Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
Пролетные |
строения |
железнодорож- |
|
П р о д о л ж е н и е |
||
|
|
|||||
ных и автодорожных мостов, опор |
|
|
||||
ные части |
пролетных |
строений и |
|
|
||
прочие |
мостовые |
конструкции |
1900 |
11—00 |
||
Строительные |
и |
подстроительнЫе |
|
|
||
фермы ....................................................... |
1100 |
14-10 |
||||
Башни из труб диаметром до 4 м , |
|
|
||||
антенные системы, траверсы для |
|
|
||||
железобетонных |
опор, |
откоытые |
|
|
||
подстанции, контактная сеть же |
800 |
24 -60 |
||||
лезных дорог, цистерны ................. |
Внутри каждой группы установлена своя система ски док и надбавок, которая применяется при перевозке конструкций на расстояние, отклоняющееся от учтенного в прейскуранте. Например, если конструкция перевезена на 200 км, то по конструкциям, входящим в первую груп пу, покупателю дается скидка с оптовой цены франкостанция назначения в размере 2 руб. за тонну веса, а по конструкции, входящей в седьмую группу, — 13 р. 50 к. С расстояния выше среднего, учтенного в оптовой цене, потребители выплачивают надбавку, которая для указанных выше двух групп конструкций составит при перевозке на расстояние 2100 км соответственно 9 р. 10 к. и 32 р. 10 к., а на расстояние 12000 км — 80 руб. и 324 руб. за тонну веса конструкции.
Кроме того, при перевозке конструкций водным транс портом, а также при перевозке по железным дорогам негабаритных конструкций покупатели оплачивают фак тические транспортные расходы. Эти расходы добавля ются к оптовой цене франко-станция назначения, из ко торой вычитаются учтенные в цене средние транспорт ные расходы для соответствующей группы конструкций.
Фактически это означает, что на строительные кон струкции действуют единые по стране цены франко-стан ция отправления с разрывами в уровне провозных плат на отдельные расстояния перевозки более укрупненными, чем в обычных железнодорожных тарифах. Расстояние до 12 тыс. км в тарифном руководстве железнодорожного транспорта разбито на 118 интервалов, а в прейскуранте цен для определения скидок и надбавок — на 29 интер валов. Цены на лом и отходы черных металлов установ лены едиными по стране. Заготовительные—-цены фран ко-станция отправления, а сбытовые — франко-станция назначения.
85
Цены франко-станция отправления на черные метал лы встречаются по продукции, цены на которую устанав ливаются республиканскими комитетами цен. Так, в РСФСР цена франко-станция отправления установлена на сталь обыкновенного качества и металлоизделия про мышленного назначения, а в Украинской, Латвийской, Таджикской и Киргизской республиках — на металлоиз делия промышленного назначения. В то же время в Ка захской, Узбекской, Грузинской, Армянской, Литовской, Эстонской и Молдавской республиках на аналогичную продукцию — металлоизделия промышленного назначе ния— установлены цены франко-станция назначения.' В прейскурантах отдельных республик (Армянская ССР)
при поставке продукции в районы Дальнего Востока с покупателя взимается дополнительная надбавка в раз мере 25 руб. за тонну металлоизделий.
В отличие от черной металлургии, где применяются различные виды географии цен, в цветной металлургии на всех стадиях производственного процесса действуют единые для всей страны цены франко-станция отправле ния. Они действуют как в добывающей промышленности, так и в обрабатывающей. Установление единых цен для производителей происходит в условиях существенных различий в уровне затрат по отдельным предприятиям,
что видно из табл. |
13. |
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 13 |
К о л е б а н и я с е б е с т о и м о с т и п р о д у к ц и и в ц в е т н о й м е т а л л у р г и и |
||||
п о п р е д п р и я т и я м |
|
|
( в % к общесоюзной) |
|
|
|
|
||
|
|
Себестоимость |
Отношение ми- |
|
Вид продукции |
|
|
|
нимальной |
|
|
|
и максимальной |
|
|
|
минимальная |
максимальная |
себестоимости, |
|
|
% |
||
Алюминий . . . . . |
. . |
91 |
126 |
138 |
Никель (по РСФСР) |
. . . |
37 |
158 |
427 |
М ед ь ........................................... |
|
55 |
121 |
' 220 |
Свинец ....................................... |
|
67 |
113 |
169 |
Ц и н к ........................................... |
|
46 |
147 |
320 |
Еще больше территориальные различия в затратах на добычу руд цветных металлов. Так, в пределах
86
РСФСР колебания себестоимости добычи бокситов сос тавляют 3,3 раза, медной руды — 2,8 раза, свинцово-цин ковой руды — 35 раз (по карьерам), по производству оловянного концентрата — 3 раза *.
Оптовые цены на руды, концентраты и полуфабрика ты цветной металлургии установлены франко-вагон (суд но) станция (порт, пристань) отправления. На промыш ленные изделия из драгоценных металлов и их сплавов:
франко-почта отправитель, а при |
поставке продукции |
со склада завода — франко-весы |
склад завода-постав- |
щика. |
|
Заготовительные цены на лом и отходы цветных метал лов и сплавов установлены двух разновидностей. По од ним товарам — франко-склад ломосдатчика (основная номенклатура), а по другим товарам (кадмиево-никеле вые и железо-никелевые аккумуляторы)— франко-вагон станция отправления.
