Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

посредственно и в значительной степени сказывается на различии затрат по перевозке грузов и пассажиров в отдельных корреспонденциях, а также производство то­ варов местного потребления, связанное с воздействием природных условий (земля для газонов, строительный песок и т. д.). Транспортный фактор не сказывается на различии зональных стоимостей локальных зон сбыта, поскольку основным признаком локальной зоны являет­ ся отсутствие перевозки товара (услуг) или транспорти­ ровка внутри населенного пункта.

Непосредственно на формирование зональных стои­ мостей локальных зон влияет климатический фактор. Это приводит к тому, что в пределах равного воздействия климатического фактора уровень зональных обществен­ ных стоимостей локальных зон сбыта одинаков.

По своему уровню зональные общественные стоимости локальных зон сбыта могут быть объединены примерно в три-четыре пояса. Принципиальное положение «сколько в стране локальных зон сбыта однородного -товара, столько и зональных общественных стоимостей» не теряет своего значения в условиях одинакового уровня зональ­ ных общественных стоимостей на больших территориях.

Образование территорий, объединяющих локальные зоны сбыта с одинаковым уровнем зональных обществен­ ных стоимостей, обусловленным прямым воздействием климатического фактора, создает основу территориальной дифференциации зональных общественных стоимостей локальных зон сбыта. Такой подход позволяет унифици­ ровать процесс ценообразования, не искажая объектив­ ных условий формирования территориальных различий общественной стоимости в локальных зонах сбыта. Два момента могут вызвать дополнительную,дифференциа­ цию зональных общественных стоимостей. Один из них—• воздействие на уровень зональной стоимости ценностного фактора, второй — частичное воздействие фактора усло­ вий потребления, связанного с различными объемами воз­ можного потребления внутри отдельных локальных зон сбыта:

Наиболее сложно установление взаимосвязи между зональной и общественной стоимостью для региональных зон сбыта, отличием которых от национальных и локаль­ ных является то, что они могут быть как изолированны­ ми, так и смежными.

3 *

67

Когда региональные зоны сбыта носят изолированный характер, рассмотренные выше положения о соотношении зональной и общественной стоимости национальной и локальной зон сбыта полностью применимы и к соотно­ шению зональной и общественной стоимости региональ­ ных зон сбыта. Зональная стоимость изолированных ре­ гиональных зон сбыта приобретает характер обще­ ственной стоимости. Но в отличие от локальной зоны сбыта общественная стоимость региональных зон сбыта имеет внутризональную дифференциацию. На границах смежных зон сбыта возникает необходимость согласова­ ния их стоимостей и образования на этой основе обще­ ственной стоимости.

Процесс сведения зональных стоимостей в обществен­ ную для смежных региональных зон сбыта должен про­ исходить таким образом, чтобы на их границах образо­ валась одинаковая стоимость, по которой реализуют свою продукцию производители любой из смежных зон сбыта. Это условие должно быть выдержано для того, чтобы не нарушалось одно из основных положений тер­ риториальной дифференциации общественной стоимости: общественная стоимость образуется для производителей, совместно предлагающих свои товары в общем месте реализации. Это требование означает соблюдение основ­ ного принципа ценообразования, связанного с учетом в цене потребительских свойств товара: в каждом месте реализации однородные потребительные стоимости долж­ ны иметь одинаковую общественную стоимость.

Применительно к согласованию зональных стоимостей это представляет процесс сведения в общественную стои­ мость различных зональных стоимостей, которые для смежных зон сбыта имеют характер индивидуальных зональных стоимостей по отношению к общественной стоимости смежных зон сбыта. При этом не должна на­ рушаться внутризональная дифференциация стоимости, т. е. внутри каждой смежной зоны сбыта возрастание стоимости должно сохраниться в направлении движения материальных потоков.

