Файл: Романов, А. А. Механизация производства рыбной продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В состав лин.и и Л Ф Т - 2 (рис. 53) входят: устройство дляразгрузки автоклавных корзин, моечная машина, машина для сушин горячим воздухом .вымытых банок, три машины для этикетирояки фигурных банок и две для цилиндрических, машинадля укладки фигурных и цилиндрических банок в картонный ящик № 15 (.прокладки между рядами консервов устанавлива­ ются вручную), машины для^оввязывания ящиков проволокой. Все машины связаны между собой транспортными средствами.. Линия предназначена для эксплуатации на судах и береговых: предприятиях.

Наличие в этой и предыдущей линиях устройств для разгруз­

ки автоклавных корзин связано- с применением стерилизаторов-, периодического действия — автоклавов. При замене их непрерыв­ но действующими стерилизаторами надобность в этом оборудо­ вании отпадает.

2

Рис. 53. Линия ЛФТ-12 для .приведения консервов в товарный вид:

/ — разпрузчнк автоклавных корзин; 2 — моечно-сушильный агрегат; 3 — машины для этикетировкн фигурных банок; 4 — машины для этнкетшровкн цилиндрических банок; 5 — банкоукладчик; 6 — проволокообвязывающая машина.

Устройство РК-2 для разгрузки автоклавных корзин состоит . из ванны с водой, .в нижней части которой р.ааположен транс­ портер, а в верхней — гнездо для корзин. Корзина тельфером' опускается между направляющими в -пнездо, автоматически в нем закрепляется и начинает поворачграться на 360°, при этом банжи постепенно вываливаются в воду. Здесь они подхватыва­ ются горизонтальным транспортером и передаются к наклонно­ му элеватору, выводящему их из .-ванны. Этот элеватор .омывает­ ся струями воды, разравнивающими банки на полотне, и имеет специальные носители, транспортирующие банки только в -одном положении —плашмя. В ячейках носителей размещается толькопо одной банке. Из элеватора банки попадают на поперечный транспортер, выводятся из устройства и передаются на транс­ портер, направляющий их в моечную машину. Габариты уст­ ройства 4555X2610X2120 мм, масса 3900 кг.

т

Моечная машина МБФ-3 представляет собой наклонный тун­ нель, внутри которого банки проходят на сетчатом транспортере по направляющим. Нади под транспортером с банками установ­ лены коллекторы, из которых под напором на банки подается моющий раствор температурой 80°С. Использованный раствор сливается в бак с сетчатым фильтром, подогревается и исполь­ зуется вновь. Продолжительность мойки — 20 с, расход воды — 50 л/ч, пара— 15 rcr/ч. Га>бариты машины 5035X990X2480 мм, масса 1200 кг. В линии установлены последовательно две оди­ наковые машины. Во второй машине банки моются струями чи­ стой воды температурой 60°С. Перед входом во вторую машину банки переворачиваются на 180°.

Вымытые банки поворачиваются в течке на 90°, т. е. ставят­ ся на ребро, и двумя потоками передаются в сушильную маши­ ну СБФ-2А. В сушильной машине банки сначала проходят ка­ меру предварительного обезвоживания, где сильными струями воздуха сдуваются капли воды, и затем переходят в туннели (правый и левый) для сушки горячим воздухом температурой 50—70°С. В сушильной машине банки перемещаются по направ­ ляющим резиновыми толкателями, закрепленными на цепном транспортере. Температура воздуха, нагреваемого паровыми ка­ лориферами, поддерживается автоматически. Продолжитель­ ность сушки 54 с. Габариты машины 4580X1665X2300 мм, мас­ са 2350 кг. После сушки банки передаются на этикетировку. В линии установлены три этикетировочные машины ЭКФ-1 для фигурных банок и две машины КЭ-4 для цилиндрических банок.

В этикетировочной машине ЭКФ-1 фигурная банка движет­ ся на горизонтальном цепном транспортере и по пути включает механизм подачи этикеток. Этикетка вакуум-присосами забира­ ется из магазина, передается на барабан и затем на специаль­ ные направляющие. По пути клеевыми роликами на этикетку на­ носятся полоски клея. Подошедшая банка принимает на себя этикетку и, проходя через щетки, оклеивается стрех сторон. При дальнейшем движении ролики обкатывающих механизмов при­ клеивают концы этикетки и банка выводится из машины. В ма­ шине предусмотрена блокировка на случай нарушения вакуума, отсутствия этикеток. Машина производительностью 65 банок в минуту может работать с; фигурными банками № 17; 18; 19; 29, габа.риты ее 2162x875x1370 мм, масса 826 кг.

