Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каслинское художественное чугунное литье. «Царь-пушка».

пластические и цветовые свойства. Характерной особен­ ностью этих изделий является их черная окраска. Этот тра­ диционный черный цвет хорошо выявляет форму скульпту­ ры, подчеркивает рисунок в ажурных изделиях и придает определенную законченность вещи- В то же время окраска предохраняет поверхность изделия от воздействия внешней

среды.

Производство художественных изделий из чугуна состо­ ит из формовки, отливки, чеканки и окраски. Вначале ле­ пят восковую модель с оригинала. Затем эту модель обкла­ дывают формовочной землей и сушат в печи, где под воз­ действием высокой температуры воск растапливается и форма становится полой. Ее заливают бронзой, и полученная

90 бронзовая модель является оригиналом для отливки чугун-

ных копий. С бронзового оригинала делают форму, кото­ рую заливают горячим, вязким чугуном особого состава. Полученное чугунное изделие чеканят — удаляют различ­ ные формовочные дефекты, а также подчеркивают детали изделия (волосы гривы, складки одежды и т. л.). После че­ канки изделия дважды окрашиваются черным лаком и су­ шатся при высокой температуре. При этом они приобрета­ ют черно-дымчатую окраску.

Многие настольные скульптуры каслинские мастера ко­ пировали с творений выдающихся скульпторов П. Клодта, Ф. Толстого, французского скульптора Готье («Дон Кихот», «Мефистофель»), Однако многие модели они создавали и сами. В частности, широко известна «Чугунная бабушка» В. ф. Торокина. Бабушка прядет чугунную куделю, все в скульптуре дышит и живет, и вот-вот с уст ее спорхнет улыбка и она заговорит. Хороши скульптурные портреты академика Курчатова, сделанные мастером-самоучкой, чле­ ном Союза художников СССР Александром Гилевым. Инте­ ресны и оригинальны произведения мастеров Л. Самоделкиной, Г. Катаева, А. Грикевича и других.

В настоящее время отливают различные фигурки, ком-- позиции, бюсты, подсвечники, шкатулки, пепельницы и другие изделия. Все они отмечены хорошим вкусом и яв­ ляются украшением современных квартир.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ

ДРУГИХ

ПРОМЫСЛОВ

Грузинская чеканка. Издавна славится Грузия своей че­ канкой — сложнейшим видом художественной обработки металла. История донесла до наших дней память о знаме- 91


¡нитом чеканном кресте Давида Куропалата, созданном во второй половине X века золотых дел мастером Асата, кото­ рый высоко поднял искусство чеканки в древней Грузии. В эпоху царствования легендарной царицы Тамары — в XII веке — творили прославленные чеканщики братья Бешкен и Бека Опизари из Опизы. Часами можно любоваться окладом иконы Спаса, выполненным Бека Опизари. В эпо­ ху средневековья грузинскими мастерами создавались пре­ восходные чеканные переплеты рукописных книг, оклады икон, всевозможная церковная утварь. Последним выдаю­ щимся мастером чеканки, дожившим до середины XIX ве­ ка, был Пепу Меунаргия. Затем некогда процветавшая под покровительством церкви грузинская чеканка, носившая культово-прикладной характер, постепенно стала забывать­ ся. Однако она не вовсе ушла с мастерами прошлых веков, не канула в небытие. Она возродилась в наше время.

Современное искусство грузинской чеканки насчитывает всего лишь полтора десятка лет, но оно уже приобрело спе­ цифические черты и своих известных мастеров. Традицион­ ными в современной чеканке остались, в основном, техни­ ческие приемы, а новыми являются темы и сюжеты. Опре­ деляющее качество новой чеканки — это синтез пластиче­ ских и декоративных принципов.

К числу завоеваний и открытий современных чеканщи­ ков принадлежит использование меди, латуни, олова и дру­ гих материалов вместо ранее применяемых драгоценных

металлов.

