Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 4
Изменение доли транспортных расходов в ценах основных видов продукции добывающих и сырьевых отраслей промышленности в результате реформы цен 1967 г.
|
|
|
|
Доля транспортных |
|
|
|
|
Изменение |
расходов в цене |
|
Наименование продукции |
|
|
|
||
|
цены ( в % |
|
|
||
|
|
|
к 1967 г.) |
до 1967 г. |
после |
|
|
|
|
1937 г. |
|
К о к с ............................................................. |
|
|
206 |
8 |
■4 |
Руды черных м етал л ов ..................... |
|
214 |
27 |
13 |
|
Черные м еталлы ...................................... |
|
167 |
9 |
5 |
|
Уголь ............................................................ |
нефтедобычи |
. |
182 |
23 |
13 |
Продукты |
179 |
28 |
16 |
||
Г а з ................................................................. |
|
|
152 |
44 |
29 |
Горная химия . . .................................. |
161 |
20 |
12 |
||
Продукты |
лесоэксплуатации . . . . |
125 |
28 |
22 |
|
Ф а н ер а ........................................................ |
целлюлозно-бумажной про |
131 |
18 |
14 |
|
Продукты |
129 |
8 |
6 |
||
мышленности ........................................ |
|
||||
Ц ем ен т ........................................................ |
|
|
113 |
19 |
17 |
Асбестоцементные и зд е л и я ................. |
|
148 |
13 |
9 |
|
Сборные железобетонные изделия . . |
127 |
16 |
13 |
||
Рост |
средней дальности |
перевозок |
происходит и по |
малотранспортабельным товарам. За рассматриваемый период дальность перевозки строительных материалов
выросла на 66%, лесных |
грузов — на 53, черных метал |
лов — на 32%. |
|
Как видно из сопоставления тенденций развития двух |
|
условий формирования |
транспортного фактора — цены |
весовой единицы продукции и дальности перевозки, они действуют в промышленности в противоположных на правлениях. С 1940 г. по 1969 г. индекс цен в промышлен ности возрос на 35%, а средняя дальность перевозки — на 20%. Первое привело к уменьшению, а второе — к уве личению в цене доли транспортных расходов.
Средняя дальность перевозки не дает представления о пространственном воздействии транспортного фактора, хотя в целом можно заметить, что наиболее резкие раз личия в стоимости товаров с учетом транспортных издер жек проявляются в тех отраслях, где выше средняя дальность. Поскольку почти каждый продукт в опреде ленной степени потребляется производящим его пред приятием, минимальную дальность перевозки по всем
31
товарам можно принять равной нулю, т. е. считать, что товар в этих случаях не перевозится. Поэтому представ ление о воздействии транспортного фактора может дать максимальная дальность перевозки, а также распределе ние перевозок груза по поясам дальности. Распределение грузов по поясам дальности и соответствующая этим по ясам доля транспортных расходов приведены в табл. 5.
|
Т а б л и ц а 5 |
Распределение перевозок грузов по поясам дальности (в %) |
|
и изменение доли |
транспортных расходов для отдельных поясов |
дальности (в % к |
цене) |
Род груза
Показатели * 1 1
|
Пояса дальности, |
к м |
|
||
до 100 |
101— |
501— |
1001— |
2001— |
3001— |
500 |
1000 |
2000 |
3000 |
4000 |
Каменный уголь |
а |
29,7 |
31,2 |
13,4 |
17,3 |
5,6 |
2,8 |
Нефть |
б |
8,6 |
13,2 |
|23,0| |
39,9 |
52,5 |
73,5 |
а |
7,2 |
21,4 |
28,9 |
26,5 |
10,6 |
6,4 |
|
Руда всякая |
б |
8,3 |
15,9 |
21,2 |
|28,0| |
42,6 |
61,7 |
а |
17,0 |
39,1 |
19,7 |
19,6 |
2,5 |
2,1 |
|
Черные металлы |
е |
12,9 |
18,3 |
|27,2| |
56,6 |
71,0 |
84,1 |
а |
7,8 |
23,8 |
15,8 |
26,9 |
14,6 |
11,1 |
|
Лес |
б |
1,5 |
2,7 |
5,2 |
1м |
13,3 |
25,7 |
а |
9,9 |
24,9 |
13,0 |
21,4 |
18,4 |
12,4 |
|
|
б |
6,4 |
10,6 |
18,2 |
|28,1| |
37,9 |
53,7 |
Цемент |
а |
15,4 |
47,7 |
20,9 |
11,8 |
3,1 |
1,1 |
|
б |
8,4 |
13,9 |
|19Д| |
33,2 |
43,7 |
59,4 |
* а - удельный вес перевозимых грузов (в %) определен по «Экономиче
скому справочнику железнодорожника», |
с. |
94; |
цене) определена при усло |
б —доля транспортных расходов |
(в |
% к |
|
вии единой цены для всех производителей |
при |
системе цен франко-станция |
отправления. Средняя доля транспортных расходов взята по данным межот раслевого баланса за 1966 г.
