Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
Киришские кружева (Ленинградская область).
они плетут -свои местные узоры с бесконечной нитью, без отреза. Возрождаются киришские традиционные узоры: «ноченька», «осиновички» и другие. Кружево нежное, с осо бым тонким рисунком, соперничающим с морозными узо рами на стекле. Даже названия кружев говорят о красоте: «цветок», «елочка», «путаница», «жемчужина», «воронья лапка», «мороз», «речка».
Знаменитая кружевница Екатерина Дмитриевна Звездина и сейчас живет в городе Волхове. Ее заботами возрож дается искусство плетения знаменитых кириінских кружев.
126 Видимо, главная задача объединения в этом деле — обеспе-
Киришские кружева.
чить сохранение и развитие старинного художественного промысла, не дать исчезнуть мастерству плетения, красоте и специфичности киришских кружев.
ЕЛЕЦКИЕ
КРУЖЕВА
Вторым, после Вологды, центром кружевоплетения в на шей стране является город Елец Липецкой области. Здесь на комбинате художественных промыслов мастерицы со здают свои знаменитые тонкие, воздушные мерные кружева
Елецкие кружева.
Елецкое кружевное изделие.
и небольшие изделия — салфетки, дорожки, косынки, воротнички и другую отделку к детскому и женскому платью.
Елецкий кружевной узор не похож ни на какой другой. Он отличается исключительной ажурностью, легкостью и большим разнообразием переплетений. В елецких кружевах больше нежных переходов от плотного плетения к легкому, ажуру, меньше различие между фоном и орнаментом. Это о них сказал в свое время замечательный скульптор Сергей Тимофеевич Коненков: «Разве можно не залюбоваться кру жевной метелью елецких мастериц, списывающих свои узоры с окон и деревьев, разукрашенных русским мо розом».
Признанием высоких художественных достоинств елец ких кружев является золотая медаль на международной вы ставке в Париже в 1937 году и большая серебряная ме даль на Брюссельской выставке. Они отмечены также ди пломами ВДНХ и Всесоюзного павильона лучших образ цов товаров народного потребления Министерства торговли
СССР.
Красота елецких кружев пользуется заслуженной славой на международном рынке, и они экспортируются во многие страны мира.
РЯЗАНСКИЕ
ЦВЕТНЫЕ
КРУЖЕВА
В городах Рязанской области Михайлове и Скопине пле тут кружева, .которые не спутаешь с кружевами других про мыслов. Михайловские кружева фабрики «Труженица» от личаются своими несложными геометрическими узорами, которые плетутся из цветных ниток: красных, синих, чер ных, желтых и других. Их плетут без сколов, по счету ни-
130 тей («численные» кружева). Нитки применяют толстые, и
Рязанские кружева красного цвета.
кружева эти своим незамысловатым красочным узором гармонично сочетаются с узорами народной вышивки в та ких изделиях, как скатррти, полотенца, женская и детская одежда, придавая им нарядность и своеобразие.
Скопинские кружева, в отличие от михайловских, более тонки и изящны и имеют более сложные узоры.
КИРОВСКИЕ
АЖУРНЫЕ
КРУЖЕВА
В городе Советске (Кировская область) на фабрике строчевышитых изделий плетут кружева, которые отличаются легкостью и прозрачностью. Редкая сетка этих кружев об разует геометрические фигуры — квадраты, прямоугольни ки, ромбы. Узоры кировских кружевниц разнообразны по характеру и решению и привлекают изяществом.
Особенностью кировских кружев является также под черкнутый переход от одного типа плетения к другому, что 131
создает резкую контрастность и большую декоративность. Даже традиционный узор «Славянка» выглядит в киров ских кружевах более контрастным, чем в елецких и воло годских.
Особенно нарядны ажурные кружева. Однако и штучные изделия (как правило, небольших размеров) — воротнички, отделка к платью, салфетки, косынки и другие, выполнен ные из цветных ниток, нарядны и изящны. Славятся плетением красивых узоров замечательные кружев ницы А. Гужавина, 3. Варакина, Н. Симакина и многие другие.
Кировские кружева.
Кировские кружева.
КРУЖЕВНЫЕ
УЗОРЫ С ВОЛГИ
Издавна славилась Балахна, что стоит на берегу Волги, своими кружевами. Еще в XVII веке плели здесь тонкие узоры с изображениями цветов, оленей, павлинов. Однако наибольшего развития кружевоплетениѳ в этих местах до стигло в XIX веке, когда оно стало традицией во многих крестьянских семьях.
Кружева, изготовленные в Балахне, пользовались неиз менным успехом не только на Нижегородской ярмарке, но и в Москве, Харькове и во многих других городах. Недаром 133
в народе говорили: «Балахнинские кружевницы — плести мастерицы».
