Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
Эти условия могут быть отражены в транспортном факторе лишь в том случае, если вслед за снижением затрат на перевозку будет происходить снижение тари фов. Пересмотр цен 1967 г. не затронул общего уровня тарифов (хотя внутри тарифной системы произошли определенные изменения). Несмотря на то что себестои мость перевозки грузов снизилась за последние 20 лет в 2,2 раза, доходная ставка снизилась лишь на Уз-
Общая оценка воздействия трех условий на долю транспортных расходов в цене дана в табл. 81.
§4. КЛИМАТИЧЕСКИЙ И ЦЕННОСТНЫЙ ФАКТОРЫ.
ФАКТОР УСЛОВИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Под климатическим фактором понимается совокуп ность климатических условий производства, оказываю щих влияние на уровень затрат предприятий, располо женных в укрупненных климатических зонах.
В настоящее время вопрос о воздействии климата на формирование стоимости в территориальном аспекте на ходится в начальной стадии изучения. Отсутствует обще признанная классификация климатических параметров с экономической основой2. Нет определения климатических зон с одинаковым уровнем затрат по отраслям народного хозяйства.
Наибольшие сдвиги в области учета климатического фактора в ценообразовании имеются в сельском хозяй стве и в строительстве, поскольку в этих отраслях воз действие климатических условий особенно ощутимо. Например, в районах северо-востока строительство одно типных зданий обходится дороже, чем в Центральном районе, в 3 раза.
В Институте географии АН СССР при выполнении работ по экономической оценке природных условий гра-
1 См. «Народное хозяйство СССР в 1969 г.». Стат. ежегодник. М,. «Статистика», 1970, с. 189; Экономический справочник железнодо рожника. М., «Транспорт», 1971, с. 91, 92, 580. Доля транспортных расходов для расчета взята по данным межотраслевого баланса за 1966 год (применительно к остальным данным 1965 года). Динамика изменения железнодорожных тарифов по всем видам грузов про мышленности распространена на отдельные виды грузов.
2 Имеющиеся определения климата можно свести в три группы: с метеорологической основой (подчеркивание метеорологических про цессов), синоптической (совокупность или режим погод) и геогра фической (часть ландшафта или географического процесса).
36
до-строительства предложено деление территории СССР
по степени отклонения стоимости жилья |
от «стандарт |
ной» под влиянием климатических причин |
на 7 зон В |
большей степени, чем по отраслям, разработан вопрос о воздействии климата на отдельные экономические пока затели по районам с суровыми климатическими условия ми (зарплата, амортизация и т. д .).
Отражение климатического фактора территориальной дифференциации стоимости в значительной степени за трудняется тем, что при действующем учете затрат на производство различия в климатических условиях не на ходят самостоятельного стоимостного выражения. Суще ствующие формы отчетности дают представление только о суммарных затратах по каждой статье издержек произ водства. Однако можно предположить, что при прочих равных условиях затраты на топливо, электроэнергию, заработную плату и другие элементы могут в той или иной степени изменяться под непосредственным влияни ем климатического фактора. Выявить степень подобных отклонений по каждой статье затрат возможно только на базе специального исследования. При отсутствии кон кретных данных влияние климатического фактора в пре делах укрупненных зон можно учесть, например, с по мощью системы расчетных коэффициентов изменения цен. Построение такой системы потребует изучения мно гих вопросов, связанных с особенностями влияния кли матических условий на различные виды затрат по зонам.
Практическая значимость климатического фактора неодинакова для отдельных отраслей народного хозяйст ва. В одних климатический фактор не имеет самостоя тельного значения и составляет часть проблемы отраже ния стоимостных территориальных различий сферы про изводства. В других — различия в затратах сферы произ водства в большей степени определяются климатическими условиями.
В этих случаях целесообразно разработать по анало гии с практикой строительства специальные коэффици енты для районирования цен с учетом климатического фактора, что предполагает укрупненное зонирование тер-1
1 См. И л ь и н П. М. Опыт экономической оценки природных условий в градостроительстве. — «Известия АН СССР». Серия гео графическая, 1970, № 6, с. 49.
37
ритории страны на основе выявления различий в затра тах за счет климатического фактора отобранных для каждой зоны предприятий-представителей. В этой связи многие разработки отраслевой климатологии могли бы послужить исходной базой для проведения конкретных расчетов.
** *
Совокупность условий формирования общественной стоимости за счет территориальных различий приложе ния прошлого и живого труда представляет собой цен ностный фактор.
В количественном выражении это косвенное воздей ствие первичных (природного, транспортного и климати ческого) факторов территориальной дифференциации стоимости. Ценностный фактор передает их воздействие на формирование территориальной дифференциации стоимости в предшествующем производственном цикле на формирование территориальной дифференциации стои мости в последующем производственном циклеЯв ляясь производным фактором, он не имеет самостоятель ного значения в формировании уровня общественной стоимости, а влияет лишь на ее территориальную диффе ренциацию.
