Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с почти постоянными высотой и скоростью полета, при­ нимаем яр = 1. По формуле (3.50), учитывая значения среднего скоростного напора и времени полета

w . = — 1,65 •2230 ■500 = 14700.

с250

По формуле (3. 56)

при экономическом критерии (уэ = 0,308)

с„эпх =

(

----° ’366 ' V' = 0,0433.

 

\0,308-14700 )

В случае весового критерия (ув =1,1)

~сІпт=0,0277.

Как видим, при весовом критерии относительная толщина про­ филя крыла получается на 36% меньше.

3. ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ КОРПУСА

Основными параметрами корпуса являются: удлинение всего корпуса Аф и удлинение носовой части Ан. Так как удлинение корпуса тесно связано с диаметром корпуса, то можно оптими­ зировать диаметр корпуса d. В данном разделе будут выведены расчетные формулы для оптимизации диаметра корпуса при за­ данном его объеме.

Аэродинамические и весовые характеристики корпуса в зна­ чительной степени зависят от двигательной установки, если она или ее элементы расположены в корпусе. Мы будем рассматри­ вать только ракетные двигательные установки. Воздушно-реак­ тивные двигатели обычно являются определяющими для диамет­ ра корпуса. Точнее, емкости, необходимые для полезной нагруз­ ки и топлива, пристраиваются или встраиваются в ВРД.

Вес корпуса с ракетным двигателем можно разбить на две части: вес части корпуса, в которой располагается целевая на­ грузка, оборудование системы управления, двигательной уста­ новки, источников питания и вес емкостей топлива (баков Ж РД, камера сгорания РДТТ). Если g 0f,— средний удельный вес кон­ струкции части корпуса, содержащей оборудование, а ge — удельный вес конструкции емкостей топлива, то полный вес кор­ пуса

где

So6

 

 

= ё'об'^Об “Ь ё’б^б!

 

 

— поверхность части корпуса, вмещающей оборудование,

механическое управление, источники энергии, Ж РД с

системой

подачи топлива;

S

б — поверхность емкостей топлива,

включая

 

днища емкостей.

Полагаем, что в носовой части корпуса находится оборудова­ ние. Форму образующей принимаем параболической. Остальную

133


часть корпуса считаем цилиндрической. В этом случае для круг­ лой по сечению носовой части боковая поверхность

S H= — ad2l n.

3

Следовательно,

3 0и=

^ — ^н + ^об^ >

(3.59)

где Хоб— удлинение цилиндрической части корпуса, содержащей оборудование.

Аналогичным образом объем размещаемого в корпусе обо­ рудования с учетом объема баков с эллиптическими днищами, выходящими за прямой обрез баков, будет

= r fV w + -J- ä* (хоб - у л6) =

 

= f d3 KT]w+ < е ~ Т Пб)’

(3- 60)

где первый член правой части соответствует объему оборудова­ ния, размещаемого в носовой части с параболической образую­ щей, здесь y\w — относительный коэффициент заполнения объе­ ма носовой части по сравнению с цилиндрической.

Для емкостей топлива (баков, РДТТ) с эллиптическими дни­ щами с малой полуосью, направленной вдоль оси бака и равной половине большой, поверхность

Х6 = яп!2(0,302/гдн + ^),

(3.61)

где «дн— количество днищ: для одного бака пдн = 2,.при двух раздельных баках ядн = 4, если одно днище (перегородка) общее

3.

РДТТ с соплом полагаем эквивалентным по весу баку с дву­ мя днищами. Хотя поверхность сопла меньше поверхности цилин­ дрической обечайки, приближенно можно принять вес сопла, равным весу цилиндрической обечайки на длине сопла. Дейст­ вительно, толщина стенок сопла больше толщины стенок обечай­ ки в особенности в области критического сечения. Кроме того, вес сопла увеличивается за счет его крепления к двигателю и более значительной теплоизоляции.

Объем емкостей топлива с эллиптическими днищами

(3-62)

здесь Пъ — количество баков, Кб — удлинение всех топливных ба­ ков (принимая за их длину цилиндрическую часть).

