Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоимостной критерий территориального планирования будет нарушен.

Теоретическое обоснование внутризональной диффе­ ренциации общественной стоимости возможно на основе положения, что общественная стоимость определяется ин­ дивидуальной стоимостью значительной массы однород­ ных товаров. Поскольку значительная масса продуктов внутри зоны сбыта производится в ее экономическом цен­ тре, то индивидуальная стоимость товаров, производимых в этой географической точке, определяет уровень об­ щественной стоимости в экономическом центре зоны сбы­ та. Определение общественной стоимости в экономичес­ ком центре как средней величины индивидуальных стои­ мостей всех производителй, входящих в зону сбыта, неправомерно потому, что это неизбежно приводит к обра­ зованию в каждой географической точке минимум двух общественных стоимостей — одной для производителей и другой для потребителейКроме того, процесс сведения индивидуальных стоимостей в общественную произойдет дважды: один раз — на основе определения средневзве­ шенной величины затрат сферы производства, а другой раз — на основе пространственной удаленности от_места зарождения основного материального потока внутри зоны сбыта.

Определение общественной стоимости для вспомога­ тельных производителей на основе пространственной удаленности от экономического центра зоны сбыта более предпочтительно, чем приравнивание ее к средневзвешен­ ной величине. Помимо двух указанных выше недостат­ ков определения общественной стоимости для производи­ телей как средневзвешенной величины — отсутствие тер­ риториальной дифференциации внутри зоны сбыта и образование двух общественных стоимостей в одной гео­ графической точке — теоретическая несостоятельность этого метода проявляется при рассмотрении механизма образования дифференциальной ренты по местополо­ жению. .

Непременным условием ее образования является фик­ сация общественной стоимости в местах потребления. Формирование общественной стоимости и соответственно цен для производителей, как средневзвешенной величины затрат сферы производства, исключает существование дифференциальной ренты по местоположению как эконо­

59


мической категории при любом способе производства. Любой производитель, где бы он ни находился, всегда по­ лучит одинаковую цену независимо от его удаленности от экономического центра зоны сбыта или от места потребления продукции. Но поскольку объективные усло­ вия образования дифференциальной ренты по местополо­ жению сохраняются, то вопрос решается путем перевора­ чивания производственных отношений с ног на голову — последствия образования ренты по местоположению ощу­ щает не производитель продукции, а потребитель: при це­ нах франко-станция отправления — непосредственно, а при ценах франко-станция назначения — через посредни­ ка сферы обращения.

При установлении цен для производителей на базе из­ держек производства отдельных групп или индивидуаль­ ных производителей также не создается условий для об­ разования ренты по местоположению, поскольку терри­ ториальная дифференциация цен основывается лишь на различии издержек производства без учета того, в какой части основного материального потока зоны сбыта распо­ ложены производители. Действующие способы террито­ риальной дифференциации цен не создают условий для нормального проявления объективной экономической ка­ тегории— ренты по местоположению.

Определение общественной стоимости для производи­ телей с учетом затрат на перемещение основного матери­ ального потока внутри зоны сбыта от экономического центра до их местоположения основано на отражении в ценах для вспомогательных производителей ренты по местоположению1. Поскольку вспомогательные произво­ дители удалены от места зарождения основного матери­ ального потока, то общественная стоимость для каждого из них будет тем выше, чем ближе он расположен к мес­ ту реализации с наиболее высокой стоимостью в преде­ лах зоны сбыта. Поэтому при прочих равных условиях (т. е. при одинаковой индивидуальной стоимости) в более выгодном положении окажутся те производители, кото­ рые находятся в географических точках с более высокой

1 Ренту по местоположению следует разделить на

два

типа.

Рента по местоположению I

связана с пространственным

фактором,

а рента по местоположению

II — с качеством дорог и видом

транс­

порта, т. е. с различием стоимости транспортирования на одинако­ вое расстояние.

