Файл: Чичельницкий, И. М. Резервы роста производительности труда на рыбообрабатывающих предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жен решаться вопрос о взаимозависимости размеров поддонов и габаритов транспортных средств. В этой связи большое зна­ чение имеет размерная типизация самих поддонов.

Рыбообрабатывающие предприятия являются потребителями большого количества самых разнообразных материалов, кото­ рые в большинстве поставляют без поддонов, что значительно увеличивает затраты труда при выгрузке. Небольшое количест­ во поддонов, изготовленных и используемых на рыбообрабаты­ вающих предприятиях, по своим размерам не соответствует га­ баритам упаковки рыбы, поступающей от рыбодобывающих ор­ ганизаций. Отсюда —• неполное использование площади поддо­ нов и как следствие нерациональное использование емкости ка­ мер хранения холодильников и складских помещений. Эконо­ мически целесоббразно рыбообрабатывающим предприятиям пойти на приспособление размеров упаковки продукции к габа­ ритам поддонов рыбодобывающего и транспортно-рефрижера­ торного флота. Эти же поддоны должны служить для отгрузки готовой рыбопродукции. Лишь комплексное применение поддо­ нов дает наибольший экономический эффект.

Большое значение при транспортировке продукции имеет вы­ бор рационального типа тары, обеспечивающей наилучшую ор­ ганизацию процессов перемещения как на предприятиях, изго­ тавливающих продукцию, так и для потребителей этой продук­ ции. Экономически выгодно применение картонной тары, а так­ же тары, изготовленной из металла и пластических масс. Кар­ тонная тара значительно легче по весу, очень транспортабельна, облегчает процессы затаривания и их механизацию и автомати­ зацию. Значительную экономию транспортных средств дает при­ менение оборотных ящиков из-полиэтилена и дюралюминия, по­ лучивших распространение на некоторых предприятиях.

Одна из главных причин высокой трудоемкости процессов перемещения — штучная погрузка, подача, укладка и разгрузка многочисленных видов перемещаемых предметов. Штучное пе­ ремещение приводит к большим простоям транспортных средств, поэтому чрезвычайно важно укрупнять транспортные единицы и создавать наиболее экономичные и удобные оборотные кон­ тейнеры для различных видов грузов.

Внедрение рационально сконструированной тары и организа­ ция системы палетизации грузов открывают широкие возможно­ сти для использования авто- и электропогрузчиков. Применение авто- и электропогрузчиков, оснащенных различными сменными приспособлениями — подъемными вилками, съемными захвата­ ми, ковшами, поворотными приспособлениями для опрокидыва­ ния, сталкивателями, подъемными стрелами и целым рядом дру­ гих рабочих устройств, коренным образом меняет технику и ор­ ганизацию транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ.

Совершенствование методов перегрузочных операций на

46


йнутрйтрюмных работах потребовало создания малогабаритных и маневренных подпалубных средств механизации. Так, ЦПК.ТБ «Севрыбы» совместно с Мурманским рыбным портом создали малогабаритный электрокар на гусеничном ходу для доставки рыбопродукции в трюме к просвету люка. Электрокар питается от сети переменного тока 220/380 В и может перево­ зить до 1,7 т упакованной в ящики мороженой рыбы, передви­ гаясь в трюме непосредственно по ящикам.

В Калининградском рыбном порту внедрена система пакет­ ных и контейнерных перевозок с формированием пакетов в мо­ ре, внедряются перегрузочные механизмы непрерывного дейст­ вия (портальные перегружатели, транспортеры-элеваторы), раздвижные роликовые транспортеры для перемещения грузов между штабелем и местом формирования или расформирова­ ния пакетов в трюмах судов и вагонах.

Особого внимания заслуживает новый метод формирования пакетов в море без применения пакетообвязочных средств с по­ следующей комплексно-механизированной перегрузкой пакетов в порту. При работе по варианту трюм — вагон используются электропогрузчики ЕВ-676 грузоподъемностью 1 т с боковыми раздвижными гидравлическими захватами, а также поворотные круги и гребенчатые поддоны. Новая конструкция универсаль­ ных гидравлических раздвижных захватов УЗР-1 может быть использована на электропогрузчике 4004-М и других, широко применяемых в рыбной промышленности. Указанный способ — наименее трудоемкий, исключает необходимость создания доро­ гостоящих обвязочных комплектов и поддонов на судах, позво­ ляет комплексно механизировать трюмные и вагонные работы.

Таллинским филиалом ЦК.ТБ совместно с Эстонским рыбо­ промышленным объединением «Океан» разработана и внедре­ на комбинированная схема загрузки и выгрузки трюмов судов пакетами в ленточных строп-контейнерах самозатягивающегося типа и пакетами на поддонах. Новый способ перегрузки рыбо­ продукции позволяет полностью механизировать ручной труд и повысить производительность труда в 2 раза.

В Севастопольском и Находкинском портах внедряются те­ лескопические конвейеры для внутривагонных работ. Ряд пред­ приятий Западного, Азовско-Черноморского и Дальневосточного бассейнов освоил более совершенную технологию по затарива­ нию соли, хранению ее в бочках с перемещением погрузчиками. Гипрорыбфлотом разрабатывается новый погрузчик на воздуш­ ной подушке.

