Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
Применение участка пассивного полета возможно только при большой средней скорости
^ с р > у ( ^ о + ^ к).
Это неравенство может являться приближенным критерием воз можности применения пассивного участка полета. Применение пассивного полета вообще целесообразно лишь на сравнительно больших высотах полета, на которых аэродинамическое сопро тивление сравнительно невелико.
6.2. Двухрежимные ракетные двигатели
Для одноступенчатых БЛА с РДТТ нередко приходится обес печивать два режима работы двигательной установки: первый режим стартовый, обеспечивающий быстрый разгон БЛА до при емлемой скорости, и второй режим маршевый, обеспечивающий необходимые дальность полета, среднюю и конечную скорости. Двухрежимная работа двигательной установки может быть не обходима для обеспечения заданных кинематических характери стик без применения пассивного полета.
Рассмотрим случай, когда тяговооруженность первого режи ма известна, например, из условия безопасности на стартовой позиции (при старте с самолета, с транспортера, с корабля) или из условия устойчивости после схода со стартовой установки. В этом случае скорость разгона будет близка к линейной зависи мости от времени. Поэтому, обозначая время работы двигатель ной установки на первом режиме Хі, можно приближенно при нять скорость в конце работы первого режима
Делая вывод, аналогичный выводу формулы (1.84), получим Ті 2Ѵсѵ- Ѵ к- Ѵ 0
тѴ о - Ѵ к + Ѵ0т
Значение Ѵ0 в этой формуле определяется по формуле (1.85), или может быть задано.
Потребные относительные расходы топлива на каждом режи ме Дцт 1 и Ацт 2 можно определить, исходя из общего относитель ного расхода топлива рт при этом
AfM |
A G Tl |
= |
Р\Х\ |
|
|
Go |
|
12 2 |
|
||
|
|
1 |
(1.90) |
||
|
AGтг |
|
h |
|
|
ДіБг |
|
Я У |
|
||
Go |
|
|
|
|
|
где |
p i |
P |
_ |
p 2 |
|
/ ѵ |
Go |
|
G0 |
|
47
причем
!АГ=ДР-ТН-ДР-Т2-
Если известна тяговооруженность второго режима работы дви гательной установки,то находим
V W g |
..^ ~ ° кУк — sin Ѳк |
(1.91) |
V |
1 --- |АТ |
|
затем аналогично формуле (1. 84), получаем
Т] __ |
2Ѵср — 2ѴК+ Ѵкх |
/ |
(1.92) |
||
т |
ѵ0- Ѵ к + Ѵкт |
|
Уточнение формулы (1.89) и (1.92) можно сделать по методике, изложенной при выводе формулы (1. 88).
7.ПРИМЕР БАЛЛИСТИЧЕСКОГО, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
ИВЕСОВОГО РАСЧЕТОВ
Для иллюстрации методик баллистических, энергетических и весовых расчетов в данном параграфе проводится численный рас чет, основанный на изложенных в гл. I методах и формулах. Чис ленные исходные данные являются произвольными и носят иллю стративный характер; они приблизительно соответствуют данным американской зенитной управляемой ракеты «Найк Геркулес», см. [43].
Для примера рассмотрим вторую ступень зенитной ракеты со следующими исходными данными для траектории с максималь ным расходом топлива: Го = 80О м/с, Ѵ„=1200 м/с, + =1000 м. /гк= 3 0 км, хК'=150 км, т=150 с, GnH = 500 кгс, /0 = 240, /30= 270, двигатель Ж РД .