60


общественной стоимостью. Это, как правило, местные производители с повышенными издержками производст­ ва. Если сопоставить их индивидуальные стоимости со средневзвешенной соответствующей величиной, то эти предприятия окажутся малоэффективными или даже убыточными. На самом же деле, даже при условии превы­ шения индивидуальной стоимости отдельных производи­ телей средней величины индивидуальных стоимостей, их функционирование может оказаться более эффек­ тивным, чем производителей, с более низкой, чем средняя, индивидуальной стоимостью.

Это положение подводит к выводу о том, что цены для производителей, средние в пределах зоны сбыта, не могут быть критерием общественно необходимых затрат труда при рассмотрении вопроса в пространственном аспекте, поскольку они не отражают территориальной дифферен­ циации стоимости. Между тем этот метод установления цен для производителей широко применяется в практике ценообразования.

Нет критерия для оценки соответствия индивидуаль­ ной стоимости отдельных производителей уровню обще­ ственной стоимости в месте их нахождения и при терри­ ториальной дифференциации цен для производителей на базе их индивидуальных затрат (или по районам произ­ водства, входящим в одну зону сбыта). Как и при сред­ них ценах, наиболее эффективными оказываются пред­ приятия с наиболее низкой индивидуальной стоимостью. В обоих случаях нет критерия предельно допустимого уровня индивидуальной стоимости.

Рассмотренный механизм образования ренты по мес­ тоположению свидетельствует о том, что процесс образо­ вания рентных отношений является комплексным. Это положение отмечал К- Маркс: «...Ясно, что эти два раз­ личных основания дифференциальной ренты, плодородие и местоположение, могут действовать в противоположном направлении. Земельный участок может быть очень хоро­ шо расположен и быть весьма малоплодородным, и на­ оборот. Это обстоятельство важно, ибо оно объясняет нам, почему при распашке земли в данной стране переход может совершаться точно так же от лучшей земли к худ­ шей, как и наоборот» *.1

1 М а р к с К- и Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 25, ч. II, с. 201.

61

Изолированное рассмотрение ренты по природным условиям и по местоположению возможно лишь в аб­ страктной теории. Если же процесс изолированного фор­ мирования ренты по местоположению и по природным ус­ ловиям рассматривать в практическом плане, то получа­ ется чрезмерное увеличение цен.

Поэтому тезис о том, что учет рентных отношений приведет к значительному повышению цен (по расчетам отдельных экономистов даже в несколько раз), пред­ ставляется весьма сомнительным, поскольку расчет рен­ ты по природным условиям производится изолированно, с учетом лишь различий в условиях производства. На са­ мом же деле величина ренты значительно ниже. Во-пер­ вых, потому, что география цен, соответствующая терри­ ториальной дифференциации стоимости, не создает возможности получения ренты по природным условиям и по местоположению для основной массы производи­ телей, находящихся в экономическом центре зоны сбыта. Общественная стоимость в этой географической точке соответствует индивидуальной стоимости продукции ос­ новного производителя или средневзвешенной стоимости продукции производителей, находящихся в экономичес­ ком центре зоны сбыта. Во-вторых, потому, что повышен­ ная индивидуальная стоимость вспомогательных произ­ водителей частично компенсируется рентой по местопо­ ложению без общего повышения цен. И, наконец, потому, что уровень цен для основной массы производителей, на­ ходящихся в экономическом центре зоны сбыта, будет, как правило, ниже средневзвешенной величины индиви­ дуальных стоимостей производителей, поскольку внутри зоны сбыта концентрация производства происходит в точках с наиболее низкими издержками производства.

Механизм формирования внутризональной дифферен­ циации общественной стоимости одинаков для добываю­ щих и обрабатывающих отраслей промышленности. Рен­ та по местоположению в обрабатывающей промышлен­ ности проявляется комплексно с избыточной стоимостью. Эти категории могут влиять в противоположном направ­ лении (по аналогии взаимодействия ренты по местополо­ жению и по природным условиям в обрабатывающей промышленности).

