Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ративные возможности филиграни. В результате был нала жен выпуск статуэтки — русская женщина в сарафане. При этом удалось передать всю прелесть металлических кружеів на предмете современного звучания.
Многие филигранные изделия красносельских мастеров отмечались на международных выставках.
Кроме красносельских мастеров технику филиграни применяют мастера художественной фабрики «Ювелир» {поселок Мстёра, Владимирская область). Выпускаемые ими подстаканники, декоративные вазы, стаканы для салфеток, конфетницы, сахарницы и другие изделия, выполненные из красной меди и латуни, имеют прекрасные ажурные по серебренные узоры.
Глубоко народное и непрерывно совершенствующееся искусство мстёрских мастеров восхищает неповторимым своеобразием и самобытностью. В нем нет нарочитой парад ности. Тонко исполненные сложнейшие орнаментальные композиции делают эти изделия очень изящными и вырази тельными. Творения мстёрских мастеров достойно представ ляют русское прикладное искусство на всех международ ных выставках и ярмарках.
РОСТОВСКАЯ
МИНИАТЮРНАЯ
ЖИВОПИСЬ ПО ЭМАЛИ (ФИНИФТЬ)
Еще с X—XI веков во всем мире славятся русские бы товые металлические изделия, покрытые эмалью и распи санные эмалевыми красками. Чаще всего — это ковши, куб ки, декоративные блюда, ларцы, кувшины, сахарницы, браслеты, серьги. Рисунки полевых и садовых цветов на 81
эмалевой поверхности колоритны, жизнерадостны. Яркие цвета узора в сочетании с блестящим белым или голубым эмалевым фоном нарядны и праздничны.
Высокого совершенства искусство украшения эмалью металлических изделий достигло на Руси в XVI—XVII ве ках. В XVIII веке достигло своего расцвета искусство ми ниатюрной живописи по эмали в Петербурге, Москве, Рос тове-Ярославском. Миниатюры на эмали украшали вставки к церковным книгам, всевозможную церковную утварь, иконы. В XIX веке мастера Ростова-Ярославского (ныне Ярославской области) уже не ограничивались росписью предметов церковного обихода, а стали усложнять компо зицию, используя произведения ¡русских и западноевропей ских живописцев, а также воспроизводя картины природы. В этот период создается русский художественный промы сел миниатюрной живописи по эмали, слава которого разо шлась далеко за пределы Владимиро-Суздальского края.
В годы Советской власти искусство финифти нашло свое развитие вначале в ростовских промысловых кооператив ных артелях «Возрождение» и «Эмальер», а затем эти артели были преобразованы в фабрику «Ростовская фи
нифть».
Традиционная технология выполнения финифти своеоб разна. Из тонкого, до 1,5 миллиметра, медного листа (медь и золото лучше всего принимают эмаль) штампуются слег ка выпуклые пластинки различной формы и размеров. За тем тщательно очищенные поверхности пластинок покры вают одноцветной эмалевой массой. После эмалевой грун товки их обжигают в муфельных печах при температуре 750° С ; при этом эмаль приплавляется к поверхности пла стины и образует на ней твердую, гладкую и блестящую пленку. Готовые пластины, чаще всего с белой поверхно стью, являются как бы «холстом», на который наносится предварительно контур будущего изображения. Кисть и
82 надглазурные эмалевые краски, острый глаз и искусная
Ростовская миниатюрная живопись по эмали (финифть).
рука художника—и вот на выпуклой поверхности пластины появляется миниатюра. Но нанесенные на фон эмалевые краски, разведенные на скипидаре или лавандовом масле, еще кажутся вялыми и тусклыми. И только после вторич ного обжига пластин краски сплавляются с эмалевой по верхностью, приобретают яркость и выразительность, и рос пись оживает.
Современные мастера фабрики «Ростовская финифть» под руководством главного художника В. Пителина, боль шого энтузиаста этого вида народного искусства, изготов ляют широкий ассортимент изделий, доводя качество массовой продукции (броши, серьги, браслеты, кулоны, 83
ожерелья, туалетные коробочки, сувениры, шкатулки ит. д.) до уровня лучших художественных образцов.
Многие образцы ростовских изделий вызывают восхи щение посетителей выставок не только у нас в стране, но и за рубежом, в частности в Париже и Нью-Йорке. Такие шедевры, как ювелирный набор «Свадебный подарок», со зданный супругами Солдатовыми, или триптих Н. Кулан дина «Ростовские звоны», заняли почетное место в музеях страны.
