Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
пуса, содержащей полезную нагрузку к весу последней (как вес контейнера). Обозначая в этом случае
получим
dOo= f vdOt.R- |
( 2. 6' ) |
Для получения AG0 при конечном изменении полезной на грузки проведем интегрирование уравнения (2.6), полагая
1+ ЭФ
:const.
1+ Эф-
Справедливость этого выражения станет очевидной, если учесть, что значение Рф постоянно (см. гл. I, разд 1), а величина £ весьма слабо изменяется с весом (см. ниже) и является небольшой по сравнению с величиной 1+ Рф (меньше 50%)- Учитывая выраже ние для
получим |
U - |
|
°о |
|
|
|
|
G., |
|
|
|||
dGn |
1 |
+ |
Эф |
d G UM |
. |
|
|
1 |
G,, н |
||||
|
|
+ |
Эф — С |
|
||
интегрируя левую часть в пределах |
от G0 до G0 + AG0, правую |
|||||
часть от Gn. и до Gn. н + AGn. „, получим |
. i+ßrf |
|||||
1 |
Gn |
1 |
AG„ |
|||
AGn |
G„ |
|
|
Разлагая правую часть в степенной ряд и ограничиваясь первы ми двумя членами, получим, учитывая выражение (2.5),
A G0—/ р( 1+ ?ф) дОи.н. |
(2.7) |
При
ДОд і < 0 ,2
ошибка, даваемая формулой (2.7), меньше 2%.
3.1. Приближенное определение коэффициента масштабного эффекта
Величина £ характеризует влияние полетного веса (масшта ба веса) на коэффициент роста, см. формулу (2.5). Источником этого влияния является тот фактор, что относительный вес конст рукции рк и коэффициент аэродинамического сопротивления сх не остаются постоянными при изменении полетного веса. Напри-
78
мер, относительный вес конструкции крыльев при увеличении полетного веса возрастает вследствие увеличения размаха крыль ев. Значение сх с увеличением полетного веса уменьшается, так как поверхность корпуса (в том числе и мидель) растет пропор ционально G 2/3 , а площадь крыла — пропорционально G0.
Значение £ можно разбить на две части
с= св + са, |
(2.8) |
где £в — определяется весовым масштабным эффектом, £а — оп ределяется аэродинамическим масштабным эффектом.
В соответствии с выражением (2. 4),
R |
O |
<W |
=/оОо(Ь |
öGn |
C = / |
G0 |
PGn |
На величину £в существенное влияние оказывают масштаб ный эффект относительного веса несущих поверхностей р„.п, а также масштабный эффект относительного веса топливных ба ков низкого давления. Масштабным эффектом относительных весов других элементов конструкции можно пренебречь.
Относительный вес однотипных подобных крыльев в доста точно большом диапазоне G0 можно принять равным
IJ'KP= «KPGO/35
где коэффициент акр зависит от типа конструкции крыла, его формы, расчетных перегрузок, материала конструкции, удельной нагрузки на крыло и других факторов. Для.самолетных крыльев обычно теоретически принимается ркр пропорциональным GJ'2.
Сандерс, учитывая в своей весовой формуле крыла влияние раз личных факторов (жесткости, скоростного напора и др.), прини мает относительный вес крыла самолета пропорциональным G J2’5 , см. [69]. БЛА обычно имеют значительно меньшие, чем
у самолетов, размеры крыльев и поэтому у них в общем весовом балансе крыла более значительный удельный вес составляют «нерасчетные» элементы и узлы.-Поэтому для БЛА более оп равданным является пропорциональность р,ф величине G*,'3 . Сле
довательно, для несущих поверхностей (для крыла и оперения)
С„.п= /<А) dG0 |
(2.9) |
Толщина стенок несущих топливных баков низкого давления обычно определяется силами сжатия, возникающими от изгибаю щего момента аэродинамических и инерционных сил или от тяги двигателей. Так как аэродинамические и инерционные силы, а также сила тяги, при обеспечении заданных баллистических ха-
79
рактеристик, пропорциональны полетному весу Go, то можно на писать для напряжения в оболочке бака
а |
bd |
G f |
Go |
|
где ~ — знак пропорциональности, d — диаметр бака, при этом
d ~ Q f .
Критическое напряжение сжатия в цилиндрической оболочке, как известно,
акр |
d |
O f ' |
|
||
|
|
следовательно, учитывая, что ст = сгКр, получим
8 — O f .
Вес бака пропорционален толщине (приведенной) стенок б и его поверхности
S —Q2'3 .
следовательно,
^ Н) = ^ - = %.несO f -
Коэффициент масштабного эффекта для несущих баков низкого давления
г’ б.нес —__ |
-f Гі |
^б.нес^ |
£ |
|
J 0U 0 |
— “ g1" /о^„Гн',б .н ес’ |
|
||
ИЛИ |
Ce.Hec = - f /o^afäec- |
(2.10) |
||
|
В случае ненесущих баков низкого давления толщина стенки баков определяется конструктивно-технологическими факторами (прочность и герметичность сварных швов, крепление арматуры и самих баков, защита от осколков и пуль). В этом случае тол щина стенки баков в некотором диапазоне весов практически не
.зависит от веса ЛА. Относительный вес ненесущих (н. н) баков низкого давления
_ і _
^бін.н^^б.н.н^о .
Следовательно,
чб.н,н |
------ / > гаін) . |
|
Г |
__ |
£ J0ѵ б.Н.Н |
( 2 . 1 0 ' )
80
Для баков высокого давления их относительный вес почти не зависит от полетного веса и, следовательно,
Для определения коэффициента аэродинамического масштаб ного эффекта воспользуемся формулами (1.42) и (1.43) и пере пишем выражение (1. 61) в виде
Учитывая формулу (1. 60), |
ди0 |
|
|
(2.11) |
°0ПДІ- = - - Д - !\ а , |
- |
|
||
следовательно, |
|
3 |
(2.12) |
|
^а-=------ ^о:Ата ( 1+ «)- |
|
|||
Следует заметить, что величина рта в формуле (2. 12) |
должна |
|||
определяться без учета индуктивного сопротивления, |
так как |
|||
последнее не имеет «масштабного эффекта». |
|
|
||
Общее значение коэффициента «масштабного эффекта» |
||||
С = |
Са + С„.п + :б, |
|
(2.13) |
где £а, £н.п, £б определяются по формулам (2.9), (2. 10),,(2. 11), (2. 12). В выражении (2. 13) не учитывается масштабный эффект двигателей, который для РДТТ и Ж РД практически равен нулю. Для ВРД (ТРД, РПД и ПВРД) масштабный эффект близок к нулю. Для ТРД теоретически £дВ~ Р 1/4, однако практика разви тия ТРД последних лет за рубежом не подтверждает этого.
Пример. |
Для примера воспользуемся данными для второй |
ступени зенит |
|||||
ной ракеты, |
рассмотренной в |
гл. |
I, разд. 7. |
Принимаем: |
f0 |
= 3,73; рф =0,3; |
|
Цкр = 0,06; [Лоп = |
0,01; «о = 0,1; |
а = |
0,18; рітa = |
0,1795; рт = |
0,4252. |
||
По формуле |
(2. 12) |
|
|
|
|
|
Са = — — -3,73-0,1795-1,18 = — 0,263,
3
по формуле (2. 9)
С„.п = — -3,73-0,07 =,- 0,087,
3
по формуле (2. 10)
Иб нес = — -3,73-0,4252-0,1 =0,0264,
6
следовательно, по формуле (2. 13)
С = - 0 ,1 5
81