Файл: Чичельницкий, И. М. Резервы роста производительности труда на рыбообрабатывающих предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
дения рабочих от тяжелых и трудоемких работ, но и средством точного соблюдения технологического процесса обработки ры бы, сокращения длительности производственного цикла изготов ления продукции и повышения ее качества.
Механизация и автоматизация ручных процессов труда соз дают возможность для широкого использования непрерывнопо точного способа производства продукции и внедрения комплекс номеханизированных линий обработки рыбы. Эффективность применения поточных методов работы выражается прежде всего в значительном росте производительности труда, уменьшении трудоемкости вырабатываемой продукции и снижении ее себе стоимости.
Четкая специализация оборудования и рабочих мест на по точных линиях позволяет использовать малоквалифицированную рабочую силу вследствие расчленения производственного про цесса на сравнительно несложные операции. При этом дости гается высокая производительность труда на рабочих местах в результате приобретения рабочими производственных навыков при многократном повторении операций.
Опыт показал, что на непрерывнопоточных линиях по пере работке рыбы и выпуску консервов не только увеличивается выработка рабочих, но. и улучшаются все показатели работы участка, цеха, предприятия. В результате интенсификации про цессов и увеличения выпуска продукции сокращается удельный расход электроэнергии и топлива, улучшается использование оборудования. Внедрение потока приводит к наиболее полному использованию оборудования, экономии производственных пло щадей, ликвидации или сведению к минимуму простоев рабо чих, повышению культуры производства.
Развитие технического прогресса в рыбообрабатывающей промышленности осуществляется поэтапным переходом от неав томатизированного производства к автоматизированному. На первом этапе происходит частичная механизация отдельных опе раций. Примером частичной механизации в рыбоконсервном производстве служит механизация разделочных операций — об резка плавников, рубка голов и хвостов и др. При этом часть работ выполняется машинами, а часть — вручную.
Второй этап характеризуется комплексной механизацией всего процесса труда. Рабочий только управляет машинами и механизмами. Переработка рыбы на кормовую муку осуществ ляется на комплексно-механизированных линиях, где все опера ции полностью механизированы.
На третьем этапе автоматизации происходит замена рабочих функций на контрольных и простейших операциях приборами и механизмами. На рыбообрабатывающих предприятиях авто матизация осуществлена лишь на некоторых участках производ ства. В цехах обработки рыбы применяется автоматическое взвешивание рыбы, дозировка соли, специй, в консервных цехах
41
внедрены автоматы заливки банок томатным соусом, маслом, автоматизирован процесс стерилизации консервов.
Четвертый этап характеризуется комплексной автоматиза цией производства, где функции управления производственными процессами выполняет комплекс машин и механизмов, рабочий осуществляет только наладку машин и контроль за их работой.
Автоматизация рыбообрабатывающего производства долж на охватывать как механические процессы (выгрузку и транс портировку рыбы-сырца, полуфабрикатов и готовой продукции, разделку рыбы, упаковку готовой продукции), так и тепловые и физико-химические процессы (заморозку, дефростацию, об жарку, посол, вяление, копчение, стерилизацию).
В рыбообрабатывающей промышленности проводятся боль шие мероприятия по внедрению комплексной механизации и ав томатизации производственных процессов, охватывающих все звенья производства. Наиболее совершенные поточные произ водства — это механизированные линии жиромучного производ ства, бочкового посола рыбы, выработки жестяных консервных банок, производства консервов, выработки кормового рыбного фарша.
В настоящее время на рыбообрабатывающих предприятиях работают свыше 1350 механизированных линий производства мороженой, соленой, кормовой рыбопродукции и консервов. По сравнению с 1962 г. число механизированных линий увеличи лось в 2,8 раза. При этом объем производства продукции на механизированных линиях возрос с 55 до 80% к общей выра ботке рыбопродукции. Внедрение средств механизации в рыбо обрабатывающей промышленности дало возможность высвобо дить за пятилетие (1966—1970 гг.) свыше 9 тыс. рабочих. Од нако общий уровень механизации обработки рыбы еще неболь шой. Показатели уровня механизации производственных процес сов обработки рыбы в 1970 г. приведены в табл. 6 (в %).
