Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так как

cos Ѳ— cos (arctg\

d x ! = 0,991,

то

11882

0,991 = —0,109.

9,81-130000

Для определения индуктивного сопротивления необходимо знать удельную нагрузку на крыло. Этот вопрос в применении к данной задаче рассмотрен в гл. IV.' Для предварительных рас­ четов целесообразно воспользоваться статистическими материа­ лами по аналогичным БЛА. В данном случае воспользуемся удельной нагрузкой на крыло зенитной ракеты СШ А «Найк Гер­ кулес». У этой ракеты крыло треугольной формы с бортовой хордой почти по всей длине корпуса. Принимаем геометрические и весовые характеристики, приведенные в работе (43]: размах крыла 2,3 м, длина корпуса 8,1 м, стартовый вес без ускорителя 2260 кгс. Площадь крыла

S ^ ~ - 2 , 3 - 8 , \ = 9,3 м2,

~240 кгс/м2.

Полагаем приближенно, что топливо расходуется пропорциональ­ но времени полета (это идет в запас расчета). Тогда по форму­ ле (1.45'), пренебрегая вторым членом в знаменателе, получаем

су=

- —

-0,109(1

 

120W - 0,0538.

У

331

(

150

J

 

Пользуясь формулами (1. 44) и (1. 47), находим

0,935-0,05382 = 0,113- го-4.

240

Значение же баллистического коэффициента без учета индук­ тивного сопротивления, согласно приведенной выше формуле

з = 0,667• ІО-4 ^0,5 +

j = 0,558• ІО-4.

Таким образом, в данном случае, индуктивное сопротивление со­ ставляет приблизительно 20% от сопротивления при нулевой подъемной силе. Это относительное индуктивное сопротивление взято для интервала от х = 50 км до 150 км.

В табл. 1.4 приведены величины, необходимые для определе­ ния относительного веса топлива. Для расчета рт траектория разбита на 4 участка. Согласно табл. 1.4,

Б г —2

—0,1574,

p.rft—2

ДР'тhi —0,1246,

2 ДРта і =

0,1769, рга = 2

ДіѴаІ + 2

(Д11та)инд= 0,1795.

51


Следовательно, по формуле (1.60) и табл.0 ,1. 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[лт = 1

- е - ° - 282 +

0 , 1 7 9 5 =

4 2 5 2 ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О0 =

 

____________ 1,3-500___________

= .1 8 6 5

К Г С .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1— (0,15 + 1,18-0,4252)

 

Т а б л и ц а 1.4

 

 

 

 

Участок траектории

 

 

 

Начало

1

2

 

 

 

 

 

 

 

полета

3

4

 

hi

м, задаемся

 

 

 

 

 

 

0

20000

50000

100000

150000

 

Хі

м, по уравнению

 

 

 

 

1000

15120

30360

40000

30000

 

ti

 

 

 

 

 

 

Ѵі

с, по рис. 1. 12

 

 

 

 

 

0

27

61

107

150

 

 

 

м/с, по уравнению

 

 

 

800

934

1066

1174

1200

 

/ср і,

по

линейной

интерпо-

247

262

270

270

ляцииѴ1 =

(У і

 

V і_і)/g l ср 1

0,0554

0,0514

0,0408

0,0098

 

Д[Л,hi ~ {h-i

 

tii

—iVV'cp

[I

cp i

 

 

Pqyi

 

 

 

 

 

 

 

0,0660

0,0580

0,0319

-0,0313

 

 

P

hi

по формуле (1.64')

0,1297

0,0763

0,0302

0,0049

 

 

 

по формуле

(1.65')

 

— ■

0,0916

0,0296 -0,0153 -0,0157

ar

 

 

ф/ по формуле

(1.67)

 

 

0,800

0,899

0,985

1,011

Qi

101 =

0,667 (0,5 +

1,25/M,-)

0,690

0,595

0,571

0,561

0,545

 

 

по стандартной

атмосфере

0,1134

0,01954

0,001715

0,000408

0,001825

 

 

 

 

?; =

Y

QiV‘2

 

 

 

36200

8500

975

281

1310

(aiQi)cp

=

+ p

 

(a/ 4 7 + a / - i9 ,i—l)

1,502

0,2803

,0,0356

0,0436

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,1312

0,0327

0,0060

0,0070

 

 

ДНта

i =

Фі

(aіЯ

 

 

i/^cp i

 

 

 

(ЛУ"га)инд “

^ftTaacc/(Jcp /

 

 

0,0012

0,0014


Глава II

МЕТОДЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА КОНСТРУКЦИЙ

ик ом пон овочн ы х СХЕМ

1.КРИТЕРИИ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

ИОПТИМИЗАЦИИ КОНСТРУКЦИЙ И СИСТЕМ

При сравнении различных вариантов ЛА и оптимизации кон­ струкций и систем необходимо учитывать влияние различных фак­ торов на эффективность эксплуатационного комплекса ЛА. Под эксплуатационным комплексом ЛА понимается комплекс мате­ риальных средств, который обеспечивает выполнение ЛА целе­ вой задачи.

