Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

изложенных ранее принципах формирования зон сбыта, показал, что образуется 5 зон сбыта, формирующихся во­ круг мест производства (Криворожская, Кустанайская, Кольская, Керченская, Дашкесанская) и одна зона сбы­ та, формирующаяся вокруг места потребления (Кемеров­ ская). По условиям формирования транспортных связей 1969 г. Курская магнитная аномалия вошла как вспомо­ гательный производитель в Криворожскую зону сбыта.

Внутри каждой зоны сбыта необходимо зафиксиро­ вать лишь одну цену для определенной географической точки. Выбор этой точки совпадает с местом зарождения основного материального потока внутри зоны сбыта, фор­ мирующейся вокруг мест производства, и с местом окон­ чания материальных потоков для зоны сбыта, форми­ рующейся вокруг мест потребления. В этой точке, т. е. в базисном пункте, фиксируется уровень цены с указанием качественных характеристик железной руды (базовой це­ ны) . Все поставщики (даже в случае, если поставка осу­ ществляется из другой зоны сбыта) рассчитываются с любым потребителем по цене в базисном пункте (к кото­ рому тяготеет потребитель на основе минимальной цены) плюс транспортные расходы от базисного пункта до по­ требителя на провоз руды базового уровня качества, как правило, железнодорожным транспортом. Эти цены яв­ ляются постоянными для каждого потребителя на весь период действия прейскуранта и неизменными при по­ ставке руды от различных поставщиков. Оценка факти­ ческого качества железной руды производится в соответ­ ствии с ценой руды базового качества в месте потреб­ ления.

Поскольку в ценах базисных пунктов оплачиваются не фактические транспортные расходы, а нормативные затраты на перемещение основного транспортного потока в пределах зоны сбыта, то всякая экономия на этих рас­ ходах, связанная с их рационализацией (выбор вида транспорта, повышение степени загрузки вагонов, транс­ портирование руды с меньшим содержанием пустой по­ роды и т. д.), скажется на хозрасчетной деятельности по­ ставщика, явится материальным стимулом к сокращению затрат на транспортирование, которые составляют 19% стоимости железной руды.

В отдельных случаях при установлении цен на про­ дукцию обрабатывающей промышленности целесообраз­

н о

но использовать элементы цен базисных пунктов. Можно сказать, что в определенной степени этот принцип приме­ нен при установлении цен на комбайн СК-4, который вы­ рабатывается на двух заводах, расположенных в Ростов­ ской области и Красноярском крае. Цены на комбайны для заводов-изготовителей установлены не на среднем уровне издержек производства, что привело бы к убыточ­ ности красноярского завода, а таким образом, что «при поставке комбайна СК-4 производства Красноярского комбайнового завода в районы Сибири, Дальнего Востока и Казахстана цена увеличивается на 100 руб. за штуку». Эта сумма соответствует провозной плате за комбайн от ростовского до красноярского заводов.

Ростовский завод, выпускающий основную массу ком­ байнов, формирует самостоятельную зону сбыта, а крас­ ноярский — является районом вспомогательного произ­ водства. Более правильно было бы произвести такую запись в прейскуранте: «Цена на комбайн СК-4 установ­ лена для всех потребителей в размере 4085 руб. франкостанция отправления Ростов-на-Дону вне зависимости от района поставки и фактических расходов поставщика. Каждый потребитель оплачивает любому поставщику при поставке продукции франко-станция назначения ука­ занную в прейскуранте цену плюс транспортные расхо­ ды от Ростова-на-Дону до станции назначения».

В заключение можно сделать вывод, что основное на­ правление дальнейшего совершенствования географии цен в тяжелой промышленности состоит в сочетании раз­ личных видов географии цен. Это сочетание должно быть основано на учете конкретных особенностей проявления факторов территориальной дифференциации обществен­ ной стоимости. Чем выше степень их проявления, тем бо­ лее точно география цен должна соответствовать терри­ ториальной дифференциации общественной стоимости.

