Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За годы Советской власти вышивальные промыслы про­ демонстрировали замечательные образцы русской нацио­ нальной вышивки, их работы были отмечены высокими на­ градами на различных международных выставках.

Сейчас трудно найти в нашей стране такую область или район, где бы мастерицы не занимались вышивкой. Однако имеются у нас и исторически сложившиеся центры выши­ вального искусства. К ним относятся: Крестецкий район Новгородской области, районы Ивановской, Владимирской, Горьковской, Рязанской, Калининской, Калужской и других областей, где мастерицы украшают изделия превосходны­ ми вышивками в индивидуальной манере, свойственной данному промыслу.

Технические приемы вышивки можно разделить на две большие группы: вышивка по сплошной ткани (роспись, крест, тамбур и набор) и вышивка по разреженной ткани — строчка (мережка, белая перевить, цветная перевить).

Русская вышивка характеризуется геометрическим и ра­ стительным орнаментом. Геометрические узоры составля­ ются из ромбиков, квадратиков, прямоугольников, крестов и других фигур. Их сочетание дает интересные компози­ ции. Растительный орнамент изображает в условной фор­ ме елки, сосны, ромашки, васильки и другие цветы.

Русская вышивка, в которой композиция и цвет служат достижению наибольшей выразительности, декоративна и является настоящим произведением народного искусства.

КРЕСТЕЦКАЯ

СТРОЧКА

В Крестецком районе Новгородской области, на фабрике «Крестецкая строчка», выпускаются широкоизвестные белые строчевые изделия, которые отличаются чеканностью

98 шва и рельефностью геометрического узора.

Крестецкая строчевая вышивка изделий из белого полот­ на характеризуется специфическими для этого района шва­ ми. Этот неповторимый стиль содержит «старинный» или «рассыпной гипюр», «сновку» или «мыльный пузырь» и другие швы. «Старинный гипюр» характеризуется восьми­ лепестковыми ромашками, «рассыпной» — сочетанием сет­ чатых кружочков, квадратиков и плотных перемычек, то соединенных в звезде, то расположенных отдельно. «Снов­ ки» — это плотные белые большие розетки, «мыльный пу­ зырь» — на тонкой сетке тонкие кружочки, а «вологодское стекло» — это тонко сплетенные ажурные звезды.

Если раньше крестецкие мастерицы выбирали какойлибо один шов и покрывали им все выстроченное простран­ ство, то теперь для художественного обогащения изделия они стали выполнять вышивки, соединяющие в себе раз­

личные виды узорных швов.

Большую часть крестецких строчевышитых изделий со­ ставляют скатерти, салфетки, дорожки, накидки, покрыва­ ла и портьеры, а меньшую — блузки, женское и детское белье. Эти изделия высоко ценятся в нашей стране и за ру­ бежом.

ВЫШИВКА

ВЛАДИМИРСКОЙ

ОБЛАСТИ

В поселке Мстёра Владимирской области несколько сот мастериц занимаются вышивкой. Здесь сложился самобыт­ ный стиль, вобравший в себя лучшие черты старого влади­ мирского шитья.

Под названием «мстёрская вышивка» понимают главным образом вышивку на тонких белых тканях с орнаментом в виде букетов и гирлянд, выполненных белой гладью и обо- 99


Мстёрская вышивка белой гладью (Владимирская область).

тащенных отделкой. Такой вышивкой в Метере украшают покрывала, накидки, женское белье, блузки, платья.

Мстѳрокие изделия поражают высоким художественным совершенством исполнения. Виртуозное искусство «белой глади» достигло вершин в работах Т. М. Дмитриевой и дру­ гих мастериц.

Наиболее распространенным мотивом мстёрской вышив­ ки является стилизованное изображение розы, данное в окружении листьев и цветов самых разнообразных видов.

Мстёрские мастерицы работают и цветной нитью. На их 100 вышивках расцветают анютины глазки, колокольчики,

Цветная мстёрская вышивка,

герань, незабудки, протягивает свои тонкие усики вьюнок. Встречаются изображения плодов и ягод, стручков горош­ ка и т. п. Края изделий отделывают мелкими зубчиками, обшитыми петельным швом, или крупными фестонами.

ВЫШИВКА

ГОРЬКОВСКОЙ

ОБЛАСТИ

Вышитые изделия Горьковской области разнообразны по ассортименту и приемам шитья. Здесь строчевой вышив­ кой украшают скатерти, занавеси, накидки, полотенца, а также блузки, женские и детские платья. Для этого промыс­ ла характерна белая строчевая вышивка.

Горьковские вышивальщицы создали свой особый, наряд­ ный стиль— «горьковский гипюр», напоминающий прозрач­ ностью тонкое кружево, мягкий на ощупь, с зубчатыми очертаниями широкой каймы.

