Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
рифных зон. Количество энергосистем, имеющих одина ковый уровень тарифов, колеблется от одной («Читаэнер-
го» — 3,80 коп. за |
1 квт-ч, «Якутскэнерго» — 5,30 коп.) |
до 19 энергосистем |
(Горьковская, Калининская, Москов |
ская, Пензенская. Саратовская, Тульская, Ярославская, Воронежская, Краснодарская, Курская, Липецкая, Рос товская, Северокавказская, Ставропольская, Кировская, Оренбургская, Ленинградская, Киевская, Львовская), для которых установлен тариф в размере 1,45 коп. за 1 кет • ч. Наиболее низкий тариф действует для произво дителей, входящих в систему «Иркутскэнерго» и «Крас
ноярскэнерго» — 0,63 коп., а наиболее |
высокий — входя |
||
щих в систему |
«Сахалинэнерго» и |
«Камчатэнерго» — |
|
9,0 коп. Разрыв между ними составляет |
14,3 раза. |
||
Недостатком |
зональных тарифов |
на |
электроэнергию |
является то, что в одну и ту же тарифную группу вошли энергосистемы не по принципу их территориальной бли зости, а по принципу равенства уровней себестоимости. Например, для системы «Орелэнерго» установлен тариф в размере 2,10 коп. за 1 квт-ч, а для «Курскэнерго» и «Тулаэнерго», между которыми расположена Орловская область— 1,45 коп. Между этими уровнями тарифов на ходятся три промежуточных уровня: 1,61 коп. за 1 квт-ч, 1,70 коп. и 2,03 коп.
Тарифы на теплоэнергию дифференцированы по от дельным энергосистемам.
§ 2. МЕТАЛЛУРГИЯ
География цен в металлургической промышленности характеризуется широким диапазоном территориальных различий — от индивидуальных цен франко-станция от правления (известняки флюсовые) до единых по стране цен франко-станция назначения (сбытовые цены на лом и отходы черных металлов).
Цены на кокс установлены франко-станция отправ ления с территориальной дифференциацией по 8 зонам со значительно меньшей, чем по углю, разницей между крайними значениями цен — 1:2,8. Соотношение цен по отдельным зонам (заводам) видно на примере коксового орешка КО-1 (руб. за 1 т): заводы УССР — 31,6; заво ды Центра — 34,0; уральские заводы — 23,8; заводы За падной Сибири — 17,0; заводы Северо-Запада— 27,5.
80
В связи с приближением коксохимических предприя тий к металлургическому производству средняя даль ность перевозки кокса в настоящее время совпадает с дальностью перевозки угля (соответственно 670 км и 679 км), в то время как в 1950 г. она составляла 916 км и на 257 км превышала дальность перевозки угля.
Помимо цен на кокс, цены на основное сырье для черной металлургии также установлены франко-вагон станция отправления с дифференциацией по зонам. В прейскуранте цен, введенном с 1 июля 1967 г., отража ется металлургическая ценность железной руды, что ска залось на изменении географии цен. Эти изменения характеризуются данными по доменной руде, приведен ными в табл. 12.
Т а б л и ц а 12
И з м е н е н и е с о о т н о ш е н и я о п т о в ы х ц е н н а н а т у р а л ь н у ю т д о м е н н о й р у д ы п о о т д е л ь н ы м м е с т о р о ж д е н и я м в р е з у л ь т а т е у ч е т а е е м е т а л л у р г и ч е с к о й ц е н н о с т и
(в % к средней по СССР)
|
Месторождения |
Оптовые цены, |
Действующие |
Действующие |
|
|
действовавшие |
цены |
цены в %к |
||
|
|
|
в 1966 г. |
|
ценам 1966 г. |
Месторождения |
Урала . . |
170 |
221 |
130 |
|
из |
них: |
|
476 |
238 |
50 |
|
■Магнитогорское . . . . |
||||
|
Туканское |
. '................. |
306 |
108 |
35 |
|
Соколовско-Сарбайское |
191 |
315 |
165 |
|
|
Высокогорское . . . . |
143 |
210 |
147 |
|
Месторождения Центра . . |
149 |
130 |
88 |
||
из |
них: |
|
189 |
84 |
45 |
|
Тульское .......................... |
||||
|
Л ебединское................... |
142 |
138 |
97 |
|
Месторождения |
Юга . . . |
67 |
85 |
126 |
Цены на железную руду построены на основе равен ства цен за единицу потребительной стоимости для каж дого из семи основных районов потребления (для ба зового предприятия в каждом районе производства ме талла).
