Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
более дробного поясного деления. Исходным моментом этого процесса является изменение методологии построе ния поясных цен, заключающееся в том, чтобы строить пояса на базе различия суммарных затрат сферы про изводства и обращения. Но при этом нужно избегать тех ошибок, которые выявились при использовании этого способа для установления цен на цемент и ряд строи тельных материалов — резкого разрыва цен в смежных административных единицах.
В частности, в черной металлургии по тем видам про дукции, где нецелесообразно установление цен франкостанция отправления, следует ввести более дробное пояс ное деление, положив в его основу не только различие в транспортных расходах, но и различие затрат по круп ным районам производства (Юг, Центр, Урал и т. д.). В настоящее время для всех производителей черных ме таллов установлена одинаковая цена, хотя различия в затратах в целом по металлургическим зонам являются устойчивыми и количественно значительными. Так, в 1960 г. себестоимость чугуна на заводах Украины была на 35% выше, чем себестоимость чугуна на Урале, а в
1970 г.— на 33%.
Существенное воздействие ценностного фактора тер риториальной дифференциации общественной стоимости в обрабатывающей промышленности служит основанием для постановки вопроса о расширении практики установ ления территориально дифференцированных цен для про изводителей в ряде отраслей обрабатывающей промыш ленности и в первую очередь в тех, которые в больших количествах используют вещественные элементы произ водства с территориально-дифференцированными цена ми. Проблема установления территориально-дифферен цированных цен на продукцию обрабатывающих отраслей тяжелой промышленности имеет исключительно важное значение для освоения районов Сибири, Дальнего Восто ка и Крайнего Севера.
Совершенствование географии цен в пределах дей ствующих методов (т. е. цен франко-станция отправления и франко-станция назначения) более приемлемо для тех отраслей и видов продукции тяжелой промышленности, где проявление стоимостеобразующих факторов незначи тельно. Типичны для этого случая обрабатывающая про мышленность, а также сырьевые отрасли, выпускающие
134
продукцию с высокой стоимостью весовой единицы на предприятиях, не имеющих объективных причин для рез кого различия в издержках производства.
В силу того, что эти методы приближенно отражают форму территориальной дифференциации общественной стоимости, необходимо внести новые элементы в практи ку ценообразования. В отраслях тяжелой промышленно сти с существенным воздействием стоимостеобразующих факторов география цен должна наиболее полно отра жать территориальную дифференциацию общественной стоимости. Это в первую очередь добывающие и сырье вые отрасли, география цен в которых в значительной степени формирует размещение производственно-терри ториальных комплексов. Для этих отраслей необходимо достичь того, чтобы география цен сочетала в себе поло жительные моменты цен франко-станция отправления (увеличение цен пропорционально росту транспортных расходов) и цен франко-станция назначения (постоян ство цен в местах потребления).
Необходимость устойчивых цен в местах потребления диктуется интересами крупного промышленного произ водства. Концентрация производства и развитие транс порта приводят к изменению зон сбыта. Крупные пред приятия, выступая как производители, вовлекают в сфе ру сбыта своей продукции более мелких производителей. Это укрупняет зоны сбыта, приводит к необходимости согласования цен на больших территориях.
Выступая как потребители продукции крупные пред приятия также ощущают необходимость в фиксации цен в местах потребления, поскольку большие объемы потре бляемого однородного сырья, топлива и материалов при ходится восполнять поставками из ряда географических точек с различной дальностью поставки. В этих условиях география цен должна обеспечить постоянство цены для каждого места реализации.
Применительно к характеру зон сбыта последствия концентрации производства выражаются в том, что ко личество зон сокращается за счет их укрупнения, а эконо мические центры мелких изолированных зон сбыта пре вращаются во вспомогательных производителей укруп ненных зон сбыта. Развитие транспорта расширяет зоны сбыта продукции отдельных производителей, приводит по многим товарам к созданию системы смежных зон
135
сбыта вместо изолированных. Исторически первоначаль ной формой были цены франко-станция отправления. Но в результате концентрации производства в небольших по территории странах, таких как Великобритания, основ ным видом стали единые оптовые цены для потребителей, включающие стоимость доставки.