Вэксплуатационный комплекс ЛА, кроме самого ЛА, неред­ ко входят материальные средства, по экономической значимости во много раз превышающие собственно ЛА. Например, по рас­ чету американских авторов [127], заводская стоимость авиацион­ ного снаряда класса ВВ составляет только 13% от затрат на весь комплекс, включая и ракетоноситель.

Всвязи со сложным составом комплекса БЛА, при сравне­ нии различных вариантов БЛА и их конструкций необходимо

базироваться на достаточно правильные критерии качества. В настоящее время еще не установились критерии качества, и в литературе высказываются нередко различные точки зрения на них. Даже терминология в этом вопросе не является установив­ шейся.

В большинстве случаев различие в подходе к критерию каче­ ства является результатом различных отношений к тому же самому объекту. Одни рассматривают ЛА как средство обеспече­ ния выполнения определенных тактических, научных или транс­ портных задач, другие — как одно из технических средств народ­ ного хозяйства. Первые интересуются в основном техническими и тактическими показателями ЛА, вторые, кроме того, и экономи­ ческими. В связи со сказанным, обе категории в эффективность ЛА включают разные понятия.

Первые под эффективностью Л А понимают вероятность вы­ полнения с помощью него тактической задачи. Вторые под эф­ фективностью ЛА понимают народнохозяйственные затраты, не­ обходимые для выполнения с заданной вероятностью тактиче­ ской задачи.

за

В литературе имеются различные трактовки второго понятия эффективности. Так Морз и Кимбелл [41] под эффективностью или точнее критерием эффективности понимают «соотношение по­ терь». Более точная формулировка эффективности дается Мериллом [39], который представляет эффективность в виде отно­ шения двух величин

 

 

 

D

Е =

U/C,

где величина

— причиненный или предотвращенный ущерб,

величина

С

— общая стоимость систем.

Предложенный Мериллом

критерий эффективности предна­

значен для исследования тактических операций, при сравнении различных систем. Мерилл пишет, что критерий эффективности Е следует применять тогда, когда необходимо сравнить конкури­ рующие системы. Для сравнительного анализа конструктивных решений или для оптимизации параметров ЛА критерий Мерилла не пригоден.

Д. Л. Томашевич [62] предложил критерий, подобный крите­ рию Мерилла, но более соответствующий ЛА. Этот критерий

л= Д /Д ,

где величина В аналогична величине С в критерии Мерилла, а именно затраты на производство и эксплуатацию ЛА, величи­ на же Р характеризует целевую отдачу и представляет довольно сложную функцию.

Для учета влияния различных привходящих обстоятельств, некоторые авторы предлагают составные критерии. Например, Ю. С. Солнышков [59] предлагает критерий в виде суммы

 

Wlt W2, ■

 

W0= k 1W1 +

k2W2+ . . . + k nWn,

 

 

 

где

. .,

Wn

— частные показатели эффективности, входя­

kn

 

 

щие

в систему

показателей

рассматриваемой задачи;

ku k

2, ...,

. ..,

 

— коэффициенты, определяющие относительную

значи­

мость частных показателей.

 

 

 

 

1.1. Составные критерии

Приведенные выше критерии являются составными: они или представляют отношение двух критериальных величин или сум­ му нескольких критериальных величин с коэффициентами их зна­ чимости. Такие критерии являются в техническом смысле не обоснованными. Критерии же в виде суммы, кроме того, требуют введения коэффициентов значимости, которые являются весьма субъективными.

Основным недостатком любых критериев в виде дроби, ана­ логичных критерию Мерилла, является то, что без всяких такти­ ческих, технических и экономических обоснований принимается

54


эквивалентность тактических свойств затратам на тактическую операцию. Согласно критерию в виде дроби, доводя затраты до нуля, можно довести и тактический успех до нуля. Следователь­ но, создание какой-нибудь системы эквивалентно отсутствию та­ кой системы, так как в последнем случае затраты равны нулю, а отношение тактических свойств к затратам может иметь конеч­ ное значение.

