Файл: Чичельницкий, И. М. Резервы роста производительности труда на рыбообрабатывающих предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация рабочего места предусматривает выполнение разделыцицами двух элементов операции разделки кильки: взять вазу с килькой с кругового конвейера и высыпать в лоток ма­ шины, порожнюю тару поставить на конвейер; взять кильки из лотка обеими руками по одной штуке и уложить в кассеты ма­

шины с отсортировкой некондиционной кильки в бункер для отходов. Предлагаемый способ выполнения элементов операции

разделки кильки снижает

затраты труда

на предприятиях от

2,4 до П.4%1.

и удобствами

в работе отличается ра­

Простотой конструкции

бочее место укладчицы рыбы в банки

в сардинном производ­

стве Астраханского рыбокомбината (рис.

4). Место укладчицы

устанавливается около четырехъярусного транспортера: две ра­ бочие ленты узкие — одна для подачи наполненных банок, дру­ гая для порожних; две широкие ленты — по одной подается рыба в вазочках, по другой порожние вазочки и вазы с отхо­ дами. Такая планировка рабочего места укладчицы на пред­

1 НОТ при производстве консервов «Каспийские сардины в масле». Астра­ хань, 1969, с. 45—47.

132

приятиях «Каспрыбы» позволила повысить производительность труда на Гурьевском рыбокомбинате — на 2,4%, на Махачка­ линском— на 78,9%.

Обслуживание рабочих мест

Различают следующие функции обслуживания: производ­ ственно-подготовительная, обеспечивающая распределение ра­ бот, подготовку сырья, материалов в соответствии с технологией обработки рыбы, плановыми расчетами и графиками работ; транспортная, заключающаяся в доставке сырья, материалов на рабочие места, межоперационное перемещение полуфабри­ катов в соответствии с графиком процесса производства про­ дукции; складская, состоящая в приеме, взвешивании, склади­ ровании, хранении, учете и выдаче сырья, материалов, инстру­ ментов и т. п.; инструментальная, обеспечивающая рабочие места всеми видами инструментов и приспособлений. В кон­ сервных цехах обеспечивается централизованная заточка но­ жей с доставкой их на рабочие места.

Наладочная функция заключается в наладке, регулировке оборудования и оснастке, в соответствии с разработанными гра­ фиками; контрольная-— состоит в контроле за качеством сырья, материалов, технологических режимов. В рыбоконсерв­ ном производстве осуществляется межоперационный бакте­ риологический контроль полуфабрикатов и продукции. К этой функции относятся также обслуживание и регулировка изме­ рительных устройств и приборов; энергетическая — бесперебой­

ное обеспечение рабочих мест всеми видами

энергии — водой,

паром, электроэнергией, сжатым

воздухом, топливом и др.; ре­

монтная— текущий

ремонт и

межремонтное

профилактиче­

ское обслуживание

технологического оборудования

и транс­

портных средств;

ремонтно-строительная — текущий

ремонт

и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений; хо­ зяйственно-бытовая — сиЬтематическое поддержание чистоты и порядка на рабочих местах, в бытовых помещениях и на тер­ ритории около цехов, обеспечение рабочих питьевой водой, спецжирами, спецодеждой, предметами гигиены и медицинской помощи и др.

Функции обслуживания на рыбообрабатывающих предпри­ ятиях выполняют в основном вспомогательные рабочие цехов. Обслуживание рабочего места (подача сырья, материалов, ин­ струментов и оснастки) в комплексных бригадах (звеньях) при условии широкого совмещения профессий и трудовых функций осуществляется самими рабочими комплексных бригад. Подоб­ ное совмещение вполне рационально, так как оно улучшает использование рабочего времени. В то же время следует иметь в виду, что совмещение функций по наладке и ремонту обору­

133


дования с трудовыми процессами основных рабочих цехов об­ работки рыбы и выработки консервов нецелесообразно. Раци­ ональная организация обслуживания предусматривает четкое разграничение функций обслуживания рабочего места между основными и вспомогательными рабочими. Эти разграничения определяются характером работы, загрузкой рабочего места, степенью его оснащенности и т. д. Если условия работы позво­ ляют, то основному рабочему нужно поручать несложные функ­ ции по обслуживанию своего рабочего места.

Система обслуживания предусматривает научнообоснован­ ный комплекс мероприятий по снабжению рабочих мест всем необходимым для бесперебойной и высокопроизводительной работы. В основе системы обслуживания рабочих мест лежат следующие принципы: плановость процесса обслуживания, пре­ дупредительность, комплексность, высокое, качество обслужива­ ния; экономичность.

