Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Стоимостной критерий территориального планирования будет нарушен.
Теоретическое обоснование внутризональной диффе ренциации общественной стоимости возможно на основе положения, что общественная стоимость определяется ин дивидуальной стоимостью значительной массы однород ных товаров. Поскольку значительная масса продуктов внутри зоны сбыта производится в ее экономическом цен тре, то индивидуальная стоимость товаров, производимых в этой географической точке, определяет уровень об щественной стоимости в экономическом центре зоны сбы та. Определение общественной стоимости в экономичес ком центре как средней величины индивидуальных стои мостей всех производителй, входящих в зону сбыта, неправомерно потому, что это неизбежно приводит к обра зованию в каждой географической точке минимум двух общественных стоимостей — одной для производителей и другой для потребителейКроме того, процесс сведения индивидуальных стоимостей в общественную произойдет дважды: один раз — на основе определения средневзве шенной величины затрат сферы производства, а другой раз — на основе пространственной удаленности от_места зарождения основного материального потока внутри зоны сбыта.
Определение общественной стоимости для вспомога тельных производителей на основе пространственной удаленности от экономического центра зоны сбыта более предпочтительно, чем приравнивание ее к средневзвешен ной величине. Помимо двух указанных выше недостат ков определения общественной стоимости для производи телей как средневзвешенной величины — отсутствие тер риториальной дифференциации внутри зоны сбыта и образование двух общественных стоимостей в одной гео графической точке — теоретическая несостоятельность этого метода проявляется при рассмотрении механизма образования дифференциальной ренты по местополо жению. .
Непременным условием ее образования является фик сация общественной стоимости в местах потребления. Формирование общественной стоимости и соответственно цен для производителей, как средневзвешенной величины затрат сферы производства, исключает существование дифференциальной ренты по местоположению как эконо
59
мической категории при любом способе производства. Любой производитель, где бы он ни находился, всегда по лучит одинаковую цену независимо от его удаленности от экономического центра зоны сбыта или от места потребления продукции. Но поскольку объективные усло вия образования дифференциальной ренты по местополо жению сохраняются, то вопрос решается путем перевора чивания производственных отношений с ног на голову — последствия образования ренты по местоположению ощу щает не производитель продукции, а потребитель: при це нах франко-станция отправления — непосредственно, а при ценах франко-станция назначения — через посредни ка сферы обращения.
При установлении цен для производителей на базе из держек производства отдельных групп или индивидуаль ных производителей также не создается условий для об разования ренты по местоположению, поскольку терри ториальная дифференциация цен основывается лишь на различии издержек производства без учета того, в какой части основного материального потока зоны сбыта распо ложены производители. Действующие способы террито риальной дифференциации цен не создают условий для нормального проявления объективной экономической ка тегории— ренты по местоположению.
Определение общественной стоимости для производи телей с учетом затрат на перемещение основного матери ального потока внутри зоны сбыта от экономического центра до их местоположения основано на отражении в ценах для вспомогательных производителей ренты по местоположению1. Поскольку вспомогательные произво дители удалены от места зарождения основного матери ального потока, то общественная стоимость для каждого из них будет тем выше, чем ближе он расположен к мес ту реализации с наиболее высокой стоимостью в преде лах зоны сбыта. Поэтому при прочих равных условиях (т. е. при одинаковой индивидуальной стоимости) в более выгодном положении окажутся те производители, кото рые находятся в географических точках с более высокой
1 Ренту по местоположению следует разделить на |
два |
типа. |
|
Рента по местоположению I |
связана с пространственным |
фактором, |
|
а рента по местоположению |
II — с качеством дорог и видом |
транс |
порта, т. е. с различием стоимости транспортирования на одинако вое расстояние.
60
общественной стоимостью. Это, как правило, местные производители с повышенными издержками производст ва. Если сопоставить их индивидуальные стоимости со средневзвешенной соответствующей величиной, то эти предприятия окажутся малоэффективными или даже убыточными. На самом же деле, даже при условии превы шения индивидуальной стоимости отдельных производи телей средней величины индивидуальных стоимостей, их функционирование может оказаться более эффек тивным, чем производителей, с более низкой, чем средняя, индивидуальной стоимостью.
Это положение подводит к выводу о том, что цены для производителей, средние в пределах зоны сбыта, не могут быть критерием общественно необходимых затрат труда при рассмотрении вопроса в пространственном аспекте, поскольку они не отражают территориальной дифферен циации стоимости. Между тем этот метод установления цен для производителей широко применяется в практике ценообразования.
Нет критерия для оценки соответствия индивидуаль ной стоимости отдельных производителей уровню обще ственной стоимости в месте их нахождения и при терри ториальной дифференциации цен для производителей на базе их индивидуальных затрат (или по районам произ водства, входящим в одну зону сбыта). Как и при сред них ценах, наиболее эффективными оказываются пред приятия с наиболее низкой индивидуальной стоимостью. В обоих случаях нет критерия предельно допустимого уровня индивидуальной стоимости.
