Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти условия могут быть отражены в транспортном факторе лишь в том случае, если вслед за снижением затрат на перевозку будет происходить снижение тари­ фов. Пересмотр цен 1967 г. не затронул общего уровня тарифов (хотя внутри тарифной системы произошли определенные изменения). Несмотря на то что себестои­ мость перевозки грузов снизилась за последние 20 лет в 2,2 раза, доходная ставка снизилась лишь на Уз-

Общая оценка воздействия трех условий на долю транспортных расходов в цене дана в табл. 81.

§4. КЛИМАТИЧЕСКИЙ И ЦЕННОСТНЫЙ ФАКТОРЫ.

ФАКТОР УСЛОВИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Под климатическим фактором понимается совокуп­ ность климатических условий производства, оказываю­ щих влияние на уровень затрат предприятий, располо­ женных в укрупненных климатических зонах.

В настоящее время вопрос о воздействии климата на формирование стоимости в территориальном аспекте на­ ходится в начальной стадии изучения. Отсутствует обще­ признанная классификация климатических параметров с экономической основой2. Нет определения климатических зон с одинаковым уровнем затрат по отраслям народного хозяйства.

Наибольшие сдвиги в области учета климатического фактора в ценообразовании имеются в сельском хозяй­ стве и в строительстве, поскольку в этих отраслях воз­ действие климатических условий особенно ощутимо. Например, в районах северо-востока строительство одно­ типных зданий обходится дороже, чем в Центральном районе, в 3 раза.

В Институте географии АН СССР при выполнении работ по экономической оценке природных условий гра-

1 См. «Народное хозяйство СССР в 1969 г.». Стат. ежегодник. М,. «Статистика», 1970, с. 189; Экономический справочник железнодо­ рожника. М., «Транспорт», 1971, с. 91, 92, 580. Доля транспортных расходов для расчета взята по данным межотраслевого баланса за 1966 год (применительно к остальным данным 1965 года). Динамика изменения железнодорожных тарифов по всем видам грузов про­ мышленности распространена на отдельные виды грузов.

2 Имеющиеся определения климата можно свести в три группы: с метеорологической основой (подчеркивание метеорологических про­ цессов), синоптической (совокупность или режим погод) и геогра­ фической (часть ландшафта или географического процесса).

36

до-строительства предложено деление территории СССР

по степени отклонения стоимости жилья

от «стандарт­

ной» под влиянием климатических причин

на 7 зон В

большей степени, чем по отраслям, разработан вопрос о воздействии климата на отдельные экономические пока­ затели по районам с суровыми климатическими условия­ ми (зарплата, амортизация и т. д .).

Отражение климатического фактора территориальной дифференциации стоимости в значительной степени за­ трудняется тем, что при действующем учете затрат на производство различия в климатических условиях не на­ ходят самостоятельного стоимостного выражения. Суще­ ствующие формы отчетности дают представление только о суммарных затратах по каждой статье издержек произ­ водства. Однако можно предположить, что при прочих равных условиях затраты на топливо, электроэнергию, заработную плату и другие элементы могут в той или иной степени изменяться под непосредственным влияни­ ем климатического фактора. Выявить степень подобных отклонений по каждой статье затрат возможно только на базе специального исследования. При отсутствии кон­ кретных данных влияние климатического фактора в пре­ делах укрупненных зон можно учесть, например, с по­ мощью системы расчетных коэффициентов изменения цен. Построение такой системы потребует изучения мно­ гих вопросов, связанных с особенностями влияния кли­ матических условий на различные виды затрат по зонам.

Практическая значимость климатического фактора неодинакова для отдельных отраслей народного хозяйст­ ва. В одних климатический фактор не имеет самостоя­ тельного значения и составляет часть проблемы отраже­ ния стоимостных территориальных различий сферы про­ изводства. В других — различия в затратах сферы произ­ водства в большей степени определяются климатическими условиями.

В этих случаях целесообразно разработать по анало­ гии с практикой строительства специальные коэффици­ енты для районирования цен с учетом климатического фактора, что предполагает укрупненное зонирование тер-1

1 См. И л ь и н П. М. Опыт экономической оценки природных условий в градостроительстве. — «Известия АН СССР». Серия гео­ графическая, 1970, № 6, с. 49.

37


ритории страны на основе выявления различий в затра­ тах за счет климатического фактора отобранных для каждой зоны предприятий-представителей. В этой связи многие разработки отраслевой климатологии могли бы послужить исходной базой для проведения конкретных расчетов.

** *

Совокупность условий формирования общественной стоимости за счет территориальных различий приложе­ ния прошлого и живого труда представляет собой цен­ ностный фактор.

В количественном выражении это косвенное воздей­ ствие первичных (природного, транспортного и климати­ ческого) факторов территориальной дифференциации стоимости. Ценностный фактор передает их воздействие на формирование территориальной дифференциации стоимости в предшествующем производственном цикле на формирование территориальной дифференциации стои­ мости в последующем производственном циклеЯв­ ляясь производным фактором, он не имеет самостоятель­ ного значения в формировании уровня общественной стоимости, а влияет лишь на ее территориальную диффе­ ренциацию.

