Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
посредственно и в значительной степени сказывается на различии затрат по перевозке грузов и пассажиров в отдельных корреспонденциях, а также производство то варов местного потребления, связанное с воздействием природных условий (земля для газонов, строительный песок и т. д.). Транспортный фактор не сказывается на различии зональных стоимостей локальных зон сбыта, поскольку основным признаком локальной зоны являет ся отсутствие перевозки товара (услуг) или транспорти ровка внутри населенного пункта.
Непосредственно на формирование зональных стои мостей локальных зон влияет климатический фактор. Это приводит к тому, что в пределах равного воздействия климатического фактора уровень зональных обществен ных стоимостей локальных зон сбыта одинаков.
По своему уровню зональные общественные стоимости локальных зон сбыта могут быть объединены примерно в три-четыре пояса. Принципиальное положение «сколько в стране локальных зон сбыта однородного -товара, столько и зональных общественных стоимостей» не теряет своего значения в условиях одинакового уровня зональ ных общественных стоимостей на больших территориях.
Образование территорий, объединяющих локальные зоны сбыта с одинаковым уровнем зональных обществен ных стоимостей, обусловленным прямым воздействием климатического фактора, создает основу территориальной дифференциации зональных общественных стоимостей локальных зон сбыта. Такой подход позволяет унифици ровать процесс ценообразования, не искажая объектив ных условий формирования территориальных различий общественной стоимости в локальных зонах сбыта. Два момента могут вызвать дополнительную,дифференциа цию зональных общественных стоимостей. Один из них—• воздействие на уровень зональной стоимости ценностного фактора, второй — частичное воздействие фактора усло вий потребления, связанного с различными объемами воз можного потребления внутри отдельных локальных зон сбыта:
Наиболее сложно установление взаимосвязи между зональной и общественной стоимостью для региональных зон сбыта, отличием которых от национальных и локаль ных является то, что они могут быть как изолированны ми, так и смежными.
3 * |
67 |
Когда региональные зоны сбыта носят изолированный характер, рассмотренные выше положения о соотношении зональной и общественной стоимости национальной и локальной зон сбыта полностью применимы и к соотно шению зональной и общественной стоимости региональ ных зон сбыта. Зональная стоимость изолированных ре гиональных зон сбыта приобретает характер обще ственной стоимости. Но в отличие от локальной зоны сбыта общественная стоимость региональных зон сбыта имеет внутризональную дифференциацию. На границах смежных зон сбыта возникает необходимость согласова ния их стоимостей и образования на этой основе обще ственной стоимости.
Процесс сведения зональных стоимостей в обществен ную для смежных региональных зон сбыта должен про исходить таким образом, чтобы на их границах образо валась одинаковая стоимость, по которой реализуют свою продукцию производители любой из смежных зон сбыта. Это условие должно быть выдержано для того, чтобы не нарушалось одно из основных положений тер риториальной дифференциации общественной стоимости: общественная стоимость образуется для производителей, совместно предлагающих свои товары в общем месте реализации. Это требование означает соблюдение основ ного принципа ценообразования, связанного с учетом в цене потребительских свойств товара: в каждом месте реализации однородные потребительные стоимости долж ны иметь одинаковую общественную стоимость.
Применительно к согласованию зональных стоимостей это представляет процесс сведения в общественную стои мость различных зональных стоимостей, которые для смежных зон сбыта имеют характер индивидуальных зональных стоимостей по отношению к общественной стоимости смежных зон сбыта. При этом не должна на рушаться внутризональная дифференциация стоимости, т. е. внутри каждой смежной зоны сбыта возрастание стоимости должно сохраниться в направлении движения материальных потоков.
Сам же процесс согласования направлен на устране ние различий зональных стоимостей на границах зон сбыта, которые применительно к их стоимостному выра жению можно назвать линиями ценораздела смежных зон сбыта. При этом возникает противоречие между тре
68
бованием о сохранении внутризональной дифференциа ции стоимости и необходимостью ее выравнивания для отдельных зон на линиях ценораздела.
Сведение индивидуальных зональных стоимостей в об щественную стоимость при сохранении внутризональной дифференциации возможно двумя способами, различие которых связано со стабильностью объемов производ ства. Первый способ согласования зональных стоимостей применим в условиях, когда возможно изменение объе мов производства по смежным зонам сбыта, а второй способ — в условиях стабильных объемов производства в смежных зонах сбыта.
Основной путь согласования зональных стоимостей — регулирование протяженности зон сбыта объемами про изводства. Увеличение объема производства в зоне сбы та, имеющей на линии ценораздела наименьшую зональ ную стоимость, раздвинет ее границы за счет сокращения смежной зоны (и соответственно объемов производства), имеющей на линии ценораздела более высокую зональ ную стоимость. Оптимальным вариантом распределения объемов производства по зонам будет тот, при котором границы зон сбыта установятся на линии равенства зо нальных стоимостей.
