Файл: Чичельницкий, И. М. Резервы роста производительности труда на рыбообрабатывающих предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
Организация рабочего места предусматривает выполнение разделыцицами двух элементов операции разделки кильки: взять вазу с килькой с кругового конвейера и высыпать в лоток ма шины, порожнюю тару поставить на конвейер; взять кильки из лотка обеими руками по одной штуке и уложить в кассеты ма
шины с отсортировкой некондиционной кильки в бункер для отходов. Предлагаемый способ выполнения элементов операции
разделки кильки снижает |
затраты труда |
на предприятиях от |
|
2,4 до П.4%1. |
и удобствами |
в работе отличается ра |
|
Простотой конструкции |
|||
бочее место укладчицы рыбы в банки |
в сардинном производ |
||
стве Астраханского рыбокомбината (рис. |
4). Место укладчицы |
устанавливается около четырехъярусного транспортера: две ра бочие ленты узкие — одна для подачи наполненных банок, дру гая для порожних; две широкие ленты — по одной подается рыба в вазочках, по другой порожние вазочки и вазы с отхо дами. Такая планировка рабочего места укладчицы на пред
1 НОТ при производстве консервов «Каспийские сардины в масле». Астра хань, 1969, с. 45—47.
132
приятиях «Каспрыбы» позволила повысить производительность труда на Гурьевском рыбокомбинате — на 2,4%, на Махачка линском— на 78,9%.
Обслуживание рабочих мест
Различают следующие функции обслуживания: производ ственно-подготовительная, обеспечивающая распределение ра бот, подготовку сырья, материалов в соответствии с технологией обработки рыбы, плановыми расчетами и графиками работ; транспортная, заключающаяся в доставке сырья, материалов на рабочие места, межоперационное перемещение полуфабри катов в соответствии с графиком процесса производства про дукции; складская, состоящая в приеме, взвешивании, склади ровании, хранении, учете и выдаче сырья, материалов, инстру ментов и т. п.; инструментальная, обеспечивающая рабочие места всеми видами инструментов и приспособлений. В кон сервных цехах обеспечивается централизованная заточка но жей с доставкой их на рабочие места.
Наладочная функция заключается в наладке, регулировке оборудования и оснастке, в соответствии с разработанными гра фиками; контрольная-— состоит в контроле за качеством сырья, материалов, технологических режимов. В рыбоконсерв ном производстве осуществляется межоперационный бакте риологический контроль полуфабрикатов и продукции. К этой функции относятся также обслуживание и регулировка изме рительных устройств и приборов; энергетическая — бесперебой
ное обеспечение рабочих мест всеми видами |
энергии — водой, |
|||
паром, электроэнергией, сжатым |
воздухом, топливом и др.; ре |
|||
монтная— текущий |
ремонт и |
межремонтное |
профилактиче |
|
ское обслуживание |
технологического оборудования |
и транс |
||
портных средств; |
ремонтно-строительная — текущий |
ремонт |
и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений; хо зяйственно-бытовая — сиЬтематическое поддержание чистоты и порядка на рабочих местах, в бытовых помещениях и на тер ритории около цехов, обеспечение рабочих питьевой водой, спецжирами, спецодеждой, предметами гигиены и медицинской помощи и др.
Функции обслуживания на рыбообрабатывающих предпри ятиях выполняют в основном вспомогательные рабочие цехов. Обслуживание рабочего места (подача сырья, материалов, ин струментов и оснастки) в комплексных бригадах (звеньях) при условии широкого совмещения профессий и трудовых функций осуществляется самими рабочими комплексных бригад. Подоб ное совмещение вполне рационально, так как оно улучшает использование рабочего времени. В то же время следует иметь в виду, что совмещение функций по наладке и ремонту обору
133
дования с трудовыми процессами основных рабочих цехов об работки рыбы и выработки консервов нецелесообразно. Раци ональная организация обслуживания предусматривает четкое разграничение функций обслуживания рабочего места между основными и вспомогательными рабочими. Эти разграничения определяются характером работы, загрузкой рабочего места, степенью его оснащенности и т. д. Если условия работы позво ляют, то основному рабочему нужно поручать несложные функ ции по обслуживанию своего рабочего места.
Система обслуживания предусматривает научнообоснован ный комплекс мероприятий по снабжению рабочих мест всем необходимым для бесперебойной и высокопроизводительной работы. В основе системы обслуживания рабочих мест лежат следующие принципы: плановость процесса обслуживания, пре дупредительность, комплексность, высокое, качество обслужива ния; экономичность.