Непосредственно для рудоуправлений, бассейнов и горнообогатительных комбинатов установлены 34 прей скурантных цены франко-станция отправления. Мини мальная цена — 1 р. 90 к. за тонну установлена на руду
81
железную агломерационную Тульского рудоуправления (расчетная норма по железу 44%), а максимальная —
20 р. 30 к. за тонну — на агломерат мартеновский Высо когорского рудоуправления (расчетная норма по желе з у — 59%)- Для шахт Криворожского бассейна введены расчетные цены, поскольку себестоимость добычи желез ной руды в этом бассейне колеблется в широких преде лах — от 1 р. 35 к. за тонну до 9 р. 84 к.
Цены на марганцевую руду установлены франко-стан- ция отправления с дифференциацией по трем районам добычи. Для Никопольского марганцевого бассейна цена (при содержании марганца в руде 39%) составляет 22 р. 40 к. за тонну, для Чиатурского — 24 р. 20 к., а для предприятий Казахской ССР — 58 руб. Колебания се бестоимости добычи марганцевой руды по отдельным шахтам в пределах действия одной цены весьма сущест венны. Так, себестоимость добычи руды Чиатурского месторождения по отдельным управлениям различается от 37,6 руб. за тонну до 183,3 руб.
Цены на известняки флюсовые и доломиты также установлены франко-станция отправления с дифферен циацией цен н а ' известняки по 25 рудоуправлениям (комбинатам, рудникам) от 80 коп. за тонну до 5 р. 40 к., а цен на доломиты-— по 14 рудоуправлениям (комбина там, карьерам) от 1 р. 90 к. за тонну до 6 р. 90 к. Цены франко-станция отправления установлены на глину огнеупорную (19 зональных цен), кварцит Кристалли ческий (4 зоны), шлак кусковой и магнезит сырой (3 зо ны), дунит сырой и обожженый (2 зоны). В основе тер риториальной дифференциации цен этих видов продукции лежат различия затрат по районам их добычи.
Территориальная дифференциация цен на основные виды сырья для черной металлургии, а также на топливо и электроэнергию, в сочетании с повышенными коэффи циентами оплаты труда на отдельных металлургических предприятиях приводит к тому, что затраты на производ ство черных металлов существенно различаются как по отдельным заводам, так и по районам производства, поскольку затраты на сырье, топливо, электроэнергию и материалы в черной металлургии составляют около 80% себестоимости. Колебание себестоимости 1 тчугуна пере дельного по отдельным заводам видно из следующих данных.
82
|
|
(в % к общесоюз |
|
|
|
|
ной, 1969 г.) |
Заводы (комбинаты) |
|
|
Себестоимость |
Магнитогорский........................................ |
|
|
77,0 |
Кузнецкий................................................... |
|
|
80,0 |
Орско-Халиловский......................... |
: . |
|
108,0 |
Ново-Тульский........................................... |
|
|
110,0 |
Д он ец к и й ................................................ |
Ильича |
. |
108,0 |
Ждановский завод имени |
114,0 |
||
Карагандинский............................................... |
|
|
113,0 |
Р уставск и й ....................................................... |
|
|
126,0 |
Несмотря на существенные различия в уровне затрат па производство однородной продукции, вызванные воз действием объективных факторов, производители черных металлов рассчитываются со снабженческо-сбытовой ор ганизацией по единой для всех заводов цене. В основе этой цены лежит среднеотраслевая себестоимость произ водства отдельных видов черных металлов и отраслевая норма рентабельности.
