Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пролетные

строения

железнодорож-

 

П р о д о л ж е н и е

 

 

ных и автодорожных мостов, опор­

 

 

ные части

пролетных

строений и

 

 

прочие

мостовые

конструкции

1900

11—00

Строительные

и

подстроительнЫе

 

 

фермы .......................................................

1100

14-10

Башни из труб диаметром до 4 м ,

 

 

антенные системы, траверсы для

 

 

железобетонных

опор,

откоытые

 

 

подстанции, контактная сеть же­

800

24 -60

лезных дорог, цистерны .................

Внутри каждой группы установлена своя система ски­ док и надбавок, которая применяется при перевозке конструкций на расстояние, отклоняющееся от учтенного в прейскуранте. Например, если конструкция перевезена на 200 км, то по конструкциям, входящим в первую груп­ пу, покупателю дается скидка с оптовой цены франкостанция назначения в размере 2 руб. за тонну веса, а по конструкции, входящей в седьмую группу, — 13 р. 50 к. С расстояния выше среднего, учтенного в оптовой цене, потребители выплачивают надбавку, которая для указанных выше двух групп конструкций составит при перевозке на расстояние 2100 км соответственно 9 р. 10 к. и 32 р. 10 к., а на расстояние 12000 км — 80 руб. и 324 руб. за тонну веса конструкции.

Кроме того, при перевозке конструкций водным транс­ портом, а также при перевозке по железным дорогам негабаритных конструкций покупатели оплачивают фак­ тические транспортные расходы. Эти расходы добавля­ ются к оптовой цене франко-станция назначения, из ко­ торой вычитаются учтенные в цене средние транспорт­ ные расходы для соответствующей группы конструкций.

Фактически это означает, что на строительные кон­ струкции действуют единые по стране цены франко-стан­ ция отправления с разрывами в уровне провозных плат на отдельные расстояния перевозки более укрупненными, чем в обычных железнодорожных тарифах. Расстояние до 12 тыс. км в тарифном руководстве железнодорожного транспорта разбито на 118 интервалов, а в прейскуранте цен для определения скидок и надбавок — на 29 интер­ валов. Цены на лом и отходы черных металлов установ­ лены едиными по стране. Заготовительные—-цены фран­ ко-станция отправления, а сбытовые — франко-станция назначения.

85


Цены франко-станция отправления на черные метал­ лы встречаются по продукции, цены на которую устанав­ ливаются республиканскими комитетами цен. Так, в РСФСР цена франко-станция отправления установлена на сталь обыкновенного качества и металлоизделия про­ мышленного назначения, а в Украинской, Латвийской, Таджикской и Киргизской республиках — на металлоиз­ делия промышленного назначения. В то же время в Ка­ захской, Узбекской, Грузинской, Армянской, Литовской, Эстонской и Молдавской республиках на аналогичную продукцию — металлоизделия промышленного назначе­ ния— установлены цены франко-станция назначения.' В прейскурантах отдельных республик (Армянская ССР)

при поставке продукции в районы Дальнего Востока с покупателя взимается дополнительная надбавка в раз­ мере 25 руб. за тонну металлоизделий.

В отличие от черной металлургии, где применяются различные виды географии цен, в цветной металлургии на всех стадиях производственного процесса действуют единые для всей страны цены франко-станция отправле­ ния. Они действуют как в добывающей промышленности, так и в обрабатывающей. Установление единых цен для производителей происходит в условиях существенных различий в уровне затрат по отдельным предприятиям,

что видно из табл.

13.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 13

К о л е б а н и я с е б е с т о и м о с т и п р о д у к ц и и в ц в е т н о й м е т а л л у р г и и

п о п р е д п р и я т и я м

 

 

( в % к общесоюзной)

 

 

 

 

 

Себестоимость

Отношение ми-

Вид продукции

 

 

 

нимальной

 

 

 

и максимальной

 

 

минимальная

максимальная

себестоимости,

 

 

%

Алюминий . . . . .

. .

91

126

138

Никель (по РСФСР)

. . .

37

158

427

М ед ь ...........................................

 

55

121

' 220

Свинец .......................................

 

67

113

169

Ц и н к ...........................................

 

46

147

320

Еще больше территориальные различия в затратах на добычу руд цветных металлов. Так, в пределах

86


РСФСР колебания себестоимости добычи бокситов сос­ тавляют 3,3 раза, медной руды — 2,8 раза, свинцово-цин­ ковой руды — 35 раз (по карьерам), по производству оловянного концентрата — 3 раза *.

Оптовые цены на руды, концентраты и полуфабрика­ ты цветной металлургии установлены франко-вагон (суд­ но) станция (порт, пристань) отправления. На промыш­ ленные изделия из драгоценных металлов и их сплавов:

франко-почта отправитель, а при

поставке продукции

со склада завода — франко-весы

склад завода-постав-

щика.