П л а н о в о с т ь п р о ц е с с а о б с л у ж и в а н и я достигается полным согласованием с системой оперативного планирования. Время и последовательность выполнения функций обслуживания согласуются с режимом работы основного производства. Так, в рыбоконсервном производстве работы по обслуживанию, свя
занные с остановкой оборудования, выполняются в |
нерабочие |
дни, в межсменные и внутрисменные перерывы. |
обеспечи |
П р е д у п р е д и т е л ь н о с т ь о б с л у ж и в а н и я |
вается заблаговременной доставкой сырья, материалов, инстру ментов, тары и приспособлений к началу рабочего дня и в про цессе работы. Рыбу, ножи, скребки, ножницы, разделочные доски должны доставлять до начала работы. В течение рабочего дня разделыцица не должна испытывать недостатка как в сырье, так и в необходимой организационной и технологической осна стке.
Принцип предупредительности проявляется на предприятиях в различных формах. Например, при организации снабжения раздельщиц рыбы ножами и ножницами целесообразно произ водить принудительную смену их и заточку через определенные промежутки времени в зависимости от стойкости ножей. Важ ное значение в организации предупредительного обслужива ния имеет оснащение рабочих мест вызывной сигнализацией со службами обслуживания. Отсутствие такой связи на рыбообра батывающих предприятиях вынуждает основных рабочих от рываться от работы, чтобы связаться с вызываемой службой.
Опыт передовых предприятий страны (Ленинградского оптико-механического, Свердловского инструментального и др.) по применению автоматизированных систем передачи информа ции (установки АКРО, ЛИТМО, УПИ-1 и др.) о работе обо рудования. со средствами двусторонней радио- и телефонной связи свидетельствует о большой эффективности подобных систем, благодаря которым улучшается предупредительное об
134
служивание |
рабочих мест |
и сокращаются |
простои |
основных |
рабочих. |
|
|
заключается в од |
|
К о м п л е к с н о с т ь о б с л у ж и в а н и я |
||||
новременном |
выполнении |
всех работ, связанных с |
ремонтом |
н профилактикой оборудования, обеспечением его оснасткой, инструментом, сырьем, материалами и т. д.
В ы с о к о е к а ч е с т в о о б с л у ж и в а н и я зависит прежде всего от соответствующей квалификации обслуживающего пер сонала. Необходимо заметить, что из-за недостаточного внима ния к вопросам обслуживания рабочих мест на рыбообраба тывающих предприятиях квалификация обслуживающих рабо чих не соответствует сложности выполняемых ими работ (осо
бенно ремонт и наладка оборудования), |
в результате простои |
|||
оборудования достаточно велики. |
|
достигается |
с наи |
|
Э к о н о м и ч н о с т ь |
о б с л у ж и в а н и я |
|||
меньшими затратами |
труда и средств |
при |
выполнении |
всего |
комплекса операций по обслуживанию рабочего места. Обслу живание рабочих мест — очень трудоемкое дело. В процессе обработки рыбы огромный труд затрачивается на перемещение и перевалку соли, тары, томата, масла и других материалов, ремонт оборудования, обеспечение производства водой, паром, электроэнергией, воздухом, инструментами и т. д. Достаточно указать, что трудоемкость обслуживания производства в полной трудоемкости выработки продукции занимает 30—37%.
Численность работников, занимающихся обслуживанием про изводства, составляет 30% от общей численности рабочих. Изза несовершенства системы обслуживания на рыбообрабатыва ющих предприятиях внутрисменные потери рабочего времени составляют около 75% всех потерь, в том числе 35% вызвано
отсутствием и несвоевременной подачей сырья, |
материалов, |
электроэнергии, пара; 27% — неисправностью |
оборудования, |
ожиданием ремонта, наладки; 8,5%-—ожиданием транспортных средств; 4,5% — отсутствием тары, инструментов, приспособле ний и др. По данным фотографии рабочего времени, проведен ным КаспНИИРХ в 1971 г., структура потерь рабочего време ни на операциях разделки и укладки рыбы в банки представле на в табл. 38 (в % к итогу, равному 100%).
Данные табл. 38 показывают, что наибольший удельный вес (до 94,3%) занимают простои из-за несвоевременного обеспече ния сырьем, материалами и энергией. Довольно значительны и простои оборудования (16,7—61,7%). Крайне недопустимыми являются простои из-за нарушения трудовой дисциплины, зани мающие от 2,0 до 58,2%.
При организации обслуживания и выборе его форм необхо димо учитывать тип и характер производства, особенности технологии. В рыбообрабатывающей промышленности получили распространение две формы обслуживания рабочих мест: дежур ное и планово-предупредительное.
