Файл: Чичельницкий, И. М. Резервы роста производительности труда на рыбообрабатывающих предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дения рабочих от тяжелых и трудоемких работ, но и средством точного соблюдения технологического процесса обработки ры­ бы, сокращения длительности производственного цикла изготов­ ления продукции и повышения ее качества.

Механизация и автоматизация ручных процессов труда соз­ дают возможность для широкого использования непрерывнопо­ точного способа производства продукции и внедрения комплекс­ номеханизированных линий обработки рыбы. Эффективность применения поточных методов работы выражается прежде всего в значительном росте производительности труда, уменьшении трудоемкости вырабатываемой продукции и снижении ее себе­ стоимости.

Четкая специализация оборудования и рабочих мест на по­ точных линиях позволяет использовать малоквалифицированную рабочую силу вследствие расчленения производственного про­ цесса на сравнительно несложные операции. При этом дости­ гается высокая производительность труда на рабочих местах в результате приобретения рабочими производственных навыков при многократном повторении операций.

Опыт показал, что на непрерывнопоточных линиях по пере­ работке рыбы и выпуску консервов не только увеличивается выработка рабочих, но. и улучшаются все показатели работы участка, цеха, предприятия. В результате интенсификации про­ цессов и увеличения выпуска продукции сокращается удельный расход электроэнергии и топлива, улучшается использование оборудования. Внедрение потока приводит к наиболее полному использованию оборудования, экономии производственных пло­ щадей, ликвидации или сведению к минимуму простоев рабо­ чих, повышению культуры производства.

Развитие технического прогресса в рыбообрабатывающей промышленности осуществляется поэтапным переходом от неав­ томатизированного производства к автоматизированному. На первом этапе происходит частичная механизация отдельных опе­ раций. Примером частичной механизации в рыбоконсервном производстве служит механизация разделочных операций — об­ резка плавников, рубка голов и хвостов и др. При этом часть работ выполняется машинами, а часть — вручную.

Второй этап характеризуется комплексной механизацией всего процесса труда. Рабочий только управляет машинами и механизмами. Переработка рыбы на кормовую муку осуществ­ ляется на комплексно-механизированных линиях, где все опера­ ции полностью механизированы.

На третьем этапе автоматизации происходит замена рабочих функций на контрольных и простейших операциях приборами и механизмами. На рыбообрабатывающих предприятиях авто­ матизация осуществлена лишь на некоторых участках производ­ ства. В цехах обработки рыбы применяется автоматическое взвешивание рыбы, дозировка соли, специй, в консервных цехах

41


внедрены автоматы заливки банок томатным соусом, маслом, автоматизирован процесс стерилизации консервов.

Четвертый этап характеризуется комплексной автоматиза­ цией производства, где функции управления производственными процессами выполняет комплекс машин и механизмов, рабочий осуществляет только наладку машин и контроль за их работой.

Автоматизация рыбообрабатывающего производства долж­ на охватывать как механические процессы (выгрузку и транс­ портировку рыбы-сырца, полуфабрикатов и готовой продукции, разделку рыбы, упаковку готовой продукции), так и тепловые и физико-химические процессы (заморозку, дефростацию, об­ жарку, посол, вяление, копчение, стерилизацию).

В рыбообрабатывающей промышленности проводятся боль­ шие мероприятия по внедрению комплексной механизации и ав­ томатизации производственных процессов, охватывающих все звенья производства. Наиболее совершенные поточные произ­ водства — это механизированные линии жиромучного производ­ ства, бочкового посола рыбы, выработки жестяных консервных банок, производства консервов, выработки кормового рыбного фарша.

В настоящее время на рыбообрабатывающих предприятиях работают свыше 1350 механизированных линий производства мороженой, соленой, кормовой рыбопродукции и консервов. По сравнению с 1962 г. число механизированных линий увеличи­ лось в 2,8 раза. При этом объем производства продукции на механизированных линиях возрос с 55 до 80% к общей выра­ ботке рыбопродукции. Внедрение средств механизации в рыбо­ обрабатывающей промышленности дало возможность высвобо­ дить за пятилетие (1966—1970 гг.) свыше 9 тыс. рабочих. Од­ нако общий уровень механизации обработки рыбы еще неболь­ шой. Показатели уровня механизации производственных процес­ сов обработки рыбы в 1970 г. приведены в табл. 6 (в %).