Нельзя ограничить влияние первичных факторов лишь воздействием на территориальную дифференциацию се бестоимости продукции тех предприятий, которые ис пользуют прошлый труд в форме территориально диф ференцированных цен, а живой труд — с учетом районных коэффициентов его оплаты. Такое ограничение остановит действие первичных факторов территориальной диффе ренциации общественной стоимости на первой стадии движения продукта от добывающих отраслей до конеч ных потребителей. При этом в значительной степени те ряется целесообразность учета первичных факторов.
Необходимо трансформировать воздействие первич ных факторов через ценностный на последующие стадии производственного цикла. Производственные предприя тия должны не только получать информацию о формиро вании под воздействием объективных факторов террито риальных различий в затратах по производимой ими продукции, но и передавать эту информацию потребите лям их продукции.
38
Например, территориальная дифференциация цен для потребителей на деловую древесину имеет смысл в том случае, если на ее основе строится территориальная диф ференциация цен для производителей пиломатериалов. Территориальная дифференциация цен на пиломатериа лы в свою очередь экономически более оправдана, если территориально дифференцированы цены на готовую продукцию, производимую из пиломатериалов (типовые дома, оконные рамы и т. д.). В действующей практике территориальная дифференциация цен на пиломатериалы отражена в ценах производителей, использующих пило материалы как основной вид сырья.
Действующая система территориальной дифферен циации цен на кокс, железную и марганцевую руду, флю сы оказывается бесполезной для черной металлургии, поскольку ее воздействие обрывается на первой же ста дии металлургического производства— выплавке стали и чугуна. Ее воздействие не доходит не только до потреби телей черных металлов, но даже и до производителей, для которых установлены единые цены. Между тем зат раты на производство чугуна устойчиво и значительно различаются по укрупненным районам. Об этом свиде тельствует табл. 9'.
Т а б л и ц а 9
Зависимость'себестоимости чугуна от стоимости материальных затрат
(руб. за 1 т)
Заводы
|
1940 |
|
1955 |
|
1962 |
|
1968 |
себестоимость |
стоимость сырья |
себестоимость |
стоимость сырья |
себестоимость |
стоимость сырья |
себестоимость| |
стоимость сырья |
1 |
1 . |
|
|
|
|
|
|
Азовсталь . . . . . |
. |
i6,i |
13,7 |
33,3 |
32,5 |
29,2 |
27,1 |
55,3 |
51,8 |
Магнитогорский . . |
10,1 |
9,1 |
17,5 |
16,7 |
16,9 |
15,8 |
38,6 |
36,8 |
|
Кузнецкий ................... |
. |
12,6 |
11,5 |
22,8 |
21,9 |
27,0 |
26,0 |
41,2 |
39,3 |
Ново-Тульский . . |
28,7 |
21,0 |
51,2 |
45,0 |
45,2 |
38,5 |
56,2 |
47,5 |
1 Составлено по данным «Промышленность в хозяйственном комплексе экономических районов СССР». М., «Наука», 1964, с. 236 (табл. 2) и данным ЦСУ СССР.
39
Это различий себестоимости обусловлено ценностным фактором и его учет в географии цен на черные металлы существенным образом изменит сложившееся неправиль ное представление об общественной стоимости черных металлов в различных местах производства кай о равной величине.
Воздействие .ценностного фактора отражается на формировании территориальной дифференциации цен и тарифов в отраслях, использующих прошлый труд, в фор ме территориально дифференцированных цен. К числу отраслей, в которых воздействие ценностного фактора существенно сказывается на формировании обществен ной стоимости, относятся отрасли, находящиеся в следу ющем «этаже» над добывающими отраслями. Это метал лургическая промышленность, коксовая, 'производство цемента, нефтеперерабатывающая, химическая, лесооб рабатывающая, производство железобетонных изделий, строительство.
Практика уже давно положительно решила вопрос об учете ценностного фактора территориальной дифферен циации стоимости во многих отраслях народного хозяй ства при установлении цен. Но еще не во всех отраслях, где это целесообразно, отражено воздействие ценностно го фактора. К таким отраслям относятся в первую оче редь черная и цветная металлургия, химическая промыш ленность.- Различное проявление ценностного фактора по районам страны должно создать основу территориальной дифференциации тарифов на электроэнергию (этот про цесс уже начался пересмотром географии тарифов в 1967 г.). Учет ценностного фактора в этих отраслях мо жет привести к необходимости отразить его воздействие
ив отраслях последующего производственного цикла.
** *
Различие уровня затрат локальных зон сбыта, связан ное с объемом производства, обусловленным размером возможного потребления внутри этих зон сбыта пред ставляет фактор территориальной дифференциации об щественной стоимости — фактор условий потребления. По своему технологическому содержанию он является частью организационно-технического фактора, воздей ствие которого не должно находить отражения в террито риальной дифференциации цен. В своей основе это поло
40
жение правильно и может быть полностью применимо к товарам, имеющим национальные и региональные зоны сбыта. Применительно к локальным зонам сбыта воздей ствие организационно-технического фактора также дол жно нивелироваться, за исключением одной из форм его проявления — зависимости уровня затрат от объема про изводства, обусловленного объемом возможного потреб ления.