134

ё б = К я /

Относительный

вес

корпуса,

используя

выражения

(3.59)

и (3. 61),

- (\ 43

ёобК

+

ёобКб

+ 0>302

пт g6

+

ёйК)

!АФ= -Gгг0 - = ~G 0

 

 

 

/

Определяем 70б и 7б из выражений (3.60) и (3.62) и подставля­ ем в выражение для рф

 

nd

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н-Ф

Go2

g

ёоб^'я

----

о

) Н----

обё’об +

^бІГб) +

 

 

2

 

Т-

)

nd6

 

(3.63)

 

 

 

+ 0,302rtrag 6 —— tt6(g-6- g j ]

Заметим, что удельный вес оболочки бака или РДТТ g б может зависеть от ее диаметра. В случае баков «высокого» давления

Ркй

2°п/У\:

где f — коэффициент безопасности; ав — временное сопротивле­ ние для материала бака; ум — плотность материала бака в кгс/м3;

рк

— расчетное давление в баках;

d

— диаметр корпуса в м;

 

 

&ВН — коэффициент, учитывающий вес внутренних устройств: си­ стемы забора топлива, теплоизоляции, воспламенителя и др.

Значения рк и ов в приведенной формуле должны быть в оди­ наковых мерах, например, в кгс/см2.

Представим удельный вес баков высокого давления в форме

где

 

 

g6= gid>

 

 

 

 

 

(3-64)

xd2

 

 

 

 

 

2з„/Ум

 

 

 

(3.65)

является удельным весом бака диаметром 1м. Тогда

 

з

[4 ^об^н(і - 4-

 

j

+ jid3

w otg*

 

nd2 w 6gx

 

 

 

 

+-4г

+

I V G

L 3

V

о

 

 

44

 

 

 

 

 

~ 7

+

^0,302ялн- ~

 

n6J g 1d + ~ -

«6g-o6j .

(3.66)

 

 

 

 

 

 

 

ge

 

 

 

 

 

При баках низкого давления значение Цф можно определить

по формуле (3.63), считая величину

 

независимо от диаметра

(в определенном диапазоне).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величина производной от рф при баках низкого давления

öd

2яЦ2

 

2 ёоб^я

1

 

 

 

 

 

 

Фф

G

 

 

 

 

 

 

 

 

 

" TПбіёб~ёо6

 

 

W o6go6 + W

 

 

 

2_

-~4{^ 4 ~ ^ 0,302/*дш?б~

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

6Ц .

(3.67)

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

135


2 n d 2

2

 

 

 

 

При баках высокого давления

 

 

 

0 ,3 0 2 / г дн -

 

1

 

 

(3.68)

±

- п б\ g

l - j -

- ± - W o6g

3

^(

т %)+т Лв o6j .

Производная от рт

 

<^Н-Т

ф та

^Хф

 

фт

 

 

dd

 

фхта

5Хф

öd

 

Исходя из формул (3.60) и (3.62), общий объем размещаемого в корпусе оборудования и баков

^ Ф = ^ об+ ^ б= ^ - [ х н+ х 06+ х 6- х н(1 — 1-л»-)'

n d 3

ХФ ~ Хн I 1 -----

Следовательно,

Ш Ф

- к ( 1

8

 

nd3

н \

15

Учитывая, что

(1І-е-^ 1

1 2 1

Гф

 

nd*

dd

 

 

 

величина

dd

\2W^

ф.га

 

nd^

 

 

 

5Хф

Согласно формуле (1.66), можно написать

Ф та

^

t i

д°сѵ i

 

(ЗХф

1

/ср 1

5ХФ *?ср

 

где

Ö°cp i

/

 

здесь

5Хф

йЛф

 

 

n d 2

ф

 

V

 

4 G 0

 

(3. 69)

( 3 . 7 0 )

136


Общая боковая поверхность корпуса [с использованием фор­ мулы (3.59)]

5бок=

Следовательно, коэффициент аэродинамического трения

Сх тр сf 5б<ж=

4 с

Общий коэффициент аэродинамического сопротивления

С г ф Сх Н “Ь тр сх дн “Ь

ф ’

где схн— волновое сопротивление носовой части; схдн — донное сопротивление; схіф — индуктивное сопротивление корпуса.

