Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 4

Изменение доли транспортных расходов в ценах основных видов продукции добывающих и сырьевых отраслей промышленности в результате реформы цен 1967 г.

 

 

 

 

Доля транспортных

 

 

 

Изменение

расходов в цене

Наименование продукции

 

 

 

 

цены ( в %

 

 

 

 

 

к 1967 г.)

до 1967 г.

после

 

 

 

 

1937 г.

К о к с .............................................................

 

 

206

8

■4

Руды черных м етал л ов .....................

 

214

27

13

Черные м еталлы ......................................

 

167

9

5

Уголь ............................................................

нефтедобычи

.

182

23

13

Продукты

179

28

16

Г а з .................................................................

 

 

152

44

29

Горная химия . . ..................................

161

20

12

Продукты

лесоэксплуатации . . . .

125

28

22

Ф а н ер а ........................................................

целлюлозно-бумажной про­

131

18

14

Продукты

129

8

6

мышленности ........................................

 

Ц ем ен т ........................................................

 

 

113

19

17

Асбестоцементные и зд е л и я .................

 

148

13

9

Сборные железобетонные изделия . .

127

16

13

Рост

средней дальности

перевозок

происходит и по

малотранспортабельным товарам. За рассматриваемый период дальность перевозки строительных материалов

выросла на 66%, лесных

грузов — на 53, черных метал­

лов — на 32%.

 

Как видно из сопоставления тенденций развития двух

условий формирования

транспортного фактора — цены

весовой единицы продукции и дальности перевозки, они действуют в промышленности в противоположных на­ правлениях. С 1940 г. по 1969 г. индекс цен в промышлен­ ности возрос на 35%, а средняя дальность перевозки — на 20%. Первое привело к уменьшению, а второе — к уве­ личению в цене доли транспортных расходов.

Средняя дальность перевозки не дает представления о пространственном воздействии транспортного фактора, хотя в целом можно заметить, что наиболее резкие раз­ личия в стоимости товаров с учетом транспортных издер­ жек проявляются в тех отраслях, где выше средняя дальность. Поскольку почти каждый продукт в опреде­ ленной степени потребляется производящим его пред­ приятием, минимальную дальность перевозки по всем

31


товарам можно принять равной нулю, т. е. считать, что товар в этих случаях не перевозится. Поэтому представ­ ление о воздействии транспортного фактора может дать максимальная дальность перевозки, а также распределе­ ние перевозок груза по поясам дальности. Распределение грузов по поясам дальности и соответствующая этим по­ ясам доля транспортных расходов приведены в табл. 5.

 

Т а б л и ц а 5

Распределение перевозок грузов по поясам дальности (в %)

и изменение доли

транспортных расходов для отдельных поясов

дальности (в % к

цене)

Род груза

Показатели * 1 1

 

Пояса дальности,

к м

 

до 100

101—

501—

1001—

2001—

3001—

500

1000

2000

3000

4000

Каменный уголь

а

29,7

31,2

13,4

17,3

5,6

2,8

Нефть

б

8,6

13,2

|23,0|

39,9

52,5

73,5

а

7,2

21,4

28,9

26,5

10,6

6,4

Руда всякая

б

8,3

15,9

21,2

|28,0|

42,6

61,7

а

17,0

39,1

19,7

19,6

2,5

2,1

Черные металлы

е

12,9

18,3

|27,2|

56,6

71,0

84,1

а

7,8

23,8

15,8

26,9

14,6

11,1

Лес

б

1,5

2,7

5,2

13,3

25,7

а

9,9

24,9

13,0

21,4

18,4

12,4

 

б

6,4

10,6

18,2

|28,1|

37,9

53,7

Цемент

а

15,4

47,7

20,9

11,8

3,1

1,1

 

б

8,4

13,9

|19Д|

33,2

43,7

59,4

* а - удельный вес перевозимых грузов (в %) определен по «Экономиче­

скому справочнику железнодорожника»,

с.

94;

цене) определена при усло­

б —доля транспортных расходов

% к

вии единой цены для всех производителей

при

системе цен франко-станция

отправления. Средняя доля транспортных расходов взята по данным межот­ раслевого баланса за 1966 г.

СП —средняя доля в цене транспортных расходов.

Неравномерное размещение производства по террито­ рии страны приводит к тому, что выделяются районы, преимущественно ввозящие продукцию, и районы, преи­ мущественно вывозящие продукцию. В результате для первых складывается повышенная дальность перевозки по всем поступающим товарам, что приводит к повыше-

32


пшб стоимости потребляемой в этих районах продукции за счет воздействия транспортного фактора. Соотношение средней дальности перевозок по всем прибывающим в район грузам и соотношение доли транспортных расходов

вцене по основным грузам для ряда районов показано

втабл. 6.

Т а б л и ц а G

Отношение железнодорожных транспортных расходов

ксреднесоюзным ценам в местах потребления продукции

вотдельных районах страны (в % )

 

 

Дальность

 

 

перевозки

 

 

по всем

Районы

прибываю­

 

 

щим гру­

 

 

зам ( к м)

СССР..............................

 

794

Северо-Запад . . . .

886

Ц е н т р ...........................

 

649

Северный

Кавказ . .

873

Западная

Сибирь . .

721

Восточная

Сибирь

1156

Дальний

Восток . .

1814

Запад ...........................

 

1019

Закавказье ..................

8S6

Средняя

Азия . . .

1583

К азахстан ...................

1105

Белоруссия..................