ВЫШИВКА

ПОВОЛЖЬЯ

Мордовская вышивка привлекает своей ярко выражен­ ной декоративностью. Часто исполненная двумя равными по силе тона цветными нитками — красными и синими, сини­ ми и коричневыми, — она звучными пятнами располагает­ ся на .подоле, плечах и рукавах рубашек. В наиболее бога­ тых образцах по стану рубашек идут узкие продольные вышивки, создавая композиционное единство общего оформ­

ления.

Для мордовских вышивок характерен геометрический орнамент из простейших фигур : ромбов, треугольников, 102 квадратов, палочек. Очень много ковровых вышивок,.

Полотенце «Птицы», фрагмент (город Городец, Горьковская область).

в которых белый фон холста наглухо покрыт тесно положен­ ными друг возле друга небольшими фигурами: звездочка­ ми, ромбиками, спиралями, зигзагами.

Марийская вышивка по расцветке чаще всего выдержа­ на в мареновых тонах с включением в узор зеленого и оран­ жевого цветов, необходимых для лучшего выявления крас­

ного.

Орнамент марийцев полон изображений животных и птиц. Очертания птиц, коней, оленей и даже черепах, ис­ кусно превращенные в орнамент, комбинируются с расти­ тельными формами — цветком, листом, небольшой веткой, с мотивами крючка, а также рогов в виде двух противоле103


Мордовская вышивка.

жащих завитков. Мотив крючка в марийской вышивке име­ ет большое распространение.

Вышивка марийцев очень плотна и часто напоминает ковер, но, несмотря на это, она не выглядит тяжелой.

Одной из интересных черт марийской вышивки являет­ ся противопоставление плотных вышивок — разреженным и ковровых — просвечивающим.

Чувашская вышивка отличается исключительным раз­ нообразием орнамента, его расцветки и приемов исполне­ ния. Цвет фона имеет здесь большое значение, его не за­ глушают, он участвует в создании узора. Традиция согла104 совывать украшение с назначением вещи выражается не

Марийская вышивка.

только в типе орнамента я расцветке, но и в выполнении самой вышивки. Для развевающихся на ветру плясовых платков, полотенец используют такие приемы, гари которых лицо и изнанка изделия неотличимы. Особенно хороши двусторонние швы, украшающие свадебные наряды.

Вышивки чувашских мастериц учитывают размеры из­ делий и их назначение. Так, красочная декоративная вы­ шивка украшает занавеси, портьеры, диванные подушки. Удачное композиционное расположение небольших, но хоро­

шо подобранных узоров на дорожках,

салфетках, скатер­

тях придает каждому предмету художественную цель­

ность.

105


Чувашская вышивка.

Нарядны вышивки на мужских рубашках. Они выпол­ няются не только на белом полотне, но иногда и на тканях мягкой расцветки — на шелку, серой байке и других.

РЯЗАНСКАЯ

ВЫШИВКА

В Рязанской области вырабатываются разнообразные вышитые изделия. По их выпуску Рязанская область за­ нимает второе место после Ивановской. В ассортимент вы­ шитых изделий входят скатерти, дорожки, портьеры, поло­ тенца, женские блузки, мужские сорочки и другие пред­ меты.

Рязанская вышивка.

Рязанская вышивка имеет ярко выраженный местный характер. В ней продолжают жить народные геометрические узоры и орнамент из небольших кустиков и деревьев. Даль­ нейшее развитие получили в ней приемы народного шитья: крест, роспись, цветная перевить, белая строчка и гладь. Для большинства рязанских вышивок характерна многоцветность. Преобладающий красный цвет узоров пере­ межается с синим, желтым, зеленым, черным. Белые строчевые вставки соединяются цветными полосками, много­ цветные — белыми мережками.

Рязанские вышивальщицы часто выполняют белые ажурные вышивки по мелкой строчевой сетке. Расположе­ ние узоров на вышивках очень разнообразно. Одним из приемов украшения вещей декоративного назначения — скатертей, дорожек, портьер — является расположение вы­ шивки квадратами или прямоугольниками, заполненными узорами, шитыми белой строчкой, цветной перевитью или крестом. Другой прием — это свободное расположение вы­ шивки небольшими розетками, вышитыми крестом, поме­ щенными на отдельных частях изделия.

КАЛУЖСКАЯ

ВЫШИВКА

Калужская вышивка, особенно тарусских мастериц, от­ личается крупным геометрическим орнаментом, занимаю­ щим в изделиях из белого полотна большое место, с преоб­ ладанием синего цвета светлого оттенка, исполненным цвет­ ной перевитью.

Однако встречается и белая строчка, и цветной настил со сплошь перевитой сеткой, а для вышивки мужских со­ рочек применяют и крест.