Уровень механизации на предприятиях рыбной промышлен­ ности можно определить, пользуясь методикой определения эко­ номической эффективности внедрения новой техники, механиза­ ции и автоматизации производственных процессов, разработан­ ной в 1965 г. ВНИРО. Согласно этой методике уровень меха­ низации производства оценивается тремя основными показателя­

ми: а) степенью охвата

рабочих механизированным

трудом

(С); б)

уровнем механизации труда (УМт);

г) уровнем

меха­

низации

и автоматизации

производственных

процессов

(Умп).

Система показателей технического уровня производства поз­ воляет не только оценить состояние механизации и автоматиза­ ции производственных процессов и вскрыть резервы повышения производительности труда, но и определить пути дальнейшего совершенствования и использования техники.

Необходимо отметить, что около 70% трудоемкости произ­ водства консервов на береговых предприятиях приходится на

4 2


Т а б л и ц а 6*

 

Степень механизации

Вид обработки рыбы

С

у мт

■^мп

 

Производство консервов из обжаренной рыбы (в томате

25

10

24

и масле) ...................................................................................

Производство консервов в масле из копченой рыбы . .

31

10

24

Производство натуральных консервов . . . . . . . .

21

11

23

Производство пресервов . ..................................................

17

4

И

Производство копченой продукции (горячее и холодное

28

11

20

копчение) . . ...........................................................................

Посольное производство ......................................................

15

' 3

7

Производство мороженой товарной рыбы на судах . .

28

11

30

Производство мороженого филе на судах .....................

22

4

19

Жиромучное производство ...................................................

60

36

53

Производство консервов на судах . . . .........................

45

25

53

Погрузочно-разгрузочные и складские работы . . . .

20

7

15

* По расчетам НИКИМРП.

ручные операции, из них на разделку и расфасовку рыбы в бан­ ки до 35—45%. Уровень механизации труда при выработке кон­ сервов на судах в 2,5 раза выше, чем на береговых предприя­ тиях. Это обусловлено тем, что большая часть наиболее трудо­ емких разделочных, расфасовочных и упаковочных операций на судах механизирована и автоматизирована. С другой стороны, более компактное размещение судового технологического обо­ рудования значительно сокращает работы по транспортировке и перемещению сырья, полуфабриката и готовых консервов. Из этого следует, что при проектировании береговых консервных заводов необходимо взять все полезное по механизации произ­ водственных процессов, а также по компоновке технологическо­ го оборудования на судах.

При производстве копченой рыбопродукции ручные опера­ ции — наколка рыбы на рейки, загрузка и выгрузка коптильных камер, сортировка и укладка ее в ящики — занимают до 60— 65% общей трудоемкости. Весьма трудоемки выгрузка соленой рыбы из чанов, перемещение пустых и наполненных бочек, кото­ рые на многих предприятиях выполняются все еще вручную. Поэтому при разработке направлений технического прогресса необходимо в первую очередь обратить внимание на механиза­ цию наиболее трудоемких процессов.

Внедрение новой техники вызывает изменение в составе ра­ бочей силы на предприятиях, что находит свое выражение в соотношении численности рабочих различных по степени и уров­ ню механизации труда профессиональных групп. Распределение рабочей силы по производственным процессам в рыбообраба-

43


тывающей промышленности Азовско-Черноморского бассейна за 1965—1970 гг. (в % к итогу) показано в табл. 7*.

Т а б л и ц а

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение рабочей силы по производственным процессам

 

Год

погрузочно-

под­

приготов­

изготов­

расфасов­

оклеечно-

обслужи­

разгрузочные

ление

ление и

ка и уку ­

вание

 

и

транспорт­

готовка

продук­

подготов­ порка про­

упаковоч-

производ­

 

ные работы

сырья

ции

ка тары

дукции

ные работы

ства

 

 

 

Консервное

производство

 

 

1965

 

21,5

24,3

7,4

7,5

13,2

6 ,i

20,0

1970

 

18,2

21,9

5,2

6,1

12,6

6,0

30,0

 

 

 

 

Обработка рыбы

 

 

 

1965

.

