Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(см. выражения (1.52), (1.53) и (1.54)], тогда формулу (1.56) можно представить в виде

—а jAT= 1 — е 1.

Дифференцируя это выражение, находим

і+м

PfXT

 

Л Л = (

d l =

 

~дГ

Делаем подстановку х = 1//, находим

І + М - J

ае

/2

d l.

А/рт= е ~ ах° — е

или

 

Z+а Д / ^ е I

 

L

_ е /

'

1 + Л / / Д

 

Учитывая,что

 

 

а

Г

а

I

М/І

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

1= 1 — рт,

 

 

 

 

 

получаем

Д /Рт

(1

 

Н-Т

'І +ММII

1

 

(2. 21)

Формулу

(2. 15)

теперь

можно

 

 

Ц

 

 

 

 

представить в расширенном

виде

ЬО0

 

 

а)(ДаРта +

Д/Рт)]-

(2- 22)

 

—/ р [ДсхІ^к + ІІ +

Входящие в это выражение величины определяются по форму­ лам (2.20) и (2.21). Величина AG0/G0 определяется по форму­ ле (2. 16).

\

5.1. Оптимальное давление в камере сгорания РДТТ

Для иллюстрации применения формул (2.21) и (2.22) при­ водим методику и численный расчет определения оптимального давления в камере сгорания РДТТ на БЛА низких высот. Ис­ ходные данные при давлении в камере сгорания рк = 60 кгс/см2 принимаем следующие: рт = 0,3; адв = 0,25. Удельный импульс определяем по работе {27]

при рк = 60 кгс/с /= 219,5.

Вес реактивного сопла, согласно работе [3], Gc = 2,5- 10~4/s= 2,5- 10~4GT/,

где / s суммарный импульс реактивной силы.

87


Следовательно,

относительный вес сопла

 

при рк = 60 кгс/см2

 

 

G ,

=2,5- ІО-4-219,5 =

0,055.

 

 

 

G T

 

Вес камеры сгорания

Щ. = а„ — а =0,195.

 

БЛА низких высот,

Ввиду относительной

длительности полета

а следовательно, сравнительно

небольшой

тяговооруженности,

 

 

 

 

 

влиянием

свободного простран­

 

 

 

 

 

ства двигателя на изменение веса

 

 

 

 

 

двигателя

можно

пренебречь.

 

 

 

 

 

Так как вес камеры сгорания про­

 

 

 

 

 

порционален

номинальному дав­

 

 

 

 

 

лению в камере сгорания, то

 

 

 

 

 

 

 

 

0,195

Рі +

2,5-10- V ,

20 W

60

 

80рК)кгс/смг

 

 

60

 

Рис.

2 .2.

 

32,5/ѵ-

или, учитывая выражение для /,

« д в =

 

1730

578

•10-4.

 

 

 

 

 

 

Р

рк —

 

 

 

 

Принимая за исходное значение к

60 кгс/см2,

 

При этом

А аДв=^32, 5Д/7К +

28,8

•ІО-4.

 

 

 

Acxftc"

AG.

 

:A < V T

 

 

 

По формуле (2. 21)

 

 

 

 

 

 

 

 

(

 

— “ І'Л

 

 

 

 

 

A;!XT= 0 ,7 U - 0 ,7 1+а/// ) .

 

будет при

Оптимальное значение рк по весовому

критерию

(Арк. т)тіп, где

 

 

Аіхк.т= А схРк+

Г,25Д/іхт.

 

 

\

Соответствующие вычисления приведены в табл. 2. 4, график за­ висимости Дрк. т от рк приведены на рис. 2.2. Как видно из гра­ фика, оптимальное значение

Ак.опт^Зб кгс/см2.

88


Т а б л и ц а 2. 4

Р к , кгс/см*

20

40

60

80

Ар

 

- 4 0

— 20

0

20

А«яв

 

— 0,136

— 0,067

0

0,066

(Д///)/(1 +

 

196,4

213,7

219,5

222,3

А///)

— 0,1178

— 0,0271

0

0,0126

/

А/щ

 

0,0290

0,00658

0

— 0,00342

 

 

 

 

 

(1 + а ) Д/р.т

0,03625

0,00822

0

— 0,00428

АСх^к

 

— 0,0408

— 0,0201

0

0,0198

Д[АКТ

 

— 0,0045

— 0,0119

0

0,0155

Заметим, что значение рк, 0Пт будет повышаться приуменьшении относительного веса конструкции и времени работы двигателя. На Рк. опт существенное влияние может оказывать рецептура топлива и высота полета.

6. СРАВНИТЕЛЬНЫ Й ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВАРИАНТОВ

АГРЕГАТОВ И ДЕТАЛЕЙ

При необходимости экономического анализа конструкций ЛА, в качестве критериальной величины для конструкций каркаса в ряде случаев может быть выбрана стоимость производства ЛА. При сравнении различных конструктивно-технологических вари­ антов целесообразно определять разницу в затратах на произ­ водство сравниваемых вариантов ЛА. Сравнение по разности производственных затрат (себестоимости) можно производить для любых элементов ЛА, если сравниваемые элементы не ведут

кзаметной разнице в вероятности выполнения задачи, а также

ксущественной разнице в затратах на элементы стартового и

эксплуатационного комплексов.

Представляем производственные затраты на БЛА без полез­ ной нагрузки в соответствии с формулой (2. 1)

Q0= M ° 0—'° я— GmH)v“ + a A 4

где Qо— производственные затраты на ЛА без полезной нагруз­ ки; 0Д — вес анализируемой детали или агрегата; Gn. н— вес полезной нагрузки.

В приведенном выражении первое слагаемое правой части —• затраты на ЛА без анализируемой детали и полезной нагрузки.

Производственные затраты на ЛА будут изменяться вслед­ ствие влияния следующих факторов: изменения веса анализи­ руемой детали, изменения полетного веса, вызванного изменени-

89



ем веса детали и изменением коэффициента ад, вызванного изменением материала или технологического процесса. Предпо­ лагается, что при конструктивно-технологических изменениях детали не изменяется ее аэродинамическое сопротивление, а так же удельный импульс двигателя. Поэтому можно написать для бесконечно-малых изменений с учетом того, что Gn. H = const:

сН30=Ѵо>аш(О0—Од-* О л_нУ'л

öfGJ

-j- ѵЛалОдЛ~ѴОд-f- G^da,,.

Вводим біэлее привычные удельные стоимости

(2.23)

C f (X.

Go

Oo-Q«

- = а в(о0- о д- о ; » - 1).

 

Од Г/пн

Выражение для <7 Шможно также представить в виде

)о_ ?0

Од 1

С)о

Од,

Од

Од

Go

1

G ,i.н

О0

 

д

(2.24)

1

Н'Л f^n.H

 

где

Оп.н

<70—

Оо

Од

Оо ’

Оо

О0

 

Для многоступенчатых БЛА в значение Gn. H входит вес после­ дующих ступеней.

Так как

dqR= (ѵл — 1) «дОф-ѴОд-ф

то

dGp

daK= Оф Ѵі<?л + (1 - ѵл) a , — ,

следовательно,

 

G „

 

dGn

dQ0=

 

V“ ^“

^°д + °д^л-

 

Входящая в это выражение величина

 

dQA = d (рД70) = О0г/|Ад+ [ад(/О0;

 

учитывая значение c!G0 по формуле (2. 17)

 

следовательно,

«Г0 0= О 0/ рй,[хд;

(2.25)

 

^0 Д= 0 о(1+/р1«'д)^1Ад-

90