Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
Каслинское художественное чугунное литье. «Царь-пушка».
пластические и цветовые свойства. Характерной особен ностью этих изделий является их черная окраска. Этот тра диционный черный цвет хорошо выявляет форму скульпту ры, подчеркивает рисунок в ажурных изделиях и придает определенную законченность вещи- В то же время окраска предохраняет поверхность изделия от воздействия внешней
среды.
Производство художественных изделий из чугуна состо ит из формовки, отливки, чеканки и окраски. Вначале ле пят восковую модель с оригинала. Затем эту модель обкла дывают формовочной землей и сушат в печи, где под воз действием высокой температуры воск растапливается и форма становится полой. Ее заливают бронзой, и полученная
90 бронзовая модель является оригиналом для отливки чугун-
ных копий. С бронзового оригинала делают форму, кото рую заливают горячим, вязким чугуном особого состава. Полученное чугунное изделие чеканят — удаляют различ ные формовочные дефекты, а также подчеркивают детали изделия (волосы гривы, складки одежды и т. л.). После че канки изделия дважды окрашиваются черным лаком и су шатся при высокой температуре. При этом они приобрета ют черно-дымчатую окраску.
Многие настольные скульптуры каслинские мастера ко пировали с творений выдающихся скульпторов П. Клодта, Ф. Толстого, французского скульптора Готье («Дон Кихот», «Мефистофель»), Однако многие модели они создавали и сами. В частности, широко известна «Чугунная бабушка» В. ф. Торокина. Бабушка прядет чугунную куделю, все в скульптуре дышит и живет, и вот-вот с уст ее спорхнет улыбка и она заговорит. Хороши скульптурные портреты академика Курчатова, сделанные мастером-самоучкой, чле ном Союза художников СССР Александром Гилевым. Инте ресны и оригинальны произведения мастеров Л. Самоделкиной, Г. Катаева, А. Грикевича и других.
В настоящее время отливают различные фигурки, ком-- позиции, бюсты, подсвечники, шкатулки, пепельницы и другие изделия. Все они отмечены хорошим вкусом и яв ляются украшением современных квартир.
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ИЗДЕЛИЯ
ДРУГИХ
ПРОМЫСЛОВ
Грузинская чеканка. Издавна славится Грузия своей че канкой — сложнейшим видом художественной обработки металла. История донесла до наших дней память о знаме- 91
¡нитом чеканном кресте Давида Куропалата, созданном во второй половине X века золотых дел мастером Асата, кото рый высоко поднял искусство чеканки в древней Грузии. В эпоху царствования легендарной царицы Тамары — в XII веке — творили прославленные чеканщики братья Бешкен и Бека Опизари из Опизы. Часами можно любоваться окладом иконы Спаса, выполненным Бека Опизари. В эпо ху средневековья грузинскими мастерами создавались пре восходные чеканные переплеты рукописных книг, оклады икон, всевозможная церковная утварь. Последним выдаю щимся мастером чеканки, дожившим до середины XIX ве ка, был Пепу Меунаргия. Затем некогда процветавшая под покровительством церкви грузинская чеканка, носившая культово-прикладной характер, постепенно стала забывать ся. Однако она не вовсе ушла с мастерами прошлых веков, не канула в небытие. Она возродилась в наше время.
Современное искусство грузинской чеканки насчитывает всего лишь полтора десятка лет, но оно уже приобрело спе цифические черты и своих известных мастеров. Традицион ными в современной чеканке остались, в основном, техни ческие приемы, а новыми являются темы и сюжеты. Опре деляющее качество новой чеканки — это синтез пластиче ских и декоративных принципов.
К числу завоеваний и открытий современных чеканщи ков принадлежит использование меди, латуни, олова и дру гих материалов вместо ранее применяемых драгоценных
металлов.
