Файл: Чичельницкий, И. М. Резервы роста производительности труда на рыбообрабатывающих предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

значительная доля времени и труда рабочих, обслуживающих машины и аппараты, уходит на подноску, загрузку и другие ручные работы.

Для обжарки рыбы в консервных цехах применяются паро­ масляные и электрообжарочные печи различных конструкций. Степень механизации печей неодинакова. Печи типа ПМП, Ад­ лерского рыбозавода, Сухумского рыбокомбината, Рижского за­ вода «Кайя» и другие механизированы частично. В этих печах процесс обжарки идет непрерывно, механизированы процессы перемещения продукта через зону обжарки, заливка и слив масла. Только загрузка продукта в орган перемещения и вы­ грузка производятся вручную.

Электрообжарочные агрегаты Адлерского рыбозавода и Су­ хумского рыбокомбината сконструированы в комплексе с рас­ фасовочным конвейером и охладителем. Агрегат обслуживает один рабочий, производящий загрузку противней с панирован­ ной рыбой на сетки-качалки непрерывного цепного транспорте­ ра. Подача обжаренной и охлажденной рыбы, а также возврат и загрузка пустых противней осуществляются тем же цепным транспортером, обе ветви которого являются рабочими. Время обжарки рыбы регулируется вариатором скоростей агрегата.

Достоинство агрегата — в отсутствии перевалки обжаренной рыбы, которая из противней непосредственно укладывается в банки. Одно из преимуществ агрегата — наличие водяной по­ душки с системой охлаждения воды и удобное для очистки рас­ положение электронагревательных элементов, что удлиняет срок сменяемости масла почти в 1,5 раза. Внедрение указанного агре­ гата позволило снизить трудоемкость обжариваемого продукта в 4 раза в результате повышения производительности и умень­ шения числа обслуживаемого персонала. Помимо снижения тру­ доемкости обжарки рыбы, достигнута экономия электроэнергии на 5% и сокращены потери масла на 4,2% по сравнению с ра­ нее работавшей старой электрообжарочной печью. Экономиче­ ский эффект от внедрения агрегата — 12 тыс. руб. в год.

В обжарочных печах конструкции Ждановского рыбокомби­ ната, Канадского типа, Одесского СКТБ «Продмаш», типов 4Ж4-1, 4Ж7-1, 4Ж6-1, АПМП-1, системы инженера Смирнова процесс обжарки идет непрерывно, загрузка и выгрузка про­ дукта, перемещение его через зону обжарки, заливка, долив и слив масла также механизированы. Эту печь можно считать комплексно-механизированной потому, что здесь не только меха­ низированы все основные и вспомогательные процессы (загруз­ ка, выгрузка, обжарка, заливка и слив масла), но и увязаны с предыдущими и последующими процессами — с панировкой рыбы перед обжаркой и процессом охлаждения обжаренного продукта.

Применение комплексно-механизированных печей позволяет не только снизить трудоемкость процесса обжарки рыбы, но и

5 5


уменьшить материальные затраты на единицу продукции путем сокращения потерь масла и продукта, затрат энергии (пара, электроэнергии, топлива). При этом повышается качество обжа­ риваемой рыбы, улучшаются санитарно-гигиенические условия труда. Однако комплексная механизация не освобождает работ­ ницу от необходимости непрерывно контролировать и регулиро­ вать технологический процесс обжарки. Хотя многие обжарочные печи снабжены элементами автоматики, которые контроли­ руют температуру и уровень масла, воды в водяной подушке, уровень раздела вода — масло, время обжарки, однако регули­ рование всех перечисленных параметров производится вручную. Автоматизация обжарочных печей затрудняется отсутствием на­ дежных устройств и приборов, обеспечивающих объективную оценку качества обжарки. Внедрение более совершенных средств кип и автоматики на механизированных обжарочных печах позволит не только повысить их производительность, но и авто­ матически осуществлять контроль, управление и регулирование процессами обжарки рыбы.

При производстве консервов в масле термическая обработка предварительно расфасованных банок с рыбой производится в сардиносушилках ИСС-6 типа «Матрофа». Загрузка и выгрузка банок с рыбой выполняются вручную двумя рабочими. Внедре­ ние разработанных в 1970 г. «Техрыбпромом» механизмов по загрузке и выгрузке банок позволяет ликвидировать ручной труд на этих операциях.

Стерилизацию консервов производят в вертикальных авто­ клавах периодического действия, что сдерживает механизацию и автоматизацию процесса из-за разрыва поточности производ­ ства, для сохранения которой необходимо применить автоклавы непрерывного действия. Но уже сейчас применение бессеточных автоклавов конструкции ЦКТБ «Азчеррыба» позволяет полно­ стью механизировать процесс стерилизации и охлаждения кон­ сервов, включая загрузку и выгрузку автоклава. Управление процессами стерилизации и охлаждения консервов в автоклаве осуществляется программным регулятором ПРП-Б конструкции Одесского института «Пищепромавтоматика».

