. Следовательно, возникает необходимость в разработке новых типов морозильных аппаратов, исключающих непосред­ ственный контакт охлаждающего воздуха с замораживаемым

продуктом. Например, турбохолодильная машина ТХМ1-200 име­ ет теплообменник, в котором охлаждается промежуточный хлад­ агент— фреон. Такая схема позволяет предотвратить намерза­ ние влаги в регенераторах.

ТХМ можно применять и в других процессах, например для бланшировки рыбы и Последующего ее охлаждения. Из машины выводится горячий воздух температурой 100—120°С, который может быть использован для бланшировки, а холодный — для охлаждения рыбы, выходящей из бланширователя.

В совершенствовании техники замораживания и конструк­ ции морозильных аппаратов можно отметить следующие тен­ денции.

Равноправно существует два типа морозильных аппаратов— воздушные конвейерные и плиточные. Производится совершен­

ствование конструкций этих морозильных аппаратов, направ­ ленное на повышение их удельных показателей, надежности и скорости замораживания. Повышается степень механизации опе­ раций по обслуживанию морозильных аппаратов. Современные морозильные аппараты имеют устройства для дозировки рыбы в блок-формы, автоматического закрывания и открывания кры­

шек, загрузки и выгрузки блок-форм из морозильного контура, оттаивания блоков и пр. Все эти устройства уже являются штат­ ными в составе аппаратов.

Появление морозильного аппарата с периодическим движе­ нием блок-форм между морозильными плитами означает объ­ единение конструктивных особенностей конвейерных воздушных

69



иплиточных аппаратов. Такие аппараты перспективны, так как сочетают положительные качества двух типов аппаратов — высо­ кие удельные показатели и экономичность плиточных аппаратов

ивысокую степень механизации конвейерных.

В с п о м о г а т е л ь н о е о б о р у д о

в а н и е . - Механизация

вспомогательных, или сопутствующих,

операций — глазировки

блоков, упаковки их в ящики, в пленку, расфасовки свежей ры­ бы для замораживания и мороженой в мелкую потребительскую картонную тару и др.— имеет особенно большое значение при замораживании рыбы на судах. Известно, что более 90% всей мороженой рыбы производится на судах рыбопромыслового фло­ та и мехаиизащия сопутствующих операций позволит сократить численность судовых команд и, следовательно, снизить себесто­

имость рыбной продукции при сохранении ее высокого качест­ ва.

Рис. 33. Машина ИГЗ-А для глазировки рыбы:

*'

/ — ванна с водой; 2 — душ для оттаивания; 3 — площадка; 4 — каретка; 5 — батарейный охладитель; 6 — загрузочный стол.

Особое значение придается глазировке, так как она предо­ храняет рыбу от усушки и окисления жира. При упаковке бло­

ков в пленку необходимость в глазировке отпадает.

г л а з и р о -

В П И Н Р О р а з р а б о т а н а

с у д о в а я

в о ч н а я м а ш и н а ИГ3-А производительностью

300 блоков

в час. Образование глазури на блоках мороженой рыбы дости­ гается путем трехкратного погружения блока в холодную воду с промежуточными выдержками его в охлажденном воздухе.

Машина (рис. 33) имеет загрузочный стол, ванну с водой температурой 1—2°С, механизмы перемещения блоков, изотер­

70

мическую камеру с батареей рассольных охладителей. Проти­ вень с замороженной рыбой вручную укладывают дном вверх на загрузочный стол. Над столом закреплено душирующее уст­ ройство, с помощью которого производится оттаивание противня от блока рыбы. Затем противень снимается, а блок мороженой рыбы подается в загрузочное устройство.

Ванна машины разделена перегородками-направляющими на три сообщающихся отсека, постоянный уровень воды в ней под-* держивается автоматически. Из загрузочного гнезда блок за­ бирается специальной кареткой, циклично перемещающейся воз­ вратно-поступательно в горизонтальной плоскости. В ванне име­ ется горизонтальная решетчатая площадка, совершающая цик­ личные возвратно-поступательные движения в вертикальной плоскости.

Каретка передает блок рыбы на площадку, на которой он опускается в воду на первой позиции. Одновременно с подачей блока на первую позицию каретка перемещает предыдущий блок,с первой позиции на вторую, третий блок — со второй по­ зиции на третью, а четвертый блок выводится из машины. Пос­ ле окунания блока в холодную воду площадка поднимается и выносит его в изотермическую камеру, в верхней части которой находятся воздухоохладительные батареи. После выдержива­ ния в холодном воздухе течение 8 с блок передвигается карет­ кой на следующую позицию и цикл повторяется.

