Файл: Аврух, В. Ю. Устройство и эксплуатация щеточных узлов современных турбогенераторов и турбовозбудителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ческой поверхности участки, покрытые и не покрытые пленкой. Этот внешний вид обычно вызывают причины атмосферного происхождения: чрезмерная влажность,

присутствие в атмосфере масляных паров пли некоторых газов; иногда — очень непостоянная нагрузка машины

спериодами работы при очень малом токе.

2.Очищенная пленка (рис. 7-1,6). После образования правильной равномерной окисной пленки она уничтожа­ ется более или менее быстро: остается только несколько узких полосок пленки. Обычно происходит некоторый

износ металла, очистившегося от пленки, как если бы

на него подействовала кислота.

Возможные причины: неоптпмальное содержание влаги в окружающей атмосфере, коррозийные газы, окружающая пыль, неоптимальная твердость металла, неправильное распределение щеток по коллектору,

длительная работа машины при очень малой нагрузке.

3. Пленка-тартинка (рис. 7-1,в). Это образное выраже­ ние указывает на пленку очень неравномерной интенсив­

ности, с некоторыми участками сравнительно

светлыми

и другими — очень темными. Темные

участки

создают

впечатление сверхобильного отложения

углерода.

В некоторых случаях надо искать причину в деформа­

ции коллектора, недостаточном давлении на щетки,

искрении под щетками. Но обычно такая разновидность окисной пленки возникает из-за слоя масла на кол­ лекторе, образующего с угольной пылью шлак; искрение быстро усиливает неполадки, карбонизируя масло

иобразуя неровности на периферии коллектора.

4.Пятна на коллекторе, равномерно распределенные

(рис. 7-1,г). Этот вид пятен характеризуется участком, имеющим черную окраску; с остальной пленкой его соединяют постепенно бледнеющие участки. Обычно пятно такого типа захватывает довольно большое число пластин.

Изолированное пятно или несколько пятен, неравно­ мерно распределенных по поверхности коллектора, могут быть следствием овальности формы коллектора, значи­ тельной вибрации машины, дефекта подшипников, непра­ вильной центровки вала машины, а также в результате толчков приводного двигателя.

5. Пятна коллектора со снижающейся интенсивностью окраски (рис. 7-1,6). Причиной такого внешнего вида кол­ лектора может быть выступающая пластина, которая

98


в результате силового воздействия вызывает апериоди­ ческое колебание щетки с отрывом от коллектора. Умень­ шение амплитуды колебаний щетки проявляется в посте­ пенном изменении цвета пятен.

6. Пластины с потемнением в средней части (рис. 7-1,е).

Обычно такой вид получается в результате неправильной

проточки коллектора, а также в тех случаях, когда межламельная изоляция начинает более или менее вы­ ступать после проточки.

7. Пластины попеременно светлые и темные (рис. 7-1,з).

Этот внешний вид коллектора имеет электрическое происхождение. Он характерен для некоторых типов

обмотки якоря, например для двухходовой обмотки с четырьмя полусекциями в пазу якоря. В некоторых случаях из двух секций, последовательно коммутирую­ щих, одна коммутирует более тяжело, другая легче;

в других случаях с одной пластины на другую проходит циркулирующий ток; очень часто по крайней мере одна из пластин имеет следы искрения. Иногда бывает доста­ точно изменить величину щеточного перекрытия пластин,

чтобы устранить или по крайней мере уменьшить неисправность.

8.Пластины с потемнениями по краям (рис. 7-1,ж).

Этот случай обязан той же причине, что и предыдущий,

но он чаще встречается на сравнительно широких пластинах.

9.Пятна на расстоянии двойного полюсного шага

(рис. 7-1,и). Этот тип пятен чаще всего является

последствием дефектов уравнительных соединений. Если

несколько уравнительных

соединений имеют дефекты,

то на коллекторе может

быть несколько групп пятен,

находящихся на равных расстояниях.

Глава восьмая

Модернизация щеточных узлов турбогенераторов и электромашинных возбудителей

C увеличением единичной мощности генераторов все большее значение приобретает проблема повышения надежности отдельных узлов, в том числе и аппарата щеткодержателей с контактными кольцами. Если на ге­ нераторе относительно небольшой мощности (до 150 МВт) работа узла контактных колец и аппарата щеткодержа-

7*

99


телей не вызывает серьезных нареканий, то на блочных генераторах наблюдается чрезвычайно быстрое изнаши­ вание контактных колец и щеток, искрение, скалывание контактной поверхности щеток, повреждение арматуры и токоведущих поводков, высокий нагрев колец и щеток (до 180—200°С), высокое переходное сопротивление контактной пары, неравномерное токораспределение. Неудовлетворительная работа контактных колец и аппа­ рата щеткодержателей в значительной мере вызвана высокой вибрацией вала ротора и колец, присущей блочным турбогенераторам мощностью 200 МВт и более

идостигающей в отдельных случаях 50'0—1 000 мкм.

Величина вибрации роторов электрических машин

определяется степенью неуравновешенности вала, вызы­ вающей составляющую частоты 50 Гц, а также степенью разножесткости ротора по двум главным направлениям,

вызывающей составляющую частоты 100 Гц или двой­ ной оборотной частоты. Высокий уровень вибрации роторов блочных турбогенераторов объясняется относи­

тельно малой жесткостью вала ротора по сравнению

с генераторами средней мощности, а также повышенным значением составляющей двойной оборотной частоты.

Неравножесткость ротора характеризуется коэф­ фициентом анизотропии

где Ji и Л — главные моменты инерции по оси полюсов и оси рабочих пазов.

C целью снижения анизотропии роторов крупных

турбогенераторов на большом зубе выполняются попе-

Рис. 8-1. Способы выравнивания жесткостей по осям ротора турбо­ генератора.