Сбытовые цены также установлены двух разновидно стей: на основные виды продукции — франко-вагон стан ция отправления, а на отходы, содержащие ртуть, лом консервных банок и отходы белой жести — франко-пункт переработки отходов.
§ 3. НЕФТЯНАЯ и х и м и ч е с к а я п р о м ы ш л е н н о с т ь
Отличительной чертой географии цен в нефтяной промышленности является наличие системы двух прей скурантов цен (франко-станция отправления и франкостанция назначения) в обеих подотраслях — добывающей и обрабатывающей промышленности. Соответственно установлены и четыре горизонта географии цен, каждый из которых соответствует определенной производственной стадии. г
В добывающей и обрабатывающей промышленности для производителей установлены цены франко-станция отправления, а для потребителей — цены франко-станция назначения.
Взаимосвязь различных видов цен в нефтяной про мышленности приведена в схеме.1
на |
1 См. Ш к а т о в В. |
К., С у п о н и ц к и й |
Б. С. Оптовые цены |
продукцию тяжелой |
промышленности. М., |
«Экономика», 1969, |
|
с. |
140. |
|
|
87
Индивидуальные цены на сырую нефть для части нефтепромыслов
I
Прейскурант цен на сырую нефть для производителей (9 зон, фраико-отправления)
-
сбытовые органы
_______________________ I__________________
Прейскурант цен на сырую нефть для потребителей (7 зон, франко-назначения)
-
нефтеперерабатывающие заводы
_______________________________ I_______________________
Прейскурант цен на нефтепродукты для производителей
(8 зон, франко-отправления)
-
сбытовые органы
________________________ *_________________
Прейскурант цен на нефтепродукты для потребителей (3 пояса, франко-назначения)
Первым звеном в цепочке прейскурантных цен неф тяной промышленности являются оптовые цены на сырую нефть для расчета нефтедобывающих предприятий со снабженческо-сбытовыми организациями. Эти цены ус тановлены при поставке нефти по нефтепроводу франко головной резервуар или перекачечная станция пункта сдачи-приема, а при поставке железнодорожным или водным транспортом — франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления. Всего установлено девять различных по уровню цен, с соотношением крайних зна чений 1 :3. Основная масса нефти реализуется по двум ценам. Эти цены действуют для 42 нефтепромысловых управлений. Они в значительной степени определяют средний уровень цен на сырую нефть.
Значительная часть нефти (около 60%) реализуется по единой для объединений цене, т. е. по ценам, имеющим зональный характер; около 30% нефти — по групповым ценам, т. е. по 2—3 ценам для объединения. В этих слу чаях разрывы в уровнях цен для отдельных управлений, входящих в объединение, могут колебаться от 2,0 до 2,5 раз. Остальная часть продукции реализуется по индиви
88
дуальным ценам, устанавливаемым внутри отдельных объединений и комбинатов в пределах среднего для каж дого из них уровня цен.
Первоначальной стадией формирования географии цен на сырую нефть является территориальная дифференциа ция затрат на геологоразведочные работы, которые, со ставляют почти 7з себестоимости добычи нефти. Ставки на геологоразведочные работы дифференцированы по отдельным объединениям.
Направление территориальной дифференциации за трат на геологоразведочные работы совпадает с терри ториальной дифференциацией себестоимости и цен. По этому ее воздействие на формирование географии цен незначительно, хотя максимальные размеры ставок пре вышают себестоимость добычи нефти в районах с низ кими ставками. Наиболее низкие ставки установлены для объединений Верхне-Волжского бассейна, а наиболее высокие — для Сахалина.
Действующая география оптовых цен предприятий на сырую нефть выгодно отличается от географии цен, дей ствовавшей до 1967 г., тем, что вместо 107 индивидуаль ных цен по 111 нефтепромыслам введено 9 цен по укруп ненным районам. Этого удалось достичь без нарушения хозрасчетных интересов предприятий за счет того, что был существенно (почти в 2 раза) повышен общий уро вень цен.
Повышенная величина прибавочного продукта по от дельным управлениям в этих-условиях принимает форму территориально-дифференцированных рентных платежей, которыми охвачены предприятия, добывающие основную массу нефти.
Сырая нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, как правило, от нескольких поставщиков, имею щих разный уровень цен предприят»я и удаленных от за вода на различное расстояние. С целью ликвидации раз нобоя в стоимости основного сырья, составляющей около 80% себестоимости нефтепродуктов, при поставке его от разных производителей, на сырую нефть, поступающую на переработку, установлено 7 различных по уровню групповых цен франко-емкость нефтеперерабатывающе го завода при поставке нефти по трубопроводу и франковагон (судно) станция (порт, пристань) назначения при поставке железнодорожным и водным транспортом.
89