Заморозка рыбы на рыбообрабатывающих предприятиях осу­ ществляется в скороморозильных аппаратах системы ВНИХИ, в стеллажных морозилках, а также в непрерывнодействующих контактных мокрых морозилках в насыщенном растворе пова­ ренной соли. Первые два способа заморозки отличаются низкой механизацией производственных процессов и более высокой дли­ тельностью процесса. Мокрая заморозка рыбы в контактных морозилках характеризуется высокой производительностью и значительно большей механизацией производственного процес­ са. Необходимо заметить, что заморозка рыбы мокрым спосо­ бом связана с поверхностным подсаливанием рыбы, что явля­ ется нежелательным для мороженых рыботоваров. Однако ис­

56


пользование этой рыбы для выработки консервов снижает не только расход соли при вкусовом посоле, но и дает некоторую экономию труда вследствие уменьшения объема работ на дан­ ном процессе. Наибольшее распространение на береговых пред­ приятиях получили аппараты, замораживающие рыбу россыпью. Производство мороженой рыбы на рыбообрабатывающих пред­ приятиях — чрезвычайно трудоемкая и тяжелая работа, связан­ ная с большими объемами погрузочно-разгрузочных и транс­ портных операций в условиях низкой температуры. Поэтому про­ блема комплексной механизации и автоматизации производства мороженой рыбопродукции является весьма актуальной.

На рефрижераторных судах типа «Рембрандт», на РТМ «Тропик», «Атлантик» уровень механизации и автоматизации процесса замораживания значительно выше, чем на береговых предприятиях. Заслуживает серьезного внимания распростране­ ние судовых схем поточно-механизированных линий заморозки рыбы на береговых предприятиях. Наряду с этим необходимо совершенствовать и внедрять на береговых холодильниках ско­ роморозильные аппараты непрерывного действия в комплексе с модернизацией существующего оборудования линий по замо­ розке рыбы.

Заморозка рыбы на судах производится главным образом плиточными морозилками и аппаратами для блочного заморажи­ вания. Работа на плиточных морозилках, а также заморозка рос­ сыпью требует больших затрат ручного труда. Замораживание рыбы в блоках производится на поточно-механизированных ли­ ниях с конвейерными скороморозильными аппаратами типов АСМА, АРСА-3-15-Р и др. Многие процессы при блочном замо­ раживании рыбы автоматизированы, затраты ручного труда здесь сведены к минимуму. Преимущество блочного заморажи­ вания перед заморозкой россыпью заключается не только в меньшей трудоемкости операций при транспортировке, хранении и более высокой производительности (до 40 т/сут), но и глав­ ным образом в том, что замороженная рыба получается лучше­ го качества.

Среди новых морозильных аппаратов, применяющихся за ру­ бежом, следует отметить гравитационные автоматические моро­ зильные контактные аппараты фирм «Линде» (ФРГ) производи­ тельностью 25—50 т мороженой рыбы за 22 ч; «Джекстон Фростер» (Англия) производительностью 12,5—25 т/сут, которые могут применяться на береговых предприятиях и судах. Разра­ батываются морозильные аппараты смешанного действия (мок­ ровоздушные морозилки), где используется и жидкая и воз­

душная среды.

Механизация рыбопосольного производства развивается в двух направлениях — линии для посола солью и гидравличе­ ские системы посола в тузлуке. Наиболее механизирован бочко­ вый посол мелкой рыбы (хамса, тюлька и т. д.), где доля руч­

57


ного труда на основных процессах не превышает 16—18%. Руч­ ные операции при этом сводятся к загрузке и регулировке ме­ ханических дозаторов соли и специй. Система транспортеров, водоотделителей и перемешивающих устройств обеспечивает протекание процессов без участия рабочей силы. Однако вслед­ ствие ручного труда на вспомогательных операциях уровень ме­ ханизации труда здесь невысокий —23%.

Бочковый посол требует больших площадей для отстоя и просаливания рыбы в течение 1—2 суток, что в значительной мере увеличивает затраты труда по установке и съему специ­ альных насадок на бочки и транспортировке рыбы в бочках. Для ликвидации отстоя применяют предварительное подсалива­ ние рыбы в ваннах с циркулирующим насыщенным тузлуком, что дает возможность извлечь из рыбы основное количество вла­ ги за 1—2 ч.