ИЗДЕЛИЯ С СЕВЕРНОЙ ЧЕРНЬЮ
Еще со времен Киевской Руси славились серебряные и золотые изделия с рисунками темного цвета — чернью. По серебряной поверхности подносов, ваз, стопок и других изде лий бегут синими ручьями мягкие линии узора, и кажется, что они нарисованы тонким пером. Сдержанная, неброская, истинно русская красота. Нелегким тонким ремеслом этим еще в XVIII веке овладели жители северного города Вели кого Устюга. Многие старинные черненые изделия, создан ные руками северных мастеров, экспонируются в музеях вашей страны и за рубежом.
В 1761 году в Великом Устюге была создана первая не большая «Фабрика финифтяных и черненых на серебре из делий». Однако через пять лет она сгорела, и великоустюг ские мастера стали самостоятельно изготовлять чарки, та бакерки, броши, пряжки и другие изделия, которые принес ли им широкую известность.
С середины XIX века промысел стал приходить в упа док, и перед Октябрьской революцией в Великом Устюге оставался только один мастер М. П. Чирков, который вла дел тайной чѳрневого дела. Тревожась о судьбе древнего 84 народного искусства, которому грозило полное забвение,.
мастер ¡передал секрет варки необычного сплава, что зовет ся «чернью», показал своим молодым ученикам, как вла деть резцом и кистью. Северная чернь — национальное до стояние Советской страны, и сейчас на ювелирной фабрике «Северная чернь» в Великом Устюге работает около тыся чи человек. Фабрика выпускает ежегодно свыше 80 тысяч черненых изделий более 50 наименований.
Умельцы-ювелиры фабрики хранят и развивают древ нее мастерство, создают подлинные шедевры ювелирного
искусства.
Техника производства современных изделий с чернью сложна. Сначала слитки серебра раскатывают до надлежа щей тонкости и придают ему изящную форму, подсказан ную художником. Затем изделия поступают в гравироваль ный цех. Здесь мастера, в основном женщины, наносят резцами на серебряную поверхность изделий бороздки, штри хи, образующие рисунок — пейзаж, портрет, орнаменталь ный мотив. Ранее начертанные контуры под резцом ожи вают, передавая красоту природы, орнамента, портрета. В следующем цехе бороздки рисунка покрывают густотемной с синеватым отливом чернью — сплавом олова, меди, серебра и серы. В горне на небольшом огне чернь плавится и заполняет бороздки рисунка. Она прочно сплавляется с металлом и, очищенная с прилегающих мест, после поли ровки четко обозначает рисунок, самые мелкие штрихи, поособому оттеняя серебро или позолоту. В зависимости от состава черни цвет рисунка может быть более или менее темным, с металлическим отливом.
Большим достижением великоустюжских мастеров яв ляется включение в состав выразительных средств золотого фона. Кроме того, они стали применять золотой гравиро ванный рисунок по гладкому черневому фону.
Подносы, ложки, вилки, ножи, подстаканники, солонки, винные приборы, портсигары, кольца, серьги, браслеты, туа летные коробки, запонки и другие изделия, изготовляемые 85
фабрикой «Северная чернь», безупречны по форме, строго сти и изяществу черненого рисунка, что в сочетании с ма товым золотым или серебряным фоном придает этим изде лиям благородный и в то же время нарядный вид.
Если на ранних изделиях фабрики «Северная чернь» сюжеты черневых рисунков были заимствованы из древне русской графини, народных сказок, то сейчас в них больше отражается современная действительность, природа Севера, исторические и архитектурные памятники Вологды, Ленин града, Москвы. Оформление изделий стало тоньше и строже.
Прекрасные образцы этого северного искусства создают заслуженный деятель искусств РСФСР Е. Шильниковский, художники Е. Тропина, А. Чернов, В. Шорохов, мастераграверы старшего поколения П. Носовская, искусные моло дые мастера В. Плескунина, Т. Неелова и другие. Они бере гут традиции русской черни, приумножают красоту черневого рисунка.
Изделия с двумя маленькими буквами «сч» (около про бы), означающими «Северная чернь», известны не только в нашей стране, но и далеко за ее рубежами. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже они получили Большую золотую медаль. С тех пор изделия фабрики демонстриро вались на выставках в двадцати странах мира, они име ют дипломы ВДНХ и Всесоюзной торгово-промышленной палаты.
КУБАЧИНСКИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ИЗДЕЛИЯ
Тысячу лет назад уже был известен маленький даге станский аул Кубани, забравшийся под самые облака. На 86 вес золота ценились мечи, кольчуги и кинжалы, выкован-
ные кубачинскими умельцами («кубачи» означает «коль чужники»), Но потом кубачинцы перешли на изготовление высокохудожественных ювелирных изделий. Веками здесь вырабатывалась своя техника чернения, насечки и чекан ки по драгоценным металлам и резьбы по слоновой кости. Так кубачинцы стали всемирно известными златокузне цами.
По традиции секреты гравировки, черни, насечки по ме таллу, искусство резьбы по кости, художественной об работки филигранью передаются из поколения в поко ление.