Для товаров, имеющих национальные и региональные зоны сбыта, объемы производства определяются опти мальными размерами промышленных предприятий или размерами запасов полезных ископаемых, сосредоточен ных в отдельных бассейнах (месторождениях). Площадь, охватываемая каждой зоной сбыта, является величиной, производной от объема производства в отдельных геог рафических точках. Для многих товаров и услуг, имею щих локальные зоны сбыта, положение обратное: объемы -потребления внутри каждой зоны сбыта определяют воз можные объемы производства. В этом случае зависи мость уровня затрат от объемов производства является объективным обстоятельством, воздействие которого дол жно найти отражение в формировании уровня общест венной стоимости по отдельным зонам сбыта.
Чем крупнее предприятие, тем ниже затраты на производство продукции. Обследование ЦСУ показало, что объем выпуска пиломатериалов на убыточных пред приятиях составил 61% по отношению к среднему объе
му производства |
на одно предприятие, по производству |
кирпича — 59%, |
железобетонных конструкций — 53%. |
Для более крупных локальных зон сбыта общественная стоимость при прочих равных условиях будет ниже, чем для мелких.
Но воздействие этого фактора в тяжелой промышлен ности проявляется по незначительному числу видов про дукции. Основная сфера его действия: транспорт и ком мунально-бытовые услуги. Фактор условий потребления скажется на соотношении уровня стоимости на услуги в крупных и мелких городах, сельских и городских локаль ных зон сбыта. Например, в крупных городах себестои мость выработки теплоэнергии, затраты на водоснабже ние и канализацию в 2 с лишним раза ниже, чем в мелких городах.
Г л а в а II. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТОИМОСТИ
§ 1. ОБЩИЙ ПОДХОД
По вопросу территориальной дифференциации обще ственной стоимости имеются две диаметрально противо положные точки зрения. В соответствии с одной из них различие между стоимостеобразующими факторами и условиями формирования индивидуальных стоимостей не проводится. Поскольку различия в индивидуальной стои мости отдельных производителей не могут отражаться в ценах, то они должны быть нивелированы. Формой этого нивелирования является установление единых в простран стве цен как для производителей, так и для потребителей продукции. В соответствии с этой точкой зрения обще ственная стоимость определяется средними затратами сферы производства и обращения, поскольку нет факто ров, воздействующих на ее территориальную дифферен циацию.
Другая точка зрения основывается на признании объ ективного характера стоимостеобразующих факторов, воздействующих на территориальную дифференциацию общественной стоимости. В соответствии с этим и цены для производителей должны быть дифференцированы по территории страны на основе зональных издержек про изводства, а для потребителей — дополнительно и факти ческих транспортных расходов.
Между этими крайними точками зрения имеется ряд промежуточных позиций. Так, отдельные экономисты считают, что общественная стоимость едина для всех производителей, а для потребителей территориальная
42
дифференциация общественной стоимости обуславливает ся различием фактических, т. е. индивидуальных транс портных расходов. Другие придерживаются точки зре ния, что и в сфере обращения необходимо усреднение транспортных расходов для отдельных регионов в зави симости от степени их удаленности от мест производства.
Имеется точка зрения, в соответствии с которой об щественная стоимость для 'производителей носит зональ ный характер, а индивидуальные затраты сферы обраще ния принимают характер общественно необходимых за счет их усреднения в пределах поясов.
Ни одна из перечисленных выше точек зрения (кото рые можно разнообразить отдельными частностями) по формам влияния стоимостеобразующих факторов на территориальную дифференциацию цен не является ре зультатом специального исследования. Это лишь поверх ностное отражение исторически сложившейся системы географии цен, многообразие форм которой отражает специфические особенности отдельных отраслей. На при верженности к той или иной точке зрения сказывается помимо отраслевой специфики та грань призмы экономи ческого анализа, через которую преломляются требо вания к географии цен со стороны отдельных экономи стов.
Для работников плановых и финансовых органов и подразделений отдельных ведомств наиболее желательны единые цены. Это облегчает планирование и проведение фискальных мероприятий. Для представителей проект ных и транспортных ведомств, территориальных управле ний материально-технического снабжения более целесо образно отражение в цене территориальных различий в условиях производства и обращения.
Вдействующей практике ценообразования можно вы делить два принципиально различных метода территори альной дифференциации цен. Различие между ними сос тоит в способе учета в цене транспортных расходов.
Впервом случае устанавливается прейскурантная це на лишь для производителей продукции, к которой до
бавляются фактические транспортные расходы до каждо го потребителя, т. е. применяются цены франко-станция отправления.
Во втором случае устанавливаются, как правило, два прейскуранта. Один — для производителей продукции,
43