Строим траекторию полета, исходя из приведенных условий. Кроме того, добавляем ограничение пук —0. Таким образом име
ем 3 условия: (х0= 0 , /г0= 1000 м), |
(*„=150000 м, +=30000 м), |
||
{Пу к |
= 0), следовательно, уравнение траектории можно построить |
||
из трех членов в правой части: |
-Т |
(х^х^. |
|
|
h == ho d\X |
||
|
|
|
Учитывая, что /г0 = 1000 м, в уравнении (1. 17) следует ввести вместо /гк величину hK—+ = 30000— 1000= 29000 м. Тогда по (1. 17)
А = 1000-{-0,193*+3,41 • 10-6 [1 + (0 ,1 9 3 - 0,511)2]3/2 X
X (1.5- 105х — х2),
или
А = 1000 + 0 ,7 8 4 *- 3,94- ІО-6* 2,
(см. рис. 1. 10).
48
Для определения дальности полета разбиваем траекторию на участки и представляем дальность полета в виде
£ = |
|
У Д + 2 + |
ДА;2 , |
следовательно, |
ѴСр = |
||
находим при 10 участках |
|
L = 161 |
км, |
|
|||
= 1071 м/с. Зависимость |
L |
от |
х |
см. рис. 1. 12. |
|
||
|
|
|
|
|
|
Рис. 1.10.
Уравнение для скорости берем в форме (1.31). Значения вхо дящих в уравнение коэффициентов, согласно формул (1.32) будут:
— (3 ■ 1071 - 2•800 - 1200)= 5,50,
150
£2= JL (8 0 0 -|- 1200-2-1071)= -0,0189.
Следовательно,
V = 800 + 5,5 / — 0,0189/2,
по формуле (1. 39)
L = 800 / + 2,75 /2 — 0,0063/3.
Зависимость |
V от t |
приведена на рис. 1. 11, а зависимость |
L |
от |
|||
/ — на рис. 1. 12. Там же дана зависимость |
L |
от |
х. |
|
|
||
|
|
|
|
Определяем относительные веса конструкции по материалам разд. 1.1. Принимаем
Рф=0,3, Рп-л.б.кр — 0,06, Рдв— 0,03.
Учитывая необходимость значительной площади крыла (боль шая высотность), принимаем цкр=О,06. Тогда
pg = 0,06+ 0,06+ 0,03 = 0,15.
Так как топливные баки должны подвергаться действию значи тельных поперечных перегрузок, с учетом данных табл. 1.2, при нимаем а —0,15. Нерасходуемые остатки топлива принимаем рав ными 3% от расходуемого топлива (см. разд. 5).
49
Для предварительной оценки полетного веса принимаем ори ентировочно относительный расход топлива рт = 0,4. Тогда по формуле (1.3) находим
|
G0= --------- |
^ + 0 '3)—---------— 1725 кгс. |
|
|
|||||
|
1 |
— [0,15 + |
(1 + 0,18)0,4] |
|
|
|
|||
Принимая |
значение коэффициента |
D |
в |
формуле |
(1.42) |
D = |
|||
= 8 - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10-4 (см. разд. 4. 1), находим |
|
|
|
|
|
||||
|
|
а = |
JLi*L_i— о,667іо -4. |
|
|
||||
Принимая |
А =0,5, |
о |
17251/3 |
|
|
получаем |
по форму |
||
ß = l,2 5 |
(см. разд. 3), |
||||||||
ле (1.43) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. 11. Рис. 1. 12.
Для учета индуктивного сопротивления определяем попереч ные перегрузки по траектории. Так как в данном случае индук тивное сопротивление небольшое, произведем расчет для точки вблизи максимальной высоты, в районе которой следует ожидать наибольшие значения а я. В качестве такой характерной точки
принимаем точку с /=120 с, х=115 км, |
h = |
39 км, 1/=1188 м/с, |
М = 3,720, е = 4,704-10~4 кгс-с2/м4, ^= 331 |
кгс/м2. |
Представляем нормальную перегрузку как сумму перегрузок, потребных для уравновешивания центробежной и гравитацион
ной Сил |
Пу |
gr |
I |
й |
где г — радиус кривизны |
= ------ г cos О, |
|||
траектории, который определяем по |
||||
формуле (1. 15),г |
дифференцируя= |
уравнение_ 130сю0траекторииц. |
||
|
— 7,88-10—6 |
|
|
5 0