Рассмотренный механизм образования ренты по мес тоположению свидетельствует о том, что процесс образо вания рентных отношений является комплексным. Это положение отмечал К- Маркс: «...Ясно, что эти два раз личных основания дифференциальной ренты, плодородие и местоположение, могут действовать в противоположном направлении. Земельный участок может быть очень хоро шо расположен и быть весьма малоплодородным, и на оборот. Это обстоятельство важно, ибо оно объясняет нам, почему при распашке земли в данной стране переход может совершаться точно так же от лучшей земли к худ шей, как и наоборот» *.1
1 М а р к с К- и Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 25, ч. II, с. 201.
61
Изолированное рассмотрение ренты по природным условиям и по местоположению возможно лишь в аб страктной теории. Если же процесс изолированного фор мирования ренты по местоположению и по природным ус ловиям рассматривать в практическом плане, то получа ется чрезмерное увеличение цен.
Поэтому тезис о том, что учет рентных отношений приведет к значительному повышению цен (по расчетам отдельных экономистов даже в несколько раз), пред ставляется весьма сомнительным, поскольку расчет рен ты по природным условиям производится изолированно, с учетом лишь различий в условиях производства. На са мом же деле величина ренты значительно ниже. Во-пер вых, потому, что география цен, соответствующая терри ториальной дифференциации стоимости, не создает возможности получения ренты по природным условиям и по местоположению для основной массы производи телей, находящихся в экономическом центре зоны сбыта. Общественная стоимость в этой географической точке соответствует индивидуальной стоимости продукции ос новного производителя или средневзвешенной стоимости продукции производителей, находящихся в экономичес ком центре зоны сбыта. Во-вторых, потому, что повышен ная индивидуальная стоимость вспомогательных произ водителей частично компенсируется рентой по местопо ложению без общего повышения цен. И, наконец, потому, что уровень цен для основной массы производителей, на ходящихся в экономическом центре зоны сбыта, будет, как правило, ниже средневзвешенной величины индиви дуальных стоимостей производителей, поскольку внутри зоны сбыта концентрация производства происходит в точках с наиболее низкими издержками производства.
Механизм формирования внутризональной дифферен циации общественной стоимости одинаков для добываю щих и обрабатывающих отраслей промышленности. Рен та по местоположению в обрабатывающей промышлен ности проявляется комплексно с избыточной стоимостью. Эти категории могут влиять в противоположном направ лении (по аналогии взаимодействия ренты по местополо жению и по природным условиям в обрабатывающей промышленности).
При ценах, построенных в соответствии с внутризо нальной дифференциацией общественной стоимости, у
62
предприятий обрабатывающей промышленности, распо ложенных в районах, отдаленных от экономического центра зоны сбыта, может формироваться нормальный (и даже повышенный) уровень рентабельности за счет ренты по местоположению. Практическая реализация этого положения будет иметь огромное значение для раз вития обрабатывающей промышленности в Сибири и на Дальнем Востоке, которые значительно удалены от мест зарождения основных товарных потоков.
§ 3. ЗОНАЛЬНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ СТОИМОСТЬ
Экономическое содержание и взаимосвязь зональной и общественной стоимости можно выяснить лишь на ос нове определения и классификации зон сбыта. Для реше ния вопроса о соотношении зональной и общественной стоимости имеют значение два признака классификации зон сбыта: степень охвата территории страны и степень обособленности.
Степень охвата зоной сбыта территории страны име ет значение для выяснения вопроса о взаимном соотно шении стоимостей отдельных зон сбыта. Для ценообра зования зоны сбыта по этому признаку можно подраз делить на национальные, локальные и региональные. Кроме того, во внешней торговле различаются регио нальные и единые мировые рынки.
В отношении внешней торговли ограничимся лишь выделением причин, формирующих региональные рынки сбыта. Их две. Первая— формирование регионов внеш ней торговли под воздействием политических факторов, примером чего может служить образование мирового со циалистического рынка. Эти же факторы (в форме поли тической договоренности государств) явились одной из причин образования замкнутых группировок капиталис тических стран по внешнеторговым операциям. Вторая причина — экономические факторы: количество странпоставщиков и возможные объемы поставок, степень транспортабельности товаров. В качестве примера мож но привести наличие единой системы региональных зон сбыта по сырой нефти: зона сбыта аравийской нефти, южноамериканской нефти.
Наиболее простым случаем формирования националь ной зоны сбыта является тот, когда товар производится
63
пли в одном географическом пункте страны, или в одном незначительном по площади районе производства.
Национальные зоны сбыта могут формироваться и при наличии более сложных географических взаимосвя зей производителей и потребителей, т. е. при наличии в стране многих производителей и потребителей однородной продукции. Условием образования национальной зоны сбыта (если она формируется вокруг места производ ства) является такое взаиморасположение производите лей и потребителей продукции (а также объемов ее про изводства и потребления), которое исключает образова ние встречных потоков продукции внутри страны даже в том случае, если производитель, от которого расходятся материальные потоки к государственным границам, бу дет поставлять свою продукцию любому потребителю (после удовлетворения потребителей, расположенных между этим и ближайшими к нему производителями).
Внутри страны товары с узколокальными границами распространения имеют локальные зоны сбыта, ограни ченные территорией населенного пункта.