§4. СОПОСТАВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГЕОГРАФИИ ЦЕН

Сопоставление различных видов географии цен про­ ведено для одного продукта — соды каустической 92%. Построение различных вариантов географии цен по одно­ му товару на основе единых исходных данных и для одного периода позволяет в «чистом» виде сопоставить

141


отдельные 'способы территориальной дифференциации цен, оценить их положительные и отрицательные сторо­ ны, степень отклонения цен по отдельным географиче­ ским точкам, определить возможную сферу применения каждого из рассматриваемых видов цен.

Выбор соды каустической в качестве эксперименталь­ ного продукта обусловлен тем, что он находится на стыке добывающих и сырьевых отраслей, размещение его при­ вязано к природным условиям добычи исходного сырья. В нем проявляются особенности добывающих и обраба­ тывающих отраслей. Кроме того, удельный вес транс­ портных расходов в цене находится на среднем уровне, что не дает возможности без анализа отнести продукт к какому-то определенному способу включения в цену транспортных расходов.

Положительным моментом для проведения расчетов при использовании данного продукта является то, что он производится на незначительном по количеству числе предприятий. Это облегчает расчеты, так как нет чрез­ мерно усложненных взаимосвязей поставщиков и потре­ бителей.

Критериями приемлемости различных видов геогра­ фии цен являются:

степень соответствия географии цен территориальной дифференциации стоимости;

соблюдение хозрасчетных интересов производителей и потребителей продукции;

создание условий для рационализации транспортных связей, размещения производства;

сложность метода построения географии цен. Транспортные связи 11 заводов — поставщиков соды —

получены в соответствии с

планами

оптимального при­

крепления поставщиков и потребителей,

разрабатывае­

мыми

органами Госснаба

СССР.

Они

охватывают

48 районов в соответствии с делением, принятым в Гос­

снабе СССР.

 

 

вариантов ге­

Было проведено сопоставление шести

ографии цен:

 

 

 

1.

Единые по стране цены франко-станция отправле­

ния !;1

 

 

 

 

1 Этот метод действует в настоящее время.

142


2.Единые по стране цены франко-станция назначе­

ния;

3.Поясные цены франко-станция назначения, пост­ роенные на разнице транспортных расходов;

4.Поясные цены франко-станция назначения, постро­ енные на различии по поясам совокупных затрат сферы производства и обращения;

5.Цены базисных пунктов;

6.Поясные цены франко-станция назначения, постро­ енные на основе цен базисных пунктов.

В первом варианте имеется два положительных мо­ мента: цена обеспечивает устойчивость хозрасчетной дея­ тельности поставщиков, а сам метод — наиболее простой из всех рассматриваемых. Недостаток его состоит в том, что в отдельных районах потребления возникает множе­

ственность цен. Так, в

Средне-Уральском

районе —

7 уровней цен (от 95 руб.

до

106 руб.) в

Центрально­

черноземном— 5 уровней цен

(от 94 руб.

до

115 руб.).

К недостаткам этого способа относится также то, что рентабельность производства на отдельных предприяти­ ях не зависит от взаимосвязи поставщиков и потребите­ лей. Цена едина как для производителей, расположен­ ных в районах, завозящих соду, т. е. в дефицитных райо­ нах, так и для тех районов, откуда сода завозится на расстояние в 3600 км. В этом случае уровень рентабель­ ности не увязывает в комплексе факторы, дающие раз­ личие производственных и транспортных затрат.

Производители не заинтересованы в рационализации транспортных связей, поскольку потребители оплачива­ ют им фактические транспортные расходы, а потребители заинтересованы в получении продукции лишь от близле­ жащего поставщика. Это неизбежно повлечет нерацио­ нальные перевозки для тех потребителей, которые не ус­ певают первыми «перехватить» близко расположенного поставщика.

Методика построения единых и поясных цен франкостанция назначения, сформированных на основе единой цены для производителей и различия цен по поясам лишь на величину транспортных расходов, не нуждается в осо­ бом обосновании. В первом случае к средней цене для производителей (92 руб.) добавляют средние по стране транспортные расходы (5,3 руб.) и получают единую це­ ну франко-станция назначения.