В странах с большой территорией установление еди ных оптовых цен для потребителей не могло получить широкого распространения из-за больших различий в стоимости транспортирования и условиях производства. Для этих стран в период развития монополистического капитала более приемлемой оказалась география цен, соответствующая системе цен базисных пунктов.
Система цен базисных пунктов возникла в 1880 г. в сталелитейной промышленности США, где наиболее ин тенсивно развивался процесс концентрации капитала. В этой отрасли транспортные расходы составляют значи тельную долю в конечной стоимости товара, а потребле ние продукции происходит повсеместно.
В кратком виде суть этой системы состоит в следую щем: «В своей простейшей форме система цен базисных пунктов рассматривает все однородные продукты как то вары, изготовленные в какой-то одной точке, базисном пункте. Единственная заводская цена устанавливается только для это!ю пункта и действует для всех изготови телей независимо от фактических издержек производства. Цена, взимаемая с покупателя, рассчитывается путем прибавления к «базисной» цене транспортных расходов, как если бы любой грузоотправитель был расположен в базисном пункте» '.
При наличии нескольких региональных зон сбыта ко личество базисных пунктов соответствует их числу. Об разуется система нескольких базисных пунктов. «При си стеме цен нескольких базисных пунктов не один, а не сколько пунктов выступают как базисные. Для всех этих базисных пунктов может быть установлена единая фаб рично-заводская цена или каждый завод, расположенный в базисном пункте, может устанавливать свою собствен ную базисную цену. В обоих случаях, определяя для за
ключения контракта цену в |
месте |
нахождения какого-1 |
1 М. С h i s h о 1 m. Geography |
and |
Economics. London, 1966, |
p. 177. |
|
|
136
либо потребителя, фирма будет устанавливать ее путем добавления транспортных расходов к цене того базисно го пункта, который обеспечивает для этого потребителя минимальный уровень цен» !.
Цены базисных пунктов получили наибольшее рас пространение в США в таких отраслях, как производ ство стали, цемента, древесины, паркета, подсолнечного масла. За весь период ее официального существования она охватила восемнадцать групп продуктов. В 1948 г. цены базисных пунктов были официально запрещены, по скольку сведение в единую взаимосвязанную систему цен по всей территории страны и регулирование общего уров ня цены из одного или нескольких базисных пунктов про тиворечило антитрестовскому законодательству и рас сматривалось как «сговор цен», ликвидирующий стихий ную игру цен и рыночную конкуренцию.
В течение 30 лет против цен базисных пунктов высту пала Федеральная торговая комиссия США. Вот как она характеризовала эти цены: «...Система работает настоль ко хорошо, что компании, расположенные далеко друг от друга и находящиеся в явной конкуренции друг с дру гом, представляли правительству в запечатанных конвер тах предложения, цены в которых были одинаковы до
четвертого десятичного знака». Эта комиссия |
считала |
|
цены базисных |
пунктов более эффективным |
способом |
«сговора цен», |
чем другие соглашения о ценах |
потому, |
что «она представляет собой и глаз, который обнаружи вает нарушителей, и руку, которая держит наказующий хлыст»12. Но поскольку этот вид географии цен соответ ствует уровню развития производительных сил крупного монополистического капитала, он, по признанию зару бежных экономистов, продолжает нелегально действо вать и по сегодняшний день во внутреннем ценообразова нии в тех отраслях, где существенны территориальные различия затрат.
Когда в условиях капиталистического производства допускаются элементы регулирования, цены базисных пунктов получают официальное признание. Например, в
1 М. С h i s h о 1 m. Geoqraphy and Economics. London, 1966, p. 180.