СП —средняя доля в цене транспортных расходов.
Неравномерное размещение производства по террито рии страны приводит к тому, что выделяются районы, преимущественно ввозящие продукцию, и районы, преи мущественно вывозящие продукцию. В результате для первых складывается повышенная дальность перевозки по всем поступающим товарам, что приводит к повыше-
32
пшб стоимости потребляемой в этих районах продукции за счет воздействия транспортного фактора. Соотношение средней дальности перевозок по всем прибывающим в район грузам и соотношение доли транспортных расходов
вцене по основным грузам для ряда районов показано
втабл. 6.
Т а б л и ц а G
Отношение железнодорожных транспортных расходов
ксреднесоюзным ценам в местах потребления продукции
вотдельных районах страны (в % )
|
|
Дальность |
|
|
перевозки |
|
|
по всем |
Районы |
прибываю |
|
|
|
щим гру |
|
|
зам ( к м) |
СССР.............................. |
|
794 |
Северо-Запад . . . . |
886 |
|
Ц е н т р ........................... |
|
649 |
Северный |
Кавказ . . |
873 |
Западная |
Сибирь . . |
721 |
Восточная |
Сибирь |
1156 |
Дальний |
Восток . . |
1814 |
Запад ........................... |
|
1019 |
Закавказье .................. |
8S6 |
|
Средняя |
Азия . . . |
1583 |
К азахстан ................... |
1105 |
|
Белоруссия.................. |
898 |
Уголь |
Черные металлы |
Лесные грузы |
Цемент |
Строительный камень |
23,6 |
9,0 |
27,9 |
19,0 |
47,0 |
37,6 |
11,7 |
17,6 |
18,2 |
45,3 |
20,0 |
9,8 |
24,6 |
16,8 |
45,3 |
16,0 |
7,6 |
32,0 |
16,8 |
39,1 |
15,0 |
11,4 |
26,3 |
20,4 |
63,2 |
15,0 |
20,7 |
19,7 |
42,6 |
79,1 |
24,4 |
30,9 |
20,3 |
16,8 |
63,2 |
38,7 |
14,3 |
23,4 |
16,8 |
41,9 |
29,2 |
11,4 |
45,6 |
12,0 |
39,1 |
37,6 |
19,0 |
60,3 |
32,1 |
63,2 |
27,7 |
13,2 |
41,7 |
21,7 |
60,4 |
30,6 |
11,4 |
22,2 |
16,8 |
44,5 |
Различие транспортных расходов по одному и тому же товару в связи с неодинаковой дальностью перевозок про является не только в целом по районам, но также и по отдельным предприятиям. Как правило, в добывающих и сырьевых отраслях каждый производитель отправляет свою продукцию нескольким потребителям, расположен ным от него на различном расстоянии. Точно так же и большинство потребителей получают однородный товар от нескольких производителей.
Дальность перевозки грузов выше там, где меньше число производителей (при равных условиях в располо жении потребителей). Поэтому развитие производства, связанное с более равномерным распределением предпри ятий по территории страны, приводит к сокращению дальности перевозки, а такие процессы, как специализа ция, концентрация, ведут к увеличению дальности перево-
2 В. И. Торбин |
33 |
зок. Например, в машиностроении, где сильно развита предметная специализация, средняя дальность перевозки в 2,6 раза превышает среднюю дальность перевозки по всем грузам, а дальность перевозки таких товаров, произ водство которых рассредоточено по всей стране, — в еще большей степени. Она выше дальности перевозки цемен та в 3,7 раза, кирпича — в 7,3 раза.
Зависимость между степенью концентрации производ ства по районам страны и дальностью перевозки хорошо видна на примере цементной промышленности. Для этой отрасли характерно все более равномерное распределе ние производства по стране, что приводит к снижению дальности перевозки. Применительно к делению страны на 26 районов (10 районов в РСФСР, 3 района в Украин ской ССР и 13 союзных республик) эта зависимость характеризуется данными табл. 7.