Вызывают восхищение выполненные одним из основате лей современного грузинского чекано-ювелирного искусства Марклѳном (Карло) Кутателадзе чеканные портреты Шота Руставели, Алишера Навои, разнообразные ювелирные из делия — браслеты, броши, кулоны, серьги, перстни, ме дальоны. Красивы ликерные и коньячные сервизы, нацио нальные сосуды для вина — канци, кула, азорпеша, хрика.
92 Миниатюры на меди мастера Койва воспринимаются как
пластическая интерпретация насыщенного образами и ме тафорами восточного фольклора.
Для возрождения великого и древнего искусства много сделали такие художники-чеканщики, как Коба Гурули, Гурам Габашвили и другие. Ираклию Очиаури, заслужен ному художнику Грузинской ССР, присуждена Государст венная премия СССР 1971 года за работы в области худо жественной чеканки. Его панно «Похищение солнца», изго товленное для Советского павильона на выставке «ЭКСПО-70» в городе Осака (Япония), и чеканное панно из серии «Песнь о Грузии» — это яркие, современные, напол ненные глубоким содержанием работы.
Техника чеканки, применяемая грузинскими чеканщи ками, традиционна и вместе с тем — индивидуальна. Ла тунный или другой металлический лист протирается, и на него наносится тончайший слой машинного масла, — по такой поверхности легче ложатся карандашные эскизы, мягче и увереннее идут линии резца. После нанесения ка рандашом рисунка чеканщик резцом делает то надрез, то наносит стремительные короткие удары — точки, тире, ли нии. Далее с помощью тегеби — своеобразного маленького зубила — и молотка на пластину наносят необходимые по следние штрихи, насечки, точки. И, наконец, чеканщик мо лотком проходит по всему полю листа, сверху вниз, остав ляя вокруг чеканного рисунка причудливый узор. Миниа тюра готова. Для усиления выразительности рисунка иног да обрабатывают его рельеф раствором соляной кислоты и пламенем газовой горелки.
Художественные изделия Армении. Вместительные мед ные чаши, блюда чеканной работы, кувшины из серебра с филигранью и накладной чеканкой — творения замеча тельных армянских мастеров. Изобилие, сила и полнота жизни — традиционные мотивы произведений заслуженно го художника Армянской ССР В. Ацягорцяна и художни
ков-чеканщиков А. Симоняна, Г. Стѳпаняна, А. Калаяяна. 93
Привлекают внимание чеканные работы «Танец горянки», «Девушка со свечой», «Лучница» и другие, выполненные мастерами Ереванского комбината художественных про мыслов, Они радуют глаз не только тонким художествен ным вкусом, филигранностью отделки, но и какой-то но вой, необычной для традиционной чеканки пластичностью форм и линий. В этих работах главенствует лаконичный, предельно выразительный сюжет — аллегория.
Прибалтийские художественные изделия. Славятся в Прибалтике кованные из железа подсвечники, чаши, круж ки, вазы и другие бытовые изделия.
Для Эстонии художественная обработка металла — это прежде всего ювелирное искусство. Броши, серьги, брасле ты, кулоны, изготовленные художниками Таллинского ком бината, отличаются оригинальной формой и специфиче ским узором.
ЖОСТОВСКАЯ
РОСПИСЬ
В начале XIX века на Урале и в Петербурге было орга низовано производство подносов из листового железа с цве точной росписью по черному лаку. В Эрмитаже экспониру ются подносы, мастерски выполненные нижнетагильским мастером Н. Перезоловым, а также изготовленные в Пе тербурге на фабрике А. Лабутина. Особенно красив лабутинский поднос, где по черному полю разбросаны яркие цветы, птицы и золотые завитки.