2 Отрасли промышленности США. M., Изд-во иностр. лит., 1963,
с. 197—498.
137
пределах Европейского объединения угля и стали — сво еобразной системы международного государственного регулирования рынка, а также формы международной концентрации производства — были введены цены базис ных пунктов. Основное положение этой организации в области цен запрещение дискриминации: для каждого потребителя цена должна быть постоянной, но для раз ных потребителей неодинаковой.
Реализация этих положений оказалась возможной благодаря введению цен базисных пунктов, которые рань ше действовали лишь в наиболее крупных по территории странах, входящих в Европейское объединение угля и ста ли. Это мероприятие сделало цены более обозримыми, упростило общее функционирование цен и облегчило про ведение политики руководящего органа *.
В настоящее время в тяжелой промышленности капи талистических стран действуют пять основных видов географии цен. Четыре из них совпадают с видами цен, применяемыми в СССР (единые и дифференцированные по зонам цены франко-станция отправления, единые и дифференцированные по поясам цены .франко-станция назначения). Цены базисных пунктов в СССР не приме няются, что можно считать недостатком нашего ценооб разования.
Экономике социалистического способа производства свойственна высокая степень концентрации и связанная с этим необходимость стабильных цен-в местах потреб ления. Но стабильность цен франко-станция назначения искажает пространственный критерий размещения про изводства в пределах поясной цены. Это сужает сферу применения данного вида цен. В то же время отсутствие при социализме свободной рыночной конкуренции созда ет условия для применения географии цен базисных пунктов.
Возможность регулировать общий уровень цен и их территориальную дифференциацию посредством фикса ции цены в базисном пункте соответствует принципам централизованного планирования цен. И если в условиях капиталистической экономики установление цен, регули руемых основным производителем в пределах всей стра-1
1 См. Ш е б а н о в |
А. |
Н. Европейское объединение угля и ста |
ли. М., «Наука», 1968, с. |
42, |
48. |
138
ны или зоны сбыта (так называемое «лидерство цен»), — это отрицательный момент (для рыночной стихии цен), то в условиях планового ценообразования установление таких цен будет способствовать осуществлению единой политики цен в территориальном аспекте.
Значительные размеры территории СССР превраща ют эту возможность в необходимость использования принципов формирования цен базисных пунктов. Необхо димость эта усиливается тем, что механизм построения цен базисных пунктов основан на совпадении географии цен с территориальной дифференциацией общественной стоимости. Этот вид географии цен в наибольшей' степе ни выполняет основную функцию цены — служить мерой общественной стоимости.
Рассмотренная ранее схема формирования внутризональной дифференциации общественной стоимости и со гласования зональных стоимостей аналогична схеме обра зования географии цен базисных пунктов, где базисные пункты выступают в роли экономических центро.в отдель ных зон сбыта. Поскольку этот механизм основан на оптимизации транспортных связей, практическое построе ние таких цен несложно, так как аналогичные задачи ежегодно решаются в вычислительном центре по основ ным товарам для органов материально-технического снабжения.
В тех отраслях, где воздействие факторов территори альной дифференциации общественной стоимости весьма ощутимо, основное направление совершенствования гео графии цен должно состоять во внедрении в практику ценообразования цен базисных пунктов. Они могут при меняться как непосредственный инструмент ценообразо вания, так и в косвенном виде, т. е. в форме «теневых» цен, на базе которых могут устанавливаться «поясные цены франко-станция назначения базисных пунктов» или «цены франко-станция отправления базисных пунктов».
Например, множественность цен для потребителей же лезной руды наиболее целесообразно устранить установ лением на железную руду цен базисных пунктов, а не поясных цен франко-станция назначения. Для построения их необходимо прежде всего выявить зоны сбыта желез ной руды (которые будут отличаться от сложившихся се ми металлургических зон производства). Предваритель ный анализ зон сбыта по железной руде, проведенный на
139