Для потребителей основных видов продукции черной металлургии установлены цены франко-станция назна чения, единые для всей страны. Лишь для потребителей, расположенных в районах Дальнего Востока (Примор ский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Мага данская и Сахалинская области), действуют дополни тельные надбавки сверх единых цен франко-станция наз начения.
Средняя стоимость перевозки, включаемая в цены франко-станция назначения, различается по отдельным видам черных металлов в зависимости от стоимости их перевозки и средней дальности транспортирования. На ценки установлены по отдельным группам однородной продукции. Размер наценок, а также надбавок к оптовым ценам франко-станция назначения при поставке в районы Дальнего Востока приведен ниже:
(руб. и коп. за 1 т)
|
|
|
|
|
Наценки |
|
Надбавки |
Сталь для металлургического пере |
2—80 |
|
10-00 |
||||
дела ........................................................... |
фасонная |
сталь, |
лента |
|
|||
Сортовая и |
3 - 0 0 |
|
12—00 |
||||
стальная |
.............................................. |
|
|
. |
|
||
Некондиционные трубы |
и отходы |
3—00 |
60 |
6 - 0 0 |
|||
Листовая |
и |
широкополосная |
сталь |
3 - |
8 -0 0 |
||
Рельсы и другие изделия для желез |
4— |
00 |
10 -00 |
||||
нодорожного |
транспорта . . . . |
83
|
Наценки |
Надбавки |
Балки и швеллеры, шпунтовая сталь |
4—10 |
13—00 |
Трубы стальные прочие, трубы чу |
6—40 |
20—00 |
гунные . . . . .................................. |
||
Трубы сварные большого диаметра |
14—20 |
35—00 |
Цены для отдельных потребителей черных металлов могут быть дополнительно дифференцированы с учетом условий поставки. Так, при отгрузке продукции с метал лургических заводов меньше минимальных транзитных норм цена увеличивается на 15%. При отпуске продукции со складов сбытовой организации покупатели выплачи вают дополнительную наценку, которая дифференциро вана по территориальным управлениям материальнотехнического снабжения от 1,7% к цене металла до 19%. Различия в конечной цене могут возникать из-за порядка расчетов при поставке одногородним потребителям, а также (в отдельных случаях) из-за стоимости тары.
По-особому складывается география цен на крупно габаритные металлические конструкции. Формально на эту продукцию установлены цены франко-станция назна чения с включением стоимости перевозки, средней для отдельных групп конструкций. Всего установлено 7 групп, различающихся по средней стоимости перевозки:
|
|
|
|
|
|
Среднее рас- |
Средняя стон- |
|
|
|
|
|
|
|
стояние |
от- |
мость перево- |
|
|
|
|
|
|
грузки, |
учтен- |
зок для всех |
|
|
|
|
|
|
ное в |
ценах |
районов |
|
|
|
|
|
|
(км) |
СССР (руб. и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
коп. за 1 т) |
Доменные цехи |
здания......................................, колонны и |
600 |
|
4 - 7 0 |
||||
Промышленные |
|
|
|
|||||
опоры под трубопроводы, эстака |
|
|
|
|||||
ды, бункера, мосты, негабаритные |
|
|
|
|||||
газгольдеры, |
|
подшахтные |
зда |
|
|
|
||
ния, |
опоры |
линий |
электропередач |
|
|
|
||
и т. |
д ................................................... |
|
|
|
.... |
1100 |
|
9 - 4 0 |
Переплеты и витражи, трубопроводы, |
|
|
|
|||||
конструкции бункеров, силосов, |
|
|
|
|||||
угольных башен |
и |
углеприемных |
|
|
|
|||
ям, транспортеры, |
желоба, |
крон |
|
|
|
|||
штейны, опорные конструкции и |
|
|
|
|||||
ограждения под оборудование, кон |
1000 |
|
9—70 |
|||||
струкции для |
ТЭЦ |
и ГЭС и т. д. |
|
|||||
Радиорелейные башни и опоры, гра |
|
|
|
|||||
дирни и водонапорные башни, тру |
|
|
|
|||||
бы дымовые, копры шахтные, опо |
|
|
|
|||||
ры и станции канатных дорог |
|
800 |
|
9 - 8 0 |
84