Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
триптих Галины Чернокожих «Народный праздник». Золо тым шитьем по черному бархату юная вышивальщица изоб разила брызжущие весельем сценки — рвет мехи гармоники удалой парень, «плещется» озорная пляска, горячит вож жами лошадку лихой молодец, стоя в санях рядом с крас ной девицей.
Золотошвейные изделия изготовляют из бархата и сукна. Шитье золотом и серебром по своим приемам не похоже на обычную вышивку. В основе мастерства лежит умение со четать цвета отделочных золотых и серебряных нитей с цве том основного материала, который является фоном. Вышив ку мастерицы производят, заполняя рисунок, укладывая зо лотую и серебряную нить по его формам.
Для шитья применяют «пряденое золото»—шелковую или льняную нить, обмотанную тончайшей позолоченной проволокой, или «канитель» — металлическую нить, скру ченную в плотную спираль.
Искусство золотого шитья помимо тонкого художествен ного вкуса требует еще большого умения и знания специ альных приемов, золотошвейных швов. Здесь и «кованый» шов, характерный для торжковского шитья, и шов «гусем», «корзиночкой», «малинкой», «ягодкой», «в денежку» и ряд других. Этими швами-узорами зашивают детали рисунка или орнамента, сливающиеся в вышитую поверхность, бо гатую светотеневой игрой.
Зачастую отделочные нити не пропускают сквозь ткань, а накладывают на лицевую поверхность (с целью эконо мии), и затем с левой стороны мастерица закрепляет их различными способами шелковой нитью. Так, например, вышивают «шитьем по карте», когда вышитый рисунок дол жен быть крупнорельефным. Для этого на узор наклады вают картон (прежде его с успехом заменяла береста), после чего по вырезанным формам прокладывают отделочную нить, закрепляя ее шелковой нитью. Получается высокий,
116 резко очерченный рельеф.
Золотошвейные изделия, изготовленные такими мастера ми — ветеранами торжковского золотошвейного промысла, как А. И. Шибаева, Е. А. Денисова, А. Е. Букарева, а так же молодыми мастерами Галиной и Татьяной Семеновыми, да и другими искусными мастерами, пользуются огромным успехом и служат прекрасным украшением современной квартиры. Красивы женские сумочки с торжковским золо тым шитьем, скатерти, подушки, салфетки под настольную лампу и многое другое.
Кроме бытовых художественных изделий, золотое шитье мастериц сияет также на пурпуре знамен и вымпелов.
УЗБЕКСКИЕ
ТЮБЕТЕЙКИ
В конце XIX и начале XX века Бухара являлась одним из среднеазиатских центров золотошвейного промысла.
В настоящее время бухарские золотошвейные изделия — это
восновном тюбетейки, которые изготовляются мастерами золотошвейной фабрики. В орнамент шитья чаще всего вво дятся излюбленные в Узбекистане мотивы хлопка и другие.
Тюбетейка — это своеобразный символ Узбекистана и маленький шедевр его национального искусства. Чтобы вы шить ее, нужно сделать 16 тысяч ювелирных тонких стеж
ков. Самое удивительное при этом — великолепное сочета ние простейших швов. Существует более сорока сочетаний с оригинальными названиями: «бубен», «верблюжонок», «го рошинка» и другие.
Кроме тюбетеек, золотой нитью на фабрике вышивают домашние туфли, детали халатов и некоторые другие из делия.
Другим центром золотошвейного промысла в Узбекиста не является Чуста в Андижанской области. Тюбетейки, вы
шитые золотыми нитями на местной художественной 117
фабрике такими мастерами, как Мусинахои Максумова, Турсуной Базарова, Туффанисо Абдусаматова, известны да леко за пределами Узбекистана. За три последних года чустинские тюбетейки отправлены в двадцать семь стран мира.
КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
Кружева имеют давнюю славу. Древняя Ипатьевская ле топись свидетельствует, что плетение кружев на русском Севере началось еще в XIII веке. Оно было вызвано к жиз ни особенностями местного хозяйственного уклада, близо стью больших торговых путей и способностью народа в ху дожественной форме выражать впечатления окружающего мира, родной природы, свою нѳразделимость с ней. Мастер ство это обрело свои традиции, приемы, оттачивалось мно гими поколениями и дошло до нас как щедрый дар души и огромного трудолюбия народа.
Искусство кружѳвоплетения передавалось из поколения в поколение, и русские мастерицы достигли большого совер шенства. Много терпения, труда, стараний затрачивает мас терица, чтобы создать сложный кружевной узор.