45,4

3,4

19,8

6,0

17,1

17,3

1970

41,0

2,2

8,7

8,7

17,4

 

22,0

Рассмотрим взаимосвязь между распределением рабочей силы и степенью механизации производственных процессов по основным видам работ рыбоконсервного производства и обра­ ботки рыбы. К транспортным и погрузочно-разгрузочным рабо­ там относится вся внутризаводская и внутрицеховая транспор­ тировка — выгрузка рыбы из судов, транспортировка ее в цехи, подноска и загрузка сырья, полуфабрикатов на транспортеры и транспортные устройства, выгрузка рыбы из чанов, установка ящиков, бочек и консервов в штабеля и разборка их, погрузка готовой продукции и т. п. При уровне механизации труда на этих работах 7% удельный вес этой категории рабочих колеб­ лется от 18,2% в рыбоконсервном производстве до 41% на об­ работке рыбы (посол, заморозка, копчение, выработка непище­ вой продукции).

За последние годы наблюдается систематическое сокращение численности рабочих, занятых на транспортных и погрузочноразгрузочных операциях. С 1965 по 1970 г. в результате внед­ рения средств механизации высвобождено свыше 7 тыс. транс­ портных рабочих береговых предприятий. Несмотря на широкое внедрение транспортных средств, различного рода рыбонасосов, транспортеров, штабелеукладчиков, авто- и электрокар, эта группа рабочих все еще остается многочисленной. Объясняется это тем, что внедрение транспортных и погрузочно-разгрузоч­ ных средств не сопровождалось комплексной механизацией этих работ. Механизированный труд здесь представлен деятельно­ стью водителей авто- и электрокар, штабелеукладчиков, погруз­ чиков и др. Остальные рабочие, обслуживая транспортные сред­

* Средние показатели по 10 предприятиям «Азчеррыбы>.

44


ства, в большинстве работают или полностью вручную или вручную с применением механизмов и приспособлений. К ним относятся рабочие у бочкопогрузчиков, лифтов, элеваторов, по­ грузочных транспортеров и др. Удельный вес рабочих ручного труда на процессах транспортировки, перемещения и складских работах достаточно велик. Данные выборочного обследования

ряда

рыбообрабатывающих предприятий «Азчеррыбы» в 1970 г,

(в %

к общей численности этой группы рабочих) представлены

в табл. 8.

Т а б л и ц а 8

Вид производства

Всего рабочих на транспорт­ ных и погру- зочно-разгру- зочных рабо­

тах

В том числе рабочие

на механизи-

ручного

только руч-

рованном

труда при

ного труда

транспорте

механизмах

 

Консервное производство

18,2

6,5

4,2

7,5

Обработка рыбы . . . .

41,0

12,0

8,7

20,3

Приведенные данные показывают, что уровень механизации труда на работах по транспортировке, перемещению еще весьма недостаточен. Это в первую очередь относится к погрузочноразгрузочным и транспортным работам в холодильниках и це­ хах обработки рыбы, где сосредоточен наибольший объем гру­ зовых операций. Работа по погрузке ящиков с рыбой на тележ­ ки, автокары, электрокары и автомашины производится вруч­ ную. Наиболее'трудоемкий процесс — транспортировка бочек с рыбой — также не механизирован. Между тем наличные транс­ портные средства рыбообрабатывающих предприятий позволяют значительно повысить уровень механизации погрузочно-разгру­ зочных и транспортных работ. Для механизации этих работ необходимо широкое применение поддонов самых различных форм и размеров, на которые укладываются материалы или продукция.

Поддоны— это не просто вид тары, а принципиально новый метод организации процессов транспортировки и перемещения предметов и продуктов труда на предприятиях и за пределами предприятий. Применение данного метода на рыбообрабатываю­ щих предприятиях требует комплексного подхода к проектиро­ ванию самих поддонов и организации всего процесса палетизации '. Для оптимального использования поддонов и транспорт­ ных средств и рациональной организации всего процесса транс­ портировки, перемещения и хранения грузов комплексно дол-

1 Под палетизацией понимают укладку штучных грузов на поддоны для получения более крупных транспортных мест.

4 5