 

Заготовительные цены на лом и отходы цветных метал­ лов и сплавов установлены двух разновидностей. По од­ ним товарам — франко-склад ломосдатчика (основная номенклатура), а по другим товарам (кадмиево-никеле­ вые и железо-никелевые аккумуляторы)— франко-вагон станция отправления.

Сбытовые цены также установлены двух разновидно­ стей: на основные виды продукции — франко-вагон стан­ ция отправления, а на отходы, содержащие ртуть, лом консервных банок и отходы белой жести — франко-пункт переработки отходов.

§ 3. НЕФТЯНАЯ и х и м и ч е с к а я п р о м ы ш л е н н о с т ь

Отличительной чертой географии цен в нефтяной промышленности является наличие системы двух прей­ скурантов цен (франко-станция отправления и франкостанция назначения) в обеих подотраслях — добывающей и обрабатывающей промышленности. Соответственно установлены и четыре горизонта географии цен, каждый из которых соответствует определенной производственной стадии. г

В добывающей и обрабатывающей промышленности для производителей установлены цены франко-станция отправления, а для потребителей — цены франко-станция назначения.

Взаимосвязь различных видов цен в нефтяной про­ мышленности приведена в схеме.1

на

1 См. Ш к а т о в В.

К., С у п о н и ц к и й

Б. С. Оптовые цены

продукцию тяжелой

промышленности. М.,

«Экономика», 1969,

с.

140.

 

 

87


Индивидуальные цены на сырую нефть для части нефтепромыслов

I

Прейскурант цен на сырую нефть для производителей (9 зон, фраико-отправления)

-

сбытовые органы

_______________________ I__________________

Прейскурант цен на сырую нефть для потребителей (7 зон, франко-назначения)

-

нефтеперерабатывающие заводы

_______________________________ I_______________________

Прейскурант цен на нефтепродукты для производителей

(8 зон, франко-отправления)

-

сбытовые органы

________________________ *_________________

Прейскурант цен на нефтепродукты для потребителей (3 пояса, франко-назначения)

Первым звеном в цепочке прейскурантных цен неф­ тяной промышленности являются оптовые цены на сырую нефть для расчета нефтедобывающих предприятий со снабженческо-сбытовыми организациями. Эти цены ус­ тановлены при поставке нефти по нефтепроводу франко­ головной резервуар или перекачечная станция пункта сдачи-приема, а при поставке железнодорожным или водным транспортом — франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления. Всего установлено девять различных по уровню цен, с соотношением крайних зна­ чений 1 :3. Основная масса нефти реализуется по двум ценам. Эти цены действуют для 42 нефтепромысловых управлений. Они в значительной степени определяют средний уровень цен на сырую нефть.

Значительная часть нефти (около 60%) реализуется по единой для объединений цене, т. е. по ценам, имеющим зональный характер; около 30% нефти — по групповым ценам, т. е. по 2—3 ценам для объединения. В этих слу­ чаях разрывы в уровнях цен для отдельных управлений, входящих в объединение, могут колебаться от 2,0 до 2,5 раз. Остальная часть продукции реализуется по индиви­

88

дуальным ценам, устанавливаемым внутри отдельных объединений и комбинатов в пределах среднего для каж­ дого из них уровня цен.

Первоначальной стадией формирования географии цен на сырую нефть является территориальная дифференциа­ ция затрат на геологоразведочные работы, которые, со­ ставляют почти 7з себестоимости добычи нефти. Ставки на геологоразведочные работы дифференцированы по отдельным объединениям.

Направление территориальной дифференциации за­ трат на геологоразведочные работы совпадает с терри­ ториальной дифференциацией себестоимости и цен. По­ этому ее воздействие на формирование географии цен незначительно, хотя максимальные размеры ставок пре­ вышают себестоимость добычи нефти в районах с низ­ кими ставками. Наиболее низкие ставки установлены для объединений Верхне-Волжского бассейна, а наиболее высокие — для Сахалина.

Действующая география оптовых цен предприятий на сырую нефть выгодно отличается от географии цен, дей­ ствовавшей до 1967 г., тем, что вместо 107 индивидуаль­ ных цен по 111 нефтепромыслам введено 9 цен по укруп­ ненным районам. Этого удалось достичь без нарушения хозрасчетных интересов предприятий за счет того, что был существенно (почти в 2 раза) повышен общий уро­ вень цен.

Повышенная величина прибавочного продукта по от­ дельным управлениям в этих-условиях принимает форму территориально-дифференцированных рентных платежей, которыми охвачены предприятия, добывающие основную массу нефти.

Сырая нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, как правило, от нескольких поставщиков, имею­ щих разный уровень цен предприят»я и удаленных от за­ вода на различное расстояние. С целью ликвидации раз­ нобоя в стоимости основного сырья, составляющей около 80% себестоимости нефтепродуктов, при поставке его от разных производителей, на сырую нефть, поступающую на переработку, установлено 7 различных по уровню групповых цен франко-емкость нефтеперерабатывающе­ го завода при поставке нефти по трубопроводу и франковагон (судно) станция (порт, пристань) назначения при поставке железнодорожным и водным транспортом.

89