Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

более дробного поясного деления. Исходным моментом этого процесса является изменение методологии построе­ ния поясных цен, заключающееся в том, чтобы строить пояса на базе различия суммарных затрат сферы про­ изводства и обращения. Но при этом нужно избегать тех ошибок, которые выявились при использовании этого способа для установления цен на цемент и ряд строи­ тельных материалов — резкого разрыва цен в смежных административных единицах.

В частности, в черной металлургии по тем видам про­ дукции, где нецелесообразно установление цен франкостанция отправления, следует ввести более дробное пояс­ ное деление, положив в его основу не только различие в транспортных расходах, но и различие затрат по круп­ ным районам производства (Юг, Центр, Урал и т. д.). В настоящее время для всех производителей черных ме­ таллов установлена одинаковая цена, хотя различия в затратах в целом по металлургическим зонам являются устойчивыми и количественно значительными. Так, в 1960 г. себестоимость чугуна на заводах Украины была на 35% выше, чем себестоимость чугуна на Урале, а в

1970 г.— на 33%.

Существенное воздействие ценностного фактора тер­ риториальной дифференциации общественной стоимости в обрабатывающей промышленности служит основанием для постановки вопроса о расширении практики установ­ ления территориально дифференцированных цен для про­ изводителей в ряде отраслей обрабатывающей промыш­ ленности и в первую очередь в тех, которые в больших количествах используют вещественные элементы произ­ водства с территориально-дифференцированными цена­ ми. Проблема установления территориально-дифферен­ цированных цен на продукцию обрабатывающих отраслей тяжелой промышленности имеет исключительно важное значение для освоения районов Сибири, Дальнего Восто­ ка и Крайнего Севера.

Совершенствование географии цен в пределах дей­ ствующих методов (т. е. цен франко-станция отправления и франко-станция назначения) более приемлемо для тех отраслей и видов продукции тяжелой промышленности, где проявление стоимостеобразующих факторов незначи­ тельно. Типичны для этого случая обрабатывающая про­ мышленность, а также сырьевые отрасли, выпускающие

134

продукцию с высокой стоимостью весовой единицы на предприятиях, не имеющих объективных причин для рез­ кого различия в издержках производства.

В силу того, что эти методы приближенно отражают форму территориальной дифференциации общественной стоимости, необходимо внести новые элементы в практи­ ку ценообразования. В отраслях тяжелой промышленно­ сти с существенным воздействием стоимостеобразующих факторов география цен должна наиболее полно отра­ жать территориальную дифференциацию общественной стоимости. Это в первую очередь добывающие и сырье­ вые отрасли, география цен в которых в значительной степени формирует размещение производственно-терри­ ториальных комплексов. Для этих отраслей необходимо достичь того, чтобы география цен сочетала в себе поло­ жительные моменты цен франко-станция отправления (увеличение цен пропорционально росту транспортных расходов) и цен франко-станция назначения (постоян­ ство цен в местах потребления).

Необходимость устойчивых цен в местах потребления диктуется интересами крупного промышленного произ­ водства. Концентрация производства и развитие транс­ порта приводят к изменению зон сбыта. Крупные пред­ приятия, выступая как производители, вовлекают в сфе­ ру сбыта своей продукции более мелких производителей. Это укрупняет зоны сбыта, приводит к необходимости согласования цен на больших территориях.

Выступая как потребители продукции крупные пред­ приятия также ощущают необходимость в фиксации цен в местах потребления, поскольку большие объемы потре­ бляемого однородного сырья, топлива и материалов при­ ходится восполнять поставками из ряда географических точек с различной дальностью поставки. В этих условиях география цен должна обеспечить постоянство цены для каждого места реализации.

Применительно к характеру зон сбыта последствия концентрации производства выражаются в том, что ко­ личество зон сокращается за счет их укрупнения, а эконо­ мические центры мелких изолированных зон сбыта пре­ вращаются во вспомогательных производителей укруп­ ненных зон сбыта. Развитие транспорта расширяет зоны сбыта продукции отдельных производителей, приводит по многим товарам к созданию системы смежных зон

135


сбыта вместо изолированных. Исторически первоначаль­ ной формой были цены франко-станция отправления. Но в результате концентрации производства в небольших по территории странах, таких как Великобритания, основ­ ным видом стали единые оптовые цены для потребителей, включающие стоимость доставки.