Механизация транспортных и погрузочно-разгрузочных ра­ бот не будет достаточно эффективной, если не устранены нера­ циональные транспортные операции и не сокращены маршруты движения сырья, материалов, готовых изделий. На большинстве рыбообрабатывающих предприятий не фиксируют фактических маршрутов движения рыбы-сырца, полуфабрикатов и готовой

47


йродукций, Не определяют длительности процессов их переме­ щения, затрат труда и средств на внутризаводскую транспор­ тировку. Определение протяженности маршрутов внутризавод­ ской транспортировки сырья, полуфабрикатов, готовых продук­ тов, их длительности, трудовых и общих затрат на процессы транспортировки и перемещения дает возможность выявить и реализовать внутрипроизводственные резервы в области рацио­ нальной структуры и планировки цехов и участков.

Механизация транспортировки и перемещения рыбы имеет свои особенности и специфику. Рыба-сырец является своеобраз­ ным грузом и требует очень бережного обращения, в то же вре­ мя ее приходится транспортировать как массовый насыпной груз. Поэтому обычные транспортирующие и перегрузочные ме­ ханизмы для рыбы неприемлемы. Механизация выгрузки и транспортировки на рыбообрабатывающих предприятиях разви­ вается по двум основным направлениям: «сухие» методы и гид­ равлические. При «сухом» методе выгрузки и транспортировки рыбы в качестве перегрузочных механизмов применяются гру­ зоподъемные краны, элеваторы, ленточные и скребковые транс­ портеры. Этот метод применяется главным образом при по­ ступлении рыбы в таре, мелкими партиями, когда требуется ее сортировка по видам.

Гидравлическая выгрузка применяется при массовом поступ­ лении одного вида рыбы, доставляемой насыпью в трюмах и на палубах рыболовных и транспортных судов. Основной меха­ низм для выгрузки рыбы гидравлическим способом — рыбонасос, а транспортирующие устройства — гидротранспортеры. Рыба, выгружаемая рыбонасосом в смеси с водой, почти не поврежда­ ется и сохраняет все свои первоначальные качества. Вместе с тем обеспечивается высокая производительность выгрузки и транспортировки рыбы в цехи. Внедрение гидравлической вы­ грузки рыбы из судов на рыбообрабатывающих предприятиях повышает производительность труда по сравнению с ручной вы­ грузкой в десятки раз, а по сравнению с «сухими» методами выгрузки — в 2—4 раза. На рыбообрабатывающих предприя­ тиях страны работают свыше 2 тыс. береговых рыбонасосных установок общей производительностью 180 тыс. т рыбы в смену.

В последние годы в Северном бассейне для механизации вы­ грузки свежей и соленой рыбы с судов типов РТ и СРТ приме­ няются пневматические рыбоперегружатели производительно­ стью 15—22 т/ч, что повышает производительность труда по сравнению с крановой выгрузкой на 20%.

Транспортные и перегрузочные работы на рыбообрабатываю­ щих предприятиях тесно связаны с технологическими операция­ ми по обработке рыбы. Технологические операции совершаются либо в процессе непрерывной транспортировки рыбы, либо при перегрузке ее. Поэтому любая механизация внутризаводского

48


и внутрицехового Транспорта Не Дает должного эффекта без од­ новременной механизации технологических операций.

Важной особенностью механизации транспортных работ на рыбообрабатывающих предприятиях является превращение ры­ бы-сырца в полуфабрикат или готовый продукт в процессе пе­ регрузки, транспортировки и технологической обработки. Непре­ рывность движения рыбы в соответствии с технологией ее обра­ ботки, недопущение образования скоплений и завалов1ни на од­ ной из операций — критерий эффективности механизации про­ цессов производства. Механизация межцеховых й внутрицехо­ вых транспортировок и перемещений рыбы,, перевод их на' гидромеханизированный и конвейерный транспорт дают исключи­ тельно высокую экономическую эффективность при очень бы­ строй окупаемости затрат. Большую экономию труда дает вы­ грузка судов гидромеханизированным способом, о чем свиде­ тельствуют данные табл. 9.

Т а б л и ц а

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До внедре­

После

Результаты

Показатели

 

ния гид­

внедрения

сравнения:

 

равличе­

гидравли­

(-J-) увеличе­

 

 

 

 

ской вы­

ческой

ние, (—)

 

 

 

 

грузки

выгрузки

уменьшение

Объем выгрузки

рыбы

в год, т

19 000

19 000

—8

Количество

рабочих.....................

чел.-ч. .

10

2

Затраты труда на 1 т,

1,0

0,2

—0,8

Затраты труда

на весь объем

19 000

3 800

—15 200

работ, чел.-ч.................................

 

 

Годовая выработка на 1 рабоче-

1 900

9 500

+ 7 600

ГО, т ..............................................

 

 

 

Рост производительности труда

В 5 раз

Подготовка сырья — одна из самых тяжелых и трудоемких работ по обработке рыбы. К подготовке сырья относятся опера­ ции по мойке, дефростации, разделке, сортировке, нанизке рыбы на прутки (рейки) и др. В рыбоконсервном производстве на подготовке сырья занята почти четвертая часть рабочих, что обусловлено высокой трудоемкостью разделочных и подготови­ тельных операций и слабой их механизацией.

Обработка рыбы характеризуется весьма широким диапазо­ ном колебаний трудоемкости подготовительных операций. Так, при выработке кулинарных изделий и копченых рыботоваров на подготовке сырья занято от 50 до 70% рабочих, при посоле, за­ морозке рыбы, выработке непищевой продукции подготовка сырья занимает всего 2—4% от общей трудоемкости продукции.

Разделка рыбы — наиболее трудоемкий производственный процесс, включающий такие операции, как удаление чешуи, го­ ловы, потрошение, обрезку плавников, хвостов и порциониро-4

4 Чичельницкий И. М.

49