Вызывают восхищение выполненные одним из основате­ лей современного грузинского чекано-ювелирного искусства Марклѳном (Карло) Кутателадзе чеканные портреты Шота Руставели, Алишера Навои, разнообразные ювелирные из­ делия — браслеты, броши, кулоны, серьги, перстни, ме­ дальоны. Красивы ликерные и коньячные сервизы, нацио­ нальные сосуды для вина — канци, кула, азорпеша, хрика.

92 Миниатюры на меди мастера Койва воспринимаются как

пластическая интерпретация насыщенного образами и ме­ тафорами восточного фольклора.

Для возрождения великого и древнего искусства много сделали такие художники-чеканщики, как Коба Гурули, Гурам Габашвили и другие. Ираклию Очиаури, заслужен­ ному художнику Грузинской ССР, присуждена Государст­ венная премия СССР 1971 года за работы в области худо­ жественной чеканки. Его панно «Похищение солнца», изго­ товленное для Советского павильона на выставке «ЭКСПО-70» в городе Осака (Япония), и чеканное панно из серии «Песнь о Грузии» — это яркие, современные, напол­ ненные глубоким содержанием работы.

Техника чеканки, применяемая грузинскими чеканщи­ ками, традиционна и вместе с тем — индивидуальна. Ла­ тунный или другой металлический лист протирается, и на него наносится тончайший слой машинного масла, — по такой поверхности легче ложатся карандашные эскизы, мягче и увереннее идут линии резца. После нанесения ка­ рандашом рисунка чеканщик резцом делает то надрез, то наносит стремительные короткие удары — точки, тире, ли­ нии. Далее с помощью тегеби — своеобразного маленького зубила — и молотка на пластину наносят необходимые по­ следние штрихи, насечки, точки. И, наконец, чеканщик мо­ лотком проходит по всему полю листа, сверху вниз, остав­ ляя вокруг чеканного рисунка причудливый узор. Миниа­ тюра готова. Для усиления выразительности рисунка иног­ да обрабатывают его рельеф раствором соляной кислоты и пламенем газовой горелки.

Художественные изделия Армении. Вместительные мед­ ные чаши, блюда чеканной работы, кувшины из серебра с филигранью и накладной чеканкой — творения замеча­ тельных армянских мастеров. Изобилие, сила и полнота жизни — традиционные мотивы произведений заслуженно­ го художника Армянской ССР В. Ацягорцяна и художни­

ков-чеканщиков А. Симоняна, Г. Стѳпаняна, А. Калаяяна. 93


Привлекают внимание чеканные работы «Танец горянки», «Девушка со свечой», «Лучница» и другие, выполненные мастерами Ереванского комбината художественных про­ мыслов, Они радуют глаз не только тонким художествен­ ным вкусом, филигранностью отделки, но и какой-то но­ вой, необычной для традиционной чеканки пластичностью форм и линий. В этих работах главенствует лаконичный, предельно выразительный сюжет — аллегория.

Прибалтийские художественные изделия. Славятся в Прибалтике кованные из железа подсвечники, чаши, круж­ ки, вазы и другие бытовые изделия.

Для Эстонии художественная обработка металла — это прежде всего ювелирное искусство. Броши, серьги, брасле­ ты, кулоны, изготовленные художниками Таллинского ком­ бината, отличаются оригинальной формой и специфиче­ ским узором.

ЖОСТОВСКАЯ

РОСПИСЬ

В начале XIX века на Урале и в Петербурге было орга­ низовано производство подносов из листового железа с цве­ точной росписью по черному лаку. В Эрмитаже экспониру­ ются подносы, мастерски выполненные нижнетагильским мастером Н. Перезоловым, а также изготовленные в Пе­ тербурге на фабрике А. Лабутина. Особенно красив лабутинский поднос, где по черному полю разбросаны яркие цветы, птицы и золотые завитки.