Профессор Е. С. Вентцель с едкой иронией раскритиковала критерии в виде дроби (10]. Она также показала, что составные критерии в виде суммы различных критериев с весовыми коэф­ фициентами являются модификациями критериев в виде дроби.. Она заключает: «оба типа «составных»'критериев обладают одни­ ми и теми же недостатками и для практического применения их рекомендовать нельзя».

Профессор В. Ф. Болховитинов о «составных» критериях пи­ сал так: «эффективность бомбардировки нельзя оценивать балан­ совой стоимостью разрушенного объекта и стоимостью потерян­ ных при этом бомбардировщиков и сброшенных бомб, так как в зависимости от того, сколько аналогичных заводов имеет про­ тивник и каково участие продукции разрушенного завода в вы­ пуске различной военной техники, «стоимость» с точки зрения достижения победы над врагом меняется от малой до очень большой величины, в очень редких случаях совпадая с балансо­ вой стоимостью» [6].

Специалисты СШ А в области военной экономики Ч. Хитч и Р. Маккин, относясь отрицательно к критериям в виде дроби, на примере из области бомбардировочной авиации показывают, что принимая критерий в виде дроби (отношение ущерба противника к затратам на бомбардировщики и бомбы), «избранной нами системой окажется такая, которая приведет к проигрышу войны без затраты больших средств» [66].

При сравнительном анализе и оптимизации конструкций и систем критерии следует выбирать, исходя из целевой задачи сравнительного анализа или оптимизации. Критерий должен быть один, другие критериальные факторы должны быть при­ няты по статистике или на основе предшествующего проектиро­ вочного анализа. В проектировочных задачах, в большинстве случаев, задачу удается сводить к одному критерию.

При выборе критерия необходимо базироваться на основном для данного этапа решении проектировочной задачи, другие кри­ териальные величины должны быть подчинены главному. Сле­ дует заметить, что в процессе разработки различных агрегатов ЛА, а также при установлении летных характеристик, критерии могут быть различные. Это объясняется различной удельной зна­ чимостью критериев на различных этапах разработки ЛА и для различных типов агрегатов ЛА. Все применяемые при разработ­ ке ЛА критерии можно свести к следующим: целевые, экономиче­ ские, весовые, временные.


Целевые критерии применительно к военным объектам явля­ ются тактическими, которые нередко называют боевой эффектив­

ностью [6], [59].

1. 2. Тактические критерии

Тактическими критериями для оружия или для системы ору­ жия могут быть те, которые в наибольшей степени характери­ зуют выполнение тактической задачи. Вопросами анализа так­ тических критериев занимались многие авторы, в том числе Бол­ ховитинов В. Ф. [6], Вентцель Е. С. [10], Варфоломеев В. И. {48], Солнышков Ю. С. [59], Томашевич Д . Л. [62], Мерилл Г. [39], Морз Ф. М., Кимбелл Д. Е. [41].

К тактическим критериям обычно относят вероятность выпол­ нения тактической задачи [6], [10], [48], [68]. Однако к критери­ альным факторам нередко относили в авиации летные характе­ ристики. Например, до пятидесятых годов важнейшим критери­ альным фактором для истребителя была скорость, которая

.весьма существенно влияла на боевую эффективность [6].

Для БЛА скорость, как правило, не является лимитирующей выполнение тактической задачи, а следовательно, она не может быть критериальным фактором. Действительно, при наличии ра­ кетных двигателей можно получить скорость полета любую вплоть до космической. Это относится также к дальности и вы­ соте полета. Поэтому летные характеристики БЛА в большин­ стве случаев не являются критериальными.

Для боевых БЛА в качестве тактического критерия обычно принимают вероятность поражения цели [10], [48], [59]. Однако, большое критериальное значение для некоторых классов БЛА имеет боеготовность, то есть вероятность запуска данного БЛА в любой заданный интервал времени. Боеготовность зависит от времени подготовки БЛА к пуску [48], при этом, конечно, должно учитываться время на профилактические осмотры, ремонты и на замену агрегатов или деталей. Если боеготовность низкая, то необходимо иметь в строю большее количество БЛА.

Вероятность поражения цели, являющаяся обычно основным тактическим критерием для БЛА, зависит от ряда факторов: ошибок системы управления, летных свойств БЛА и цели, гео­ метрических и весовых характеристик БЛА, типа и веса боевой части, противодействия противника. Наиболее трудно поддается учету противодействие противника, в то же время оно может быть настолько значительно, что будет являться основным фак­ тором, снижающим вероятность поражения цели. Противодейст­ вие противника обычно характеризуется вероятностью предот­ вращения успешности атаки летательного аппарата. Обычно так­ тическая вероятность поражения цели — меньше единицы. Кро­ ме того, при наличии автоматики на БЛА надежность его так-

56