135
Т а б л и ц а 38
Предприятие
Структура потерь рабочего времени
отсутствие сырья, материалов, тары, пара, воды, электро энергии |
ожидание транспорта |
неисправность оборудования |
нарушение тру довой дисциплины |
Мурманский рыбокомбинат................. |
52.6 |
|
20.4 |
27.0 |
Клайпедский рыбоконсервный завод . |
41,8 |
6,8 |
14.5 |
58.2 |
Ждановский рыбокомбинат................. |
76.7 |
2,0 |
||
Керченский рыбоконсервный завод . |
44,5 |
32,2 |
18,9 |
23.3 |
Темрюкский рыбоконсервный завод . |
55.2 |
|
25,9 |
|
Астраханский рыбокомбинат . . . . |
26.3 |
|
61.7 |
12.0 |
Рыбокомбинат им. П опова................. |
49.7 |
|
44.0 |
16.3 |
Рыбокомбинат им. Исаенко................. |
83.3 |
2,0 |
16.7 |
21,0 |
Холмский рыбокомбинат ................. |
23,0 |
54.0 |
||
Рыбокомбинат им. Володарского . . . |
94.3 |
|
|
5,7 |
Дежурное обслуживание осуществляется вспомогательными рабочими (дежурные слесари, электрики, наладчики и др.) цехов по вызовам, поступающим с рабочих мест через мастера (бригадира) или непосредственно от самих рабочих. Плановопредупредительное обслуживание проводится на основе кален дарных планов-графиков (графики ППР и наладки оборудова ния, заточки инструмента и др.). Наиболее совершенной формой является стандартное обслуживание рабочего места, осуществ ляемое в регламентированном порядке по стандартным графи кам. Трудности с изысканием запчастей, их изготовлением в плохо оборудованных мастерских предприятий приводят к не выполнению стандартных графиков обслуживания рабочих мест и как следствие — к простоям рабочих и оборудования основ ного производства.
Особенно велики простои транспортных рабочих, которые более половиньг погрузочно-разгрузочных работ производят вручную. Простои автотранспорта только на внутризаводских перевозках составляют более 40% сменного времени. По данным
выборочного обследования работы |
транспортных средств на |
предприятиях «Азчеррыбы» простои |
внутризаводского транс |
порта (в % к внутрисменному времени) составляли |
|
Транспортеры........................................................................... |
18—26 |
Автопогрузчики ....................................................................... |
32—41 |
Электропогрузчики .................................. ................................. |
40—52 |
Электрокары ............................................................................ |
35—44 |
Прочие транспортные ср ед ст в а .......................................... |
30—32 |
136
Анализ состояния организации обслуживания на рыбообра батывающих предприятиях показывает, что этот участок работы по НОТ — наиболее запущенный и отсталый. Поэтому необхо дима разработка четкой и регламентированной системы органи зации обслуживания рабочих мест, в основу которой должны быть положены следующие мероприятия. Система обслужива ния рабочих мест должна быть централизована (для этого не обходимо на рыбообрабатывающих предприятиях организовать планово-диспетчерскую службу). Необходимы проведение корен ной перепланировки грузопотоков для создания замкнутых по точных линий по схеме: причал — склад сырья, материалов — холодильник — технологические линии — склад готовой продук ции, автоматизированная система передачи информации о ра боте оборудования и двусторонняя радио- и телефонная связь между рабочими местами и службами обслуживания. Кроме того, следует максимально механизировать процессы обслужи вания рабочих мест с внедрением автоматизированной системы адресования грузов. Правильное решение всех вопросов комп лексного обслуживания рабочих мест будет способствовать наиболее полному использованию рабочего времени и повыше нию выработки на каждом рабочем месте.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ САНИТАРНОГИГИЕНИЧЕСКИХ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДА
На производстве должны быть созданы такие условия труда, которые способствовали бы росту его производительности и длительному сохранению работоспособности людей.
Условия труда на производстве (по принятой классификации НИИтруда) определяются тяжестью труда, характеризуемой степенью мышечных усилий, затратами нервно-эмоциональной энергии рабочего, темпом, монотонностью работы, санитарногигиеническими показателями (метеорологические условия, за грязнение воздуха, производственные излучения, освещенность, производственный шум, вибрации).
Работу в области совершенствования условий труда на рыбо обрабатывающих производствах необходимо начинать с устра нения имеющихся недостатков на участках охлаждения, посола, заморозки рыбы, в рыборазделочных отделениях консервных цехов.
Отдельной группой следует выделить эстетические условия труда, заключающиеся не только в оздоровлении и облегчении труда, но и повышении его производительности и привлекатель ности (цветовое оформление рабочих мест, озеленение террито рии и цехов, музыка в производственных условиях и др.).
Первая группа факторов обусловлена планировкой рабочего места, его технической оснащенностью и технологическими осо
137