Техника кружѳвоплетения в наш XX век осталась той же, что и несколько столетий назад, только скорости зна чительно возросли. Кружевница ловко перебрасывает кок люшки (особо изготовленные деревянные палочки с утол щением на одном конце) из одной руки в другую, закреп ляет булавку на сколке-рисунке, время от времени помогает себе вязальным крючком. Мелодичен и нежен перезвон пе ребираемых коклюшек, и мастерица, проставляя по наме ченному техническому рисунку булавки, перевивая их нит кой, создает чудо искусства и трудолюбия — кружевной узор. Такие кружева называются с к о л о ч н ы м и.
Чтобы не сбиться с рисунка, кружевница иногда считает 118 петли. Такие кружева называются численными. Часто
Кружевницы ловко перебрасывают коклюшки из одной руки в дру гую, закрепляют булавку на сколке-рисунке, — так рождаются зна
менитые русские кружева.
мастерица работает с десятками коклюшек: их у нее не
менее 50 пар.
Для плетения кружев применяют чаще всего белые ка тушечные нитки № 10—80, а также льняные отбеленные. Выплетаются кружева «парными» и «сцепными». Парные кружева имеют узоры геометрического характера, а сцеп ные —свободного и плавного характера. Полотнянки, сет ки, решетки, насновки и плетешки — эти и другие элемен ты рисунка, в зависимости от техники исполнения различ
ных промыслов, бывают разной плотности. Комбинируемые 119
в различных сочетаниях, образуют они большое количество разнообразных кружевных узоров.
Сетка — основная часть кружева, на которой расцвета ют узоры. Сцепная — комбинированная — техника заклю чается в том, что отдельно плетутся клейма, медальоны, а потом их соединяют между собой, «сцепляют» в единое це лое. Все зависит от мастерства кружевницы, от того, на сколько искусно она владеет множеством приемов. Лучшей, видимо, будет та кружевница, которая проявит больше выдумки и вкуса, которая проворнее и трудолюбивее. А если к тому же она обладает творческим воображением, если сама создает рисунки, орнаменты и воплощает свои замыслы в узелки кружевного узора — это уже талант. И такие таланты создают знаменитое вологодское, киришское, елецкое кружево.
Кружевные изделия — воротнички, вставки — всегда бы ли хороши, но особенно охотно применяют их в последнее пятилетие. Кружева часто используют для отделки женской и детской одежды. Кружевные скатерти, дорожки, салфет ки помогают оживить гладкие поверхности полированной мебели, вносят национальный элемент в строгий современ ный интерьер.
ВОЛОГОДСКИЕ
КРУЖЕВА
Название «вологодские кружева» давно уже стало по чти синонимом понятия «русские кружева». Но вологод ское кружевоплетение по времени возникновения уступает московскому, костромскому, тверскому.
Как определенный тип этого вида народного .искусства вологодское кружево оформилось в начале XIX века. Око ло 1820 года кружевоплетение возникло под Вологдой как
120 помещичья мануфактура, где работали крепостные девушки.
Вологодское кружево.
Затем оно стало распространяться в глубь Вологодчины и особенно привилось в деревнях вокруг Кубейского озера. Там плели простые кружева под названием русских. В Во логде и ее пригородах плели кружева гипюрные, сколочные, немецкие, брюссельские и русские. Само перечисление этих названий говорит об освоении русскими мастерами за рубежного мастерства, разумеется, с привнесением своего специфического стиля. Если в большинстве своем русское кружево было цветным, то вологодское, за редким исклю чением, — белым. И если в других видах русских кружев одновременно применялись различные материалы — лен, шелк, металлическая пряжа и другие, то вологодское кру жево изготовлялось почти исключительно из льна.
Во второй половине XIX века основой вологодского ху дожественного ремесла кружевоплетения было мерное кру
жево. На рисунок |
кружев оказало воздействие ткачество, |
в котором намного |
раньше появилось большое число гео |
метрических композиций.
Главные элементы в орнаменте вологодского кружева — это квадраты, ромбы, наклонные полосы, волнистые поло сы, небольшие овалы, «паучки». Кружево отличается плот ностью и резким делением на фон и рисунок. В штучных кружевных изделиях орнамент состоит из листьев, цветов округлых и плавных очертаний.
