Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
За годы Советской власти вышивальные промыслы про демонстрировали замечательные образцы русской нацио нальной вышивки, их работы были отмечены высокими на градами на различных международных выставках.
Сейчас трудно найти в нашей стране такую область или район, где бы мастерицы не занимались вышивкой. Однако имеются у нас и исторически сложившиеся центры выши вального искусства. К ним относятся: Крестецкий район Новгородской области, районы Ивановской, Владимирской, Горьковской, Рязанской, Калининской, Калужской и других областей, где мастерицы украшают изделия превосходны ми вышивками в индивидуальной манере, свойственной данному промыслу.
Технические приемы вышивки можно разделить на две большие группы: вышивка по сплошной ткани (роспись, крест, тамбур и набор) и вышивка по разреженной ткани — строчка (мережка, белая перевить, цветная перевить).
Русская вышивка характеризуется геометрическим и ра стительным орнаментом. Геометрические узоры составля ются из ромбиков, квадратиков, прямоугольников, крестов и других фигур. Их сочетание дает интересные компози ции. Растительный орнамент изображает в условной фор ме елки, сосны, ромашки, васильки и другие цветы.
Русская вышивка, в которой композиция и цвет служат достижению наибольшей выразительности, декоративна и является настоящим произведением народного искусства.
КРЕСТЕЦКАЯ
СТРОЧКА
В Крестецком районе Новгородской области, на фабрике «Крестецкая строчка», выпускаются широкоизвестные белые строчевые изделия, которые отличаются чеканностью
98 шва и рельефностью геометрического узора.
Крестецкая строчевая вышивка изделий из белого полот на характеризуется специфическими для этого района шва ми. Этот неповторимый стиль содержит «старинный» или «рассыпной гипюр», «сновку» или «мыльный пузырь» и другие швы. «Старинный гипюр» характеризуется восьми лепестковыми ромашками, «рассыпной» — сочетанием сет чатых кружочков, квадратиков и плотных перемычек, то соединенных в звезде, то расположенных отдельно. «Снов ки» — это плотные белые большие розетки, «мыльный пу зырь» — на тонкой сетке тонкие кружочки, а «вологодское стекло» — это тонко сплетенные ажурные звезды.
Если раньше крестецкие мастерицы выбирали какойлибо один шов и покрывали им все выстроченное простран ство, то теперь для художественного обогащения изделия они стали выполнять вышивки, соединяющие в себе раз
личные виды узорных швов.
Большую часть крестецких строчевышитых изделий со ставляют скатерти, салфетки, дорожки, накидки, покрыва ла и портьеры, а меньшую — блузки, женское и детское белье. Эти изделия высоко ценятся в нашей стране и за ру бежом.
ВЫШИВКА
ВЛАДИМИРСКОЙ
ОБЛАСТИ
В поселке Мстёра Владимирской области несколько сот мастериц занимаются вышивкой. Здесь сложился самобыт ный стиль, вобравший в себя лучшие черты старого влади мирского шитья.
Под названием «мстёрская вышивка» понимают главным образом вышивку на тонких белых тканях с орнаментом в виде букетов и гирлянд, выполненных белой гладью и обо- 99
Мстёрская вышивка белой гладью (Владимирская область).
тащенных отделкой. Такой вышивкой в Метере украшают покрывала, накидки, женское белье, блузки, платья.
Мстѳрокие изделия поражают высоким художественным совершенством исполнения. Виртуозное искусство «белой глади» достигло вершин в работах Т. М. Дмитриевой и дру гих мастериц.
Наиболее распространенным мотивом мстёрской вышив ки является стилизованное изображение розы, данное в окружении листьев и цветов самых разнообразных видов.
Мстёрские мастерицы работают и цветной нитью. На их 100 вышивках расцветают анютины глазки, колокольчики,
Цветная мстёрская вышивка,
герань, незабудки, протягивает свои тонкие усики вьюнок. Встречаются изображения плодов и ягод, стручков горош ка и т. п. Края изделий отделывают мелкими зубчиками, обшитыми петельным швом, или крупными фестонами.
ВЫШИВКА
ГОРЬКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Вышитые изделия Горьковской области разнообразны по ассортименту и приемам шитья. Здесь строчевой вышив кой украшают скатерти, занавеси, накидки, полотенца, а также блузки, женские и детские платья. Для этого промыс ла характерна белая строчевая вышивка.
Горьковские вышивальщицы создали свой особый, наряд ный стиль— «горьковский гипюр», напоминающий прозрач ностью тонкое кружево, мягкий на ощупь, с зубчатыми очертаниями широкой каймы.