При ценах, построенных в соответствии с внутризо­ нальной дифференциацией общественной стоимости, у

62


предприятий обрабатывающей промышленности, распо­ ложенных в районах, отдаленных от экономического центра зоны сбыта, может формироваться нормальный (и даже повышенный) уровень рентабельности за счет ренты по местоположению. Практическая реализация этого положения будет иметь огромное значение для раз­ вития обрабатывающей промышленности в Сибири и на Дальнем Востоке, которые значительно удалены от мест зарождения основных товарных потоков.

§ 3. ЗОНАЛЬНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ СТОИМОСТЬ

Экономическое содержание и взаимосвязь зональной и общественной стоимости можно выяснить лишь на ос­ нове определения и классификации зон сбыта. Для реше­ ния вопроса о соотношении зональной и общественной стоимости имеют значение два признака классификации зон сбыта: степень охвата территории страны и степень обособленности.

Степень охвата зоной сбыта территории страны име­ ет значение для выяснения вопроса о взаимном соотно­ шении стоимостей отдельных зон сбыта. Для ценообра­ зования зоны сбыта по этому признаку можно подраз­ делить на национальные, локальные и региональные. Кроме того, во внешней торговле различаются регио­ нальные и единые мировые рынки.

В отношении внешней торговли ограничимся лишь выделением причин, формирующих региональные рынки сбыта. Их две. Первая— формирование регионов внеш­ ней торговли под воздействием политических факторов, примером чего может служить образование мирового со­ циалистического рынка. Эти же факторы (в форме поли­ тической договоренности государств) явились одной из причин образования замкнутых группировок капиталис­ тических стран по внешнеторговым операциям. Вторая причина — экономические факторы: количество странпоставщиков и возможные объемы поставок, степень транспортабельности товаров. В качестве примера мож­ но привести наличие единой системы региональных зон сбыта по сырой нефти: зона сбыта аравийской нефти, южноамериканской нефти.

Наиболее простым случаем формирования националь­ ной зоны сбыта является тот, когда товар производится

63

пли в одном географическом пункте страны, или в одном незначительном по площади районе производства.

Национальные зоны сбыта могут формироваться и при наличии более сложных географических взаимосвя­ зей производителей и потребителей, т. е. при наличии в стране многих производителей и потребителей однородной продукции. Условием образования национальной зоны сбыта (если она формируется вокруг места производ­ ства) является такое взаиморасположение производите­ лей и потребителей продукции (а также объемов ее про­ изводства и потребления), которое исключает образова­ ние встречных потоков продукции внутри страны даже в том случае, если производитель, от которого расходятся материальные потоки к государственным границам, бу­ дет поставлять свою продукцию любому потребителю (после удовлетворения потребителей, расположенных между этим и ближайшими к нему производителями).

Внутри страны товары с узколокальными границами распространения имеют локальные зоны сбыта, ограни­ ченные территорией населенного пункта.

Региональные зоны сбыта занимают промежуточное положение между локальными и национальными. Общее с локальными зонами сбыта у них то, что число регио­ нальных зон сбыта, как и локальных, не может быть менее двух. Различие же заключается в том, что локаль­ ные зоны сбыта ограничены территорией одного населен­ ного пункта, в то время как региональные зоны сбыта охватывают территории, выходящие за пределы одного населенного пункта.

Особенности производства и потребления по районам страны могут приводить к тому, что по отдельным това­ рам, для преобладающей части которых характерно фор­ мирование региональных зон сбыта, часть продукции мо­

жет

реализоваться

в пределах локальных зон сбыта,

т. е.

не выходить за

пределы населенного пункта или

незначительной по площади территории. Возможна. и противоположная ситуация, при которой основная часть продукции реализуется внутри локальных зон сбыта, а часть продукции формирует региональные зоны сбыта.

Различия в формировании региональных зон сбыта по энергетическому и коксующемуся углям зависят от чис­ ла и расположения потребителей продукции. Число пред­ приятий потребляющих кокс значительно меньше,

64


чем потребляющих энергетический уголь, и расположены они более концентрировано, тяготея в своем размещении преимущественно к районам добычи угля. Этим опреде­ ляется характер транспортных связей и в конечном сче­ те различие региональных зон сбыта.

