Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
где Goa — вес оборудования, размещаемого в корпусе: системы управления, целевой нагрузки, источников электрической, пнев матической и гидравлической энергии, системы подачи топлива (ТНА, газовые баллоны, редукторы, вспомогательное топливо и др.), камеры сгорания Ж РД . Вес оборудования определяется по весовому расчету опорного (исходного) варианта.
Объем всего корпуса
где WQ — объем баков или топливного отсека, который можно определить по весу топлива
YT.O
Удельные веса отсека оборудования уоб и топливного отсека У т.о определяются по статистике аналогичных БЛА. При опреде лении ут.о следует учитывать неполное заполнение емкостей топ ливом и объем, занимаемый соплами РДТТ.
Значения объемного веса радиоэлектронной аппаратуры, с учетом коэффициента заполнения отсека, согласно Р. Г. Вар ламову [9],
Ѵрэ.а — 500 кгс/м3 —800 кгс/м3.
Объемный вес боевых частей зависит от типа боевой части и коэффициента заполнения ею отсека корпуса. Учитывая, что удельный вес составляющих элементов обычной боевой части
высок (удельный вес в спрессованном |
состоянии |
тротила |
~1600 кгс/м3, гексогена — 1650 кгс/м3 [8], |
стали 7800 |
кгс/м3), |
общий объемный вес боевой части по сравнению с радиоэлек тронной аппаратурой будет в несколько раз больше.
Объемные веса Ж РД, а также топливной аппаратуры мень ше объемных весов радиоэлектронной аппаратуры.
Формулы (3.74) и (3.75) базируются на неизменности по требного объема емкостей топлива и, следовательно, неизменно сти объема корпуса, который определяется на основе расчетов опорного варианта. Если в процессе расчета выявится значитель ное отличие полученного значения диаметра или удлинения кор пуса от принятого по статистике для опорного варианта, то сле дует сделать второе приближение.
3.2. Оптимальное удлинение носовой части корпуса
В тех случаях, когда удлинение носовой части не ограничи вается, оно может быть оптимизировано. При этом следует иметь в виду, что Ян и Яф будут двумя оптимизируемыми параметрами, уравнение связи между которыми (3.69). Составляем уравнения
139
(3. 15), находя предварительно частные производные функции ф, которая согласно уравнению (3. 60),
|
|
|
1 |
п6 — Хоб |
|
8 |
^ |
, |
|
|
|
Ф |
|
|
|
|||||
|
со= |
— |
|
— |
Л(рХн- |
|
|
яd |
3 |
|
|
(3.69М |
||||||||
|
|
|
df |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
д!н |
|
|
— Лѵ. |
|
|
|
|
|
||||||
Первое уравнение (3. 15) |
|
|
|
Ä„ |
Іо |
|
ІО |
|
|
|
|
|
|
(3. 76) |
||||||
|
|
CMH |
|
|
|
|
|
|
|
/.^b — 0, |
||||||||||
P e i - ^ ö o + |
|
^iYa - ^ - G o — ^ |
|
|||||||||||||||||
из выражения (3. 66) находим |
я d |
? |
|
|
|
|
- |
Tv |
j |
1 |
|
|||||||||
öjxK |
Ф ф |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
д\и |
|
d lH |
|
|
3 |
|
|
G 0 |
ёоб ^ |
|
|
|
||||||||
Согласно формуле (1. 66), |
|
|
|
h |
|
д°ср і |
„ |
|
|
|
|
|
||||||||
|
Ф т |
_ Фта |
V1 |
|
|
|
|
<*. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
где |
dX„ |
дХ„ |
J |
/ср |
і |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
_ |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
i |
^ аф |
і |
|
|
d2 |
d e # |
ф |
і |
d- |
äcx н І |
|
|||||||||
d l |
H |
|
|
я |
|
0 |
|
|
|
я |
|
0 |
|
дХн |
|
|
||||
Ö°cp |
|
д\п |
|
|
|
|
д\н |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
4G |
|
|
|
|
|
4G |
|
|
|
|
|
|
||
Коэффициент волнового сопротивления для носовой части оп |
||||||||||||||||||||
ределяем по формуле |
|
^ б / і + |
^ММ |
х - 1-7 |
|
|
|
|
(3.77) |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
см. [22]. Так как для параболической носовой части боковая по верхность
S „ = - | - ^ 2XH,
то коэффициент сопротивления трения, отнесенный к миделю корпуса,
|
|
X тр |
|
' С/ нЛн- |
|
|
д С х н і |
|
|
|
|
|
|
Следовательно, |
- 0 ,8 5 |
1 |
М |
р |
Jн |
1 3 f н ' |
дХп |
||||||
ф.т |