ВЫШИВКА
ПОВОЛЖЬЯ
Мордовская вышивка привлекает своей ярко выражен ной декоративностью. Часто исполненная двумя равными по силе тона цветными нитками — красными и синими, сини ми и коричневыми, — она звучными пятнами располагает ся на .подоле, плечах и рукавах рубашек. В наиболее бога тых образцах по стану рубашек идут узкие продольные вышивки, создавая композиционное единство общего оформ
ления.
Для мордовских вышивок характерен геометрический орнамент из простейших фигур : ромбов, треугольников, 102 квадратов, палочек. Очень много ковровых вышивок,.
Полотенце «Птицы», фрагмент (город Городец, Горьковская область).
в которых белый фон холста наглухо покрыт тесно положен ными друг возле друга небольшими фигурами: звездочка ми, ромбиками, спиралями, зигзагами.
Марийская вышивка по расцветке чаще всего выдержа на в мареновых тонах с включением в узор зеленого и оран жевого цветов, необходимых для лучшего выявления крас
ного.
Орнамент марийцев полон изображений животных и птиц. Очертания птиц, коней, оленей и даже черепах, ис кусно превращенные в орнамент, комбинируются с расти тельными формами — цветком, листом, небольшой веткой, с мотивами крючка, а также рогов в виде двух противоле103
Мордовская вышивка.
жащих завитков. Мотив крючка в марийской вышивке име ет большое распространение.
Вышивка марийцев очень плотна и часто напоминает ковер, но, несмотря на это, она не выглядит тяжелой.
Одной из интересных черт марийской вышивки являет ся противопоставление плотных вышивок — разреженным и ковровых — просвечивающим.
Чувашская вышивка отличается исключительным раз нообразием орнамента, его расцветки и приемов исполне ния. Цвет фона имеет здесь большое значение, его не за глушают, он участвует в создании узора. Традиция согла104 совывать украшение с назначением вещи выражается не
Марийская вышивка.
только в типе орнамента я расцветке, но и в выполнении самой вышивки. Для развевающихся на ветру плясовых платков, полотенец используют такие приемы, гари которых лицо и изнанка изделия неотличимы. Особенно хороши двусторонние швы, украшающие свадебные наряды.
Вышивки чувашских мастериц учитывают размеры из делий и их назначение. Так, красочная декоративная вы шивка украшает занавеси, портьеры, диванные подушки. Удачное композиционное расположение небольших, но хоро
шо подобранных узоров на дорожках, |
салфетках, скатер |
тях придает каждому предмету художественную цель |
|
ность. |
105 |
Чувашская вышивка.
Нарядны вышивки на мужских рубашках. Они выпол няются не только на белом полотне, но иногда и на тканях мягкой расцветки — на шелку, серой байке и других.
РЯЗАНСКАЯ
ВЫШИВКА
В Рязанской области вырабатываются разнообразные вышитые изделия. По их выпуску Рязанская область за нимает второе место после Ивановской. В ассортимент вы шитых изделий входят скатерти, дорожки, портьеры, поло тенца, женские блузки, мужские сорочки и другие пред меты.
Рязанская вышивка.
Рязанская вышивка имеет ярко выраженный местный характер. В ней продолжают жить народные геометрические узоры и орнамент из небольших кустиков и деревьев. Даль нейшее развитие получили в ней приемы народного шитья: крест, роспись, цветная перевить, белая строчка и гладь. Для большинства рязанских вышивок характерна многоцветность. Преобладающий красный цвет узоров пере межается с синим, желтым, зеленым, черным. Белые строчевые вставки соединяются цветными полосками, много цветные — белыми мережками.
Рязанские вышивальщицы часто выполняют белые ажурные вышивки по мелкой строчевой сетке. Расположе ние узоров на вышивках очень разнообразно. Одним из приемов украшения вещей декоративного назначения — скатертей, дорожек, портьер — является расположение вы шивки квадратами или прямоугольниками, заполненными узорами, шитыми белой строчкой, цветной перевитью или крестом. Другой прием — это свободное расположение вы шивки небольшими розетками, вышитыми крестом, поме щенными на отдельных частях изделия.
КАЛУЖСКАЯ
ВЫШИВКА
Калужская вышивка, особенно тарусских мастериц, от личается крупным геометрическим орнаментом, занимаю щим в изделиях из белого полотна большое место, с преоб ладанием синего цвета светлого оттенка, исполненным цвет ной перевитью.
Однако встречается и белая строчка, и цветной настил со сплошь перевитой сеткой, а для вышивки мужских со рочек применяют и крест.
