Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
изложенных ранее принципах формирования зон сбыта, показал, что образуется 5 зон сбыта, формирующихся во круг мест производства (Криворожская, Кустанайская, Кольская, Керченская, Дашкесанская) и одна зона сбы та, формирующаяся вокруг места потребления (Кемеров ская). По условиям формирования транспортных связей 1969 г. Курская магнитная аномалия вошла как вспомо гательный производитель в Криворожскую зону сбыта.
Внутри каждой зоны сбыта необходимо зафиксиро вать лишь одну цену для определенной географической точки. Выбор этой точки совпадает с местом зарождения основного материального потока внутри зоны сбыта, фор мирующейся вокруг мест производства, и с местом окон чания материальных потоков для зоны сбыта, форми рующейся вокруг мест потребления. В этой точке, т. е. в базисном пункте, фиксируется уровень цены с указанием качественных характеристик железной руды (базовой це ны) . Все поставщики (даже в случае, если поставка осу ществляется из другой зоны сбыта) рассчитываются с любым потребителем по цене в базисном пункте (к кото рому тяготеет потребитель на основе минимальной цены) плюс транспортные расходы от базисного пункта до по требителя на провоз руды базового уровня качества, как правило, железнодорожным транспортом. Эти цены яв ляются постоянными для каждого потребителя на весь период действия прейскуранта и неизменными при по ставке руды от различных поставщиков. Оценка факти ческого качества железной руды производится в соответ ствии с ценой руды базового качества в месте потреб ления.
Поскольку в ценах базисных пунктов оплачиваются не фактические транспортные расходы, а нормативные затраты на перемещение основного транспортного потока в пределах зоны сбыта, то всякая экономия на этих рас ходах, связанная с их рационализацией (выбор вида транспорта, повышение степени загрузки вагонов, транс портирование руды с меньшим содержанием пустой по роды и т. д.), скажется на хозрасчетной деятельности по ставщика, явится материальным стимулом к сокращению затрат на транспортирование, которые составляют 19% стоимости железной руды.
В отдельных случаях при установлении цен на про дукцию обрабатывающей промышленности целесообраз
н о
но использовать элементы цен базисных пунктов. Можно сказать, что в определенной степени этот принцип приме нен при установлении цен на комбайн СК-4, который вы рабатывается на двух заводах, расположенных в Ростов ской области и Красноярском крае. Цены на комбайны для заводов-изготовителей установлены не на среднем уровне издержек производства, что привело бы к убыточ ности красноярского завода, а таким образом, что «при поставке комбайна СК-4 производства Красноярского комбайнового завода в районы Сибири, Дальнего Востока и Казахстана цена увеличивается на 100 руб. за штуку». Эта сумма соответствует провозной плате за комбайн от ростовского до красноярского заводов.
Ростовский завод, выпускающий основную массу ком байнов, формирует самостоятельную зону сбыта, а крас ноярский — является районом вспомогательного произ водства. Более правильно было бы произвести такую запись в прейскуранте: «Цена на комбайн СК-4 установ лена для всех потребителей в размере 4085 руб. франкостанция отправления Ростов-на-Дону вне зависимости от района поставки и фактических расходов поставщика. Каждый потребитель оплачивает любому поставщику при поставке продукции франко-станция назначения ука занную в прейскуранте цену плюс транспортные расхо ды от Ростова-на-Дону до станции назначения».
В заключение можно сделать вывод, что основное на правление дальнейшего совершенствования географии цен в тяжелой промышленности состоит в сочетании раз личных видов географии цен. Это сочетание должно быть основано на учете конкретных особенностей проявления факторов территориальной дифференциации обществен ной стоимости. Чем выше степень их проявления, тем бо лее точно география цен должна соответствовать терри ториальной дифференциации общественной стоимости.