Привод рабочих органов машины— гидравлический. Специ­ альное устройство автоматически включает гидропривод маши­ ны при загрузке блока рыбы и выключает при выгрузке послед­ него блока.

Масса наносимой глазури не превышает 4% от массьг блока размером 800X250X60 мм при его температуре не выше —15°С "Габариты машины 2675X1360X1635 мм, масса 2092 кг.

Машина обеспечивает глазировку рыбы, замороженной ап­ паратами производительностью около 60 т/сутки.

Для работы в морозильных линиях меньшей производитель­ ности применяются другие глазировочные машины.

М а ш и н а И Г А Б производительностью 180 блоков в час предназначена для установки на БМРТ и обслуживает два мо­ розильных аппарата общей производительностью до 40 т/сутки.

Принцип глазировки мороженой рыбы тот же, что и у преды­ дущей машины — трехкратное погружение в воду с выдержкой в воздушной среде. Конструкция машины также подобна первой. Блок после оттаивания на нижнем столе передается на верхний и сталкивается специальной тележкой в ванну на площадку, 'Совершающую цикличные возвратно-поступательные движения в вертикальной плоскости. Передвигаемый с позиции на пози­ цию блок трижды погружается в воду, выдерживается на воз­ духе и затем выводится из машины.

71


Обслуживает машину

один рабочий, габариты ее 1410Х

Х970Х1320 мм, масса 600 кг.

Г л а з и р о в о ч и ы й

а п п а р а т ГБ-1 предназначен для

установки на средних траулерах типа СРТМ и имеет произво­ дительность 120 блоков в час. Он обслуживает морозильные ап­ параты производительностью до 25 т/сутки. Глазировка осуще­ ствляется однократным погружением блока в воду.

Противень с замороженной рыбой вверх дном вручную за­ гружают на стол аппарата и передвигают на подъемную пло­ щадку, находящуюся в ванне с водой. При опускании площадки' с противнем в воду его ручки попадают на специальную рам­ ку, причем опорная площадка уходит вниз из-под блока. При выдерживании противня в воде производится его оттаивание и отделение от него блока рыбы. Затем рамка с пустым против­ нем поднимается из ванны, и противень убирается. Блок рыбы остается в воде, удерживаемый от всплывания специальными защелками. После определенной выдержки подъемная площад­ ка выносит его из воды и блок удаляется из машины.

Обслуживает глазировочный аппарат один рабочей, габари­ ты его 1186X650X1215 мм, масса 298 кг.

Для обслуживания морозильных аппаратов небольшой про­ изводительности (до 17 т/сутки) имеется глазировочный аппа­ рат производительностью 80 блоков в час. В аппарате осу­ ществляется трехкратное погружение блока рыбы и выдержива­ ние его на воздухе. Технологический процесс в этом аппарате Долее совершенен, чем в предыдущем, и обеспечивает более ка­

чественную

глазировку.

Габариты аппарата 1454Х1330Х

X I196 мм,

масса 570 кг,

обслуживает его один рабочий.

Все рассмотренные аппараты предназначены для установки в линиях замораживания рыбы различной производительности. Наиболее совершенную технологию глазировки и конструкцию имеет машина ИГЗ-А.

В последние годы большое развитие получила упаковка мо­ роженой рыбы, особенно филе, в мелкую потребительскую та­ ру — картонные коробки емкостью 0,5 и 1 кг. Упаковка рыбы в коробки может производиться по различным схемам с примене­ нием разного по конструкции оборудования. Лучший вариант — это упаковка свежего филе в коробочки и замораживание его в расфасованном виде. Однако введение дополнительного про­ цесса на судах может вызвать увеличение численности коман­

ды, что не всегда возможно. Кроме того, замораживание в ко­ робочках уменьшает производительность морозильных аппара­ тов из-за увеличения продолжительности замораживания, так как картон имеет низкий коэффициент теплопроводности. На­ бор порций филе на существующих весовых устройствах также представляет большую сложность.

Другой вариант производства рыбы в мелкой расфасовке предусматривает разрезание замороженного блока на порции

72