При вынужденной остановке этикетировочной машины в ли­ нии имеется стол-накопитель, на который от,водятся неэтикетированные банки. Такой же стол-накопитель имеется и перед бан­ коукладочной машиной для сбора этикетированных банок при вынужденной ее остановке. В линии имеется и обводной транс­ портер для пропускания литографированных банок, минуя эти­ кетировочные машины.

Следует отметить, что и в отечественной промышленности, и зарубежной практике наблюдается стремление заменить бумаж-

122


7.

■ные этикетки многокрасочным печатанием непосредственно на жест.и. Причем, этикетки печатают не только на цилиндрической

части банок или их гранях, .но и на верхней крышке. Это при­ вело к тому, что стало развиваться производство оборудования многокрасочного печатания на жести и в некоторой степени снизился интерес к машинам для бумажной этикетировки. •

Банкоукладочная машина БУФ-2 (рис. 54) получает банки после этикетировки в один поток крышкой вниз и укладывает их в картонные ящики слоями, между которыми вручную про­ кладывают картонные прокладки. Фигурные и цилиндрические банки № 3; 8; 17; 19 укладываются в ящики с внутренними раз­ мерами 475Х285Х190 м.м, 475X285X253 мм и 480x245X260 мм. Производительность банкоукладчика — до 6000 банок в час. .

Подаваемые транспортером банки поступают на неподвиж­ ный стол банкоукладочной машины, доходят до упора и вклю­ чают толкатель, который перемещает определенное количество банок на накопительный стол. После набора на столе трех или более рядов банок автоматически опускается сверху электро­ магнитная плита, захватывает банки и переносит их в положе­ ние, в котором они оказываются над ящиком. Ящик заранее вручную формуют и устанавливают на транспортер, который передает его к месту загрузки банок. Перед загрузкой ящик приподнимается и в него входят три центрирующие планки. Плита, с банками опускается в ящик до упора банок в дно, электромапниты выключаются, и плита возвращается в исходное положение, оставляя банки в ящике. Затем цикл повторяется.

Вид А

123

После укладки одного слоя банок в ящик вручную укладывают картонную прокладку. Заполненный ящик по рольганговому транспортеру выводится из машины.

Габариты машины 2355X1420X185D мм, масса 1650 кг. Не­ достаток машины — ручное формирование и установка ящиков и ручная укладка прокладок между банками.

На последнем этапе ящики поступают на проволокообвязоч­ ную машину. Перед обвязкой проволокой клапаны ящиков вруч­ ную закрывают, надевают обечайку.

Машина ЛОЯ-2 (рис. 55) обвязывает проволокой диаметром 1,2 мм картонные и деревянные ящики шириной 200—400 мм и высотой 100—300 мм. Продолжительность обвязки одного ящи­ ка 4 с. В это время не входит время установки и снятия ящика, которые производятся .вручную, и включение машины.

Рис. 55. ГТровалакообвязы®a-юща.я машина- ЛОЯ-2"

I — опорный стол; 2 — упор; 3 — обвязывающий механизм; 4 — барабан с проволокой.

Ящик устанавливается на станине машины таким образом, чтобы обвязываемая часть находилась внутри арки. Машина включается, специальные ролики .и захваты с зажатым концом проволоки обводят ее вокруг ящика, в. один виток, соединяют,

окручивают и обрезают концы. Проволока намотана на специ­ альном барабане, установленном около машины. Для повторе­ ния цикла необходимо передвинуть иди сменитьящик и вновь включить,машину. Габариты машины 736X1150X1456 мм, мас­ са 450 кг. Обвязанные ящики на транспортере передаются в трюм на хранение.

Недостатками банкоужладоч-ных машин является ручная -под­ готовка ящиков, ручное закрывание клапанов ящика и надева­ ние обечайки. Много ручного труда применяется и при работе с проволокообвязочной машиной. Однако, несмотря на эти недо­ статки, производительность, труда при применении этой линии возрастает в 2 раза -и производственный персонал сокращается на восемь человек, что очень важно при работе линии на судах.