Сейчас едва ли не все население аула занято на комби нате художественных изделий, где из серебра и золота соз даются изумительной красоты декоративные блюда, вазы, кувшины, подносы, флаконы, сахарницы и многие другие художественные изделия.
Всмотритесь в кубачинский кувшин для вина. Черновой узор на его серебряной поверхности построен из элементов традиционного кубачинского орнамента, с его характерной трактовкой листьев и разнообразной разделкой поверхно сти металла. Форма сосуда — проста и гармонична.
В кубачинском орнаменте различают два основных ви да: «тутта» (ветвь) — симметричный орнамент, подобный стилизованной ветви, и «мархарай» (заросль) — несиммет ричный орнамент в виде разбегающихся во все стороны спиралей.
Великолепные образцы кубачинского искусства — сосу ды, шкатулки, светящиеся филигранные бокалы, изящные женские украшения создают замечательные художники, заслуженные деятели искусств ДагАССР Расул Алиханов, Гаджи Бахмуд Магомедов, мастер-художник Абдурахман Гаджи Халиков, орденоносцы Нианалов Абдул Кадры, Ус
та Ахмедов Магомедов и другие. Всех мастеров не |
пере |
числишь, их много, но каждый из них — настоящий худож |
|
ник-творец. |
87 |
Каждое изделие зарождается в воображении художни ка. Вначале — десятки эскизов на бумаге, пока не будет найден нужный вариант. Эскиз утверждается на художест венном совете комбината. Затем художник-мастер по эски зу создает из золота, а чаще из серебра задуманное изде лие. Путь его начинается в цехе монтировки. Здесь серебряным пластинам придают необходимую форму. Из монтировочного цеха заготовка поступает в основной — гра верный, где острым резцом мастер наносит на поверхность изделия борозды будущего рисунка. После этого борозды покрываются кащицей — чернью, состоящей из сернистых соединений серебра, свинца и меди. На следующем этапе изделие прокаливается, чернь плавится и заливает бороз ды, выявляя рисунок орнамента. И, наконец, изделия по лируются и золотятся в гальваническом цехе.
Оформление некоторых изделий дополняется филигран
ными вставками — сканью, иногда |
применяются |
вставки |
с гравированной костью. |
прекрасные |
мастера |
Кубачинцы славятся также как |
цветной хуідожественой эмали, поэтому многие изделия от
делываются эмалью.
Изделия Кубачіинского комбината пользуются широкой известностью не только в Советском Союзе, но и за рубе жом. На многих международных выставках изделия кубачинцев отмечались высокими наградами. В Брюсселе они
получили две золотые медали.
Мастерам-художникам Кубачіинского комбината худо жественных изделий, Унцукулнской художественной фаб рики и Гоцатлинского комбината художественных изделий Дагестанской АССР А. М. Абдурахманову, И. А. Абдулае ву, Р. А. Алиханову, Б. Г. Гимбатову, Г. М. Кишову, Г. М. Чабкаеву за создание высокохудожественных произведений народного искусства из серебра и дерева была присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина
88 1971 года.
КАСЛИНСКОЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ЛИТЬЕ ИЗ ЧУГУНА
На Всемирной выставке в Париже в 1900 году многих посетителей восхищали различные настольные художест венные скульптуры с матовой поверхностью глубокого чер ного цвета. Но велико было их удивление, когда они узна вали, что эти превосходные изделия изготовлены из чугу на. Литой чугунный каслинский портсигар там же на выставке оценивался как равный ему по весу серебряный.
Тонкость ажурного рисунка, четкость силуэта, тщатель ность отделки поставили чугунные изделия каслинских ма стеров в один ряд с лучшими изделиями народного творче ства. По утонченности каслинское литье можно сравнить с искусством Палеха.
Промысел художественного литья из чугуна зародился в XVIII веке на Урале в городах Касли и Куса на чугуно литейных заводах. Художественные изделия, вырабатывае мые искусными мастерами, славились далеко за пределами Урала. Особенно высоко ценились художественные изделия каслинских мастеров. И сейчас поразительные по изящест ву творения — узорчатые канделябры, кружевные блюда, миниатюрные копии скульптуры Клодта «Укротители ко ней», фигурки танцовщиц на льду, чугунные цепочки, брас леты, броши, ожерелья и другие ювелирные изделия выпус кают каслинские мастера. Прославились они не только виртуозным исполнением деталей, но и мастерством обра ботки вещи в целом. Известный певец Урала П. Бажов в своем сказе «Чугунная бабушка» так выразил свое восхи щение: «Против наших каслинских мастеров по фигурно му литью никто выстоять не мог».
При чеканке скульптур или бытовых изделий каслин ские мастера учитывают особенности материала, его 89