Разработанная ЦКТБ «Азчеррыбы» механизированная линия смешанного посола мелкой рыбы в циркулирующем тузлуке применяется для выгрузки рыбы из судов и выработки на бере­ говых предприятиях соленой и пряной рыбопродукции с авто­ матической расфасовкой ее в бочки. Благодаря предварительно­ му посолу в предельно насыщенных тузлуках в 6—7 раз со­ кращается производственный цикл обработки — от выгрузки рыбы из судна до отгрузки готовой продукции. Производитель­ ность труда возрастает в 6 раз, значительно сокращаются про­ изводственные площади.

Механизированные линии для посола мелкой рыбы по своим конструкциям весьма разнообразны. На береговых предприя­ тиях применяются механизированные линии Баяндина, где взвешивание рыбы совершается в одном бункере; Бердянского рыбозавода с автоматическими порционными весами ДСД-10 и ДРД-50; посола рыбы в бочках с отстоем на конвейере; пря­ ного посола «Азчеррыбхолодфлота» с основным агрегатом — рыбопосольной машиной КаспНИРО и др. Производительность этих линий 10—15 т/ч готовой продукции.

Для посола рыбы на судах применяются рыбопосольные аг­ регаты РПА конструкции ВНИРО (и ряд модификаций — РПА-2, РПА-3), ИРПА, РМ и др. Обслуживают агрегат РПА двое рабочих, выполняющих операции по подноске пустых бо­ чек для наполнения их рыбосолевой смесью, откатке наполнен­ ных бочек и закупорке их. Они же следят за уровнем рыбы в приямке и соли в бункере, периодически засыпают в него соль.

Производительность агрегата при работе на

сельди от 3,5

до

5,5 т/ч.

посола — это

по­

Наиболее высокопроизводительный метод

сол рыбы в циркулирующих тузлуках (до 50—70 т/ч), произво­ дящийся в чанах, ваннах, танках. В настоящее время этот метод применяется для посола лососевых, частиковых и некоторых мелких рыб. Выгрузка рыбы из чанов осуществляется путем

58


вытеснения ее в гидротранспортер тузлуком. Гидромеханизиро­ ванная выгрузка рыбы, как и посол ее в циркулирующих тузлу­ ках, требует большого расхода тузлука, для приготовления ко­ торого используется много ручного труда. Следует также отме­ тить, что на многих предприятиях выгружают соленую рыбу из чанов все еще вручную. Этим отчасти объясняется низкий уро­ вень механизации в рыбопосольном производстве.

Копчение рыбы в настоящее время проводят в основном в коптильных печах периодического действия. При таком способе процесс копчения отличается высокой продолжительностью и трудно поддается механизации и автоматизации. В последние годы на многих предприятиях освоено копчение рыбы с помо­ щью дымогенераторов с централизованной подачей дыма в коп­ тильные камеры, мокрое копчение рыбы, электрокопчение, в ре­ зультате снизилась трудоемкость обслуживания коптильных пе­ чей, улучшилась гигиена труда.

Интенсификация процессов копчения создает базу для ком­ плексной механизации и автоматизации этого процесса на ос­ нове внедрения конвейерных и роторных коптильных печей не­ прерывного действия для холодного и горячего копчения рыбы. Уже сейчас успешно функционируют конвейерные вертикальные установки для холодного копчения рыбы, роторные печи для мелкой рыбы производительностью 1 т/сут.

Для производства вяленых и провесных рыботоваров в ЦКТБ «Азчеррыбы» разработан механизированный туннель, в котором автоматически поддерживается определенный техноло­ гический режим. Производительность туннеля: провесной ры­ бы — 3 т/сут, вяленой — 0,5 т/сутки.

Высоким уровнем механизации производства (53%) харак­ теризуются линии выработки кормовой рыбной муки и кормо­ вого рыбного фарша из мелких рыб (хамсы, тюльки, снетка), обрабатываемых пиросульфитом натрия. Находящееся сейчас в эксплуатации оборудование жиромучных заводов устарело и не предусматривает использования подпрессовых бульонов.

В новой жиромучной установке, выпускаемой Нежинским механическим заводом, Т-1-ИЖС предусмотрены непрерыв­ ность технологического процесса и полная механизация и авто­ матизация производства рыбной муки и жира. В установке обеспечивается сохранение в муке биологически ценных вита­ минов и белковых веществ благодаря работе вакуум-выпарной станции. Производительность установки 30—35 т/сут по сырью, что в 2 раза превышает мощность старой установки и вдвое сокращает число обслуживающего персонала.

При выработке кормового рыбного фарша основным аппара­ том в механизированной линии является дробилка, в которой совмещены процессы перемешивания рыбы с пиросульфитом натрия и дробления смеси на фарш. Усовершенствованная дро­ билка с двусторонним выходом фарша (конструкция Сухумско­

59