По признаку — степень обособленности отдельных зон сбыта — их можно разделить на две группы: изолирован­ ные и смежные зоны сбыта. Изолированные зоны сбыта образуются в тех случаях, когда одна зона сбыта не со­ прикасается с другой, т. е. между ними образуется тер­ ритория, на которой не реализуется и по которой не тран­ спортируется данный товар.

Смежные зоны сбыта образуются в тех случаях, ког­ да одна зона сбыта соприкасается с другой зоной сбыта (или несколькими). Между ними образуется общая гра­ ница, на которой расположены потребители продукции (для зон сбыта, формирующихся вокруг мест производ­ ства), получающие товары от производителей, располо­ женных в направлениях, противоположных границам зон сбыта. Применительно к движению материальных потоков границы смежных зон сбыта представляют ли­ нии, на которых встречаются, заканчивая свое движение, материальные потоки внутри отдельных зон сбыта.

Деление зон сбыта на смежные и изолированные не имеет значения для национальных зон сбыта, поскольку они охватывают или всю территорию страны, или ее часть, но в этом случае они являются единственной зо­ ной сбыта однородного товара для всей страны. Локаль­ ные зоны сбыта могут также быть лишь изолированны­ ми, поскольку производство и реализация продукции осуществляется в одном населенном пункте или незначи­ тельном по территории районе страны.

По товарам, имеющим региональные зоны сбыта, об­ разуются смежные и изолированные зоны сбыта. В за­ висимости от особенностей расположения поставщиков и потребителей по отдельным товарам происходит различ­ ное сочетание смежных и изолированных зон сбыта. Ре­ гиональные зоны могут охватывать всю территорию страны системой только смежных или только изолирован­ ных зон сбыта.

Механизм формирования территориальной дифферен­ циации общественной стоимости наиболее прост по това­ рам, имеющим изолированные зоны сбыта. Здесь

3 В. И. Торбин

65

возможны три случая: изолирфванные зоны сбыта скла­ дываются по товарам, имеющим национальную, регио­ нальную и локальную зоны сбыта. Поскольку националь­ ная зона сбыта охватывает всех поставщиков и потреби­ телей однородного товара в стране, то зональная стоимость приобретает общественный характер, т. е. яв­ ляется общественной стоимостью. Из этого следует, что конкретной формой существования общественной стои­ мости может быть лишь зональная стоимость.

По товарам, имеющим национальную зону сбыта, всегда можно выделить экономический центр, от которо­ го расходятся (или в котором сходятся) транспортные потоки, что и определяет различие общественной стои­ мости внутри национальной зоны сбыта для разных мест реализации. Это создает основу территориальной диф­ ференциации общественной стоимости внутри националь­ ной зоны сбыта. Следовательно, даже по товарам, фор­ мирующим национальную зону сбыта, имеется террито­ риальная дифференциация общественной стоимости, но она проявляется лишь в форме внутризональной диффе­ ренциации.

Более сложно установление взаимосвязи зональной и общественной стоимости для локальных зон сбыта, хотя принципиально эти процессы для изолированных зон сбыта однородны. Особенностью локальных зон сбыта является то, что они имеют изолированный характер. Зо­ нальные стоимости складываются в каждой изолирован­ ной зоне независимо от условий формирования стоимости в других зонах сбыта.

Применительно к изолированным зонам сбыта поло­ жение о том, что общественная стоимость может образо­ ваться лишь для тех производителей и потребителей, ко­ торые имеют общую зону сбыта, означает, что зональная стоимость каждой изолированной зоны сбыта является общественной стоимостью. Сколько в стране локальных зон сбыта однородного товара, столько и зональных об­ щественных стоимостей. Но это не означает, что индиви­ дуальные затраты для отдельных географических точек идентичны общественным затратам.

Для локальных зон сбыта характерно, что природный и транспортный факторы непосредственно не влияют на формирование зональной стоимости. Исключение состав­ ляет транспортная продукция, где природный фактор не­

66