Региональные зоны сбыта занимают промежуточное положение между локальными и национальными. Общее с локальными зонами сбыта у них то, что число регио нальных зон сбыта, как и локальных, не может быть менее двух. Различие же заключается в том, что локаль ные зоны сбыта ограничены территорией одного населен ного пункта, в то время как региональные зоны сбыта охватывают территории, выходящие за пределы одного населенного пункта.
Особенности производства и потребления по районам страны могут приводить к тому, что по отдельным това рам, для преобладающей части которых характерно фор мирование региональных зон сбыта, часть продукции мо
жет |
реализоваться |
в пределах локальных зон сбыта, |
т. е. |
не выходить за |
пределы населенного пункта или |
незначительной по площади территории. Возможна. и противоположная ситуация, при которой основная часть продукции реализуется внутри локальных зон сбыта, а часть продукции формирует региональные зоны сбыта.
Различия в формировании региональных зон сбыта по энергетическому и коксующемуся углям зависят от чис ла и расположения потребителей продукции. Число пред приятий потребляющих кокс значительно меньше,
64
чем потребляющих энергетический уголь, и расположены они более концентрировано, тяготея в своем размещении преимущественно к районам добычи угля. Этим опреде ляется характер транспортных связей и в конечном сче те различие региональных зон сбыта.
По признаку — степень обособленности отдельных зон сбыта — их можно разделить на две группы: изолирован ные и смежные зоны сбыта. Изолированные зоны сбыта образуются в тех случаях, когда одна зона сбыта не со прикасается с другой, т. е. между ними образуется тер ритория, на которой не реализуется и по которой не тран спортируется данный товар.
Смежные зоны сбыта образуются в тех случаях, ког да одна зона сбыта соприкасается с другой зоной сбыта (или несколькими). Между ними образуется общая гра ница, на которой расположены потребители продукции (для зон сбыта, формирующихся вокруг мест производ ства), получающие товары от производителей, располо женных в направлениях, противоположных границам зон сбыта. Применительно к движению материальных потоков границы смежных зон сбыта представляют ли нии, на которых встречаются, заканчивая свое движение, материальные потоки внутри отдельных зон сбыта.
Деление зон сбыта на смежные и изолированные не имеет значения для национальных зон сбыта, поскольку они охватывают или всю территорию страны, или ее часть, но в этом случае они являются единственной зо ной сбыта однородного товара для всей страны. Локаль ные зоны сбыта могут также быть лишь изолированны ми, поскольку производство и реализация продукции осуществляется в одном населенном пункте или незначи тельном по территории районе страны.
По товарам, имеющим региональные зоны сбыта, об разуются смежные и изолированные зоны сбыта. В за висимости от особенностей расположения поставщиков и потребителей по отдельным товарам происходит различ ное сочетание смежных и изолированных зон сбыта. Ре гиональные зоны могут охватывать всю территорию страны системой только смежных или только изолирован ных зон сбыта.
Механизм формирования территориальной дифферен циации общественной стоимости наиболее прост по това рам, имеющим изолированные зоны сбыта. Здесь
3 В. И. Торбин |
65 |
возможны три случая: изолирфванные зоны сбыта скла дываются по товарам, имеющим национальную, регио нальную и локальную зоны сбыта. Поскольку националь ная зона сбыта охватывает всех поставщиков и потреби телей однородного товара в стране, то зональная стоимость приобретает общественный характер, т. е. яв ляется общественной стоимостью. Из этого следует, что конкретной формой существования общественной стои мости может быть лишь зональная стоимость.
По товарам, имеющим национальную зону сбыта, всегда можно выделить экономический центр, от которо го расходятся (или в котором сходятся) транспортные потоки, что и определяет различие общественной стои мости внутри национальной зоны сбыта для разных мест реализации. Это создает основу территориальной диф ференциации общественной стоимости внутри националь ной зоны сбыта. Следовательно, даже по товарам, фор мирующим национальную зону сбыта, имеется террито риальная дифференциация общественной стоимости, но она проявляется лишь в форме внутризональной диффе ренциации.
Более сложно установление взаимосвязи зональной и общественной стоимости для локальных зон сбыта, хотя принципиально эти процессы для изолированных зон сбыта однородны. Особенностью локальных зон сбыта является то, что они имеют изолированный характер. Зо нальные стоимости складываются в каждой изолирован ной зоне независимо от условий формирования стоимости в других зонах сбыта.
Применительно к изолированным зонам сбыта поло жение о том, что общественная стоимость может образо ваться лишь для тех производителей и потребителей, ко торые имеют общую зону сбыта, означает, что зональная стоимость каждой изолированной зоны сбыта является общественной стоимостью. Сколько в стране локальных зон сбыта однородного товара, столько и зональных об щественных стоимостей. Но это не означает, что индиви дуальные затраты для отдельных географических точек идентичны общественным затратам.
Для локальных зон сбыта характерно, что природный и транспортный факторы непосредственно не влияют на формирование зональной стоимости. Исключение состав ляет транспортная продукция, где природный фактор не
66