Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Киришские кружева (Ленинградская область).

они плетут -свои местные узоры с бесконечной нитью, без отреза. Возрождаются киришские традиционные узоры: «ноченька», «осиновички» и другие. Кружево нежное, с осо­ бым тонким рисунком, соперничающим с морозными узо­ рами на стекле. Даже названия кружев говорят о красоте: «цветок», «елочка», «путаница», «жемчужина», «воронья лапка», «мороз», «речка».

Знаменитая кружевница Екатерина Дмитриевна Звездина и сейчас живет в городе Волхове. Ее заботами возрож­ дается искусство плетения знаменитых кириінских кружев.

126 Видимо, главная задача объединения в этом деле — обеспе-


Киришские кружева.

чить сохранение и развитие старинного художественного промысла, не дать исчезнуть мастерству плетения, красоте и специфичности киришских кружев.

ЕЛЕЦКИЕ

КРУЖЕВА

Вторым, после Вологды, центром кружевоплетения в на­ шей стране является город Елец Липецкой области. Здесь на комбинате художественных промыслов мастерицы со­ здают свои знаменитые тонкие, воздушные мерные кружева

Елецкие кружева.

Елецкое кружевное изделие.

и небольшие изделия — салфетки, дорожки, косынки, воротнички и другую отделку к детскому и женскому платью.

Елецкий кружевной узор не похож ни на какой другой. Он отличается исключительной ажурностью, легкостью и большим разнообразием переплетений. В елецких кружевах больше нежных переходов от плотного плетения к легкому, ажуру, меньше различие между фоном и орнаментом. Это о них сказал в свое время замечательный скульптор Сергей Тимофеевич Коненков: «Разве можно не залюбоваться кру­ жевной метелью елецких мастериц, списывающих свои узоры с окон и деревьев, разукрашенных русским мо­ розом».

Признанием высоких художественных достоинств елец­ ких кружев является золотая медаль на международной вы­ ставке в Париже в 1937 году и большая серебряная ме­ даль на Брюссельской выставке. Они отмечены также ди­ пломами ВДНХ и Всесоюзного павильона лучших образ­ цов товаров народного потребления Министерства торговли

СССР.

Красота елецких кружев пользуется заслуженной славой на международном рынке, и они экспортируются во многие страны мира.

РЯЗАНСКИЕ

ЦВЕТНЫЕ

КРУЖЕВА

В городах Рязанской области Михайлове и Скопине пле­ тут кружева, .которые не спутаешь с кружевами других про­ мыслов. Михайловские кружева фабрики «Труженица» от­ личаются своими несложными геометрическими узорами, которые плетутся из цветных ниток: красных, синих, чер­ ных, желтых и других. Их плетут без сколов, по счету ни-

130 тей («численные» кружева). Нитки применяют толстые, и

Рязанские кружева красного цвета.

кружева эти своим незамысловатым красочным узором гармонично сочетаются с узорами народной вышивки в та­ ких изделиях, как скатррти, полотенца, женская и детская одежда, придавая им нарядность и своеобразие.

Скопинские кружева, в отличие от михайловских, более тонки и изящны и имеют более сложные узоры.

КИРОВСКИЕ

АЖУРНЫЕ

КРУЖЕВА

В городе Советске (Кировская область) на фабрике строчевышитых изделий плетут кружева, которые отличаются легкостью и прозрачностью. Редкая сетка этих кружев об­ разует геометрические фигуры — квадраты, прямоугольни­ ки, ромбы. Узоры кировских кружевниц разнообразны по характеру и решению и привлекают изяществом.

Особенностью кировских кружев является также под­ черкнутый переход от одного типа плетения к другому, что 131


создает резкую контрастность и большую декоративность. Даже традиционный узор «Славянка» выглядит в киров­ ских кружевах более контрастным, чем в елецких и воло­ годских.

Особенно нарядны ажурные кружева. Однако и штучные изделия (как правило, небольших размеров) — воротнички, отделка к платью, салфетки, косынки и другие, выполнен­ ные из цветных ниток, нарядны и изящны. Славятся плетением красивых узоров замечательные кружев­ ницы А. Гужавина, 3. Варакина, Н. Симакина и многие другие.

Кировские кружева.

Кировские кружева.

КРУЖЕВНЫЕ

УЗОРЫ С ВОЛГИ

Издавна славилась Балахна, что стоит на берегу Волги, своими кружевами. Еще в XVII веке плели здесь тонкие узоры с изображениями цветов, оленей, павлинов. Однако наибольшего развития кружевоплетениѳ в этих местах до­ стигло в XIX веке, когда оно стало традицией во многих крестьянских семьях.

Кружева, изготовленные в Балахне, пользовались неиз­ менным успехом не только на Нижегородской ярмарке, но и в Москве, Харькове и во многих других городах. Недаром 133

в народе говорили: «Балахнинские кружевницы — плести мастерицы».