§4. СОПОСТАВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГЕОГРАФИИ ЦЕН
Сопоставление различных видов географии цен про ведено для одного продукта — соды каустической 92%. Построение различных вариантов географии цен по одно му товару на основе единых исходных данных и для одного периода позволяет в «чистом» виде сопоставить
141
отдельные 'способы территориальной дифференциации цен, оценить их положительные и отрицательные сторо ны, степень отклонения цен по отдельным географиче ским точкам, определить возможную сферу применения каждого из рассматриваемых видов цен.
Выбор соды каустической в качестве эксперименталь ного продукта обусловлен тем, что он находится на стыке добывающих и сырьевых отраслей, размещение его при вязано к природным условиям добычи исходного сырья. В нем проявляются особенности добывающих и обраба тывающих отраслей. Кроме того, удельный вес транс портных расходов в цене находится на среднем уровне, что не дает возможности без анализа отнести продукт к какому-то определенному способу включения в цену транспортных расходов.
Положительным моментом для проведения расчетов при использовании данного продукта является то, что он производится на незначительном по количеству числе предприятий. Это облегчает расчеты, так как нет чрез мерно усложненных взаимосвязей поставщиков и потре бителей.
Критериями приемлемости различных видов геогра фии цен являются:
степень соответствия географии цен территориальной дифференциации стоимости;
соблюдение хозрасчетных интересов производителей и потребителей продукции;
создание условий для рационализации транспортных связей, размещения производства;
сложность метода построения географии цен. Транспортные связи 11 заводов — поставщиков соды —
получены в соответствии с |
планами |
оптимального при |
||
крепления поставщиков и потребителей, |
разрабатывае |
|||
мыми |
органами Госснаба |
СССР. |
Они |
охватывают |
48 районов в соответствии с делением, принятым в Гос |
||||
снабе СССР. |
|
|
вариантов ге |
|
Было проведено сопоставление шести |
||||
ографии цен: |
|
|
|
|
1. |
Единые по стране цены франко-станция отправле |
|||
ния !;1 |
|
|
|
|
1 Этот метод действует в настоящее время.
142
2.Единые по стране цены франко-станция назначе
ния;
3.Поясные цены франко-станция назначения, пост роенные на разнице транспортных расходов;
4.Поясные цены франко-станция назначения, постро енные на различии по поясам совокупных затрат сферы производства и обращения;
5.Цены базисных пунктов;
6.Поясные цены франко-станция назначения, постро енные на основе цен базисных пунктов.
В первом варианте имеется два положительных мо мента: цена обеспечивает устойчивость хозрасчетной дея тельности поставщиков, а сам метод — наиболее простой из всех рассматриваемых. Недостаток его состоит в том, что в отдельных районах потребления возникает множе
ственность цен. Так, в |
Средне-Уральском |
районе — |
||
7 уровней цен (от 95 руб. |
до |
106 руб.) в |
Центрально |
|
черноземном— 5 уровней цен |
(от 94 руб. |
до |
115 руб.). |
К недостаткам этого способа относится также то, что рентабельность производства на отдельных предприяти ях не зависит от взаимосвязи поставщиков и потребите лей. Цена едина как для производителей, расположен ных в районах, завозящих соду, т. е. в дефицитных райо нах, так и для тех районов, откуда сода завозится на расстояние в 3600 км. В этом случае уровень рентабель ности не увязывает в комплексе факторы, дающие раз личие производственных и транспортных затрат.
Производители не заинтересованы в рационализации транспортных связей, поскольку потребители оплачива ют им фактические транспортные расходы, а потребители заинтересованы в получении продукции лишь от близле жащего поставщика. Это неизбежно повлечет нерацио нальные перевозки для тех потребителей, которые не ус певают первыми «перехватить» близко расположенного поставщика.
Методика построения единых и поясных цен франкостанция назначения, сформированных на основе единой цены для производителей и различия цен по поясам лишь на величину транспортных расходов, не нуждается в осо бом обосновании. В первом случае к средней цене для производителей (92 руб.) добавляют средние по стране транспортные расходы (5,3 руб.) и получают единую це ну франко-станция назначения.