Наряду с современными, более реалистически тракто108 ванными формами природы современная калужская вы-
Калужская вышивка.
шивка сохранила в фигурах животных и людей отпечаток древних изображений.
ПОЛТАВСКИЕ
РУШНИКИ
Полтавская вышивка известна с давних пор. О полтав ских вышитых рушниках поют песни не только на Ук раине, но и по всему Советскому Союзу. Полтавские 109
вышивальщицы, как нигде, используют множество различ ных швов, составляющих рисунок: тут и «соловьиные очи»—точь-в-точь глаз певуна, и «гречиха», и «стебель ковый» шов.
Лучшей мастерицей промышленно-художественного объ единения «Полтавчанка» является А. К. Великодка, кото рая за тридцать лет создала около двухсот орнаментов. Видимо, сама полтавская земля с ее реками, тихими дуб равами, селами, тонущими в вишневом цвету, вдохновляет народные таланты. Нельзя не восхищаться рушниками, вы шитыми мастерицей-художником Марией Григории. Создан ные на комбинате молодежные платья так красивы, что спрос на них до сих пор не удовлетворен, а дорожки и
Полтавская вышивка (УССР).
Косовская вышивка (УССР).
скатерти комбината стали лучшими на Украине. Полтав чанки дарят людям подлинную красоту. Славятся на Украи не и косовские вышитые изделия — гуцулки и другие.
ЗОЛОТОЕ
ШИТЬЕ
Сейчас трудно сказать, как и когда шитье золотой нитью ¡появилось на Руси, но в XIII веке на территории нашего го сударства уже процветало золотошвейное искусство. Осо бенно оно было распространено на севере страны. Золотым шитьем украшали женские головные уборы, платки, душе грейки, иногда сарафаны, особо праздничную обувь. Так как изделия эти стоили дорого, то надевали их только по праздникам, они долго хранились в сундуках, и при устой чивости тогдашней ¡моды изделия, расшитые золотом, ¡могло носить не одно поколение.
Где-то в XIII веке, если не раньше, золотым шитьем про славился Торжок (ныне Калининской области). Поначалу подражая Новгороду, он затем на протяжении нескольких веков был единственным центром золотошвейного искусст ва в России. Выполненные в XV—XVII веках золотошвей ные изделия отличаются большой художественной ценно стью, мастерством исполнения.
В XVIII веке золотошвейное дело достигло своего рас цвета. Восхищение доныне вызывает «поэма» о славном верхневолжоком городке Торжке, «написанная» в середине XVIII века не на бумаге, а на светло-краоном сафьяне, и не поэтом, а безвестной вышивальщицей, золотыми и шелко выми нитями. Это действительно чарующая картина.
Особенно нарядно расшивали золотыми нитями и жем чугом женские и девичьи головные уборы различной
112 формы.
Кроме Торжка центрами изготовления золотошвейных изделий были Каргополь (ныне Архангельской области) и Арзамас (Горьковской области). Но особенно высоко це нилось мастерство торжковских золотошвей. Их изделия были подлинными произведениями народного искусства. О них не раз вспоминали классики русской литературы — Гоголь, Гончаров, Толстой. Пушкин, проезжая через Тор жок, обязательно покупал здесь для подарков вышитые зо лотом пояса. В 1826 году он писал своему другу Вяземско му в Москву: «Ах! Каламбур! Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои
поясы».
Однако к середине XIX века золотошвейных изделий в России изготовляется вое меньше и меньше. А те, что были сделаны раньше, тоже постепенно выходили из употребле ния. И уже в начале XX века предметы одежды, украшен ные золотым шитьем, были редкостью.
Но красота золотошвейного искусства не исчезла бес следно. После Великого Октября в Торжке, в Средней Азии и других местах традиции золотошвейного дела вновь воз родились.
В Торжке была организована артель имени 8 Марта, ко торая прославилась своими мастерицами золотошвейного промысла. Их справедливо называли «золотые руки». В 1937 году знаменитая мастерица этой артели Анна Ефи мовна Букарева вышила художественной гладью портрет А. С. Пушкина.
В 1960 году артель была преобразована в фабрику име ни 8 Марта, а в октябре 1971 года эта фабрика вошла в состав фирмы «Калининские узоры».
Современные золотошвейные изделия Торжка — сумки, дорожки, салфетки, диванные подушки, декоративные пан но, пояса и другие пользуются огромным успехом как у нас, так и на международных выставках. Так, например, в
Монреале на «ЭКСПО-67» всеобщее внимание привлекал 113