124


Г л а в а I V

ПРОИЗВОДСТВО КОПЧЕНОЙ И ВЯЛЕНОЙ ПРОДУКЦИИ

Основное оборудование для копчения рыбы — коптильные пе­ чи и дымогенераторы. ,Но наибольшую трудоемкость в производ­ стве копченой рыбопродукции имеют сопутствующие операции. Например, удельный вес нанизки рыбы на прутки или навеши­ вания на рейки составляет около 22% от общей трудоемкости процесса обвязывания и навешивания крупной рыбы 28%. На оформление готовой продукции — снятие с прутков, сортировка, укладка в ящики и упаковка — приходится около 30% общей

трудоемкости процесса копчения, поэтому механизации процес­ сов подготовки рыбы к копчению, загрузки и выгрузки коптиль­ ных печей, упаковки готовой продукции придается большое зна­ чение.

Коптильные установки. Процесс .копчения и конечный его ре­ зультат—качество готовой продукции —непосредственно зави­ сят от соблюдения требуемого режима обработки. Особую слож­ ность представляет регулирование режимов копчения рыбы, вы­ держивание определенных концентраций, температуры, влаж­ ности, скорости потока дымовоздушной смеси. При визуальном наблюдении за режимом ровного качества продукции добиться трудно.

Конструкция коптильных печей за последние поды претерпе­ ла некоторые изменения.

Появился целый ряд конструкций печей с четким разделени­ ем зон обработки, с соблюдением в каждой зоне определенного режима. В некоторых печах эти зоны имеют собственные систе­ мы для создания и регулирования режима. Такие печи могут быть .и туннельного, и башенного типа, но все они, как правило,

с непрерывным движением рыбы на конвейере через зоны обра­ ботки.

Для копчения мелкой рыбы в ЦПКТБ «Азчеррыбы» разра­ ботана к о п т и л ь н а я п е ч ь р о т о р н о г о т и п а И К Р -1,6, полностью исключающая необходимость навешивания или на­ низывания рыбы. Эта печь имеет оригинальную конструкцию и высокую .степень механизации. Рыба, подготовленная для коп­ чения, подается в коптильную печь сетчатым транспортером, на котором она в течение 10 мин подсушивается воздухом темпера­ турой 40°С, нагретым электрокалорифером. Коптильная .печь (рис. 56) представляет собой цилиндрическую камеру башенно­ го типа высотой 2,28 м и диаметром 2,47 м с внутренним рабо­ чим объемом 10,8 м3. Внутри камеры расположен вертикальный вал-ротор, .на котором закреплено 20 горизонтальных ярусов. Каждый ярус набран из гофрированных лотков, выполненных в виде секторов. Ротор с ярусами приводится во вращение от элек­ тропривода.

■125


Рыба, на сетчатом транспортере подсушки, поступает на верх­ ний ярус и при его вращении равномерно распределяется по лоткам. Совершив оборот, лотки поочередно ‘поворачиваются во­ круг продольной оси на угол, более 100°, высыпая рыбу, лежа­ щую на них, на нижележащий ярус лотков. После этого лоток возвращается в исходное положение. Поворот лотков осущест­

вляется с

помощью специальных опрокидывателей, размещен­

 

 

ных

на

внутренней

по­

 

 

верхности

 

башни

 

коп­

 

 

тильной

печи.

Во

время

 

 

перехода с яруса на ярус

 

 

рыба несколько раз пе­

 

 

реворачивается. На каж­

 

 

дом ярусе рыба соверша­

 

 

ет почти полный оборот,

 

 

подвергаясь

в

это

время

 

 

воздействию дыма. Прой­

 

 

дя по очереди все 20 яру­

 

 

сов,'рыба

с нижнего яру­

 

 

са

попадает

в

бункер

 

 

транспортера,

который

 

 

выводит ее из печи. Од­

 

 

новременно

 

на

 

этом

 

 

транспортере

рыба

ох­

 

 

лаждается. Для предо­

 

 

хранения рыбы от просы­

 

 

пания

по

 

внутреннему

 

 

контуру каркаса установ­

 

 

лены отбойники.