143
Помимо цен, единых по стране для всех производите лей, в этом случае получилось искажение географии цен для потребителей. Эти искажения достигли по транс портным связям отдельных заводов 18 руб. ц сторону за нижения, а для потребителей, которые расположены в непосредственной близости от поставщиков, цена получи лась завышенной почти на 5 руб.
По сравнению с ценой франко-станция отправления этот метод, как и все остальные методы построения цен франко-станция назначения, потребует организации пе рерасчетного центра.
Во втором случае построения цен франко-станция назначения в результате добавления к средним по стране ценам для производителей фактических среднеобласт
ных транспортных расходов |
была определена |
разница |
|||
между |
крайними значениями поясных цен |
в |
размере |
||
17 руб. |
(минимальный уровень затрат — 93 |
руб., а мак |
|||
симальный— ПО руб.). |
|
уровне областных |
|||
В соответствии с этой разницей в |
|||||
затрат |
было построено четыре пояса |
цен |
(с |
разницей |
|
между поясами в размере 5 руб.). |
|
|
|
||
|
I — 95 руб. — 33 района |
|
|
|
|
|
II — 100 руб. — ■8 районов |
|
|
|
|
|
III — 105 руб.— |
5 районов |
|
|
|
|
IV— ПО руб.— |
2 района |
|
|
|
В этом способе по сравнению с единой ценой франкостанция назначения положительно то, что цены для по требителей территориально дифференцированы. Но эта дифференциация учитывает лишь различие транспорт ных расходов.
Причем группировка фактических расходов в отдель ных областях может не вписываться в общее движение материального потока. Так, затраты для Западно-Казах станского района определились на уровне 96 руб., а для Узбекской ССР — 110 руб.
Для построения поясных цен франко-станция назначе ния на различии суммарных затрат производства по от дельным предприятиям и фактических транспортных рас ходов прежде всего нужно было установить уровни за трат по отдельным производителям. Был взят крайний случай территориальной дифференциации цен для произ водителей — индивидуальные расчетные цены с одинако
144
вым для всех предприятий уровнем рентабельности. Вместо единой цены для всех заводов было установлено 11 уровней цен.
Дифференциация между их минимальным и макси мальным значениями составила 350%, а по отношению к средней цене — соответственно 61% и 213%. Это в зна чительной степени предопределило поясное деление цен для потребителей и уровни разрывов цен по поясам. Ми нимальный уровень затрат определился в 57 руб., а мак симальный— 147 руб.
Учитывая большой диапазон крайних значений цен, разрыв между поясами (для сокращения числа поясов) был принят в размере 10 руб. Но пояса со значением цен в 90 руб. и 140 руб. оказались ненужными, поскольку районов, тяготеющих к этим значениям цен, не сформи ровалось. Было построено восемь поясов цен.
I — |
60 |
руб. — |
4 |
района |
|
II — |
70 |
» |
— |
7 |
районов |
III— |
80 |
» |
— |
3 района |
|
IV — |
100 |
» |
— |
4 района |
|
V — 110 |
» |
— |
4 района |
||
VI — 120 |
» |
—-11 районов |
|||
VII — 130 |
» |
— |
4 района |
||
VIII — 150 |
» |
— |
1 район |
При этом способе построения географии цен вскрыва ются фактические различия в затратах по районам про изводства и потребления. В идее это явление положи тельно, но форма его выражения чрезмерно прямолиней на — цена строится, по существу, на основе индивидуаль ных затрат. Их усреднение путем укрупнения районных цен не меняет существа явления, поскольку нет взаимной увязки цен в пространстве. Об этом свидетельствуют резкие разрывы цен в смежных (или близко расположен ных) районах: Харьковский и Донецкий (58 и ПО руб.); Армянская и Азербайджанская ССР (96 и 124 руб.); Средне-Волжский район и Татарская АССР (125 и 147 руб.).
Цены базисных пунктов по соде каустической были построены по методическим принципам, которые изложе ны в главе «Территориальная дифференциация общест венной стоимости». Исходным моментом послужило оп ределение зон сбыта продукции по соде каустической. Анализ транспортных связей фактической поставки соды
145