Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 10
Ц е н ы э н е р г е т и ч е с к и х у г л е й р а з л и ч н ы х |
б а с с е й н о в |
в о т д е л ь н ы х р а й о н а х п о т р е б л е н и я ( 1 9 6 7 г . ) |
|
|
Цена 1 гп условного |
В том числе |
|
Угли |
транспортный |
|
|
топлива (руб., коп.) |
тариф (руб., |
|
|
|
|
коп.) |
М о с к о в с к а я о б л а с т ь |
|
|
|
Подмосковный ........................................... |
21 -45 |
1 -52 |
|
Донецкий |
(Р С Ф С Р )............................. |
24—02 |
3 - 6 3 |
Донецкий |
(У С С Р )................................. |
20—76 |
3—56 |
Башкирский............................................... |
23—44 |
7—34 |
|
Кузнецкий |
................................................... |
21—95 |
13—13 |
Карагандинский....................................... |
21—00 |
9—00 |
|
Интинский................................................... |
3 0 -0 0 |
10—00 |
|
В о л г о г р а д с к а я о б л а с т ь |
|
|
|
Донецкий |
(Р С Ф С Р )............................. |
17-53 |
1—71 |
Донецкий |
(УССР) ............................. |
22—05 |
1—83 |
Башкирский............................................... |
. . |
18 -00 |
5 - 0 0 |
Карагандинский .............................. |
2 9 -3 8 |
10 -64 |
|
И р к у т с к а я о б л а с т ь |
|
|
|
Кузнецкий................................................... |
|
14-77 |
5 - 3 6 |
Канско-Ачинский . . .......................... |
5—10 |
1 -8 7 |
|
Азейокий ................................................ |
. |
3 - 2 0 |
1-61 |
Черемховский ........................................... |
|
7—09 |
0 - 9 9 |
Забайкальский .......................................... |
|
8 -9 2 |
4—10 |
На газ установлены поясные цены двух видов: франко-горгаз, т. е. включая затраты на транспортирова ние по магистральным газопроводам, и франко-потреби- тель, в которые дополнительно включены затраты на транспортирование газа до его непосредственных потре бителей. Цены в каждом поясе меняются под воздействи ем двух факторов: собственно затрат на добычу и транспортирование газа и уровня цен, складывающегося в каждой области при потреблении в ней энергетического угля.
В трех союзных республиках оптовые цены промышлен ности на газ дифференцированы внутри республик: в РСФСР — по 50 административным единицам, в Укра инской ССР — по 25, в Казахской ССР — по 6 областям. В остальных союзных республиках цены установлены
75
едиными для каждой республики. Поскольку одни и те же цены установлены для разных областей и республик, практически основная масса потребителей разбита на 12 поясов с крайними значениями цен от 8 руб. до 21 р. 50 к. за 1000 куб. м для горгазов и от 11 руб. до 24 руб.— для промышленных потребителей. Для предприятий ком мунального хозяйства, общественного питания, сельско хозяйственных предприятий установлено самостоятельное территориальное деление цен.
Цены на газ коксовый и доменный установлены фран- ко-завод-поставщик едиными для всех районов СССР по газу доменному и территориально-дифференцированными по газу коксовому (в РСФСР и УССР — по областям). Оптовые цены на газ сжиженный и другую продукцию газофракционирующих установок имеют два вида франко в зависимости от условий поставки: франко-приемо-сда точный пункт на границе раздела трубопроводов завода поставщика и покупателя или франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления. Цены дифферен цированы по 4 поясам. В I и II пояс вошли основные районы РСФСР, в III пояс — Закавказье и Северный Кавказ, а в IV — остальные союзные республики, а также районы Дальнего Востока, Якутской АССР и Калинин градской области.
В отличие от оптовых цен промышленности на природ ный газ, география которых зависит от цен в местах потребления на энергетический уголь, география оптовых цен газодобывающих предприятий формируется на осно ве различия затрат по районам добычи (франко-предпри- ятие-поставщик). Цены дифференцированы по 30 про мысловым управлениям и объединениям, для которых установлено 8 цен, различных по уровню. Значительная часть промысловых управлений имеет одинаковую цену.
Это объясняется тем, что в этих ценах формируется значительная величина прибавочного продукта в форме налога с оборота, что позволяет в определенных пределах унифицировать цены.