Сам же процесс согласования направлен на устране­ ние различий зональных стоимостей на границах зон сбыта, которые применительно к их стоимостному выра­ жению можно назвать линиями ценораздела смежных зон сбыта. При этом возникает противоречие между тре­

68


бованием о сохранении внутризональной дифференциа­ ции стоимости и необходимостью ее выравнивания для отдельных зон на линиях ценораздела.

Сведение индивидуальных зональных стоимостей в об­ щественную стоимость при сохранении внутризональной дифференциации возможно двумя способами, различие которых связано со стабильностью объемов производ­ ства. Первый способ согласования зональных стоимостей применим в условиях, когда возможно изменение объе­ мов производства по смежным зонам сбыта, а второй способ — в условиях стабильных объемов производства в смежных зонах сбыта.

Основной путь согласования зональных стоимостей — регулирование протяженности зон сбыта объемами про­ изводства. Увеличение объема производства в зоне сбы­ та, имеющей на линии ценораздела наименьшую зональ­ ную стоимость, раздвинет ее границы за счет сокращения смежной зоны (и соответственно объемов производства), имеющей на линии ценораздела более высокую зональ­ ную стоимость. Оптимальным вариантом распределения объемов производства по зонам будет тот, при котором границы зон сбыта установятся на линии равенства зо­ нальных стоимостей.

В отдельных случаях процесс приведения в соответ­ ствие стоимостных и натуральных возможностей смеж­ ных зон сбыта за счет изменения объемов производства может привести к слиянию двух (или нескольких) смеж­ ных зон сбыта в одну. Это возможно в том случае, если стоимость продукции в экономическом центре какой-либо зоны сбыта, т. е. в географической точке с минимальным уровнем внутризональной стоимости, окажется выше стоимости продукции, поставляемой из смежной зоны сбыта.

Совпадение зональных стоимостей смежных зон сбы­ та на линии ценораздела за счет изменения объемов про­ изводства по зонам — одна из форм сведения индиви­ дуальных зональных стоимостей в общественную стои­ мость смежных зон сбыта. В этом случае индивидуальные стоимости смежных зон сбыта принимают характер об­ щественной стоимости.

Согласование зональных стоимостей зон сбыта путем изменения объемов производства между зонами сбыта наиболее вероятно для отраслей народного хозяйства,

69


имеющих возможность мобильного изменения объемов производства по отдельным предприятиям. В частности, это характерно для многих отраслей обрабатывающей промышленности. В добывающей же промышленности мобильность объемов производства по зонам сбыта зна­ чительно меньше. В этих условиях возникает задача сог­ ласования зональных стоимостей при неизменных объе­ мах производства по зонам сбыта.

В конечном счете решение задачи должно быть таким же, как и в случае изменения межзональных объемов производства. Необходимо достичь соответствия нату­ ральных и стоимостных возможностей смежных зон сбы­ та, сохранив при этом внутризональную дифференциацию стоимости. Но в отличие от первого случая, когда меня­ лись объемы производства при неизменном уровне зо­ нальных стоимостей в экономических центрах сохранив­ шихся зон сбыта, во втором случае неизменными остаются объемы производства по зонам сбыта (и соответственно число зон), а меняются уровни цен в,экономических цент­ рах некоторых смежных зон сбыта и соответственно общий уровень зональных стоимостей.

Ценообразование наиболее часто сталкивается с не­ обходимостью согласования цен в территориальном раз­ резе при незначительных возможностях изменения объе­ мов производства, которое не всегда может совпадать с направлением, необходимым для согласования зональ­ ных стоимостей.

Применяемый метод согласования зональных стои­ мостей аналогичен и тесно переплетается с практическим методом согласования различных индивидуальных стои­ мостей основного и вспомогательных производителей внутри отдельной зоны сбыта. В обоих случаях применя­ ются поясные ценУ франко-станция назначения. Эти два аспекта усреднения стоимостей в пространстве при ис­ пользовании поясных цен взаимосвязаны. Поэтому уста­ новление поясных цен для согласования зональных стои­ мостей смежных зон сбыта неизбежно повлечет наруше­ ние внутризональной дифференциации стоимости.