П л а н о в о с т ь п р о ц е с с а о б с л у ж и в а н и я достигается полным согласованием с системой оперативного планирования. Время и последовательность выполнения функций обслуживания согласуются с режимом работы основного производства. Так, в рыбоконсервном производстве работы по обслуживанию, свя­

занные с остановкой оборудования, выполняются в

нерабочие

дни, в межсменные и внутрисменные перерывы.

обеспечи­

П р е д у п р е д и т е л ь н о с т ь о б с л у ж и в а н и я

вается заблаговременной доставкой сырья, материалов, инстру­ ментов, тары и приспособлений к началу рабочего дня и в про­ цессе работы. Рыбу, ножи, скребки, ножницы, разделочные доски должны доставлять до начала работы. В течение рабочего дня разделыцица не должна испытывать недостатка как в сырье, так и в необходимой организационной и технологической осна­ стке.

Принцип предупредительности проявляется на предприятиях в различных формах. Например, при организации снабжения раздельщиц рыбы ножами и ножницами целесообразно произ­ водить принудительную смену их и заточку через определенные промежутки времени в зависимости от стойкости ножей. Важ­ ное значение в организации предупредительного обслужива­ ния имеет оснащение рабочих мест вызывной сигнализацией со службами обслуживания. Отсутствие такой связи на рыбообра­ батывающих предприятиях вынуждает основных рабочих от­ рываться от работы, чтобы связаться с вызываемой службой.

Опыт передовых предприятий страны (Ленинградского оптико-механического, Свердловского инструментального и др.) по применению автоматизированных систем передачи информа­ ции (установки АКРО, ЛИТМО, УПИ-1 и др.) о работе обо­ рудования. со средствами двусторонней радио- и телефонной связи свидетельствует о большой эффективности подобных систем, благодаря которым улучшается предупредительное об­

134


служивание

рабочих мест

и сокращаются

простои

основных

рабочих.

 

 

заключается в од­

К о м п л е к с н о с т ь о б с л у ж и в а н и я

новременном

выполнении

всех работ, связанных с

ремонтом

н профилактикой оборудования, обеспечением его оснасткой, инструментом, сырьем, материалами и т. д.

В ы с о к о е к а ч е с т в о о б с л у ж и в а н и я зависит прежде всего от соответствующей квалификации обслуживающего пер­ сонала. Необходимо заметить, что из-за недостаточного внима­ ния к вопросам обслуживания рабочих мест на рыбообраба­ тывающих предприятиях квалификация обслуживающих рабо­ чих не соответствует сложности выполняемых ими работ (осо­

бенно ремонт и наладка оборудования),

в результате простои

оборудования достаточно велики.

 

достигается

с наи­

Э к о н о м и ч н о с т ь

о б с л у ж и в а н и я

меньшими затратами

труда и средств

при

выполнении

всего

комплекса операций по обслуживанию рабочего места. Обслу­ живание рабочих мест — очень трудоемкое дело. В процессе обработки рыбы огромный труд затрачивается на перемещение и перевалку соли, тары, томата, масла и других материалов, ремонт оборудования, обеспечение производства водой, паром, электроэнергией, воздухом, инструментами и т. д. Достаточно указать, что трудоемкость обслуживания производства в полной трудоемкости выработки продукции занимает 30—37%.

Численность работников, занимающихся обслуживанием про­ изводства, составляет 30% от общей численности рабочих. Изза несовершенства системы обслуживания на рыбообрабатыва­ ющих предприятиях внутрисменные потери рабочего времени составляют около 75% всех потерь, в том числе 35% вызвано

отсутствием и несвоевременной подачей сырья,

материалов,

электроэнергии, пара; 27% — неисправностью

оборудования,

ожиданием ремонта, наладки; 8,5%-—ожиданием транспортных средств; 4,5% — отсутствием тары, инструментов, приспособле­ ний и др. По данным фотографии рабочего времени, проведен­ ным КаспНИИРХ в 1971 г., структура потерь рабочего време­ ни на операциях разделки и укладки рыбы в банки представле­ на в табл. 38 (в % к итогу, равному 100%).

Данные табл. 38 показывают, что наибольший удельный вес (до 94,3%) занимают простои из-за несвоевременного обеспече­ ния сырьем, материалами и энергией. Довольно значительны и простои оборудования (16,7—61,7%). Крайне недопустимыми являются простои из-за нарушения трудовой дисциплины, зани­ мающие от 2,0 до 58,2%.

При организации обслуживания и выборе его форм необхо­ димо учитывать тип и характер производства, особенности технологии. В рыбообрабатывающей промышленности получили распространение две формы обслуживания рабочих мест: дежур­ ное и планово-предупредительное.