Оптовые цены нефтедобывающих предприятий на попутный нефтяной газ территориально-дифференциро- ваны по 24 нефтедобывающим объединениям и нефтепро мысловым управлениям. Для них установлено 9 уровней
с колебаниями от |
6 руб. за 1000 куб. |
м (Поволжье) |
до |
17 руб. (Сахалин). |
На сланцевый газ |
установлены |
две |
76
индивидуальные цены для комбинатов в Ленинградской
области |
и Эстонской |
ССР — соответственно 21 |
руб. и |
18 р. 10 |
к. за 1000 куб. |
м. |
оптовых |
В основе территориальной дифференциации |
цен промышленности на мазут топочный лежит различие в затратах стоимости сырой нефти по нефтеперерабаты вающим заводам. Цены дифференцированы по 3 поясам. В I пояс (где реализуется около 90% мазута) вошли вся европейская часть СССР (включая Урал) и все союзные республики, расположенные в азиатской части СССР. Во II пояс входит территория, заключенная между Ура лом и Дальним Востоком, а в III пояс — районы Дальне го Востока. Разница в поясных ценах основана на раз личии транспортных расходов. Между I и II поясом она составляет 3 руб., а между II и III поясом — 4 руб. для всех виДов мазута. Например, цена на мазут топочный малосернистый для I пояса равняется 25 руб. за тонну, для II пояса — 28 руб. и для III пояса — 32 руб.
Если цены промышленности на природный газ в опре-
. деленной степени корреспондируются с географией цен на энергетический уголь в местах потребления, то в ценах промышленности на мазут этот принцип не выдерживает ся. Это приводит к тому, что почти во всех районах потребления цены на мазут не согласованы с ценами на другие виды топлива.
В целом по трем основным видам топлива действую щая система географии цен не обеспечивает их согласо ванности по отдельным районам потребления. Об этом свидетельствует сопоставление цен на различные виды топлива по укрупненным районам потребления (табл. 11).
Цены на торф и торфопродукцию устанавливаются в союзных республиках: на торф кусковой и фрезерный — франко-штабель поля добычи торфопредприятия-постав- щика, а для брикетов — франко-склад (бункер) заводапоставщика (в некоторых республиках франко-вагон станция отправления). В РСФСР цены на торф диффе ренцированы по областям (от 2 р. 50 к. до 3 р. 70 к. за тонну). Помимо разницы в областных ценах на торф и на фактические транспортные расходы по магистральному транспорту различие цен в местах потребления находится также под воздействием территориальной дифференциа ции (также по областям) таких показателей, как погруз ка в вагон узкой колеи, вывозка (на расстояние до 4 км).
77
Т а б л и ц а 11
С о п о с т а в л е н и е ц е н в м е с т а х п о т р е б л е н и я н а р а з л и ч н ы е в и д ы т о п л и в а п о о т д е л ь н ы м р а й о н а м ( 1 9 6 7 г . )
|
Цена (руб. и коп. |
за 1 m |
уел. |
топлива) |
|
Районы потребления |
|
|
|
|
|
|
средняя |
уголь |
газ |
мазут |
|
СССР- ........................................ |
16— 51 |
1 6 - 9 5 |
15— 03 |
1 7 - 7 5 |
|
Северо-Западный.................. |
22—45 |
25— 46 |
21— 52 |
17— 52 |
|
Центральный........................... |
1 9 - 0 8 |
21— 10 |
17— 78 |
1 7 - 5 2 |
|
Волго-Вятский....................... |
18—41 |
1 9 - 8 2 |
17— 14 |
17—52 |
|
Центрально-Черноземный |
19— 09 |
20— 92 |
1 6 - 3 9 |
17—52 |
|
П оволж ский............................ |
1 6 - 9 5 |
1 8 - 6 4 |
1 5 - 2 8 |
17—52 |
|
Северо-Кавказский . . . . |
1 4 - 6 8 |
1 8 - 7 2 |
11—48 |
1 7 - 5 2 |
|
У ральский............................... |
1 5 - 7 1 |
1 6 - 1 3 |
1 4 - 2 1 |
17— 52 |
|
Западно-Сибирский . . . . |
11— 37 |
10—31 |
— |
19— 71 |
|
Восточно-Сибирский . . . . |
9—54 |
9— 09 |
— |
19— 71 |
|
Дальневосточный.................. |
19—71 |
19—43 |
— |
22 —63 |
|
Донецко-Приднепровский |
15— 64 |
17— 62 |
1 2 - 3 4 |
17— 52 |
|
Ю го-Западный....................... |
18— 16 |
20— 45 |
15—99 |
1 7 - 5 2 |
|
Ю ж н ы й .................................... |
17— 83 |
20 — 18 |
15— 02 |
1 7 - 5 2 |
|
Прибалтийский ...................... |
20 — 61 |
2 3 — 88 |
19— 70 |
17— 52 |
|
Закавказский .......................... |
1 8 - 5 9 |
■2 2 - 8 0 |
1 8 - 8 0 |
1 7 - 5 2 |
|
Среднеазиатский ................... |
14— 12 |
19—59 |
9 - 9 6 |
1 7 - 5 2 |
|
Казахстанский....................... |
14—23 |
1 3 - 8 6 |
12— 96 |
17— 52 |
|
Белорусский ........................... |
1 9 - 0 6 |
21— 13 |
1 7 - 9 3 |
17— 52 |
|
М олдавский............................ |
1 9 - 9 0 |
20— 98 |
1 7 - 0 7 |
1 7 - 5 2 |
|
Для Владимирской области эти |
показатели |
составляют |
|||
соответственно 60 коп. и 1 р. 47 |
к. за тонну, |
а для Брян |
ской области — 40 коп. и 1 р. 15 к. Тарифы на перегрузку торфа из вагонов узкой колеи в вагон нормальной колеи установлены едиными по республике, за исключени ем Удмуртской АССР, Владимирской и Ивановской об ластей.