Нельзя ограничить влияние первичных факторов лишь воздействием на территориальную дифференциацию се­ бестоимости продукции тех предприятий, которые ис­ пользуют прошлый труд в форме территориально диф­ ференцированных цен, а живой труд — с учетом районных коэффициентов его оплаты. Такое ограничение остановит действие первичных факторов территориальной диффе­ ренциации общественной стоимости на первой стадии движения продукта от добывающих отраслей до конеч­ ных потребителей. При этом в значительной степени те­ ряется целесообразность учета первичных факторов.

Необходимо трансформировать воздействие первич­ ных факторов через ценностный на последующие стадии производственного цикла. Производственные предприя­ тия должны не только получать информацию о формиро­ вании под воздействием объективных факторов террито­ риальных различий в затратах по производимой ими продукции, но и передавать эту информацию потребите­ лям их продукции.

38

Например, территориальная дифференциация цен для потребителей на деловую древесину имеет смысл в том случае, если на ее основе строится территориальная диф­ ференциация цен для производителей пиломатериалов. Территориальная дифференциация цен на пиломатериа­ лы в свою очередь экономически более оправдана, если территориально дифференцированы цены на готовую продукцию, производимую из пиломатериалов (типовые дома, оконные рамы и т. д.). В действующей практике территориальная дифференциация цен на пиломатериалы отражена в ценах производителей, использующих пило­ материалы как основной вид сырья.

Действующая система территориальной дифферен­ циации цен на кокс, железную и марганцевую руду, флю­ сы оказывается бесполезной для черной металлургии, поскольку ее воздействие обрывается на первой же ста­ дии металлургического производства— выплавке стали и чугуна. Ее воздействие не доходит не только до потреби­ телей черных металлов, но даже и до производителей, для которых установлены единые цены. Между тем зат­ раты на производство чугуна устойчиво и значительно различаются по укрупненным районам. Об этом свиде­ тельствует табл. 9'.

Т а б л и ц а 9

Зависимость'себестоимости чугуна от стоимости материальных затрат

(руб. за 1 т)

Заводы

 

1940

 

1955

 

1962

 

1968

себестоимость

стоимость сырья

себестоимость

стоимость сырья

себестоимость

стоимость сырья

себестоимость|

стоимость сырья

1

1 .

 

 

 

 

 

 

Азовсталь . . . . .

.

i6,i

13,7

33,3

32,5

29,2

27,1

55,3

51,8

Магнитогорский . .

10,1

9,1

17,5

16,7

16,9

15,8

38,6

36,8

Кузнецкий ...................

.

12,6

11,5

22,8

21,9

27,0

26,0

41,2

39,3

Ново-Тульский . .

28,7

21,0

51,2

45,0

45,2

38,5

56,2

47,5

1 Составлено по данным «Промышленность в хозяйственном комплексе экономических районов СССР». М., «Наука», 1964, с. 236 (табл. 2) и данным ЦСУ СССР.

39



Это различий себестоимости обусловлено ценностным фактором и его учет в географии цен на черные металлы существенным образом изменит сложившееся неправиль­ ное представление об общественной стоимости черных металлов в различных местах производства кай о равной величине.

Воздействие .ценностного фактора отражается на формировании территориальной дифференциации цен и тарифов в отраслях, использующих прошлый труд, в фор­ ме территориально дифференцированных цен. К числу отраслей, в которых воздействие ценностного фактора существенно сказывается на формировании обществен­ ной стоимости, относятся отрасли, находящиеся в следу­ ющем «этаже» над добывающими отраслями. Это метал­ лургическая промышленность, коксовая, 'производство цемента, нефтеперерабатывающая, химическая, лесооб­ рабатывающая, производство железобетонных изделий, строительство.

Практика уже давно положительно решила вопрос об учете ценностного фактора территориальной дифферен­ циации стоимости во многих отраслях народного хозяй­ ства при установлении цен. Но еще не во всех отраслях, где это целесообразно, отражено воздействие ценностно­ го фактора. К таким отраслям относятся в первую оче­ редь черная и цветная металлургия, химическая промыш­ ленность.- Различное проявление ценностного фактора по районам страны должно создать основу территориальной дифференциации тарифов на электроэнергию (этот про­ цесс уже начался пересмотром географии тарифов в 1967 г.). Учет ценностного фактора в этих отраслях мо­ жет привести к необходимости отразить его воздействие

ив отраслях последующего производственного цикла.

** *

Различие уровня затрат локальных зон сбыта, связан­ ное с объемом производства, обусловленным размером возможного потребления внутри этих зон сбыта пред­ ставляет фактор территориальной дифференциации об­ щественной стоимости — фактор условий потребления. По своему технологическому содержанию он является частью организационно-технического фактора, воздей­ ствие которого не должно находить отражения в террито­ риальной дифференциации цен. В своей основе это поло­

40

жение правильно и может быть полностью применимо к товарам, имеющим национальные и региональные зоны сбыта. Применительно к локальным зонам сбыта воздей­ ствие организационно-технического фактора также дол­ жно нивелироваться, за исключением одной из форм его проявления — зависимости уровня затрат от объема про­ изводства, обусловленного объемом возможного потреб­ ления.

