Файл: Чичельницкий, И. М. Резервы роста производительности труда на рыбообрабатывающих предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
Жен решаться вопрос о взаимозависимости размеров поддонов и габаритов транспортных средств. В этой связи большое зна чение имеет размерная типизация самих поддонов.
Рыбообрабатывающие предприятия являются потребителями большого количества самых разнообразных материалов, кото рые в большинстве поставляют без поддонов, что значительно увеличивает затраты труда при выгрузке. Небольшое количест во поддонов, изготовленных и используемых на рыбообрабаты вающих предприятиях, по своим размерам не соответствует га баритам упаковки рыбы, поступающей от рыбодобывающих ор ганизаций. Отсюда —• неполное использование площади поддо нов и как следствие нерациональное использование емкости ка мер хранения холодильников и складских помещений. Эконо мически целесоббразно рыбообрабатывающим предприятиям пойти на приспособление размеров упаковки продукции к габа ритам поддонов рыбодобывающего и транспортно-рефрижера торного флота. Эти же поддоны должны служить для отгрузки готовой рыбопродукции. Лишь комплексное применение поддо нов дает наибольший экономический эффект.
Большое значение при транспортировке продукции имеет вы бор рационального типа тары, обеспечивающей наилучшую ор ганизацию процессов перемещения как на предприятиях, изго тавливающих продукцию, так и для потребителей этой продук ции. Экономически выгодно применение картонной тары, а так же тары, изготовленной из металла и пластических масс. Кар тонная тара значительно легче по весу, очень транспортабельна, облегчает процессы затаривания и их механизацию и автомати зацию. Значительную экономию транспортных средств дает при менение оборотных ящиков из-полиэтилена и дюралюминия, по лучивших распространение на некоторых предприятиях.
Одна из главных причин высокой трудоемкости процессов перемещения — штучная погрузка, подача, укладка и разгрузка многочисленных видов перемещаемых предметов. Штучное пе ремещение приводит к большим простоям транспортных средств, поэтому чрезвычайно важно укрупнять транспортные единицы и создавать наиболее экономичные и удобные оборотные кон тейнеры для различных видов грузов.
Внедрение рационально сконструированной тары и организа ция системы палетизации грузов открывают широкие возможно сти для использования авто- и электропогрузчиков. Применение авто- и электропогрузчиков, оснащенных различными сменными приспособлениями — подъемными вилками, съемными захвата ми, ковшами, поворотными приспособлениями для опрокидыва ния, сталкивателями, подъемными стрелами и целым рядом дру гих рабочих устройств, коренным образом меняет технику и ор ганизацию транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ.
Совершенствование методов перегрузочных операций на
46
йнутрйтрюмных работах потребовало создания малогабаритных и маневренных подпалубных средств механизации. Так, ЦПК.ТБ «Севрыбы» совместно с Мурманским рыбным портом создали малогабаритный электрокар на гусеничном ходу для доставки рыбопродукции в трюме к просвету люка. Электрокар питается от сети переменного тока 220/380 В и может перево зить до 1,7 т упакованной в ящики мороженой рыбы, передви гаясь в трюме непосредственно по ящикам.
В Калининградском рыбном порту внедрена система пакет ных и контейнерных перевозок с формированием пакетов в мо ре, внедряются перегрузочные механизмы непрерывного дейст вия (портальные перегружатели, транспортеры-элеваторы), раздвижные роликовые транспортеры для перемещения грузов между штабелем и местом формирования или расформирова ния пакетов в трюмах судов и вагонах.
Особого внимания заслуживает новый метод формирования пакетов в море без применения пакетообвязочных средств с по следующей комплексно-механизированной перегрузкой пакетов в порту. При работе по варианту трюм — вагон используются электропогрузчики ЕВ-676 грузоподъемностью 1 т с боковыми раздвижными гидравлическими захватами, а также поворотные круги и гребенчатые поддоны. Новая конструкция универсаль ных гидравлических раздвижных захватов УЗР-1 может быть использована на электропогрузчике 4004-М и других, широко применяемых в рыбной промышленности. Указанный способ — наименее трудоемкий, исключает необходимость создания доро гостоящих обвязочных комплектов и поддонов на судах, позво ляет комплексно механизировать трюмные и вагонные работы.
Таллинским филиалом ЦК.ТБ совместно с Эстонским рыбо промышленным объединением «Океан» разработана и внедре на комбинированная схема загрузки и выгрузки трюмов судов пакетами в ленточных строп-контейнерах самозатягивающегося типа и пакетами на поддонах. Новый способ перегрузки рыбо продукции позволяет полностью механизировать ручной труд и повысить производительность труда в 2 раза.
В Севастопольском и Находкинском портах внедряются те лескопические конвейеры для внутривагонных работ. Ряд пред приятий Западного, Азовско-Черноморского и Дальневосточного бассейнов освоил более совершенную технологию по затарива нию соли, хранению ее в бочках с перемещением погрузчиками. Гипрорыбфлотом разрабатывается новый погрузчик на воздуш ной подушке.
Механизация транспортных и погрузочно-разгрузочных ра бот не будет достаточно эффективной, если не устранены нера циональные транспортные операции и не сокращены маршруты движения сырья, материалов, готовых изделий. На большинстве рыбообрабатывающих предприятий не фиксируют фактических маршрутов движения рыбы-сырца, полуфабрикатов и готовой
47
йродукций, Не определяют длительности процессов их переме щения, затрат труда и средств на внутризаводскую транспор тировку. Определение протяженности маршрутов внутризавод ской транспортировки сырья, полуфабрикатов, готовых продук тов, их длительности, трудовых и общих затрат на процессы транспортировки и перемещения дает возможность выявить и реализовать внутрипроизводственные резервы в области рацио нальной структуры и планировки цехов и участков.