В XX веке кружевоплетение в Балахне почти прекрати лось. В наши дни Балахна стала городом бумаги, электри чества, деревообработки. О кружевах почти забыли. Но бла годаря энтузиастам этого искусства в конце 60-х годов пле тение кружев в Балахне было возрождено, и сейчас в цехе кружевоплетения Городецкой фабрики строчевышитых из делий плетут знаменитые узоры с Волги — ажурные балах нинские кружева, которые пользуются большим успехом. Особенно хороши узоры кружев, сплетенных мастерицами Г. Полушкиной, Л. Блиновой и другими.
КОВРЫ
Первая ковровая мастерская в России, основанная в 1607 году, изготовляла безворсовые ковры — шпалеры для царских дворцов.
До XVIII века ковроделие в России являлось одним из видов домашнего ремесла. В конце XVIII—XIX веке в боль ших городах — Москве, Петербурге, Курске, Воронеже — и в крупных поместьях появилось множество ковровых фаб рик и мастерских, где изготовляли ковры с богатым цветоч ным орнаментом.
Взависимости от назначения ковер имел свой рисунок
исвою технику изготовления. Так, ковры для украшения саней —санные ковры — имели яркие крупные геометриче
ские или растительные узоры, хорошо смотревшиеся издали. Ковры небольших размеров — настельники, насундучники и другие имели небольшие цветочные узоры. А ковры, пред назначенные для убранства комнат, были яркими, насы щенными цветом, декоративными.
Современные ковры сочетают полезные свойства с вы сокими художественными достоинствами, гармонией и чи-
134 стотой расцветки.
Наряду с ручным существует и машинный способ изго товления ковров. Однако ковры ручной работы и по слож ностирисунка, и по качеству исполнения остаются непре взойденными; они всегда несут на себе отпечаток индиви
дуальности мастера.
Современные народные мастера ковроделия, используя все наиболее ценные народные и художественные тради ции, изготовляют ковры не только с растительным, цветоч ным орнаментом или геометрическим узором, но и с изоб ражениями птиц, животных или с двумя и более медальо нами различной формы.
В настоящее время ковры выполняют преимущественно высокоплотные ворсовые. Они имеют пушистую поверх ность за счет концов ворсовых узлов, навязанных на основ ные нити.
Если на один квадратный метр ковра приходится 160—300 тысяч узлов, то такой ковер называют высоко плотным, если 90—160 тысяч — плотным и 9—12 тысяч — низкоплотным.
В старину ткали больше безворсовых ковров. Однако и сейчас некоторые промыслы (например, Курский) продол жают изготовлять двусторонние и односторонние безворсо вые ковры.
Двусторонние безворсовые ковры (паласные) имеют с двух сторон одинаковый рисунок, полученный за счет тол стого пушистого утка. Односторонние ковры имеют на ли цевой стороне красивую фактуру и рисунок, полученный за счет шерстяного утка, оплетающего основу особым пере плетением.
Современное ковроделие знает более 50 видов ковров ручной работы, отличающихся характером и композици
ей рисунка, а также способом выработки, |
и носят |
они |
||
названия тех |
промыслов, |
где изготовлены : курские, |
||
воронежские, |
туркменские, |
сибирские, |
армянские |
и |
Другие. |
|
|
|
135 |
Ковер хорошо смотрится на тахте, на полу, на стене и с течением времени не только не теряет своего качества, а даже становится более ценным.
Добрую славу имеют ковры курские, воронежские, си бирские, дагестанские; в Средней Азии — туркменские, на Кавказе—армянские, азербайджанские. Хороши и ковры Украины, Белоруссии, Молдавии, Эстонии. Все они имеют свои национальные особенности.
КУРСКИЕ КОВРЕ;
Традиционные ковры средней Руси — курские, безворсо вые, вырабатываются на Суджанской ковроткацкой фабри ке ,в Курской области. Для этих ковров характерным является цветочный узор, выполненный по черному фону.
Среди цветочных мотивов наиболее часто встречаются крупные розы, а иногда и полевые цветы — незабудки, ма ки. Как правило, букеты роз или других цветов заполняют центральное поле ковра, а гирлянды из листьев и цветов представляют его бордюр. Реже рамой ковра является гео
метрический орнамент.
Узоры этих ковров отличаются насыщенностью и све жестью красок и реалистической трактовкой форм приро ды. Просвечивающийся между элементами орнамента чер ный фон ковра подчеркивает силуэт красных, розовых и малиновых цветов.
В последнее время наряду с традиционными алыми ро зами на черном фоне появились ковры с голубым, фисташ ковым и золотистым орнаментом.
Основные размеры курских ковров — 3—6 квадратных метров.
136