В годы империалистической, а затем и гражданской войны объем выпуска кружев сильно сократился. Но уже в 1921 году в Вологде был создан кооперативный «Артельсоюз», кружевоплетениѳм занимался каждый второй двор области, и число кружевниц достигло рекордной циф ры — превысило 50 тысяч! С 1928 года окрепший кружев ной промысел начал работу на экспорт. В 1930 году был со здан новый «Волкружевсоюз», и вологодский кружевной промысел занял ведущее место среди центров кружевопле тения. В этот период возникают новые фоновые рисунки:
122 легкие, с крупными просветами, отдельными плотными
элементами. Вологодское кружево становится легким и прозрачным. В орнаменте появляются мотивы, отражаю щие советскую действительность : самолеты, парашюты, звезды.
В конце 50-х годов кружевницы промысловых артелей стали работницами государственных предприятий, а позже было создано кружевное объединение «Снежинка»—сла женная хозяйственная и творческая организация, которая объединяет свыше 5 тысяч мастериц плетения вологодских кружев, так как вологодские кружева, тонкие, изящные произведения народного творчества, и по сей день изготов ляются вручную. Интересно отметить, что наименование объединения «Снежинка» произошло от названия скатерти, которая была удостоена золотой медали.
Техника плетения вологодских кружев всегда остается на высоте, но рисунок их может устареть, или само изделие перестанет пользоваться спросом, как было, например, с постельными покрывалами. В свое время спрос на них был огромный, а затем их вытеснили декоративные ткани. А вот вышедшие было из моды дорожки опять ценятся высоко. Объединение имеет постоянную связь с домами моделей, особенно с ленинградским. Многое подсказывают отечест венные и зарубежные выставки, где вологодские изделия неизменно отмечаются высокими наградами.
Модели изделий, узоры рождаются в творческих иска ниях. Их появлению предшествует множество эскизов, ва риантов композиции, орнамента не только красивых, но и отвечающих своему назначению. Уж если скатерть назва на «Снежинка», то сияние русской зимы чудится в бело снежных кристалликах рисунка. А скатерть «Ивушка» име ет свои выразительные мотивы, свои оттенки. Она вызывает впечатление трепещущей на ветру плакучей ивы. И даже
орнамент мерного кружева — словно частица живой |
при |
роды. Любовью к родному краю, тонким чувством красоты |
|
проникнуты творения кропотливого труда кружевниц. |
123 |
Воротничок из вологодских кружев.
Современные изделия объединения — модное мерное кру жево, кружевные воротнички, салфетки, перчатки, дорож ки и многие другие штучные изделия. Их выплетают сотнями тысяч, но и это уже не удовлетворяет растущего спроса.
За создание высокохудожественных образцов изделий художникам-мастерам объединения В. Д. Веселовой, В. Н. Ельфиной, Э. Я. Хумалле, К. В. Исаковой, В. В. Си бирцевой была присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина 1968 года, а объединение награждено дипломами I степени ВДНХ и Всесоюзным павильоном лучших образцов товаров народного потребления Мини стерства торговли СССР. В 1974 году кружевнице Н. И. Ва-
124 сильевой присвоено звание Героя Социалистического Труда.
КИРИШСКИЕ
КРУЖЕВА
Еще до Октябрьской революции кириінские кружева сла вились по всей России. В центре киришского кружевоплетения — селе Захожье — мастерицы плели в основном мер ные кружева, а также кружевные платья, накидки, ко сынки.
Основной тип киришского кружева — гипюрного харак тера. Своей основой он имеет тесьму, обводящую узор и соединенную разнородной сеткой. Такие кружева выплета лись в России в XVI—XVIII веках под влиянием итальян ского гипюра. Но кириінские кружевницы дополнили италь янскую композицию кружев русской узорчатостью, в ре зультате чего получился новый оригинальный узор, напоминающий лапчатые цветы.
Однако в первые десятилетия нашего века киришское кружевоплетение заглохло и возродилось только после Ве ликого Октября. В 30—40-е годы колхозницы сел Кириш ского района Ленинградской области все свободное время отдавали кружевоплетению. Особенно славились мастерицы Е. Д. Звездина, А. Т. Мохова, С. Тихонова. Елизавета Дмит риевна Звездина оплела герб СССР, окруженный гипюрным обрамлением. Эта легкая композиция, в которой была удач но решена сложная сюжетная задача, удивляла знатоков народных художественных промыслов. Другая ее замеча тельная работа — подзор «Всадники».
В период Великой Отечественной войны киришское кру жевоплетение почти прекратило свое существование. И только в последние годы принимаются меры к возрож дению забытого кружевного промысла.
В организованном Ленинградским областным производ ственным объединением народных художественных промыс лов цехе кружѳвоплетения, который объединяет кружевниц
промысла, им выдается сырье, и дома, в свободное время, 125