-L2 5 .\^v + J _ |
|||||
net2 |
8 |
|
1 cp I |
^/ніЧсрііЯсы^і' |
||
|
4Сф" nT |
|
«W |
|
|
|
- 0,85X-v |
b |
1 |
1 |
|
! |
|
|
|
M .2 |
||||
1 cp I |
|
|
||||
|
|
1,25 |
140
Обозначаем |
|
wf Н |
/ |
Jf |
|
£/ H(^cpi |
I |
(3.78) |
||||||
|
|
|
|
|
|
'cp / |
|
|
1,25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
'cp ( |
|
|
|
*7cp; А/,-, |
(3.79) |
||||
тогда |
d[).r |
__ яр?2 |
V 3 |
+/ |
|
|
'Mi2 |
|
|
|
|
|||
|
—0.85X-2>7®MhJ . |
(3.80) |
||||||||||||
|
dX„ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
duT |
|
~ 4 G 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
du... Вышеприведенное уравнение (3. 76) с учетом выражений для |
||||||||||||||
-J-b- и |
-О-можно представить в виде |
-Лѵг |
|
|
||||||||||
dX„ |
dX„ |
|
J(,U |
|
|
ёов ( 1 |
|
|
(3.81) |
|||||
|
+ -L уV ( А |
W, н - |
0,85X-^w M„) ] - |
-^ M r = 0. |
||||||||||
Для второго уравнения |
(3. 15), учитывая, что согласно выра |
|||||||||||||
жений |
(3.63) и |
(3.69') |
д.аФ |
Q |
|
ду |
|
− |
1, |
|
|
|||
|
|
zuß |
dX06 |
|
дсX ф / |
|
|
|||||||
|
E |
|
|
|
dX0g |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
Jü І |
^об |
|
Яcp |
i ^ |
i |
|
|
|||
|
?52Y 2 |
сХфі |
|
■^cp |
|
|
непосредстьенно от |
Х0в |
||||||
Коэффициент |
|
будет зависеть |
|
|||||||||||
|
|
с х ф і = |
сіх |
|
|
|
|
трения6X„+ Xo6-f-X ) • |
|
|
||||
только через величину поверхности+ |
|
|
||||||||||||
Следовательно, |
|
|
|
дСх ф і |
|
4cfi. |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
д10б |
|
|
|
|
|
||||
Учитывая выражение (3. 72), |
|
— |
Хі= |
0, |
|
|
|
|||||||
отсюда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
2 |
к |
выражению |
(3. 14), |
|
нетрудно видеть, что |
||||||||
Обращаясь |
|
|||||||||||||
/ Еі и Ре могут |
отличаться |
друг от друга за счет |
различных |
удельных стоимостей конструкций носовой части и цилиндриче-
141
ской части корпуса. Учитывая примерную однородность конст рукций, не следует ожидать большой разницы между удельными стоимостями носовой и цилиндрической частей корпуса. Кроме того, следует учесть, что в величине ß значение ѵд составляет часть всей величины. Поэтому в целях упрощения решения на этапе предэскизного проектирования можно принять
Y ; 1 ~ Y £ 2 ,
второе равенство является следствием первого.
Учитывая сказанное, уравнение (3.81) после соответствую щего сокращения будет
Y go6( l — Г 1Н + Т y®^h~75 ^wywf =
= O,213Y®W .- 2’75
индексы при у здесь опущены. Из полученного уравнения на ходим
=0,656 |
■ V |
|
н_____________________ |
0,37 |
(3.82) |
||
g06 |
4 |
^wwJ |
+ «7» |
|
|||
1—- |
— - |
у |
|
|
|
Как видно из приведенного вывода, величина кп. опт может определяться независимо от d и кф. Это позволяет значительно упростить вычисления.
В отношении коэффициента заполнения носовой части тру следует заметить, что носовая часть не может быть заполнена полностью, как цилиндрическая часть. Причинами этого являют ся малый поперечный размер в начале носика, кривизна образу ющей и практическая трудность осуществления радиоэлектрон ной аппаратуры с большим сужением контейнера. Р. Г. Варла мов [9] дает коэффициент заполнения радиоэлектронной аппара турой обычных отсеков 0,6—0,8. Для носовой части этот коэф фициент будет лежать на нижней границе или ниже, тогда как для цилиндрических отсеков он будет существенно больше. Зна чение тру можно ориентировочно принимать 0,6—0,8; меньшее значение соответствует малым диаметрам корпуса, большее — большим диаметрам. Особенно мало значение тру- в случае уста новки в носовой части РГС, правда, в этом случае удлинение носовой части устанавливается из условия приемлемого иска жения радиоволн.
Формула (3. 82) может быть применена не только для носо вой части корпуса, но для носовых обтекателей (антенн, подвес ных баков, двигателей и др.). В этих случаях, если носовая часть не заполняется оборудованием, то гру = 0.
142