Уровень механизации на предприятиях рыбной промышлен ности можно определить, пользуясь методикой определения эко номической эффективности внедрения новой техники, механиза ции и автоматизации производственных процессов, разработан ной в 1965 г. ВНИРО. Согласно этой методике уровень меха низации производства оценивается тремя основными показателя
ми: а) степенью охвата |
рабочих механизированным |
трудом |
||
(С); б) |
уровнем механизации труда (УМт); |
г) уровнем |
меха |
|
низации |
и автоматизации |
производственных |
процессов |
(Умп). |
Система показателей технического уровня производства поз воляет не только оценить состояние механизации и автоматиза ции производственных процессов и вскрыть резервы повышения производительности труда, но и определить пути дальнейшего совершенствования и использования техники.
Необходимо отметить, что около 70% трудоемкости произ водства консервов на береговых предприятиях приходится на
4 2
Т а б л и ц а 6*
|
Степень механизации |
||
Вид обработки рыбы |
С |
у мт |
■^мп |
|
|||
Производство консервов из обжаренной рыбы (в томате |
25 |
10 |
24 |
и масле) ................................................................................... |
|||
Производство консервов в масле из копченой рыбы . . |
31 |
10 |
24 |
Производство натуральных консервов . . . . . . . . |
21 |
11 |
23 |
Производство пресервов . .................................................. |
17 |
4 |
И |
Производство копченой продукции (горячее и холодное |
28 |
11 |
20 |
копчение) . . ........................................................................... |
|||
Посольное производство ...................................................... |
15 |
' 3 |
7 |
Производство мороженой товарной рыбы на судах . . |
28 |
11 |
30 |
Производство мороженого филе на судах ..................... |
22 |
4 |
19 |
Жиромучное производство ................................................... |
60 |
36 |
53 |
Производство консервов на судах . . . ......................... |
45 |
25 |
53 |
Погрузочно-разгрузочные и складские работы . . . . |
20 |
7 |
15 |
* По расчетам НИКИМРП.
ручные операции, из них на разделку и расфасовку рыбы в бан ки до 35—45%. Уровень механизации труда при выработке кон сервов на судах в 2,5 раза выше, чем на береговых предприя тиях. Это обусловлено тем, что большая часть наиболее трудо емких разделочных, расфасовочных и упаковочных операций на судах механизирована и автоматизирована. С другой стороны, более компактное размещение судового технологического обо рудования значительно сокращает работы по транспортировке и перемещению сырья, полуфабриката и готовых консервов. Из этого следует, что при проектировании береговых консервных заводов необходимо взять все полезное по механизации произ водственных процессов, а также по компоновке технологическо го оборудования на судах.
При производстве копченой рыбопродукции ручные опера ции — наколка рыбы на рейки, загрузка и выгрузка коптильных камер, сортировка и укладка ее в ящики — занимают до 60— 65% общей трудоемкости. Весьма трудоемки выгрузка соленой рыбы из чанов, перемещение пустых и наполненных бочек, кото рые на многих предприятиях выполняются все еще вручную. Поэтому при разработке направлений технического прогресса необходимо в первую очередь обратить внимание на механиза цию наиболее трудоемких процессов.
Внедрение новой техники вызывает изменение в составе ра бочей силы на предприятиях, что находит свое выражение в соотношении численности рабочих различных по степени и уров ню механизации труда профессиональных групп. Распределение рабочей силы по производственным процессам в рыбообраба-
43
тывающей промышленности Азовско-Черноморского бассейна за 1965—1970 гг. (в % к итогу) показано в табл. 7*.