Для товаров, имеющих национальные и региональные зоны сбыта, объемы производства определяются опти­ мальными размерами промышленных предприятий или размерами запасов полезных ископаемых, сосредоточен­ ных в отдельных бассейнах (месторождениях). Площадь, охватываемая каждой зоной сбыта, является величиной, производной от объема производства в отдельных геог­ рафических точках. Для многих товаров и услуг, имею­ щих локальные зоны сбыта, положение обратное: объемы -потребления внутри каждой зоны сбыта определяют воз­ можные объемы производства. В этом случае зависи­ мость уровня затрат от объемов производства является объективным обстоятельством, воздействие которого дол­ жно найти отражение в формировании уровня общест­ венной стоимости по отдельным зонам сбыта.

Чем крупнее предприятие, тем ниже затраты на производство продукции. Обследование ЦСУ показало, что объем выпуска пиломатериалов на убыточных пред­ приятиях составил 61% по отношению к среднему объе­

му производства

на одно предприятие, по производству

кирпича — 59%,

железобетонных конструкций — 53%.

Для более крупных локальных зон сбыта общественная стоимость при прочих равных условиях будет ниже, чем для мелких.

Но воздействие этого фактора в тяжелой промышлен­ ности проявляется по незначительному числу видов про­ дукции. Основная сфера его действия: транспорт и ком­ мунально-бытовые услуги. Фактор условий потребления скажется на соотношении уровня стоимости на услуги в крупных и мелких городах, сельских и городских локаль­ ных зон сбыта. Например, в крупных городах себестои­ мость выработки теплоэнергии, затраты на водоснабже­ ние и канализацию в 2 с лишним раза ниже, чем в мелких городах.


Г л а в а II. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТОИМОСТИ

§ 1. ОБЩИЙ ПОДХОД

По вопросу территориальной дифференциации обще­ ственной стоимости имеются две диаметрально противо­ положные точки зрения. В соответствии с одной из них различие между стоимостеобразующими факторами и условиями формирования индивидуальных стоимостей не проводится. Поскольку различия в индивидуальной стои­ мости отдельных производителей не могут отражаться в ценах, то они должны быть нивелированы. Формой этого нивелирования является установление единых в простран­ стве цен как для производителей, так и для потребителей продукции. В соответствии с этой точкой зрения обще­ ственная стоимость определяется средними затратами сферы производства и обращения, поскольку нет факто­ ров, воздействующих на ее территориальную дифферен­ циацию.

Другая точка зрения основывается на признании объ­ ективного характера стоимостеобразующих факторов, воздействующих на территориальную дифференциацию общественной стоимости. В соответствии с этим и цены для производителей должны быть дифференцированы по территории страны на основе зональных издержек про­ изводства, а для потребителей — дополнительно и факти­ ческих транспортных расходов.

Между этими крайними точками зрения имеется ряд промежуточных позиций. Так, отдельные экономисты считают, что общественная стоимость едина для всех производителей, а для потребителей территориальная

42

дифференциация общественной стоимости обуславливает­ ся различием фактических, т. е. индивидуальных транс­ портных расходов. Другие придерживаются точки зре­ ния, что и в сфере обращения необходимо усреднение транспортных расходов для отдельных регионов в зави­ симости от степени их удаленности от мест производства.

Имеется точка зрения, в соответствии с которой об­ щественная стоимость для 'производителей носит зональ­ ный характер, а индивидуальные затраты сферы обраще­ ния принимают характер общественно необходимых за счет их усреднения в пределах поясов.

Ни одна из перечисленных выше точек зрения (кото­ рые можно разнообразить отдельными частностями) по формам влияния стоимостеобразующих факторов на территориальную дифференциацию цен не является ре­ зультатом специального исследования. Это лишь поверх­ ностное отражение исторически сложившейся системы географии цен, многообразие форм которой отражает специфические особенности отдельных отраслей. На при­ верженности к той или иной точке зрения сказывается помимо отраслевой специфики та грань призмы экономи­ ческого анализа, через которую преломляются требо­ вания к географии цен со стороны отдельных экономи­ стов.

Для работников плановых и финансовых органов и подразделений отдельных ведомств наиболее желательны единые цены. Это облегчает планирование и проведение фискальных мероприятий. Для представителей проект­ ных и транспортных ведомств, территориальных управле­ ний материально-технического снабжения более целесо­ образно отражение в цене территориальных различий в условиях производства и обращения.

Вдействующей практике ценообразования можно вы­ делить два принципиально различных метода территори­ альной дифференциации цен. Различие между ними сос­ тоит в способе учета в цене транспортных расходов.

Впервом случае устанавливается прейскурантная це­ на лишь для производителей продукции, к которой до­

бавляются фактические транспортные расходы до каждо­ го потребителя, т. е. применяются цены франко-станция отправления.

Во втором случае устанавливаются, как правило, два прейскуранта. Один — для производителей продукции,

43