Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пуса, содержащей полезную нагрузку к весу последней (как вес контейнера). Обозначая в этом случае

получим

dOo= f vdOt.R-

( 2. 6' )

Для получения AG0 при конечном изменении полезной на­ грузки проведем интегрирование уравнения (2.6), полагая

1+ ЭФ

:const.

1+ Эф-

Справедливость этого выражения станет очевидной, если учесть, что значение Рф постоянно (см. гл. I, разд 1), а величина £ весьма слабо изменяется с весом (см. ниже) и является небольшой по сравнению с величиной 1+ Рф (меньше 50%)- Учитывая выраже­ ние для

получим

U -

 

°о

 

 

 

G.,

 

 

dGn

1

+

Эф

d G UM

.

 

1

G,, н

 

 

+

Эф — С

 

интегрируя левую часть в пределах

от G0 до G0 + AG0, правую

часть от Gn. и до Gn. н + AGn. „, получим

. i+ßrf

1

Gn

1

AG„

AGn

G„

 

 

Разлагая правую часть в степенной ряд и ограничиваясь первы­ ми двумя членами, получим, учитывая выражение (2.5),

A G0—/ р( 1+ ?ф) дОи.н.

(2.7)

При

ДОд і < 0 ,2

ошибка, даваемая формулой (2.7), меньше 2%.

3.1. Приближенное определение коэффициента масштабного эффекта

Величина £ характеризует влияние полетного веса (масшта­ ба веса) на коэффициент роста, см. формулу (2.5). Источником этого влияния является тот фактор, что относительный вес конст­ рукции рк и коэффициент аэродинамического сопротивления сх не остаются постоянными при изменении полетного веса. Напри-

78


мер, относительный вес конструкции крыльев при увеличении полетного веса возрастает вследствие увеличения размаха крыль­ ев. Значение сх с увеличением полетного веса уменьшается, так как поверхность корпуса (в том числе и мидель) растет пропор­ ционально G 2/3 , а площадь крыла — пропорционально G0.

Значение £ можно разбить на две части

с= св + са,

(2.8)

где £в — определяется весовым масштабным эффектом, £а — оп­ ределяется аэродинамическим масштабным эффектом.

В соответствии с выражением (2. 4),

R

O

<W

=/оОо(Ь

öGn

C = /

G0

PGn

На величину £в существенное влияние оказывают масштаб­ ный эффект относительного веса несущих поверхностей р„.п, а также масштабный эффект относительного веса топливных ба­ ков низкого давления. Масштабным эффектом относительных весов других элементов конструкции можно пренебречь.

Относительный вес однотипных подобных крыльев в доста­ точно большом диапазоне G0 можно принять равным

IJ'KP= «KPGO/35

где коэффициент акр зависит от типа конструкции крыла, его формы, расчетных перегрузок, материала конструкции, удельной нагрузки на крыло и других факторов. Для.самолетных крыльев обычно теоретически принимается ркр пропорциональным GJ'2.

Сандерс, учитывая в своей весовой формуле крыла влияние раз­ личных факторов (жесткости, скоростного напора и др.), прини­ мает относительный вес крыла самолета пропорциональным G J2’5 , см. [69]. БЛА обычно имеют значительно меньшие, чем

у самолетов, размеры крыльев и поэтому у них в общем весовом балансе крыла более значительный удельный вес составляют «нерасчетные» элементы и узлы.-Поэтому для БЛА более оп­ равданным является пропорциональность р,ф величине G*,'3 . Сле­

довательно, для несущих поверхностей (для крыла и оперения)

С„.п= /<А) dG0

(2.9)

Толщина стенок несущих топливных баков низкого давления обычно определяется силами сжатия, возникающими от изгибаю­ щего момента аэродинамических и инерционных сил или от тяги двигателей. Так как аэродинамические и инерционные силы, а также сила тяги, при обеспечении заданных баллистических ха-

79



рактеристик, пропорциональны полетному весу Go, то можно на­ писать для напряжения в оболочке бака

а

bd

G f

Go

 

где ~ — знак пропорциональности, d — диаметр бака, при этом

d ~ Q f .

Критическое напряжение сжатия в цилиндрической оболочке, как известно,

акр

d

O f '

 

 

 

следовательно, учитывая, что ст = сгКр, получим

8 — O f .

Вес бака пропорционален толщине (приведенной) стенок б и его поверхности

S —Q2'3 .

следовательно,

^ Н) = ^ - = %.несO f -

Коэффициент масштабного эффекта для несущих баков низкого давления

г’ б.нес —__

-f Гі

^б.нес^

£

 

J 0U 0

— “ g1" /о^„Гн',б .н ес’

 

ИЛИ

Ce.Hec = - f /o^afäec-

(2.10)

 

В случае ненесущих баков низкого давления толщина стенки баков определяется конструктивно-технологическими факторами (прочность и герметичность сварных швов, крепление арматуры и самих баков, защита от осколков и пуль). В этом случае тол­ щина стенки баков в некотором диапазоне весов практически не

.зависит от веса ЛА. Относительный вес ненесущих (н. н) баков низкого давления

_ і _

^бін.н^^б.н.н^о .

Следовательно,

чб.н,н

------ / > гаін) .

Г

__

£ J0ѵ б.Н.Н

( 2 . 1 0 ' )

80


Для баков высокого давления их относительный вес почти не зависит от полетного веса и, следовательно,

Для определения коэффициента аэродинамического масштаб­ ного эффекта воспользуемся формулами (1.42) и (1.43) и пере­ пишем выражение (1. 61) в виде

Учитывая формулу (1. 60),

ди0

 

 

(2.11)

°0ПДІ- = - - Д - !\ а ,

-

 

следовательно,

 

3

(2.12)

^а-=------ ^о:Ата ( 1+ «)-

 

Следует заметить, что величина рта в формуле (2. 12)

должна

определяться без учета индуктивного сопротивления,

так как

последнее не имеет «масштабного эффекта».

 

 

Общее значение коэффициента «масштабного эффекта»

С =

Са + С„.п + :б,

 

(2.13)

где £а, £н.п, £б определяются по формулам (2.9), (2. 10),,(2. 11), (2. 12). В выражении (2. 13) не учитывается масштабный эффект двигателей, который для РДТТ и Ж РД практически равен нулю. Для ВРД (ТРД, РПД и ПВРД) масштабный эффект близок к нулю. Для ТРД теоретически £дВ~ Р 1/4, однако практика разви­ тия ТРД последних лет за рубежом не подтверждает этого.

Пример.

Для примера воспользуемся данными для второй

ступени зенит­

ной ракеты,

рассмотренной в

гл.

I, разд. 7.

Принимаем:

f0

= 3,73; рф =0,3;

Цкр = 0,06; [Лоп =

0,01; «о = 0,1;

а =

0,18; рітa =

0,1795; рт =

0,4252.

По формуле

(2. 12)

 

 

 

 

 

Са = — — -3,73-0,1795-1,18 = — 0,263,

3

по формуле (2. 9)

С„.п = — -3,73-0,07 =,- 0,087,

3

по формуле (2. 10)

Иб нес = — -3,73-0,4252-0,1 =0,0264,

6

следовательно, по формуле (2. 13)

С = - 0 ,1 5

81