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
|
Зависимость дальности перевозки цемента от концентрации |
||||
производства |
|
|
|
|
|
Число районов, |
Средний процент |
Средняя дальность |
|
Годы |
производящих |
производства |
||
перевозки, км |
||||
|
цемент |
цемента в районе |
|
|
1922 |
5 |
20,0 |
|
|
1930 |
12 |
8,3 |
— |
|
1940 |
17 |
5,9 |
. 1001 |
|
1950 |
21 |
4,8 |
801 |
|
1955 |
22 |
4,5 |
640 |
|
1960 |
25 |
4,0 |
633 |
|
1966 |
26 |
3,8 |
561 |
Помимо цены весовой единицы товара и дальности перевозки на транспортный фактор воздействует также стоимость транспортирования. Этот показатель различен для отдельных грузов в условиях сопоставимой дальности перевозок. Если принять тарифную ставку за перевозку угля (1 г на 700 км) за 100%, то тарифная ставка на пе ревозку чугуна на такое же расстояние будет 89%, сбор ных железобетонных конструкций — 90, бензина — 195, каучука — 500 %.
В основе этих различий лежат две причины — действи тельная разница в затратах на транспортирование грузов
34
в связи с различием их физико-химических свойств и сохранение в тарифах остатков принципа платежеспо собности грузов.
Для транспорта, особенно для железнодорожного, ха рактерно весьма интенсивное снижение себестоимости перевозки грузов, поскольку в ней значительный удель ный вес (около 40%) занимают условно-постоянные расходы. Поэтому увеличение грузооборота, значительно опережающее прирост транспортной сети, сказывается на снижении затрат на транспортирование.
Т а б л и ц а 8
Динамика воздействия уровня цен, тарифов и дальности перевозок на долю транспортных расходов в цене отдельных грузов тяжелой промышленности
|
|
|
|
|
|
|
( В |
% ) |
|
|
|
|
|
Годы |
|
|
|
Грузы |
и показатели |
1940 |
1950 |
1955 |
19С0 |
1965 |
1969 |
|
|
|
|
||||||
Вся промышленность |
100 |
170 |
128 |
129 |
127 |
135 |
|
|
ц е н а |
.......................... |
|
||||||
дальность ................. |
100 |
103 |
109 |
114 |
115 |
120 |
|
|
железнодорожные |
100 |
145 |
|
|
|
|
|
|
тарифы ...................... |
117 |
117 |
117 |
115 |
'' |
|||
дол я |
тр ан с п о р тн ых |
|
|
|
|
|
|
|
расходов .................. |
5,3 |
4,6 |
5,3 |
5,5 |
5,6 |
5,4 |
||
Нефтепродукты |
100 |
|
|
|
|
|
|
|
ц е н а .......................... |
|
103 |
79 |
96 |
80 |
92 |
|
|
дальность . . . . |
100 |
135 |
140 |
144 |
129 |
122 |
|
|
доля |
транспортных |
|
|
|
|
|
|
|
расходов .................. |
10,3 |
19,5 |
21,3 |
18,0 |
19,4 |
15,6 |
||
Уголь |
|
|
|
|
|
|
|
|
ц е н а .......................... |
|
100 |
310 |
260 |
260 |
260 |
471 |
|
дальность . . . . |
100 |
95 |
99 |
98 |
98 |
98 |
|
|
доля |
транспортных |
|
|
|
|
|
|
|
расходов .................. |
52,2 |
23,2 |
23,2 |
23,0 |
23,0 |
12,5 |
||
Лесные грузы |
|
|
|
|
|
|
|
|
ц е н а ...................... |
|
100 |
357 |
356 |
447 |
447 |
523 |
|
дальность . . . . |
100 |
98 |
'125 |
149 |
159 |
153 |
|
|
доля |
транспортных |
|
|
|
|
|
|
|
расходов .................. |
67,5 |
26,9 |
27,8 |
26,3 |
28,1 |
22,7 |
||
Стройматериалы |
|
|
|
|
|
|
|
|
ц е н а ...................... |
|
100 |
202 |
146 |
146 |
146 |
174 |
|
дальность . . . . |
100 |
117 |
132 |
143 |
155 |
166 |
|
|
доля |
транспортных |
|
|
|
|
|
|
|
расходов .................. |
20,3 |
17,1 |
21,5 |
23,3 |
25,3 |
22,3 |
2 |
35 |