Из составляющих величину сХф, при заданном значении Ä,„, только сх Тр зависит от величины Хф, поэтому

д

с х ф

 

д С х

тр

4сf '

 

 

 

0Хф

 

д\ф

 

 

^3ФI

 

 

 

Jtd

 

 

 

nd2

!

~ ~

3

 

[

~

~ <VСh / 1

 

ф

~ д Ц ~

 

 

 

2 4 Щ° х

 

Следовательно,

 

'cp i

 

 

 

nd

 

 

ф т

12Т^ф

 

CfiQcp i^t’l

 

3

 

dd

G 0d2

1

.

24Гф

 

Обозначим

 

 

n

 

 

cx Ф;^cp i^ h

 

 

 

 

1П

*

Cp І

тогда

 

 

 

 

 

'cp І

 

 

 

 

 

 

ф т

nd2

I

даФ

1 2 1

Сф

 

 

 

 

dd ~~

G 0

\

d

nd

4

f

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

' сXф і'Уср I

'cp 1

(3.71)

(3. 72)

(3. 73)

3.1.Оптимизация диаметра корпуса

Как показано в разд. 3. 2, удлинение носовой части корпуса можно определять независимо от удлинения корпуса. Нередко удлинение носовой части корпуса ограничивается из тех или иных соображений (обычно из условия допустимого искажения радио­ сигналов или тепловых излучений). Поэтому при оптимизации

137


диаметра корпуса исходим из заданного удлинения носовой 'части.

Уравнение оптимизации (3. 11) для случая ^H = const, с учетом выражения (3.67) и (3.73), при баках низкого давления приво­ дит к выражению

Ч/

I /з

 

УнОПТ.л 10 8 5/VN

 

 

 

— ЗобМ1—

И^обДоб + 1^6.?б +

«б

 

 

 

Л/

”1

2

 

1

'

 

 

 

0,8т)иО + 0,604пЛНіСб — —

 

( g б— Доб) + —

И’фY

(3- 74)

При баках высокого давления или РДТТ, с использованием выражений (3.68) и (3.73), уравнение (3.11) приводится при Яц = const к виду

(0,906гадн -

+ |- |- [2ХН(1 — 0,8т)w) - f п6\g o6+ -у- дафуJ d 3=

 

- ~ ( W o6go6 + GW^wf y).

Это уравнение можно решать графически или методом последо­ вательных приближений.

Учитывая, что первый член левой части небольшой по сравне­ нию со вторым членом, величину d удобно определять, разрешая уравнение относительно d3 и извлекая затем кубический корень. Тогда при емкостях высокого давления (в. д)

ОПТ

( У обДоб ЗІ£фW/у) — (0,ЭОбЛдн — п 6) g \d b

Ув-Д= I

2

а

( 1

0

,

8

7

) +

п6\ g o6

(3. 75)

 

[

 

 

 

ѵ)ц

 

*’фѴ

Задаваясь в правой части ориентировочным значением d па статистике аналогичных ЛА, находят первое приближение ^”;,дт-

Второе приближение обычно приводит к окончательному резуль­ тату. Удлинение всего корпуса Яф определяется по формуле (3.69). Входящая в выражения (3.74) и (3.75) величина у оп­ ределяется для одноступенчатого ЛА по формулам (3.4), (3.5), (3.6), или по формулам (3.4), (3.5) и (3.8), в случае двухсту­ пенчатого ЛА. При весовом критерии величина ув определяется: по формуле (3. 10).

Объем оборудования U7o6, входящий в формулу (3. 75) так­ же как и формулу (3.74), определяется по фактической компо­ новке оборудования. Если оптимизация проводится до предвари­ тельной компоновки, то Wоб определяется по формуле:

138