898

Уголь

Черные металлы

Лесные грузы

Цемент

Строительный камень

23,6

9,0

27,9

19,0

47,0

37,6

11,7

17,6

18,2

45,3

20,0

9,8

24,6

16,8

45,3

16,0

7,6

32,0

16,8

39,1

15,0

11,4

26,3

20,4

63,2

15,0

20,7

19,7

42,6

79,1

24,4

30,9

20,3

16,8

63,2

38,7

14,3

23,4

16,8

41,9

29,2

11,4

45,6

12,0

39,1

37,6

19,0

60,3

32,1

63,2

27,7

13,2

41,7

21,7

60,4

30,6

11,4

22,2

16,8

44,5

Различие транспортных расходов по одному и тому же товару в связи с неодинаковой дальностью перевозок про­ является не только в целом по районам, но также и по отдельным предприятиям. Как правило, в добывающих и сырьевых отраслях каждый производитель отправляет свою продукцию нескольким потребителям, расположен­ ным от него на различном расстоянии. Точно так же и большинство потребителей получают однородный товар от нескольких производителей.

Дальность перевозки грузов выше там, где меньше число производителей (при равных условиях в располо­ жении потребителей). Поэтому развитие производства, связанное с более равномерным распределением предпри­ ятий по территории страны, приводит к сокращению дальности перевозки, а такие процессы, как специализа­ ция, концентрация, ведут к увеличению дальности перево-

2 В. И. Торбин

33


зок. Например, в машиностроении, где сильно развита предметная специализация, средняя дальность перевозки в 2,6 раза превышает среднюю дальность перевозки по всем грузам, а дальность перевозки таких товаров, произ­ водство которых рассредоточено по всей стране, — в еще большей степени. Она выше дальности перевозки цемен­ та в 3,7 раза, кирпича — в 7,3 раза.

Зависимость между степенью концентрации производ­ ства по районам страны и дальностью перевозки хорошо видна на примере цементной промышленности. Для этой отрасли характерно все более равномерное распределе­ ние производства по стране, что приводит к снижению дальности перевозки. Применительно к делению страны на 26 районов (10 районов в РСФСР, 3 района в Украин­ ской ССР и 13 союзных республик) эта зависимость характеризуется данными табл. 7.

 

 

 

Т а б л и ц а 7

Зависимость дальности перевозки цемента от концентрации

производства

 

 

 

 

Число районов,

Средний процент

Средняя дальность

Годы

производящих

производства

перевозки, км

 

цемент

цемента в районе

 

1922

5

20,0

 

1930

12

8,3

1940

17

5,9

. 1001

1950

21

4,8

801

1955

22

4,5

640

1960

25

4,0

633

1966

26

3,8

561

Помимо цены весовой единицы товара и дальности перевозки на транспортный фактор воздействует также стоимость транспортирования. Этот показатель различен для отдельных грузов в условиях сопоставимой дальности перевозок. Если принять тарифную ставку за перевозку угля (1 г на 700 км) за 100%, то тарифная ставка на пе­ ревозку чугуна на такое же расстояние будет 89%, сбор­ ных железобетонных конструкций — 90, бензина — 195, каучука — 500 %.

В основе этих различий лежат две причины — действи­ тельная разница в затратах на транспортирование грузов

34


в связи с различием их физико-химических свойств и сохранение в тарифах остатков принципа платежеспо­ собности грузов.

Для транспорта, особенно для железнодорожного, ха­ рактерно весьма интенсивное снижение себестоимости перевозки грузов, поскольку в ней значительный удель­ ный вес (около 40%) занимают условно-постоянные расходы. Поэтому увеличение грузооборота, значительно опережающее прирост транспортной сети, сказывается на снижении затрат на транспортирование.

Т а б л и ц а 8

Динамика воздействия уровня цен, тарифов и дальности перевозок на долю транспортных расходов в цене отдельных грузов тяжелой промышленности

 

 

 

 

 

 

 

( В

% )

 

 

 

 

 

Годы

 

 

 

Грузы

и показатели

1940

1950

1955

19С0

1965

1969

 

 

 

 

Вся промышленность

100

170

128

129

127

135

 

ц е н а

..........................

 

дальность .................

100

103

109

114

115

120

 

железнодорожные

100

145

 

 

 

 

 

тарифы ......................

117

117

117

115

''

дол я

тр ан с п о р тн ых

 

 

 

 

 

 

 

расходов ..................

5,3

4,6

5,3

5,5

5,6

5,4

Нефтепродукты

100

 

 

 

 

 

 

ц е н а ..........................

 

103

79

96

80

92

 

дальность . . . .

100

135

140

144

129

122

 

доля

транспортных

 

 

 

 

 

 

 

расходов ..................

10,3

19,5

21,3

18,0

19,4

15,6

Уголь

 

 

 

 

 

 

 

 

ц е н а ..........................

 

100

310

260

260

260

471

 

дальность . . . .

100

95

99

98

98

98

 

доля

транспортных

 

 

 

 

 

 

 

расходов ..................

52,2

23,2

23,2

23,0

23,0

12,5

Лесные грузы

 

 

 

 

 

 

 

ц е н а ......................

 

100

357

356

447

447

523

 

дальность . . . .

100

98

'125

149

159

153

 

доля

транспортных

 

 

 

 

 

 

 

расходов ..................

67,5

26,9

27,8

26,3

28,1

22,7

Стройматериалы

 

 

 

 

 

 

 

ц е н а ......................

 

100

202

146

146

146

174

 

дальность . . . .

100

117

132

143

155

166

 

доля

транспортных

 

 

 

 

 

 

 

расходов ..................

20,3

17,1

21,5

23,3

25,3

22,3

2

35