Применительно к процессу сведения зональных стои­ мостей смежных зон сбыта в общественную стоимость зональные стоимости выступают в роли индивидуальных. И если им нельзя придать характер общественной стои­ мости путем межзонального изменения объемов произ­

70

водства, необходимо сведение их в общественную стои­ мость путем изменения величины чистого дохода по смежным зонам сбыта.

Это обусловлено тем, что смежные зоны сбыта име­ ют общие места реализации продукции — границы зон сбыта. На линиях ценораздела должен происходить про­ цесс сведения индивидуальных стоимостей смежных зон сбыта в общественную стоимость. Это возможно лишь в том случае, если на границах зон сбыта (для каждой ге­ ографической точки по линии границ смежных зон сбыта) будет образована стоимость, общая для смежных зон сбыта. Помимо этого она должна быть и наиболее вы­ сокой величиной стоимости в пределах каждой из смеж­ ных зон сбыта на линии их ценораздела (для зон сбыта, формирующихся вокруг мест производства). Последнее условие необходимо для сохранения внутризональной дифференциации стоимости смежных зон сбыта. Внутризональная дифференциация стоимости будет сохранена в том случае, если внутри каждой зоны сбыта будет про­ исходить уменьшение стоимости от ее границ до экономи­ ческого центра соответственно изменению транспортных расходов.

Изложенные принципы сведения зональных стоимо­ стей смежных зон сбыта в общественную стоимость ос­ нованы на том, что общественная стоимость превышает сумму зональных стоимостей смежных зон сбыта. По­ скольку процесс согласования зональных стоимостей смежных зон сбыта при неизменных объемах производ­ ства характерен для добывающих отраслей народного хозяйства, превышение общественной стоимости смеж­ ных зон сбыта суммы зональных стоимостей представля­ ет собой межзональную ренту. .

Механизм образования межзональной ренты (кото­ рый соответствует механизму образования общественной стоимости смежных зон сбыта при неизменных зональ­ ных объемах производства) состоит в следующем. Внача­ ле в системе смежных зон сбыта определяется наиболее высокий разрыв в уровнях зональных стоимостей на ли­ ниях ценораздела, который соответствует межзональной ренте на единицу продукции по зоне сбыта с наиболее низкой зональной стоимостью на линии ценораздела.

При таком уровне общественной стоимости на грани­ цах смежных зон дифференциация стоимости внутри зон

71


сбыта не нарушается. Для сохранения ее внутри зоны сбыта, в которой образовалась рента, необходимо опре­ делить уровень общественной стоимости в ее экономи­ ческом центре как разницу между общественной стои­ мостью на границе зон сбыта и стоимостью транспортных расходов от этой границы до экономического центра.

Определенная таким образом территориальная диф­ ференциация общественной стоимости отвечает основным условиям формирования общественной стоимости смеж­ ных зон сбыта: стоимостные и натуральные возможности отдельных зон сбыта приведены в соответствие; стои­ мость на границах смежных зон сбыта согласована; внутризональная дифференциация стоимости во всех зо­ нах сбыта сохранена. Реализация этих требований до­ стигнута за счет образования межзональной ренты.

Формирование повышенной величины прибавочного продукта в зонах сбыта с низкой зональной стоимостью образует количественный критерий и является хозрасчет­ ным стимулирующим моментом для увеличения объема производства внутри зоны сбыта. Повышенная обще­ ственная стоимость в этих зонах сбыта по отношению к их зональной стоимости служит ограничителем, приводя объемы потребления в соответствие с возможностями производства внутри зон.