В странах с большой территорией установление еди­ ных оптовых цен для потребителей не могло получить широкого распространения из-за больших различий в стоимости транспортирования и условиях производства. Для этих стран в период развития монополистического капитала более приемлемой оказалась география цен, соответствующая системе цен базисных пунктов.

Система цен базисных пунктов возникла в 1880 г. в сталелитейной промышленности США, где наиболее ин­ тенсивно развивался процесс концентрации капитала. В этой отрасли транспортные расходы составляют значи­ тельную долю в конечной стоимости товара, а потребле­ ние продукции происходит повсеместно.

В кратком виде суть этой системы состоит в следую­ щем: «В своей простейшей форме система цен базисных пунктов рассматривает все однородные продукты как то­ вары, изготовленные в какой-то одной точке, базисном пункте. Единственная заводская цена устанавливается только для это!ю пункта и действует для всех изготови­ телей независимо от фактических издержек производства. Цена, взимаемая с покупателя, рассчитывается путем прибавления к «базисной» цене транспортных расходов, как если бы любой грузоотправитель был расположен в базисном пункте» '.

При наличии нескольких региональных зон сбыта ко­ личество базисных пунктов соответствует их числу. Об­ разуется система нескольких базисных пунктов. «При си­ стеме цен нескольких базисных пунктов не один, а не­ сколько пунктов выступают как базисные. Для всех этих базисных пунктов может быть установлена единая фаб­ рично-заводская цена или каждый завод, расположенный в базисном пункте, может устанавливать свою собствен­ ную базисную цену. В обоих случаях, определяя для за­

ключения контракта цену в

месте

нахождения какого-1

1 М. С h i s h о 1 m. Geography

and

Economics. London, 1966,

p. 177.

 

 

136


либо потребителя, фирма будет устанавливать ее путем добавления транспортных расходов к цене того базисно­ го пункта, который обеспечивает для этого потребителя минимальный уровень цен» !.

Цены базисных пунктов получили наибольшее рас­ пространение в США в таких отраслях, как производ­ ство стали, цемента, древесины, паркета, подсолнечного масла. За весь период ее официального существования она охватила восемнадцать групп продуктов. В 1948 г. цены базисных пунктов были официально запрещены, по­ скольку сведение в единую взаимосвязанную систему цен по всей территории страны и регулирование общего уров­ ня цены из одного или нескольких базисных пунктов про­ тиворечило антитрестовскому законодательству и рас­ сматривалось как «сговор цен», ликвидирующий стихий­ ную игру цен и рыночную конкуренцию.

В течение 30 лет против цен базисных пунктов высту­ пала Федеральная торговая комиссия США. Вот как она характеризовала эти цены: «...Система работает настоль­ ко хорошо, что компании, расположенные далеко друг от друга и находящиеся в явной конкуренции друг с дру­ гом, представляли правительству в запечатанных конвер­ тах предложения, цены в которых были одинаковы до

четвертого десятичного знака». Эта комиссия

считала

цены базисных

пунктов более эффективным

способом

«сговора цен»,

чем другие соглашения о ценах

потому,

что «она представляет собой и глаз, который обнаружи­ вает нарушителей, и руку, которая держит наказующий хлыст»12. Но поскольку этот вид географии цен соответ­ ствует уровню развития производительных сил крупного монополистического капитала, он, по признанию зару­ бежных экономистов, продолжает нелегально действо­ вать и по сегодняшний день во внутреннем ценообразова­ нии в тех отраслях, где существенны территориальные различия затрат.

Когда в условиях капиталистического производства допускаются элементы регулирования, цены базисных пунктов получают официальное признание. Например, в

1 М. С h i s h о 1 m. Geoqraphy and Economics. London, 1966, p. 180.