135


Т а б л и ц а 38

Предприятие

Структура потерь рабочего времени

отсутствие сырья, материалов, тары, пара, воды, электро­ энергии

ожидание транспорта

неисправность оборудования

нарушение тру­ довой дисциплины

Мурманский рыбокомбинат.................

52.6

 

20.4

27.0

Клайпедский рыбоконсервный завод .

41,8

6,8

14.5

58.2

Ждановский рыбокомбинат.................

76.7

2,0

Керченский рыбоконсервный завод .

44,5

32,2

18,9

23.3

Темрюкский рыбоконсервный завод .

55.2

 

25,9

Астраханский рыбокомбинат . . . .

26.3

 

61.7

12.0

Рыбокомбинат им. П опова.................

49.7

 

44.0

16.3

Рыбокомбинат им. Исаенко.................

83.3

2,0

16.7

21,0

Холмский рыбокомбинат .................

23,0

54.0

Рыбокомбинат им. Володарского . . .

94.3

 

 

5,7

Дежурное обслуживание осуществляется вспомогательными рабочими (дежурные слесари, электрики, наладчики и др.) цехов по вызовам, поступающим с рабочих мест через мастера (бригадира) или непосредственно от самих рабочих. Плановопредупредительное обслуживание проводится на основе кален­ дарных планов-графиков (графики ППР и наладки оборудова­ ния, заточки инструмента и др.). Наиболее совершенной формой является стандартное обслуживание рабочего места, осуществ­ ляемое в регламентированном порядке по стандартным графи­ кам. Трудности с изысканием запчастей, их изготовлением в плохо оборудованных мастерских предприятий приводят к не­ выполнению стандартных графиков обслуживания рабочих мест и как следствие — к простоям рабочих и оборудования основ­ ного производства.

Особенно велики простои транспортных рабочих, которые более половиньг погрузочно-разгрузочных работ производят вручную. Простои автотранспорта только на внутризаводских перевозках составляют более 40% сменного времени. По данным

выборочного обследования работы

транспортных средств на

предприятиях «Азчеррыбы» простои

внутризаводского транс­

порта (в % к внутрисменному времени) составляли

Транспортеры...........................................................................

18—26

Автопогрузчики .......................................................................

32—41

Электропогрузчики .................................. .................................

40—52

Электрокары ............................................................................

35—44

Прочие транспортные ср ед ст в а ..........................................

30—32

136


Анализ состояния организации обслуживания на рыбообра­ батывающих предприятиях показывает, что этот участок работы по НОТ — наиболее запущенный и отсталый. Поэтому необхо­ дима разработка четкой и регламентированной системы органи­ зации обслуживания рабочих мест, в основу которой должны быть положены следующие мероприятия. Система обслужива­ ния рабочих мест должна быть централизована (для этого не­ обходимо на рыбообрабатывающих предприятиях организовать планово-диспетчерскую службу). Необходимы проведение корен­ ной перепланировки грузопотоков для создания замкнутых по­ точных линий по схеме: причал — склад сырья, материалов — холодильник — технологические линии — склад готовой продук­ ции, автоматизированная система передачи информации о ра­ боте оборудования и двусторонняя радио- и телефонная связь между рабочими местами и службами обслуживания. Кроме того, следует максимально механизировать процессы обслужи­ вания рабочих мест с внедрением автоматизированной системы адресования грузов. Правильное решение всех вопросов комп­ лексного обслуживания рабочих мест будет способствовать наиболее полному использованию рабочего времени и повыше­ нию выработки на каждом рабочем месте.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ САНИТАРНОГИГИЕНИЧЕСКИХ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДА

На производстве должны быть созданы такие условия труда, которые способствовали бы росту его производительности и длительному сохранению работоспособности людей.

Условия труда на производстве (по принятой классификации НИИтруда) определяются тяжестью труда, характеризуемой степенью мышечных усилий, затратами нервно-эмоциональной энергии рабочего, темпом, монотонностью работы, санитарногигиеническими показателями (метеорологические условия, за­ грязнение воздуха, производственные излучения, освещенность, производственный шум, вибрации).

Работу в области совершенствования условий труда на рыбо­ обрабатывающих производствах необходимо начинать с устра­ нения имеющихся недостатков на участках охлаждения, посола, заморозки рыбы, в рыборазделочных отделениях консервных цехов.

Отдельной группой следует выделить эстетические условия труда, заключающиеся не только в оздоровлении и облегчении труда, но и повышении его производительности и привлекатель­ ности (цветовое оформление рабочих мест, озеленение террито­ рии и цехов, музыка в производственных условиях и др.).

Первая группа факторов обусловлена планировкой рабочего места, его технической оснащенностью и технологическими осо­

137