Механизация транспортировки и перемещения рыбы имеет свои особенности и специфику. Рыба-сырец является своеобраз ным грузом и требует очень бережного обращения, в то же вре мя ее приходится транспортировать как массовый насыпной груз. Поэтому обычные транспортирующие и перегрузочные ме ханизмы для рыбы неприемлемы. Механизация выгрузки и транспортировки на рыбообрабатывающих предприятиях разви вается по двум основным направлениям: «сухие» методы и гид равлические. При «сухом» методе выгрузки и транспортировки рыбы в качестве перегрузочных механизмов применяются гру зоподъемные краны, элеваторы, ленточные и скребковые транс портеры. Этот метод применяется главным образом при по ступлении рыбы в таре, мелкими партиями, когда требуется ее сортировка по видам.
Гидравлическая выгрузка применяется при массовом поступ лении одного вида рыбы, доставляемой насыпью в трюмах и на палубах рыболовных и транспортных судов. Основной меха низм для выгрузки рыбы гидравлическим способом — рыбонасос, а транспортирующие устройства — гидротранспортеры. Рыба, выгружаемая рыбонасосом в смеси с водой, почти не поврежда ется и сохраняет все свои первоначальные качества. Вместе с тем обеспечивается высокая производительность выгрузки и транспортировки рыбы в цехи. Внедрение гидравлической вы грузки рыбы из судов на рыбообрабатывающих предприятиях повышает производительность труда по сравнению с ручной вы грузкой в десятки раз, а по сравнению с «сухими» методами выгрузки — в 2—4 раза. На рыбообрабатывающих предприя тиях страны работают свыше 2 тыс. береговых рыбонасосных установок общей производительностью 180 тыс. т рыбы в смену.
В последние годы в Северном бассейне для механизации вы грузки свежей и соленой рыбы с судов типов РТ и СРТ приме няются пневматические рыбоперегружатели производительно стью 15—22 т/ч, что повышает производительность труда по сравнению с крановой выгрузкой на 20%.
Транспортные и перегрузочные работы на рыбообрабатываю щих предприятиях тесно связаны с технологическими операция ми по обработке рыбы. Технологические операции совершаются либо в процессе непрерывной транспортировки рыбы, либо при перегрузке ее. Поэтому любая механизация внутризаводского
48
и внутрицехового Транспорта Не Дает должного эффекта без од новременной механизации технологических операций.
Важной особенностью механизации транспортных работ на рыбообрабатывающих предприятиях является превращение ры бы-сырца в полуфабрикат или готовый продукт в процессе пе регрузки, транспортировки и технологической обработки. Непре рывность движения рыбы в соответствии с технологией ее обра ботки, недопущение образования скоплений и завалов1ни на од ной из операций — критерий эффективности механизации про цессов производства. Механизация межцеховых й внутрицехо вых транспортировок и перемещений рыбы,, перевод их на' гидромеханизированный и конвейерный транспорт дают исключи тельно высокую экономическую эффективность при очень бы строй окупаемости затрат. Большую экономию труда дает вы грузка судов гидромеханизированным способом, о чем свиде тельствуют данные табл. 9.
Т а б л и ц а |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
До внедре |
После |
Результаты |
Показатели |
|
ния гид |
внедрения |
сравнения: |
||
|
равличе |
гидравли |
(-J-) увеличе |
|||
|
|
|
|
ской вы |
ческой |
ние, (—) |
|
|
|
|
грузки |
выгрузки |
уменьшение |
Объем выгрузки |
рыбы |
в год, т |
19 000 |
19 000 |
—8 |
|
Количество |
рабочих..................... |
чел.-ч. . |
10 |
2 |
||
Затраты труда на 1 т, |
1,0 |
0,2 |
—0,8 |
|||
Затраты труда |
на весь объем |
19 000 |
3 800 |
—15 200 |
||
работ, чел.-ч................................. |
|
|
||||
Годовая выработка на 1 рабоче- |
1 900 |
9 500 |
+ 7 600 |
|||
ГО, т .............................................. |
|
|
|
|||
Рост производительности труда |
— |
— |
В 5 раз |
Подготовка сырья — одна из самых тяжелых и трудоемких работ по обработке рыбы. К подготовке сырья относятся опера ции по мойке, дефростации, разделке, сортировке, нанизке рыбы на прутки (рейки) и др. В рыбоконсервном производстве на подготовке сырья занята почти четвертая часть рабочих, что обусловлено высокой трудоемкостью разделочных и подготови тельных операций и слабой их механизацией.
Обработка рыбы характеризуется весьма широким диапазо ном колебаний трудоемкости подготовительных операций. Так, при выработке кулинарных изделий и копченых рыботоваров на подготовке сырья занято от 50 до 70% рабочих, при посоле, за морозке рыбы, выработке непищевой продукции подготовка сырья занимает всего 2—4% от общей трудоемкости продукции.
Разделка рыбы — наиболее трудоемкий производственный процесс, включающий такие операции, как удаление чешуи, го ловы, потрошение, обрезку плавников, хвостов и порциониро-4
4 Чичельницкий И. М. |
49 |