2 Отрасли промышленности США. M., Изд-во иностр. лит., 1963,

с. 197—498.

137


пределах Европейского объединения угля и стали — сво­ еобразной системы международного государственного регулирования рынка, а также формы международной концентрации производства — были введены цены базис­ ных пунктов. Основное положение этой организации в области цен запрещение дискриминации: для каждого потребителя цена должна быть постоянной, но для раз­ ных потребителей неодинаковой.

Реализация этих положений оказалась возможной благодаря введению цен базисных пунктов, которые рань­ ше действовали лишь в наиболее крупных по территории странах, входящих в Европейское объединение угля и ста­ ли. Это мероприятие сделало цены более обозримыми, упростило общее функционирование цен и облегчило про­ ведение политики руководящего органа *.

В настоящее время в тяжелой промышленности капи­ талистических стран действуют пять основных видов географии цен. Четыре из них совпадают с видами цен, применяемыми в СССР (единые и дифференцированные по зонам цены франко-станция отправления, единые и дифференцированные по поясам цены .франко-станция назначения). Цены базисных пунктов в СССР не приме­ няются, что можно считать недостатком нашего ценооб­ разования.

Экономике социалистического способа производства свойственна высокая степень концентрации и связанная с этим необходимость стабильных цен-в местах потреб­ ления. Но стабильность цен франко-станция назначения искажает пространственный критерий размещения про­ изводства в пределах поясной цены. Это сужает сферу применения данного вида цен. В то же время отсутствие при социализме свободной рыночной конкуренции созда­ ет условия для применения географии цен базисных пунктов.

Возможность регулировать общий уровень цен и их территориальную дифференциацию посредством фикса­ ции цены в базисном пункте соответствует принципам централизованного планирования цен. И если в условиях капиталистической экономики установление цен, регули­ руемых основным производителем в пределах всей стра-1

1 См. Ш е б а н о в

А.

Н. Европейское объединение угля и ста­

ли. М., «Наука», 1968, с.

42,

48.

138

ны или зоны сбыта (так называемое «лидерство цен»), — это отрицательный момент (для рыночной стихии цен), то в условиях планового ценообразования установление таких цен будет способствовать осуществлению единой политики цен в территориальном аспекте.

Значительные размеры территории СССР превраща­ ют эту возможность в необходимость использования принципов формирования цен базисных пунктов. Необхо­ димость эта усиливается тем, что механизм построения цен базисных пунктов основан на совпадении географии цен с территориальной дифференциацией общественной стоимости. Этот вид географии цен в наибольшей' степе­ ни выполняет основную функцию цены — служить мерой общественной стоимости.

Рассмотренная ранее схема формирования внутризональной дифференциации общественной стоимости и со­ гласования зональных стоимостей аналогична схеме обра­ зования географии цен базисных пунктов, где базисные пункты выступают в роли экономических центро.в отдель­ ных зон сбыта. Поскольку этот механизм основан на оптимизации транспортных связей, практическое построе­ ние таких цен несложно, так как аналогичные задачи ежегодно решаются в вычислительном центре по основ­ ным товарам для органов материально-технического снабжения.

В тех отраслях, где воздействие факторов территори­ альной дифференциации общественной стоимости весьма ощутимо, основное направление совершенствования гео­ графии цен должно состоять во внедрении в практику ценообразования цен базисных пунктов. Они могут при­ меняться как непосредственный инструмент ценообразо­ вания, так и в косвенном виде, т. е. в форме «теневых» цен, на базе которых могут устанавливаться «поясные цены франко-станция назначения базисных пунктов» или «цены франко-станция отправления базисных пунктов».

Например, множественность цен для потребителей же­ лезной руды наиболее целесообразно устранить установ­ лением на железную руду цен базисных пунктов, а не поясных цен франко-станция назначения. Для построения их необходимо прежде всего выявить зоны сбыта желез­ ной руды (которые будут отличаться от сложившихся се­ ми металлургических зон производства). Предваритель­ ный анализ зон сбыта по железной руде, проведенный на

139