В XX веке кружевоплетение в Балахне почти прекрати­ лось. В наши дни Балахна стала городом бумаги, электри­ чества, деревообработки. О кружевах почти забыли. Но бла­ годаря энтузиастам этого искусства в конце 60-х годов пле­ тение кружев в Балахне было возрождено, и сейчас в цехе кружевоплетения Городецкой фабрики строчевышитых из­ делий плетут знаменитые узоры с Волги — ажурные балах­ нинские кружева, которые пользуются большим успехом. Особенно хороши узоры кружев, сплетенных мастерицами Г. Полушкиной, Л. Блиновой и другими.

КОВРЫ

Первая ковровая мастерская в России, основанная в 1607 году, изготовляла безворсовые ковры — шпалеры для царских дворцов.

До XVIII века ковроделие в России являлось одним из видов домашнего ремесла. В конце XVIII—XIX веке в боль­ ших городах — Москве, Петербурге, Курске, Воронеже — и в крупных поместьях появилось множество ковровых фаб­ рик и мастерских, где изготовляли ковры с богатым цветоч­ ным орнаментом.

Взависимости от назначения ковер имел свой рисунок

исвою технику изготовления. Так, ковры для украшения саней —санные ковры — имели яркие крупные геометриче­

ские или растительные узоры, хорошо смотревшиеся издали. Ковры небольших размеров — настельники, насундучники и другие имели небольшие цветочные узоры. А ковры, пред­ назначенные для убранства комнат, были яркими, насы­ щенными цветом, декоративными.

Современные ковры сочетают полезные свойства с вы­ сокими художественными достоинствами, гармонией и чи-

134 стотой расцветки.


Наряду с ручным существует и машинный способ изго­ товления ковров. Однако ковры ручной работы и по слож­ ностирисунка, и по качеству исполнения остаются непре­ взойденными; они всегда несут на себе отпечаток индиви­

дуальности мастера.

Современные народные мастера ковроделия, используя все наиболее ценные народные и художественные тради­ ции, изготовляют ковры не только с растительным, цветоч­ ным орнаментом или геометрическим узором, но и с изоб­ ражениями птиц, животных или с двумя и более медальо­ нами различной формы.

В настоящее время ковры выполняют преимущественно высокоплотные ворсовые. Они имеют пушистую поверх­ ность за счет концов ворсовых узлов, навязанных на основ­ ные нити.

Если на один квадратный метр ковра приходится 160—300 тысяч узлов, то такой ковер называют высоко­ плотным, если 90—160 тысяч — плотным и 9—12 тысяч — низкоплотным.

В старину ткали больше безворсовых ковров. Однако и сейчас некоторые промыслы (например, Курский) продол­ жают изготовлять двусторонние и односторонние безворсо­ вые ковры.

Двусторонние безворсовые ковры (паласные) имеют с двух сторон одинаковый рисунок, полученный за счет тол­ стого пушистого утка. Односторонние ковры имеют на ли­ цевой стороне красивую фактуру и рисунок, полученный за счет шерстяного утка, оплетающего основу особым пере­ плетением.

Современное ковроделие знает более 50 видов ковров ручной работы, отличающихся характером и композици­

ей рисунка, а также способом выработки,

и носят

они

названия тех

промыслов,

где изготовлены : курские,

воронежские,

туркменские,

сибирские,

армянские

и

Другие.

 

 

 

135

Ковер хорошо смотрится на тахте, на полу, на стене и с течением времени не только не теряет своего качества, а даже становится более ценным.

Добрую славу имеют ковры курские, воронежские, си­ бирские, дагестанские; в Средней Азии — туркменские, на Кавказе—армянские, азербайджанские. Хороши и ковры Украины, Белоруссии, Молдавии, Эстонии. Все они имеют свои национальные особенности.

КУРСКИЕ КОВРЕ;

Традиционные ковры средней Руси — курские, безворсо­ вые, вырабатываются на Суджанской ковроткацкой фабри­ ке ,в Курской области. Для этих ковров характерным является цветочный узор, выполненный по черному фону.

Среди цветочных мотивов наиболее часто встречаются крупные розы, а иногда и полевые цветы — незабудки, ма­ ки. Как правило, букеты роз или других цветов заполняют центральное поле ковра, а гирлянды из листьев и цветов представляют его бордюр. Реже рамой ковра является гео­

метрический орнамент.

Узоры этих ковров отличаются насыщенностью и све­ жестью красок и реалистической трактовкой форм приро­ ды. Просвечивающийся между элементами орнамента чер­ ный фон ковра подчеркивает силуэт красных, розовых и малиновых цветов.

В последнее время наряду с традиционными алыми ро­ зами на черном фоне появились ковры с голубым, фисташ­ ковым и золотистым орнаментом.

Основные размеры курских ковров — 3—6 квадратных метров.

136