Т а б л и ц а |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Распределение рабочей силы по производственным процессам |
|
|||||
Год |
погрузочно- |
под |
приготов |
изготов |
расфасов |
оклеечно- |
обслужи |
|
разгрузочные |
ление |
ление и |
ка и уку |
вание |
||||
|
и |
транспорт |
готовка |
продук |
подготов порка про |
упаковоч- |
производ |
|
|
ные работы |
сырья |
ции |
ка тары |
дукции |
ные работы |
ства |
|
|
|
|
Консервное |
производство |
|
|
||
1965 |
|
21,5 |
24,3 |
7,4 |
7,5 |
13,2 |
6 ,i |
20,0 |
1970 |
|
18,2 |
21,9 |
5,2 |
6,1 |
12,6 |
6,0 |
30,0 |
|
|
|
|
Обработка рыбы |
|
|
|
|
1965 |
. |
45,4 |
3,4 |
19,8 |
6,0 |
17,1 |
— |
17,3 |
1970 |
41,0 |
2,2 |
8,7 |
8,7 |
17,4 |
|
22,0 |
Рассмотрим взаимосвязь между распределением рабочей силы и степенью механизации производственных процессов по основным видам работ рыбоконсервного производства и обра ботки рыбы. К транспортным и погрузочно-разгрузочным рабо там относится вся внутризаводская и внутрицеховая транспор тировка — выгрузка рыбы из судов, транспортировка ее в цехи, подноска и загрузка сырья, полуфабрикатов на транспортеры и транспортные устройства, выгрузка рыбы из чанов, установка ящиков, бочек и консервов в штабеля и разборка их, погрузка готовой продукции и т. п. При уровне механизации труда на этих работах 7% удельный вес этой категории рабочих колеб лется от 18,2% в рыбоконсервном производстве до 41% на об работке рыбы (посол, заморозка, копчение, выработка непище вой продукции).
За последние годы наблюдается систематическое сокращение численности рабочих, занятых на транспортных и погрузочноразгрузочных операциях. С 1965 по 1970 г. в результате внед рения средств механизации высвобождено свыше 7 тыс. транс портных рабочих береговых предприятий. Несмотря на широкое внедрение транспортных средств, различного рода рыбонасосов, транспортеров, штабелеукладчиков, авто- и электрокар, эта группа рабочих все еще остается многочисленной. Объясняется это тем, что внедрение транспортных и погрузочно-разгрузоч ных средств не сопровождалось комплексной механизацией этих работ. Механизированный труд здесь представлен деятельно стью водителей авто- и электрокар, штабелеукладчиков, погруз чиков и др. Остальные рабочие, обслуживая транспортные сред
* Средние показатели по 10 предприятиям «Азчеррыбы>.
44
ства, в большинстве работают или полностью вручную или вручную с применением механизмов и приспособлений. К ним относятся рабочие у бочкопогрузчиков, лифтов, элеваторов, по грузочных транспортеров и др. Удельный вес рабочих ручного труда на процессах транспортировки, перемещения и складских работах достаточно велик. Данные выборочного обследования
ряда |
рыбообрабатывающих предприятий «Азчеррыбы» в 1970 г, |
(в % |
к общей численности этой группы рабочих) представлены |
в табл. 8.
Т а б л и ц а 8
Вид производства
Всего рабочих на транспорт ных и погру- зочно-разгру- зочных рабо
тах
В том числе рабочие
на механизи- |
ручного |
только руч- |
рованном |
труда при |
ного труда |
транспорте |
механизмах |
|
Консервное производство |
18,2 |
6,5 |
4,2 |
7,5 |
Обработка рыбы . . . . |
41,0 |
12,0 |
8,7 |
20,3 |
Приведенные данные показывают, что уровень механизации труда на работах по транспортировке, перемещению еще весьма недостаточен. Это в первую очередь относится к погрузочноразгрузочным и транспортным работам в холодильниках и це хах обработки рыбы, где сосредоточен наибольший объем гру зовых операций. Работа по погрузке ящиков с рыбой на тележ ки, автокары, электрокары и автомашины производится вруч ную. Наиболее'трудоемкий процесс — транспортировка бочек с рыбой — также не механизирован. Между тем наличные транс портные средства рыбообрабатывающих предприятий позволяют значительно повысить уровень механизации погрузочно-разгру зочных и транспортных работ. Для механизации этих работ необходимо широкое применение поддонов самых различных форм и размеров, на которые укладываются материалы или продукция.
Поддоны— это не просто вид тары, а принципиально новый метод организации процессов транспортировки и перемещения предметов и продуктов труда на предприятиях и за пределами предприятий. Применение данного метода на рыбообрабатываю щих предприятиях требует комплексного подхода к проектиро ванию самих поддонов и организации всего процесса палетизации '. Для оптимального использования поддонов и транспорт ных средств и рациональной организации всего процесса транс портировки, перемещения и хранения грузов комплексно дол-
1 Под палетизацией понимают укладку штучных грузов на поддоны для получения более крупных транспортных мест.
4 5