Со второй половины XIX века в деревне Жостово (ныне Московской области), неподалеку от Федоскина, возникло производство расписных подносов. Жостово стало своеобраз­ ным центром промысла лаковой живописи на металличес­ ких подносах. Творцами красочных, в основном цветочных, орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли

94 в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, про-

стоту и доходчивость образов, меткость характеристик, чет­ кость рисунка, обеспечившие русским подносам с лаковой живописью долічую и неувядаемую славу. Как и мастера фе­ доскинской лаковой миниатюры (см. ниже), жостовцы распи­ сывают свои подносы масляными красками. Однако они нашли свой оригинальный «цветочный» стиль.

В 1924 году в Жостове была организована фабрика «Металлоподнос», которая в дальнейшем была реорганизована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. Здесь и по­ ныне выпускаются подносы различной формы — круглые, овальные, восьмигранные и сочетающие в своей форме круг с различными другими геометрическими фигурами (напри­ мер, прямоугольником).

Современная технология изготовления подносов мало от­ личается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется глифталевой шпатлевкой или тонкотертой глиной, а затем ошкуривается и покрывается черным (или иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90°С. Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобре­ тает блеск.

Подготовленные подносы от руки, без трафаретов, рас­ писываются масляными красками, причем мастер-живопи­ сец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом. Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а по­ том связывает крупные цветы с более мелкими элемента­ ми узора — травами, стеблями и т. п. В последнюю оче­ редь наносится орнамент, расположенный на бортах.

Декоративная живопись Жостовской фабрики характер­ на изображением крупных цветов, букетов, гирлянд, на­

тюрмортов. Цвета подобраны и расположены гармонично, 95



композиция уравновешенна. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск — это традиция. Яркое живо­ писное пятно в центре — букет — окаймляется тонким ор­ наментом по бортам. Традиционных приемов очень много. Так, один лист розы обязательно должен быть сине-голу­ бым, светлые пятна на ирисах и тюльпанах мягко расту­ шевываются, и эти цветы как бы ¡выплывают из темноты черно-лакового фона, который объединяет всю композицию. Очень хорошо передают жостовские мастера светотеневые

переходы.

После нанесения рисунка подносы трижды лакируют бесцветным лаком с просушкой после каждого покрытия в специальной камере при высокой температуре. Затем по­ верхность подноса полируют от руки с применением специ­ ального порошка. В результате поднос приобретает прият­ ный устойчивый блеск.

Выпускаемые Жостовской фабрикой декоративной рос­ писи подносы, расписанные мастерами В. Графовым, П. Плаховым и другими, не потеряли и своего основного назначения. Хозяйки любят подавать на них чай, а ма­ ленькие подносы стали также популярны как сувениры. Большой известностью пользуются жостовские подносы не только у нас, но и за рубежом. На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали этими подносами, что приш­ лось дважды досылать дополнительные партии.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТКАНЕЙ И ВОЛОКОН

ВЫШИВКА

Шитьем на Руси занимались давно и повсюду. Игла, нитки и холст -были ів каждом доме. Скатерти, полотенца, подзоры, юбки, передники, рубахи служили не только не­ обходимыми предметами быта, но, украшенные вышивкой, они отражали художественную культуру старого крестьян­ ского быта России. В вышивках проявлялись вкус и ма­ стерство народа, врожденный талант русских людей. Вы­ шивки придавали неповторимый облик каждой вещи.

Однако специфические черты и приемы, выработанные многими поколениями, бережно хранятся и ныне и восхи­ щают нас своеобразием и красотой. Вышивальный промы­ сел так вырос, что сейчас занял одно из первых мест сре­ ди других художественных промыслов страны. Занавеси, скатерти и дорожки, передники и полотенца, ярко расши­ тые и украшенные национальным орнаментом, все чаще и чаще встречаются в быту, все больше появляется их в ма­ газинах сувениров и подарков. Так же красива и самобыт­

на вышивка на женском костюме, на

детской одежде.

Для вышивки применяют льняную

и хлопчатобумаж­

ную нить, иногда — шелк и шерсть. Для некоторых

изде­

лий, особено головных уборов, обуви, применяется вышив­

ка и другими материалами: металлической нитью,

бисе­

ром, жемчугом.

 

97

4 Э. И. Орловский