Основным потребителем продукции топливной про мышленности являются тепловые электростанции. Гео графия цен на топливо в значительной степени определяет уровень себестоимости производства электроэнергии, поскольку топливная составляющая равняется в себесто
имости электроэнергии |
70%. Наиболее низкая цена на |
|
топливо |
образуется в |
системе «Красноярскэнерго» — |
4,7 руб. |
за тонну условного топлива, а наиболее высо |
кая — в системе' «Магаданэнерго» — 37,9 руб. Соответст венно и уровень себестоимости производства электро-
78
энергии по этим системам составил 0,4 коп. за 1 квт-ч и 3,5 коп.
Помимо разницы в ценах на топливо колебание себе стоимости производства электроэнергии по отдельным районам зависит от удельного веса выработки гидроэнер гии. Так, в системах «Иркутскэнерго», «Волгоградэнерго» и «Куйбышевэнерго» себестоимость электроэнергии сос тавляет соответственно 0,20 коп. за 1 квт-ч, 0,43 коп. и 0,53 коп., что соответствует удельному весу выработки
гидроэнергии |
в 74, 67 и 54%. |
В то же время |
наиболее |
|
низкая |
себестоимость в энергосистемах, |
состоящих |
||
исключительно |
из тепловых |
электростанций, |
равняется |
|
0,64 коп. за 1 квт-ч («Кузбассэнерго»). |
большой |
|||
В |
общей |
себестоимости |
электроэнергии |
удельный вес занимают затраты на ее передачу и распре деление, т. е. транспортные расходы. В среднем по СССР
они составляют 35% себестоимости производства элект роэнергии. Но по отдельным энергосистемам их размер достигает 90% себестоимости производства, в то время как в других системах — лишь 12%. Абсолютная величи на этих затрат колеблется от 2,6коп. на 1 квт-ч до 0,05 коп., что сказывается на размерах территориальной дифференциации себестоимости электроэнергии *.
Различие в себестоимости электроэнергии в значи тельной степени обусловлено техническим уровнем от дельных энергетических систем, различием в условиях потребления электроэнергии. В результате взаимодей ствия всех этих факторов себестоимость электроэнергии в соседних или близко расположенных энергосистемах резко различается. Действующая система географии тарифов на электроэнергию формировалась с учетом этого фактора, но учитывался также тот факт, что в настоящее время многие энергосистемы связаны линией электропередач, с работой по единому диспетчерскому графику. В единых энергосистемах сосредоточено около
80% всей выработки электроэнергии21- |
|
|
|
|
||||
|
Тарифы на электроэнергию установлены по 85 энерго |
|||||||
системам, |
которые могут быть сгруппированы в 17 |
та |
||||||
|
1 См. А в р у х |
А. Д. Проблемы себестоимости и ценообразова |
||||||
ния в энергетике. М., «Энергия», 1970, с. 178—180, |
194, |
195, 198. |
|
|||||
|
2 См. Ш к а т о в |
В. |
К., С у п о н и ц к и й |
Б. |
С. |
Оптовые цены |
||
на |
продукцию |
тяжелой |
промышленности. М., |
«Экономика», |
1969, |
|||
с. |
76. |
|
|
|
|
|
|
|
79