Со второй половины XIX века в деревне Жостово (ныне Московской области), неподалеку от Федоскина, возникло производство расписных подносов. Жостово стало своеобраз ным центром промысла лаковой живописи на металличес ких подносах. Творцами красочных, в основном цветочных, орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли
94 в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, про-
стоту и доходчивость образов, меткость характеристик, чет кость рисунка, обеспечившие русским подносам с лаковой живописью долічую и неувядаемую славу. Как и мастера фе доскинской лаковой миниатюры (см. ниже), жостовцы распи сывают свои подносы масляными красками. Однако они нашли свой оригинальный «цветочный» стиль.
В 1924 году в Жостове была организована фабрика «Металлоподнос», которая в дальнейшем была реорганизована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. Здесь и по ныне выпускаются подносы различной формы — круглые, овальные, восьмигранные и сочетающие в своей форме круг с различными другими геометрическими фигурами (напри мер, прямоугольником).
Современная технология изготовления подносов мало от личается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется глифталевой шпатлевкой или тонкотертой глиной, а затем ошкуривается и покрывается черным (или иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90°С. Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобре тает блеск.
Подготовленные подносы от руки, без трафаретов, рас писываются масляными красками, причем мастер-живопи сец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом. Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а по том связывает крупные цветы с более мелкими элемента ми узора — травами, стеблями и т. п. В последнюю оче редь наносится орнамент, расположенный на бортах.
Декоративная живопись Жостовской фабрики характер на изображением крупных цветов, букетов, гирлянд, на
тюрмортов. Цвета подобраны и расположены гармонично, 95
композиция уравновешенна. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск — это традиция. Яркое живо писное пятно в центре — букет — окаймляется тонким ор наментом по бортам. Традиционных приемов очень много. Так, один лист розы обязательно должен быть сине-голу бым, светлые пятна на ирисах и тюльпанах мягко расту шевываются, и эти цветы как бы ¡выплывают из темноты черно-лакового фона, который объединяет всю композицию. Очень хорошо передают жостовские мастера светотеневые
переходы.
После нанесения рисунка подносы трижды лакируют бесцветным лаком с просушкой после каждого покрытия в специальной камере при высокой температуре. Затем по верхность подноса полируют от руки с применением специ ального порошка. В результате поднос приобретает прият ный устойчивый блеск.
Выпускаемые Жостовской фабрикой декоративной рос писи подносы, расписанные мастерами В. Графовым, П. Плаховым и другими, не потеряли и своего основного назначения. Хозяйки любят подавать на них чай, а ма ленькие подносы стали также популярны как сувениры. Большой известностью пользуются жостовские подносы не только у нас, но и за рубежом. На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали этими подносами, что приш лось дважды досылать дополнительные партии.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТКАНЕЙ И ВОЛОКОН
ВЫШИВКА
Шитьем на Руси занимались давно и повсюду. Игла, нитки и холст -были ів каждом доме. Скатерти, полотенца, подзоры, юбки, передники, рубахи служили не только не обходимыми предметами быта, но, украшенные вышивкой, они отражали художественную культуру старого крестьян ского быта России. В вышивках проявлялись вкус и ма стерство народа, врожденный талант русских людей. Вы шивки придавали неповторимый облик каждой вещи.
Однако специфические черты и приемы, выработанные многими поколениями, бережно хранятся и ныне и восхи щают нас своеобразием и красотой. Вышивальный промы сел так вырос, что сейчас занял одно из первых мест сре ди других художественных промыслов страны. Занавеси, скатерти и дорожки, передники и полотенца, ярко расши тые и украшенные национальным орнаментом, все чаще и чаще встречаются в быту, все больше появляется их в ма газинах сувениров и подарков. Так же красива и самобыт
на вышивка на женском костюме, на |
детской одежде. |
|
Для вышивки применяют льняную |
и хлопчатобумаж |
|
ную нить, иногда — шелк и шерсть. Для некоторых |
изде |
|
лий, особено головных уборов, обуви, применяется вышив |
||
ка и другими материалами: металлической нитью, |
бисе |
|
ром, жемчугом. |
|
97 |
4 Э. И. Орловский