143


Помимо цен, единых по стране для всех производите­ лей, в этом случае получилось искажение географии цен для потребителей. Эти искажения достигли по транс­ портным связям отдельных заводов 18 руб. ц сторону за­ нижения, а для потребителей, которые расположены в непосредственной близости от поставщиков, цена получи­ лась завышенной почти на 5 руб.

По сравнению с ценой франко-станция отправления этот метод, как и все остальные методы построения цен франко-станция назначения, потребует организации пе­ рерасчетного центра.

Во втором случае построения цен франко-станция назначения в результате добавления к средним по стране ценам для производителей фактических среднеобласт­

ных транспортных расходов

была определена

разница

между

крайними значениями поясных цен

в

размере

17 руб.

(минимальный уровень затрат — 93

руб., а мак­

симальный— ПО руб.).

 

уровне областных

В соответствии с этой разницей в

затрат

было построено четыре пояса

цен

разницей

между поясами в размере 5 руб.).

 

 

 

 

I — 95 руб. — 33 района

 

 

 

 

II — 100 руб. — ■8 районов

 

 

 

 

III — 105 руб.—

5 районов

 

 

 

IV— ПО руб.—

2 района

 

 

 

В этом способе по сравнению с единой ценой франкостанция назначения положительно то, что цены для по­ требителей территориально дифференцированы. Но эта дифференциация учитывает лишь различие транспорт­ ных расходов.

Причем группировка фактических расходов в отдель­ ных областях может не вписываться в общее движение материального потока. Так, затраты для Западно-Казах­ станского района определились на уровне 96 руб., а для Узбекской ССР — 110 руб.

Для построения поясных цен франко-станция назначе­ ния на различии суммарных затрат производства по от­ дельным предприятиям и фактических транспортных рас­ ходов прежде всего нужно было установить уровни за­ трат по отдельным производителям. Был взят крайний случай территориальной дифференциации цен для произ­ водителей — индивидуальные расчетные цены с одинако­

144


вым для всех предприятий уровнем рентабельности. Вместо единой цены для всех заводов было установлено 11 уровней цен.

Дифференциация между их минимальным и макси­ мальным значениями составила 350%, а по отношению к средней цене — соответственно 61% и 213%. Это в зна­ чительной степени предопределило поясное деление цен для потребителей и уровни разрывов цен по поясам. Ми­ нимальный уровень затрат определился в 57 руб., а мак­ симальный— 147 руб.

Учитывая большой диапазон крайних значений цен, разрыв между поясами (для сокращения числа поясов) был принят в размере 10 руб. Но пояса со значением цен в 90 руб. и 140 руб. оказались ненужными, поскольку районов, тяготеющих к этим значениям цен, не сформи­ ровалось. Было построено восемь поясов цен.

I —

60

руб. —

4

района

II —

70

»

7

районов

III—

80

»

3 района

IV —

100

»

4 района

V — 110

»

4 района

VI — 120

»

—-11 районов

VII — 130

»

4 района

VIII — 150

»

1 район

При этом способе построения географии цен вскрыва­ ются фактические различия в затратах по районам про­ изводства и потребления. В идее это явление положи­ тельно, но форма его выражения чрезмерно прямолиней­ на — цена строится, по существу, на основе индивидуаль­ ных затрат. Их усреднение путем укрупнения районных цен не меняет существа явления, поскольку нет взаимной увязки цен в пространстве. Об этом свидетельствуют резкие разрывы цен в смежных (или близко расположен­ ных) районах: Харьковский и Донецкий (58 и ПО руб.); Армянская и Азербайджанская ССР (96 и 124 руб.); Средне-Волжский район и Татарская АССР (125 и 147 руб.).

Цены базисных пунктов по соде каустической были построены по методическим принципам, которые изложе­ ны в главе «Территориальная дифференциация общест­ венной стоимости». Исходным моментом послужило оп­ ределение зон сбыта продукции по соде каустической. Анализ транспортных связей фактической поставки соды

145