а — турбогенераторы серии

TBB;

б — турбогенераторы серии ТГВ; / — паз

с обмоткой; 2 — продольные

пазы;

3 — поперечные пазы.

100

речные канавки (завод «Электросила») или фрезеруются

продольные пазы по типу обмоточных пазов (завод

«Электротяжмаш»). Выполнение этих мероприятий

(рис. 8-1) снижает коэффициент анизотропии с Φ = 0,18

до i} = 0,053 для турбогенератора ТВВ-320-2 и с Φ = 0,119

до 0 = 0,061 для турбогенератора ТГВ-300. При этом на

основании вибрационных исследований указанных турбо­ генераторов, находящихся в эксплуатации, выявлено значительное снижение (более чем в 2 раза) вибрации двойной оборотной частоты на подшипниках и контакт­ ных кольцах. Однако абсолютная величина составляю­ щей вибрации достигает достаточно большой величины

2√4ιoo-=15O—350 мкм и не позволяет значительно

улучшить и повысить надежность работы узла контакт­ ных колец.

Как уже было отмечено в гл. 4, большое значение в работе контактно-щеточного узла имеют физико­ механические свойства материала контактных колец, в частности величина твердости, однородность структуры контактной поверхности, режим термообработки и т. д. В этом смысле положительную роль должна сыграть установка контактных колец, изготовленных из сталей высокой твердости (ЯБ>300) и прошедших соответст­

вующие режимы термообработки.

Учитывая отрицательное воздействие масляных паров на работу щеток, на ряде турбогенераторов осуществили реконструкцию системы вентиляции щеточного узла (рис. 8-2) с забором охлаждающего воздуха, удаленным от подшипника, и выбросом горячего воздуха в зоне,

Рис. 8-2. Реконструкция вентиляции щеточного узла.

а — до реконструкции; б —после реконструкции; / — опорный подшипник; 2 — щеточный аппарат; 3 — контактные кольца; 4 — центробежный вентилятор.

101


насыщенной масляными парами. Такую схему вентиля­ ции необходимо распространить и на другие турбо­ генераторы и принимать при конструировании новых

машин.

Опыт эксплуатации контактных колец, имеющих нарезку контактной поверхности в виде ленточной резь­

бы, показал значитель­ ные преимущества их

 

перед

контактными

 

кольцами, не имеющи=

 

ми такой нарезки. При

 

этом,

как

отмечалось

 

в гл. 4, улучшается ди­

Рис. 8-3. Форма нарезки контактной

намическая

устойчи­

вость

щеток, уменьша­

поверхности колец.

ется

износ

материала

колец и щеток, резко уменьшается коэффициент неравномерности токораспределения по отдельным щеткам и т. д. В связи с этим рекомендуется при установке новых или при ре­

монтах (проточка, замена изоляции) колец с гладкой контактной поверхностью осуществлять нарезку по про­

филю (рис. 8-3).

К реконструктивным работам по контактно-щеточному

узлу, обеспечивающим повышение надежности работы, относятся также замена миканитовой изоляции втулки на стеклотекстолитовую (см. гл. 9) и новая конструкция изоляции и уплотнения токоведущих болтов роторов турбогенераторов.

В заводском исполнении (рис. 8-4) болт изолирован

специальной резиной по всей длине для создания электрической изоляции и уплотнения его в радиальном

отверстии в валу ротора. Опыт эксплуатации выявил недостаток такой конструкции, связанный с поврежде­ нием резины и нарушением газоплотности ротора.

Производственным предприятиям «Мосэнергоремонт» предложена и проверена в эксплуатации на турбогенера­ торах серий TBB, ТВФ и ТВ2 более надежная конструк­

ция токоведущего болта с изоляцией из стеклотекстолита.

После запечки и опрессовки изоляции в ней вы­ полняется канавка для установки уплотняющего рези­ нового кольца. Изоляция болта до его установки в ротор испытывается переменным напряжением 8 600 В в те­ чение 1 мин.

102


Токоведущий болт, подлежащий изолировке, предва­ рительно освобождается от резины, и на цилиндрической поверхности его нарезается резьба с шагом 1 —1,5 мм.

После нарезки токоведущий болт изолируется стекло­

тканью марки ПСИФ (70—90 слоев) с промазкой ее лаком ЭРІ-30 и затем покрывается двумя слоями триацетатной пленки. Изолированный болт укладывается в пресс-форму, предварительно обжимается и прогре-

Рис. 8-4. Конструкции уплотнения токоведущих болтов.

а —в заводском исполнении; б — после реконструкции; / — шина токоподвода; 2 — болт токоведущий (с резиновой изоляцией); 3— кольцо уплотнения; 4 — вал ротора; 5 — клин токоподвода; 6 — болт токоведущий (со стеклотекстоли­ товой изоляцией); 7 — кольцо уплотнения; 8— винт контактный; 9 — гайка; 10 — стержень .токоподвода.

вается до температуры 80—90 °С.

После этого

оконча­

тельно сжимаются разъемы пресс-формы,

и

изделие

выдерживается при температуре

140—150oC

в

течение

3 ч. Охлажденный болт очищают от пленки, наплывов

лака и протачивают по чертежу.

Двухлетний опыт эксплуатации предлагаемой конст­ рукции токоведущего болта показал полную его надеж­

ность, а при вскрытии и осмотре не обнаружено какихлибо отклонений.

Одним из важных вопросов, связанных с повышением надежности эксплуатации электрических машин, яв­ ляется создание новых и усовершенствование сущест­ вующих конструкций щеткодержателей.

Применяемые в настоящее время для турбогенерато­ ров конструкции щеткодержателей имеют спиральную

103