Построение цен с учетом образования межзональной ренты имеет большое значение для рационализации раз­ мещения производства, особенно для развития добываю­ щей промышленности в районах с благоприятными при­ родными условиями. В частности, народнохозяйственная оценка экономической эффективности освоения природ­ ных богатств Сибири и Дальнего Востока сможет найти правильное отражение в ценах в том случае, если они бу­ дут ниже затрат в европейской части страны на размер разницы в транспортных расходах между этими райо­ нами.

Г л а в а III. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ГЕОГРАФИЯ ЦЕН

§ 1. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

Основу территориальной дифференциации цен на топливо и в определенной степени тарифов на электро­ энергию составляют цены на энергетический уголь, кото­ рые установлены франко-вагон станция отправления с дифференциацией по 64 месторождениям (внутри место­ рождений — по маркам угля).

Наиболее низкая цена на натуральную тонну угля

установлена

на бурый уголь Азейского месторождения,

а наиболее

высокая — на угольный концентрат марки

Ж Ткварчельского месторождения. На сопоставимую марку угля амплитуда колебания цен по месторождениям менее значительна, чем в среднем по районам добычи — от 7 р. 45 к. (Зырянское месторождение) до 26 р. 40 к- (Сахалинское месторождение).

Оптовые цены на уголь для ряда месторождений северо-востока установлены франко-склад шахты или разреза.

На сахалинский уголь, отправляемый водным тран­ спортом с шахт, расположенных непосредственно на бе­ регу, цены установлены франко-пристань (без стои­ мости погрузки). На уголь, добываемый в РСФСР на предприятиях республиканского, областного и районного

подчинения, установлены цены:

франко-шахта — Став­

ропольский край и Кемеровская

область;

франко-вагон

станция

отправления — Новосибирская

и Ростовская

области;

франко-берег — Камчатская область; франко-

разрез с погрузкой в транспортные средства — Якутская АССР.

73


В основе территориальной дифференциации цен на уголь лежат различия в затратах труда на добычу угля по месторождениям.

Соотношение крайних затрат на добычу тонны угля по месторождениям составляет 1:16 (1 р. 33 к.— башкирский уголь и 20 р. 90 к.— сахалинский уголь). В значительной степени различаются затраты на добычу угля по отдель­ ным шахтам. В пределах Донецкого бассейна, для углей которого установлена одна цена (на соответствующую марку угля), себестоимость по отдельным шахтам колеб­ лется от 5 р. 63 к. до 47 р. 96 к. за тонну.

Действующие цены на уголь установлены без учета его теплотворной способности. В пересчете на тонну ус­ ловного топлива соотношение цен по отдельным место­ рождениям меняется в зависимости от коэффициента калорийности. Изменение соотношения цен по отдельным месторождениям при учете теплотворной способности угля характеризуют следующие данные.

Бассейны (месторождения)

Цена натураль­

Цена условной

 

ной тонны угля

тонны угля (руб.,

 

(руб., коп.)

коп.)

Подмосковный..................

7—78

20—00

Д онецкий...........................

15—33

17—46

Челябинский......................

8—78

■17—46

Экибастузский..................

2—25

3 —65

Кузнецкий......................................

8—41

9—38

Существенное влияние на географию цен в местах потребления оказывает различие в транспортных расхо­ дах для потребителей угля даже одного бассейна. Напри­ мер, потребители угля Кузнецкого бассейна в Кемеров­ ской области платят 9 руб. за тонну условного топлива, а в Ленинградской — 23 руб. В среднем доля транспорт­ ных расходов в цене энергетического угля составляет 20%, а по отдельным бассейнам этот показатель колеб­ лется от 5% (Подмосковный бассейн) до 56 % (Экибас­ тузский бассейн).

В одном и том же месте потребления цены условной тонны топлива различаются по причине поставки его из различных бассейнов (разйый уровень оптовых цен и различие транспортных расходов), а при поставке из одного бассейна — по причине различного качества. Колебание цен на уголь внутри отдельных областей вид­ но из данных табл. 10.

74