 

 

 

 

Изменение

скорости

Ряс. Й5. Роторная коптильная печь

вращения

ротора

произ­

ИКР-1-,,5:

 

водится с помощью смен­

1 — камера; 2 — ротор-. 3 —полки; 4 — опроки­

ных

шкивов

клиноремен-

дыватель;

5 — патрубок для подачи дыма; 6 —

коллектор;

7 — патрубок для вывода дыма;

чной

передачи. Продол­

S — трубопровод рециркуляций дыма; Р — элек­

жительность

 

'копчения

трокалориферы; 10 — вентилятор.

 

при различных скоростях вращения ротора составляет от 2 до 8 ч.

Система подачи дыма в камеру выполнена по схеме с частич­ ной рециркуляцией. Дым из дымогенератора по трубопроводу попадает .в вертикальный коллектор, смонтированный на боко­ вой станине камеры. Через щелевые отверстия коллектора дым подается на каждый ярус ротора печи. На противоположной стороне камеры расположен второй коллектор, служащий для от­ вода дымовоздушной смеси. Смесь отсасывается с помощью цен­

тробежного вентилятора производительностью 7500 м3/ч, часть, ее выводится в атмосферу, а другая— направляется во вводной коллектор, где перед смешиванием со свежим дымом подогрева­ ется с помощью электрокалорифера. Количество .рециркулируе­

126


мой смеси регулируется специальной заслонкой. Температура дыма внутри печи составляет 32—46°С и поддерживается авто­ матически позиционным регулятором температуры с точностью

0,55С.

Производительность печи по мелкой рыбе (типа тюльки) до­ стигает 1500 кг/еутки, мощность установленных электродвига­ телей 11,5 кВт, электрокалориферов 12 «Вт. Печь обслуживают трое рабочих, габариты ее 4560X2620X2850 мм, масса 3200 кг.

Особенностью этой печи является принципиально новое кон­ структивное решение рабочего пространства, исключающее не­ обходимость нанизки рыбы на прутки, и применение струйной подачи дыма. В печи полностью механизированы процессы под­ сушки, загрузки, жопчения, разгрузки и охлаждения готовой продукции. Процесс идет непрерывно, качество продукции доста­ точно высокое. Кроме того, печь позволила использовать для производства копченой продукции мелкую рыбу.

По сравнению с камерным копчением .нанизанной рыбы ро­ торная печь позволяет сократить численность обслуживающего персонала на 10 человек, увеличить производительность в 5 .раз.

Однако это пока единственная печь роторного типа. Все ос­ тальные .коптильные печи обычно выполняются в виде туннелей или башен. В конструкции туннельных и башенных печей по-. явились некоторые усовершенствования, направленные -на полу­ чение высококачественного продукта и повышение уровня ме­ ханизации процесса производства копченой рыбопродукции.

Примером туннельной печи является у с т а н о в к а д л я хо­ л о д н о г о к о п ч е н и я конструкции ЦПКТБ «Запрыбы» произ­ водительностью 6 т/сутки. Установка состоит из двух располо­ женных параллельно автономных туннелей. Рыбу вручную наве­ шивают на рейки или шомпола, .размещаемые на тележках, рав­ номерно движущихся по туннелю. Скорость движения может из­ меняться с помощью вариатора в пределах 0,468—3,6 м/ч. Тем­ пературный режим в зоне сушки и копчения поддерживается ав­ томатически по заранее заданному режиму с помощью паровых ■калориферов. Печь обслуживается четырьмя дымогенераторами типа ЕЛРО. Разводка дыма осуществляется по верхним й ниж­ ним горизонтальным каналам с частичной рециркуляцией дымовоздушной смеси. В этих же каналах смонтированы и паровые калориферы, поддерживающие необходимый температурный ре­ жим в туннеле.

Удачна компоновка коптильной установки-—все вентилято­ ры, калориферы, приводные станция с вариаторами находятся на верхней платформе туннелей. Производственную площадь за­ нимают только дымогенераторы. Общая площадь, занимаемая установкой, составляет 161 м2, обслуживает ее один человек. Ус­ тановка экономична—расход пара составляет 100 кг/ч, опилок— 40 кг/ч, мощность установленных электродвигателей 23 кВт.-

■127.