В отдельных случаях процесс приведения в соответ ствие стоимостных и натуральных возможностей смеж ных зон сбыта за счет изменения объемов производства может привести к слиянию двух (или нескольких) смеж ных зон сбыта в одну. Это возможно в том случае, если стоимость продукции в экономическом центре какой-либо зоны сбыта, т. е. в географической точке с минимальным уровнем внутризональной стоимости, окажется выше стоимости продукции, поставляемой из смежной зоны сбыта.
Совпадение зональных стоимостей смежных зон сбы та на линии ценораздела за счет изменения объемов про изводства по зонам — одна из форм сведения индиви дуальных зональных стоимостей в общественную стои мость смежных зон сбыта. В этом случае индивидуальные стоимости смежных зон сбыта принимают характер об щественной стоимости.
Согласование зональных стоимостей зон сбыта путем изменения объемов производства между зонами сбыта наиболее вероятно для отраслей народного хозяйства,
69
имеющих возможность мобильного изменения объемов производства по отдельным предприятиям. В частности, это характерно для многих отраслей обрабатывающей промышленности. В добывающей же промышленности мобильность объемов производства по зонам сбыта зна чительно меньше. В этих условиях возникает задача сог ласования зональных стоимостей при неизменных объе мах производства по зонам сбыта.
В конечном счете решение задачи должно быть таким же, как и в случае изменения межзональных объемов производства. Необходимо достичь соответствия нату ральных и стоимостных возможностей смежных зон сбы та, сохранив при этом внутризональную дифференциацию стоимости. Но в отличие от первого случая, когда меня лись объемы производства при неизменном уровне зо нальных стоимостей в экономических центрах сохранив шихся зон сбыта, во втором случае неизменными остаются объемы производства по зонам сбыта (и соответственно число зон), а меняются уровни цен в,экономических цент рах некоторых смежных зон сбыта и соответственно общий уровень зональных стоимостей.
Ценообразование наиболее часто сталкивается с не обходимостью согласования цен в территориальном раз резе при незначительных возможностях изменения объе мов производства, которое не всегда может совпадать с направлением, необходимым для согласования зональ ных стоимостей.
Применяемый метод согласования зональных стои мостей аналогичен и тесно переплетается с практическим методом согласования различных индивидуальных стои мостей основного и вспомогательных производителей внутри отдельной зоны сбыта. В обоих случаях применя ются поясные ценУ франко-станция назначения. Эти два аспекта усреднения стоимостей в пространстве при ис пользовании поясных цен взаимосвязаны. Поэтому уста новление поясных цен для согласования зональных стои мостей смежных зон сбыта неизбежно повлечет наруше ние внутризональной дифференциации стоимости.
Применительно к процессу сведения зональных стои мостей смежных зон сбыта в общественную стоимость зональные стоимости выступают в роли индивидуальных. И если им нельзя придать характер общественной стои мости путем межзонального изменения объемов произ
70
водства, необходимо сведение их в общественную стои мость путем изменения величины чистого дохода по смежным зонам сбыта.
Это обусловлено тем, что смежные зоны сбыта име ют общие места реализации продукции — границы зон сбыта. На линиях ценораздела должен происходить про цесс сведения индивидуальных стоимостей смежных зон сбыта в общественную стоимость. Это возможно лишь в том случае, если на границах зон сбыта (для каждой ге ографической точки по линии границ смежных зон сбыта) будет образована стоимость, общая для смежных зон сбыта. Помимо этого она должна быть и наиболее вы сокой величиной стоимости в пределах каждой из смеж ных зон сбыта на линии их ценораздела (для зон сбыта, формирующихся вокруг мест производства). Последнее условие необходимо для сохранения внутризональной дифференциации стоимости смежных зон сбыта. Внутризональная дифференциация стоимости будет сохранена в том случае, если внутри каждой зоны сбыта будет про исходить уменьшение стоимости от ее границ до экономи ческого центра соответственно изменению транспортных расходов.
Изложенные принципы сведения зональных стоимо стей смежных зон сбыта в общественную стоимость ос нованы на том, что общественная стоимость превышает сумму зональных стоимостей смежных зон сбыта. По скольку процесс согласования зональных стоимостей смежных зон сбыта при неизменных объемах производ ства характерен для добывающих отраслей народного хозяйства, превышение общественной стоимости смеж ных зон сбыта суммы зональных стоимостей представля ет собой межзональную ренту. .
Механизм образования межзональной ренты (кото рый соответствует механизму образования общественной стоимости смежных зон сбыта при неизменных зональ ных объемах производства) состоит в следующем. Внача ле в системе смежных зон сбыта определяется наиболее высокий разрыв в уровнях зональных стоимостей на ли ниях ценораздела, который соответствует межзональной ренте на единицу продукции по зоне сбыта с наиболее низкой зональной стоимостью на линии ценораздела.
При таком уровне общественной стоимости на грани цах смежных зон дифференциация стоимости внутри зон
71
сбыта не нарушается. Для сохранения ее внутри зоны сбыта, в которой образовалась рента, необходимо опре делить уровень общественной стоимости в ее экономи ческом центре как разницу между общественной стои мостью на границе зон сбыта и стоимостью транспортных расходов от этой границы до экономического центра.