Наряду с современными, более реалистически тракто108 ванными формами природы современная калужская вы-

Калужская вышивка.

шивка сохранила в фигурах животных и людей отпечаток древних изображений.

ПОЛТАВСКИЕ

РУШНИКИ

Полтавская вышивка известна с давних пор. О полтав­ ских вышитых рушниках поют песни не только на Ук­ раине, но и по всему Советскому Союзу. Полтавские 109


вышивальщицы, как нигде, используют множество различ­ ных швов, составляющих рисунок: тут и «соловьиные очи»—точь-в-точь глаз певуна, и «гречиха», и «стебель­ ковый» шов.

Лучшей мастерицей промышленно-художественного объ­ единения «Полтавчанка» является А. К. Великодка, кото­ рая за тридцать лет создала около двухсот орнаментов. Видимо, сама полтавская земля с ее реками, тихими дуб­ равами, селами, тонущими в вишневом цвету, вдохновляет народные таланты. Нельзя не восхищаться рушниками, вы­ шитыми мастерицей-художником Марией Григории. Создан­ ные на комбинате молодежные платья так красивы, что спрос на них до сих пор не удовлетворен, а дорожки и

Полтавская вышивка (УССР).

Косовская вышивка (УССР).

скатерти комбината стали лучшими на Украине. Полтав­ чанки дарят людям подлинную красоту. Славятся на Украи­ не и косовские вышитые изделия — гуцулки и другие.

ЗОЛОТОЕ

ШИТЬЕ

Сейчас трудно сказать, как и когда шитье золотой нитью ¡появилось на Руси, но в XIII веке на территории нашего го­ сударства уже процветало золотошвейное искусство. Осо­ бенно оно было распространено на севере страны. Золотым шитьем украшали женские головные уборы, платки, душе­ грейки, иногда сарафаны, особо праздничную обувь. Так как изделия эти стоили дорого, то надевали их только по праздникам, они долго хранились в сундуках, и при устой­ чивости тогдашней ¡моды изделия, расшитые золотом, ¡могло носить не одно поколение.

Где-то в XIII веке, если не раньше, золотым шитьем про­ славился Торжок (ныне Калининской области). Поначалу подражая Новгороду, он затем на протяжении нескольких веков был единственным центром золотошвейного искусст­ ва в России. Выполненные в XV—XVII веках золотошвей­ ные изделия отличаются большой художественной ценно­ стью, мастерством исполнения.

В XVIII веке золотошвейное дело достигло своего рас­ цвета. Восхищение доныне вызывает «поэма» о славном верхневолжоком городке Торжке, «написанная» в середине XVIII века не на бумаге, а на светло-краоном сафьяне, и не поэтом, а безвестной вышивальщицей, золотыми и шелко­ выми нитями. Это действительно чарующая картина.

Особенно нарядно расшивали золотыми нитями и жем­ чугом женские и девичьи головные уборы различной

112 формы.

Кроме Торжка центрами изготовления золотошвейных изделий были Каргополь (ныне Архангельской области) и Арзамас (Горьковской области). Но особенно высоко це­ нилось мастерство торжковских золотошвей. Их изделия были подлинными произведениями народного искусства. О них не раз вспоминали классики русской литературы — Гоголь, Гончаров, Толстой. Пушкин, проезжая через Тор­ жок, обязательно покупал здесь для подарков вышитые зо­ лотом пояса. В 1826 году он писал своему другу Вяземско­ му в Москву: «Ах! Каламбур! Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои

поясы».

Однако к середине XIX века золотошвейных изделий в России изготовляется вое меньше и меньше. А те, что были сделаны раньше, тоже постепенно выходили из употребле­ ния. И уже в начале XX века предметы одежды, украшен­ ные золотым шитьем, были редкостью.

Но красота золотошвейного искусства не исчезла бес­ следно. После Великого Октября в Торжке, в Средней Азии и других местах традиции золотошвейного дела вновь воз­ родились.

В Торжке была организована артель имени 8 Марта, ко­ торая прославилась своими мастерицами золотошвейного промысла. Их справедливо называли «золотые руки». В 1937 году знаменитая мастерица этой артели Анна Ефи­ мовна Букарева вышила художественной гладью портрет А. С. Пушкина.

В 1960 году артель была преобразована в фабрику име­ ни 8 Марта, а в октябре 1971 года эта фабрика вошла в состав фирмы «Калининские узоры».

Современные золотошвейные изделия Торжка — сумки, дорожки, салфетки, диванные подушки, декоративные пан­ но, пояса и другие пользуются огромным успехом как у нас, так и на международных выставках. Так, например, в

Монреале на «ЭКСПО-67» всеобщее внимание привлекал 113