Определенная таким образом территориальная диф ференциация общественной стоимости отвечает основным условиям формирования общественной стоимости смеж ных зон сбыта: стоимостные и натуральные возможности отдельных зон сбыта приведены в соответствие; стои мость на границах смежных зон сбыта согласована; внутризональная дифференциация стоимости во всех зо нах сбыта сохранена. Реализация этих требований до стигнута за счет образования межзональной ренты.
Формирование повышенной величины прибавочного продукта в зонах сбыта с низкой зональной стоимостью образует количественный критерий и является хозрасчет ным стимулирующим моментом для увеличения объема производства внутри зоны сбыта. Повышенная обще ственная стоимость в этих зонах сбыта по отношению к их зональной стоимости служит ограничителем, приводя объемы потребления в соответствие с возможностями производства внутри зон.
Построение цен с учетом образования межзональной ренты имеет большое значение для рационализации раз мещения производства, особенно для развития добываю щей промышленности в районах с благоприятными при родными условиями. В частности, народнохозяйственная оценка экономической эффективности освоения природ ных богатств Сибири и Дальнего Востока сможет найти правильное отражение в ценах в том случае, если они бу дут ниже затрат в европейской части страны на размер разницы в транспортных расходах между этими райо нами.
Г л а в а III. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ГЕОГРАФИЯ ЦЕН
§ 1. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
Основу территориальной дифференциации цен на топливо и в определенной степени тарифов на электро энергию составляют цены на энергетический уголь, кото рые установлены франко-вагон станция отправления с дифференциацией по 64 месторождениям (внутри место рождений — по маркам угля).
Наиболее низкая цена на натуральную тонну угля
установлена |
на бурый уголь Азейского месторождения, |
а наиболее |
высокая — на угольный концентрат марки |
Ж Ткварчельского месторождения. На сопоставимую марку угля амплитуда колебания цен по месторождениям менее значительна, чем в среднем по районам добычи — от 7 р. 45 к. (Зырянское месторождение) до 26 р. 40 к- (Сахалинское месторождение).
Оптовые цены на уголь для ряда месторождений северо-востока установлены франко-склад шахты или разреза.
На сахалинский уголь, отправляемый водным тран спортом с шахт, расположенных непосредственно на бе регу, цены установлены франко-пристань (без стои мости погрузки). На уголь, добываемый в РСФСР на предприятиях республиканского, областного и районного
подчинения, установлены цены: |
франко-шахта — Став |
||
ропольский край и Кемеровская |
область; |
франко-вагон |
|
станция |
отправления — Новосибирская |
и Ростовская |
|
области; |
франко-берег — Камчатская область; франко- |
разрез с погрузкой в транспортные средства — Якутская АССР.
73
В основе территориальной дифференциации цен на уголь лежат различия в затратах труда на добычу угля по месторождениям.
Соотношение крайних затрат на добычу тонны угля по месторождениям составляет 1:16 (1 р. 33 к.— башкирский уголь и 20 р. 90 к.— сахалинский уголь). В значительной степени различаются затраты на добычу угля по отдель ным шахтам. В пределах Донецкого бассейна, для углей которого установлена одна цена (на соответствующую марку угля), себестоимость по отдельным шахтам колеб лется от 5 р. 63 к. до 47 р. 96 к. за тонну.
Действующие цены на уголь установлены без учета его теплотворной способности. В пересчете на тонну ус ловного топлива соотношение цен по отдельным место рождениям меняется в зависимости от коэффициента калорийности. Изменение соотношения цен по отдельным месторождениям при учете теплотворной способности угля характеризуют следующие данные.
Бассейны (месторождения) |
Цена натураль |
Цена условной |
|
ной тонны угля |
тонны угля (руб., |
|
(руб., коп.) |
коп.) |
Подмосковный.................. |
7—78 |
20—00 |
Д онецкий........................... |
15—33 |
17—46 |
Челябинский...................... |
8—78 |
■17—46 |
Экибастузский.................. |
2—25 |
3 —65 |
Кузнецкий...................................... |
8—41 |
9—38 |
Существенное влияние на географию цен в местах потребления оказывает различие в транспортных расхо дах для потребителей угля даже одного бассейна. Напри мер, потребители угля Кузнецкого бассейна в Кемеров ской области платят 9 руб. за тонну условного топлива, а в Ленинградской — 23 руб. В среднем доля транспорт ных расходов в цене энергетического угля составляет 20%, а по отдельным бассейнам этот показатель колеб лется от 5% (Подмосковный бассейн) до 56 % (Экибас тузский бассейн).
В одном и том же месте потребления цены условной тонны топлива различаются по причине поставки его из различных бассейнов (разйый уровень оптовых цен и различие транспортных расходов), а при поставке из одного бассейна — по причине различного качества. Колебание цен на уголь внутри отдельных областей вид но из данных табл. 10.
74